Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Кодификация законов в XVIII в.




Уже в начале XVIII в. одной из важнейших задач государства в области законотворчества было приведение законов в определен­ную систему. Эта система могла возникнуть на основе учета или переработки ранее изданного законодательства с исключением из него недействующего или разработкой новых законов. Например, В.Н.Татищев говорил о необходимости, «чтоб преждния несоглас­ные оному (новому. — Авт.) закону точно объявлены были, что уничтожаются или что из онаго составляется, дабы из того выбо­рам сужденные привлекать не могли»23. Татищев считал работу по созданию нового уложения чрезвычайно важной в связи с тем, что законы противоречили друг другу, были разбросаны в разных изданиях, многих законов не хватало, другие были неясно напи­саны. Он писал в 1740-х гг. о современной ему системе законов: «Уложенье 1649 г., потом Петра Великого с 1714 году и наслед­ников его по 1741 в разных книгах напечатано, но понеже многое во оных недостает или есть, да неясно, и оные один другому про­тиворечат, для того с 1719 о сочинении новаго уложения трудят­ся, но мнится, что за многими прихотьми никогда не дождать­ся»24. Надо заметить, что Татищев оказался провидцем: в течение XVIII в., несмотря на положительные результаты деятельности ряда уложенных комиссий, свод законов так и не был официаль­но утвержден.

Привести законодательство в порядок должна была кодифика­ция законов. В XVIII — первой половине XIX в. существовало два типа кодификации: во-первых, традиционная, ставящая своей задачей простое упорядочение ранее созданного законодательства; во-вторых, новая, стремящаяся к созданию на имеющейся основе или без нее нового законодательства.

После издания Соборного Уложения 1649 г. продолжалась ра­бота по выработке законов, дополнявших свод. Разбросанность законодательных материалов по различным приказам создавала трудности для использования законов во второй половине XVII в.

В начале XVIII в. Петр I предпринял попытку создать новую Уложенную книгу. В 1700 г. по указу царя была сформирована Палата об Уложении. В ее задачу входило собрать списки с «но­воуказных статей» (некоторых кодифицированных законов, до­полнявших Соборное Уложение 1649 г.) и боярских приговоров


«по вершенным делам», о которых нет ничего ни в Уложении 1649 г., ни в новоуказных статьях. Все списки указов должны были быть разнесены по главам и статьям Соборного Уложения для рассмотрения их в Палате об Уложении. Анализ работы чле­нов Палаты говорит о том, что сущность их работы состояла в сводке действующего права. Текста нового Уложения составлено не было. Есть только проекты нескольких глав, выработанные Палатой. Деятельность Палаты продолжалась до конца 1703 г.

В дальнейшем Петр I пошел по линии создания не свода зако­нов, а отраслевых кодексов, т.е. объединенного законодательства одной отрасли. Система феодального права при абсолютизме про­должала оформляться в систему кодифицированных отраслевых законодательных актов, намеченную еще во второй половине XVII в.

Продолжая традицию древнерусского права, в котором в пер­вую очередь развивалось уголовное и процессуальное право, пет­ровское законодательство кодифицировало в первую очередь эти же отрасли. Кодификации подверглись прежде всего военные от­расли права. В 1715 г. возникли Воинский артикул, Краткое изо­бражение процессов или судебных тяжеб, посвященное процессу­альному праву и судоустройству в военной юстиции, в 1716 г. — Воинский устав, в 1720 г. — Морской устав.

Указ о единонаследии (1714 г.) также имеет значение кодекса наследственного права. Генеральный регламент 1720 г. представ­лял собой кодекс административного права. В его основу был по­ложен шведский Канцелярский устав 1661 г.

Однако в XVIII в. не отказались от идеи создания нового свода законов. В петровское время, кроме Палаты об Уложении, работали еще две комиссии. Если первая комиссия 1714 г. не дала никаких результатов, то итогом деятельности в 1720—1726 гг. Уложенной комиссии при Сенате стал обширный проект Уложе­ния Российского государства.

С деятельностью этой комиссии связаны новые подходы к сис­тематизации законов. Первоначально метод кодификации законов в Уложенной комиссии был традиционным, таким же как в Пала­те об Уложении 1700 — 1703 гг., иначе говоря, законы должны были располагаться в соответствии с главами Соборного Уложе­ния 1649 г. Но впоследствии, с начала 1723 г., принцип система­тики отечественного права был изменен. Структура Соборного Уложения уже не была единственной основой систематизируемого нормативного материала. Набор и порядок глав в четырех книгах Уложения определялся по различным источникам: Краткому изо­бражению процессов 1715 г., новоуказным статьям 1669 г., Мор­скому уставу, титулам шведского Земского уложения 1608 г., Со­борному Уложению и т.д.


