ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Московское летописаниеНачало московского летописания восстанавливается на основе пергаменной Троицкой летописи начала XV в. Эта летопись, к сожалению, сгорела в огне московского пожара в 1812 г. Однако ко времени утраты она уже была введена в научный оборот. Тщательно изучал известия летописи Н.М.Карамзин, сделавший многочисленные и обширные выписки из ее текста и позднее опубликовавший их в примечаниях к «Истории государства Российского». Троицкая летопись была использована для выявления разночтений в Лаврентьевской летописи, публикация которой в начале XIX в. подготавливалась Обществом истории и древностей при Московском университете, но осталась незавершенной. Выписки Карамзина, а также результаты сопоставления текстов Лаврентьевской и Троицкой летописей до 906 г. позволили установить сходство Троицкой с рядом других сохранившихся летописей — Рогожского летописца первой половины XV в., Си-меоновской летописи конца XV в. Извлечения из Троицкой летописи были использованы Приселковым для реконструкции ее текста. Анализ сохранившихся материалов показал, что окончательный текст летописи содержал свод 1408 (6916) г. (это последняя дата текста). Составлялся он, по мнению Приселкова, в Москве при дворе митрополита «киевского и всея Руси» Киприана вскоре после его смерти, так как в тексте под датой 1406 г. помещено описание кончины Киприана и приведено его завещание с датой «месяца септеврия въ 12 день, индикта 15 лето 6915». По составу известий свод являлся общерусским, хотя его политические тенденции были явно промосковскими. Составитель свода 1408 г., или свода Киприана, использовал летописные работы своих предшественников. Его основным источником был общерусский свод 1305 года, отразившийся также в Лаврентьевской летописи. Поскольку Лаврентьевская летопись возникла ранее Троицкой, то можно предположить, что именно она или ближайший протограф свода 1305 г. послужил оригиналом для летописца, работавшего в начале XV в. Однако сравнение Троицкой и Лаврентьевской летописей показало, что более полные и лучшие чтения содержатся в Троицкой летописи, а не в Лаврентьевской. Обильны дополнения Троицкой летописи к тексту Лаврентьевской за конец XIII — начало XIV в.: под 1295 (6803) г. подробно рассказано о смерти Дмитрия Александровича Переяславского и т.д. Существуют и некоторые расхождения между ними. Так, события под 887 — 945 гг. датированы в Троицкой летописи годом вперед, т.е. 886—944 гг. Эти и другие наблюдения свидетельствуют о том, что свод 1408 г. восходил к оригиналу летописи — своду 1305 г. Для повествования о событиях, совершившихся после 1305 г., составитель свода 1408 г. использовал, по всей видимости, новго- 2* 35 родское, суздальское, ростовское летописание. Московское летописание XIV в. в составе свода 1408 г., было представлено, по мнению Приселкова, «Летописцем великим русским». «Летописец великий русский» — это самоназвание текста, которое приведено Карамзиным в выписке за 1392 г. В этой погодной записи летописец дает нелицеприятную характеристику новгородцам, которые «беша бо человеци суровы, непокориви, уп-рямчиви, непоставни... Кого от князь не прогневаша или кто от князь угоди им, аще и великий Александр Ярославичь не уноро-вил им?»18. При этом автор погодной статьи ссылался на другую летопись: «И аще хощеши распытовати, разгни книгу Летописец великий руськии и прочти от великаго Ярослава и до сего князя нынешняго». Приселков видел в «нынешнем князе» Василия I, вступившего на престол в 1389 г. «Летописец великий русский», как считал Приселков, возник на основе московских великокняжеских сводов, которые начали вести при митрополичьем дворе уже после смерти Ивана Даниловича Калиты в 1340 г. Именно о нем и членах его семьи в Троицкой летописи читались известия с точными абсолютными датами, а точные абсолютные даты событий признаются учеными свидетельствами их письменной фиксации. Первым датированным событием является рождение у Ивана Даниловича сына Семена в 1317 г.: «В лето 6825....Того же лета князю Ивану Даниловичю родися сынъ месяца сентября в 7 день, на память святого мученика Созокта и нареченъ бысть князь Семен»'9. Кроме точных дат событий, связанных с московским княжеским домом, в Троицкой летописи есть датированные церковные события, совершившиеся в Москве. Раннее из них — закладка Успенского собора митрополитом Петром 4 августа 1326 г.: «Того же лета (6834) въ госпожино говение, месяца августа в 4, на память святого мученика Елфериа, заложена бысть первая церковь камена на Москве на площади, во имя святыа Богородица, чест-наго ея успениа, пресвященнымъ Петромъ митрополитомъ и бла-говернымъ княземъ Иваномъ Даниловичемъ. Пресвященныи же Петръ митрополитъ създа себе своима рукама гробъ камень в стене, идеже последи положенъ бысть, еже и ныне лежить»20. Летописное свидетельство о том, что умерший митрополит Петр лежит на том месте, которое он сам указал, свидетельствует о позднейшем происхождении текста с известием о закладке Успенского собора. Оно возникло, по крайней мере, после 1326 г., когда скончался митрополит. Составление «Летописца великого русского» 1389 г., по реконструкции Приселкова, стало очередным этапом работы над московскими великокняжескими сводами. Однако относительно происхождения «Летописца великого русского» в современной историографии высказываются разные мнения. Если Приселков признавал его сводом московских вели- ких князей, то позднее были высказаны предположения о принадлежности свода или суздальско-нижегородским великим князьям, или тверским великим князьям, добившимся в последней четверти XIV в. на короткое время владимирского престола. Относительно характера раннего московского летописания XIV в. в историографии также высказаны иные, чем Приселко-вым, мнения. Так, С.