1720 г. использовала при кодификации не только русское законодательство, но и законы Швеции (Земское Уложе­ние 1608 г., Градское Уложение 1618 г., уставы 1669, 1686, 1695 гг.), эстляндские и лифляндские нормативные акты. В наи­большей степени влияние шведского права отразилось в трактовке вопросов судоустройства, процессуального и уголовного права. Что касается области социально-экономических отношений (иму­щественного права, положения крестьянства, крепостного права, найма рабочей силы), то эти сферы остались в рамках русского законодательства.

Работа комиссии над проектом Уложения Российского госу­дарства была окончена после смерти Петра I. О завершении под­готовки проекта Уложения было объявлено 10 сентября 1726 г. Проект состоял из 120 глав и 2113 артикулов, расположенных в 4-х книгах: 1-я книга «О процессе, то есть о суде, месте и о лицах, к суду надлежащих»; 2-я книга «О процессе в криминаль­ных, розыскных и пыточных делах»; 3-я книга «О злодействах, какие штрафы и наказания последуют»; 4-я книга «О цивильных, или гражданских, делах и о состоянии всякой экономии, или о добрых и противных порядках в домоправительстве». Главная идея новой Уложенной книги состояла в том, чтобы в соответст­вии с проведенными в первой четверти XVIII в. реформами офор­мить законодательные основы абсолютной монархии.

В 20 — 40-х гг. XVIII в. проект Уложения Российского госу­дарства неоднократно редактировался как целиком, так и по от­дельным разделам, но утвержден не был.

В 30-х гг. XVIII в. над Уложением работала еще одна комис­сия. Она представила в Сенат проекты «вотчинной» и «судной» глав, но дальше этого дело не пошло.

В 1754 г. Сенат создал новую комиссию, которая через два года представила две части Уложения «О суде» и «О розыскных делах».

Наиболее известной в истории XVIII в. была комиссия для со­чинения нового Уложения (IT'S? — 1774 гг.). Как и предыдущие, она не подготовила свода законов. Однако в процедуре разработ­ки законодательства предполагались новые моменты, не извест­ные в работе предыдущих комиссий. Прежде всего в подготовке законов предполагалось учитывать наказы различных сословий. Опираясь на наказы, переданные через выборных депутатов от всех сословий (кроме крепостных крестьян) и государственных учреждений, комиссия должна была составить новый свод зако­нов. Императрица также подготовила свой наказ комиссии. В нем затронуты различные стороны жизни общества, в том числе и правового регулирования. Наказ не имел законодательной силы, но тем не менее он оказал заметное влияние и на законодательст­во, и на правовую мысль последней четверти XVIII в.


Возлагавшиеся на Комиссию надежды не оправдались, но под­готовленные комиссией проекты стали определенным шагом впе­ред в закреплении новых институтов и норм частного права. На­пример, вводилось понятие «собственность», определялись права на распоряжение разными видами имущества. Некоторые предло­жения этих наказов были учтены в 70-80-х гг. XVIII в. в ходе гу­бернской и городской реформ. Например, были созданы словес­ные суды.

В правление Павла I также был поднят вопрос о необходимос­ти создания Уложения. В 1796 г. была организована комиссия для составления законов. Задача комиссии состояла в том, чтобы создать не новое уложение, а сводное, «отделив чистые законы от множества неясностей, временем и обстоятельством вкрадшиеся» В результате ее деятельности с 1796 по 1803 гг. был создан Свод законов из 17 глав о судопроизводстве, 13 глав уголовного кодек­са и 18 глав, посвященных гражданскому праву.

III. Приемы изучения законодательных источников

Сегодня в корпус русских законодательных источников X-XVIII вв. входят разнообразные материалы. Это разнообразие объясняется рядом общих моментов: разными принципами законо­творчества на отдельных этапах отечественной истории, разными процедурами составления конкретных памятников и их санкции (утверждения), разными формами самих законов и разным соот­ношением этих форм на том или ином историческом отрезке, вли­янием на письменный закон источников других видов, сохраннос­тью законодательного материала и т.д.

Если говорить о древнерусском законодательстве до конца XV в., то специфика его изучения связана с тем, что оно дошло до нас преимущественно в обширной рукописной традиции. Текс­ты законодательных памятников представлены в списках более поздних, чем время создания их оригинала. При этом временной разрыв может достигать нескольких столетий. Например, Устав киевского князя Владимира о десятинах, судах и людях церков­ных возник, скорее всего, во второй половине XII в. на основе двух уставных грамот Владимира, выданных в конце X в. и нача­ле XII в., а самый ранний список устава датируется XIV в.

Современное источниковедение выдвигает требование изучать всю рукописную традицию одного законодательного памятника. Изучение рукописной традиции подразумевает прочтение исследу­емого текста в каждом списке, датировку списка, определение «конвоя», т.е. состава юридического сборника, в котором нахо­дится законодательный источник. По мере работы со списками в тексте источника обнаруживаются различия, которые повторяют-


ся, причем повторяются комплексно: одни различия встречаются вместе с другими. На основе этих расхождений делается предва­рительная группировка списков. Чем большее число списков будет просмотрено, тем очевиднее станет сходство одних списков и несходство других. Далее разновидности текста будут опреде­ляться по приметам — наиболее характерным признакам принад­лежности текста к той или иной группе. Эти приметы неизменны для данной группы списков, редакции или вида редакции.

Это классификация формальная, по внешним признакам. Но есть и другая классификация, учитывающая происхождение спис­ков. Списки классифицируются по тому, как они исторически сложились, как они генеалогически соотносятся между собой. Эта система требует гипотетического восстановления всех утраченных звеньев, поскольку стремится дать реальную картину соотноше­ния списков и обосновать исторически сложившуюся их группи­ровку. В ходе исследования обе указанные классификации нахо­дятся во взаимодействии.

Описанные классификации применяются в изучении летописей и других памятников древнерусской письменности. Текстологичес­кий метод переносят и на изучение древнерусских законодатель­ных памятников, сохранившихся в большом числе списков. Одна­ко, по мнению специалиста по истории древнерусского законода­тельства Я.Н.Щапова, хотя в изучении княжеского законодатель­ства X —XV вв. и используется текстология, общая картина его истории пока не восстановлена.В 1972 г. он писал: «Сравнивая состояние изучения княжеских уставов и такого завоевавшего все­общее признание и довольно хорошо изученного источника, как летописи, можно смело сказать, что знание истории уставов отста­ет от знания истории летописания более чем на сто лет»25.

Текстологическое изучение почти 200 списков устава князя Владимира о десятинах, судах и людях церковных позволило вы­делить его семь редакций, относящихся к XIII —XVII вв.: Оле-нинская, Синодальная, Варсонофьевская, Волынская, Печерская, Троицкая, редакция Степенной книги. Под редакциями понимает­ся обработка памятника, отраженная в списках и свидетельствую­щая об изменениях в политической, юридической и социально-экономической жизни общества. Возникший в условиях Киевской Руси устав Владимира продолжал служить правовой основой и в период феодальной раздробленности в Северо-Восточной, Северо-Западрной и Южной Руси. Редакции стали определенными этапа­ми в истории текста законодательного памятника на разной терри­тории.

После определения редакций по преимуществу по формаль­ным признакам осуществляется большая работа по выяснению взаимоотношений групп источников, датировке и локализации каждой из них, причин ее появления. Так, устав Владимира в Си-


модальной редакции был широко распространен на территории Новгородской республики, Московского великого княжества, Ве­ликого Литовского княжества. В период феодальной раздроблен­ности возникли изводы этой редакции, т.е. варианты текста ре­дакции, не имеющие следов принципиальных переработок. В то же время изводы отражают приспособление законодательного па­мятника к условиям нового места и времени. Возникновение Си­нодальной редакции локализуют территорией Новгородской фео­дальной республики. Это обосновывается местом нахождения старшего списка редакции в составе кормчей, принадлежавшей Новгородской кафедре, а также использованием этой редакции в качестве основы новгородского устава Всеволода и особенностями содержания обработки устава по сравнению с другими редакция­ми. Суть этой переработки связана с вторжением церковного суда в сферу светского, княжеского. Такая ситуация была возможна в особых политических условиях Новгородской республики. Для определения времени создания Синодальной редакции важную роль играет должностная и терминологическая информация источ­ника. Перераспределение функций государственного управления между формирующимися республиканскими органами и княжес­кой властью изменяло номенклатуру должностей, особенно кня­жеского аппарата. Определение времени появления изменений на­именований должностных лиц и их функций показывает, что об­работка устава Владимира, отраженная в Синодальной редакции, осуществлена, возможно, в последней четверти XIII в.