Я.Лурье считал, что в первой половине XIV в. существовала семейная хроника московских Даниловичей. Эти отдельные записи о семейных делах княжеского дома, а также записки митрополичьего двора были объединены в 1340 г. в летописец. Но он не был великокняжеским сводом такого типа, какие создавались в Москве позднее, во второй половине XV в. Летописец не имел общерусского характера и не стремился к воздействию на сколько-нибудь широкий круг читателей. Дошедшие до нас летописи показывают, что московское летописание набрало силу и начало играть особую роль в политической жизни во второй половине XV в. Основным центром летописания был двор великого московского князя. Политические события второй половины XV в. способствовали тому, что здесь было создано подряд несколько летописных сочинений, в основании которых лежал общерусский свод 1448 г. (названный Шахматовым Новгородско-Софийским). Следы наиболее раннего из дошедшего до нас московского великокняжеского летописания второй половины XV в. обнаруживаются в Вологодско-Пермской (конец XV — первая половина XVI вв.) и Никаноровской (вторая половина XV в.) летописях. Сопоставление этих летописей показало почти полную идентичность их текстов до 1471 г. Шахматовым была выдвинута гипотеза о существовании протографа этих летописей — летописного свода 1472 г. Свод был связан с великокняжеским летописанием и был назван Московским великокняжеским сводом 1472 г. Он создавался после победы великого московского князя над Новгородом и заключения Коростынского мира в 1471 г. Победа не привела к полной потере Новгородской феодальной республикой независимости. Данное обстоятельство диктовало московскому летописцу необходимость более осторожно оценивать политику Великого Новгорода в отношении князей. В своде 1472 г. обороты типа «изгнаша, выгнаша, показаша путь (князю)», которые встречаются в одном из источников летописи — своде 1448 г., были заменены на более мягкие по смыслу «князь изыде», «выеха». Это один из примеров позднейшей переработки ранее созданного текста в свете новых политических условий. Следующий этап в великокняжеском летописании представлен Московским великокняжеским сводом 1479 г. Он стал основой всего великокняжеского и царского летописания последующего времени. Существование свода было установлено Шахматовым. Изучая Архивную (так называемую Ростовскую) летопись, он определил, что ее повествование до 1479 г. совпадает с текстами поздних летописей, например, Воскресенской XVI в. Ученый предположил существование у этих летописных сочинений протографа, который он назвал Московским великокняжеским сводом 1479 г. Позднейшая находка свода 1479 г. в отдельном виде (т.е. вне поздних летописей) — в так называемом Эрмитажном списке XVIII в. — блестяще подтвердила правильность методических подходов Шахматова к реконструкции летописных сводов. Появившийся после окончательного присоединения Великого Новгорода к Москве, Московский великокняжеский свод 1479 г. в новых политических условиях открыто осуждал новгородцев за прежние изгнания князей. Следующие этапы московского великокняжеского летописания представлены рядом сводов конца XV в. (90-е гг.) и начала XVI в. Во второй половине XV в. велось и общерусское летописание, независимое от летописания великого московского князя. В настоящее время оно представлено лишь небольшими фрагментами, поскольку было поглощено летописанием великокняжеским. Так, в Ермолинской летописи (XV в.), в так называемых Сокращенных сводах конца XV в., частично — в Устюжской летописи (начало XVI в.) просматривается независимый свод начала 70-х гг. XV в. Он возник, скорее всего, в Кирилле-Белозерском монастыре. О месте создания этого свода говорят особый интерес его составителя к бывшему кирилло-белозерскому игумену Трифону и опальному боярину Басенку, сосланному в 1473 г. в Кириллов монастырь, а также некоторые совпадения с краткими кирилло-белозер-скими летописцами. Еще один независимый неофициальный свод был создан в 80-х гг. XV в., возможно, при ростовской архиепископской кафедре. Этот ростовский свод обнаруживается в Типографской летописи (конец XV — начало XVI вв.). Часть Типографской летописи включает в себя много известий, связанных с Ростовом и Ростовской епархией: сообщает о смене ростовских архиепископов, рассказывает о столкновении ростовского архиепископа Вас-сиана Рыло с митрополитом Геронтием. Оценку современных событий, независимую от великокняжеского летописания, автор свода демонстрирует, например, при описании репрессий Ивана III во вновь присоединенных Новгороде и Твери. В 90-х гг. XV в. независимое общерусское летописание прекратило свое существование. Впоследствии в Новгороде, Пскове, Вологде, возможно, в Твери, Ростове, Устюге и других местах продолжали составляться своды, но это были лишь местные варианты официального общерусского летописания или сугубо провинциальные летописи, питавшиеся столичными и местными слухами. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|