В период Русского централизованного государства изменились условия создания законов. Судебники не имеют большого числа списков, в которых отразились бы следы переработки текста во времени. Новые исторические условия, с одной стороны, интенси­фицировали законодательную деятельность самодержца, а с дру­гой — быстро изменяли реальность, которая требовала реакции законодателя на изменения. Значительный объем накопленных нормативных материалов и изменявшаяся реальность предусмат­ривали более частую кодификацию или систематизацию законов.

Теперь при изучении происхождения и назначения любого ко­дифицированного закона, его социальной направленности, места в ряду предыдущих и последующих законов встает вопрос о зако­нодательной базе, на основе которой он возник. При такой поста­новке вопроса на первый план выходит поиск ранее созданных нормативных материалов.

Многие законы в виде грамоты, указа, указа с боярским при­говором не сохранились. Одной из причин их утраты были мос­ковские пожары. Особенно губительным стал пожар в Москве 3 мая 1626 г., когда сгорели «царские хранилы», где находились акты и грамоты за многие годы, и документация приказов. Об ут­ратах документов во время этого пожара нередко вспоминали при


составлении Соборного Уложения, когда не оказывалось необхо­димых нормативных документов.

Восполнить пробелы в законодательной базе этого времени часто помогает изучение сохранившейся делопроизводственной до­кументации XVI —XVII вв. Отсутствие текстов законов иногда по­рождает дискуссии по ряду фундаментальных проблемах. В исто­рической науке существует, например, дискуссия о роли законо­дательства в закрепощении крестьян, иначе говоря, были ли пере­ходы крестьян запрещены государством или прикрепление крес­тьян к своей земле сложилось стихийно в практике отношений держателей и их господ.

Совокупность фактов, почерпнутых из ряда делопроизводст­венных документов 80 —90-х гг. XVI в. (поручной записи крес­тьянина вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря 1 мая 1584 г.; наказа писцам города Галича Костромского уезда 30 июня 1585 г.; царской грамоты с изложением челобитья игумена новгородского Пантелеймонова монастыря до середины 1595 г.) делает более убедительной позицию тех историков, кто считает, что в послед­ние годы жизни царь Иван IV издал специальное установление, запрещавшее крестьянские переходы во время проводившегося в 80-е гг. XVI в. писцового описания.

Изучение законодательных источников периода абсолютизма может опираться на иные подходы. Как уже отмечалось, специ­фика законодательных материалов связана с поэтапным, поста-дийным возникновением закона. При сохранении документации на всех этапах — законодательной инициативы, выработки проек­та закона, его обсуждения и переработок, принятия, утверждения верховной властью — возникает значительный комплекс источни­ков, касающихся происхождения одного закона. Эта документа­ция позволяет также выстроить хронологию возникновения вари­антов закона, определить их авторство (индивидуальное или кол­лективное), установить социальную направленность закона.

Проиллюстрируем эти возможности изучения постадийного со­здания законодательного акта на примере Регламента Главного магистрата 16 января 1721 г. Этот закон обеспечивал городскую реформу Петра I и детализировал компетенцию Главного маги­страта как центрального государственного учреждения коллеги­ального типа, подчиненного Сенату. Автором первоначального текста (первой редакции) был консультант царя по вопросам ад­министративной реформы Генрих Фик. Его проект был основа­тельно изменен обер-секретарем Сената Анисимом Яковлевичем Щукиным. В результате переработки возникла вторая редакция Регламента, вынесенная на обсуждение сенаторов, где также были сделаны поправки, внесенные в текст беловика второй редакции. Таким образом в Сенате возникла третья редакция. Беловик тре­тьей редакции был исправлен почерками двух анонимных лиц.


Так появилась четвертая редакция. На совместном обсуждении Регламента Сенатом и Петром I последним лично были внесены поправки в текст четвертой редакции. Окончательный текст Рег­ламента, подписанный Петром I, представляет собой пятую и пос­леднюю редакцию. Таким образом, менее чем за год текст Регла­мента прошел все стадии подготовки, многократного обсуждения и принятия.

Последовательное изучение текстов всех пяти редакций пока­зывает, в каком направлении шла переработка первоначального варианта Регламента и какие цели преследовал законодатель. Если авторский текст Фика предполагал дать российским городам самоуправление по образцу западноевропейских городов, то на разных этапах обсуждения из текста были изъяты главы, связан­ные с организацией самоуправления: «О градских городовых службах», «О привилегиях российских городов», «О наследст­венных городовых маетностях и собственных доходах российских городов», «О городских караулах». Если первоначальный проект предусматривал, что выборным членом магистрата мог стать любой «честный и добронамеренный» горожанин, то при обсуж­дении в Регламент внесены ограничения: «выбирать во всех горо­дах из гостей и гостиной сотни людей и из граждан первостатей­ных добрых, пожиточных и умных людей». Как видим, проект закона переписывался на каждой стадии обсуждения не в интере­сах всего городского сословия, а в интересах городской верхуш­ки. Изменения авторского проекта в конечном счете привели к централизации механизма государственного управления городами и усилению контроля за горожанами.

Источники

Древнерусские княжеские уставы XI—XV вв. М., 1976. Законодательство Петра I. M., 1997.

Полное собрание законов Российской империи (собрание первое). Т. 1-45. СПб., 1830.

Памятники русского права. Вып. 1-8. М., 1952—1952.

Российское законодательство X—XX вв. В 9 т. Т. 1-5. М., 1984—1987.

Соборное Уложение 1649 года: Текст. Комментарии. Л., 1987.

Литература

Алексеев Ю.Г. Белозерская уставная грамота 1488 г. и вопросы наместни­ческого суда // Вспомогательные исторические дисциплины. Т. 23. Л., 1991.

Алексеев Ю.Г. Вопросы истории текста Псковской Судной грамоты // Вспомогательные исторические дисциплины. Вып. 11. Л., 1979.

Водарский Я.Е. Проект Регламента Главного магистрата и его редакции (1720 г.) // Проблемы источниковедения. Вып. 10. М., 1962.

Замуруев А.С. Приемы и методы кодификации при подготовке проекта Уложения Российского государства в 20-е годы XVIII в. (на примере глав о



противоцерковных преступлениях) // Вспомогательные исторические дис­циплины. Т. 25. СПб., 1994.

Зимин А.А. К истории текста Краткой редакции Русской Правды // Труды Историко-архивного института. Т. 7. 1954.

Маньков А.Г. Законодательство и право России второй половины XVII в. СПб., 1998.

Маньков А.Г. Уложение 1649 г. — кодекс феодального права России. Л., 1980.

Милов Л.В. Легенда или реальность? (О неизвестной реформе Владимира и Правде Ярослава) //Древнее право. Jus Anticvum. 1996. № 1.

Мюллер Р.Б. Законодательные акты второй половины XVI — первой по­ловины XVII вв. и принципы их издания // Вспомогательные исторические дисциплины. Т. 8. Л., 1976.

Развитие русского права XV — первой половины XVII в. М., 1986.

Развитие русского права второй половины XVII—XVIII вв. М., 1992.

Тихомиров М.Н. Пособие для изучения Русской Правды. М., 1953.

Флоря Б.Н. Об установлении «заповедньк лет» в России // Отечествен­ная история. 1999. № 5.

Черепнин Л.В. Русские феодальные архивы XIV—XV вв. М.; Л., 1948— 1951.

Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в XVI—XVII вв. Ч. 1-2. М., 1978.

Щапов Я.Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси XI—XIV вв. М., 1972.

Юшков С.В. Судебник 1497 года (К внешней истории памятника) // Труды выдающихся юристов: С.В.Юшков. М., 1989.

Янин В.Л. Новгород и Литва: пограничные ситуации XIII—XV веков. М., 1998. Гл. 2.

Примечания

1 Российское законодательство X—XX вв. Т. 1. М., 1984. С. 48. Статья 23.

2 Там же. С. 47. Статья 4.

3 Там же. С. 47. Статья 18.

4 Там же. С. 332. Статья 3.

5 Там же. Т. 2. М., 1985. С. 55. Статья 10.

6 Соборное уложение 1649 года. Л., 1987. С. 74. Глава XVI. Статья 2.

7 Российское законодательство X—XX вв. Т. 1. С. 64.

8 Там же. С. 66-67.

9 Там же. С. 331.

10 Там же. С. 341.

11 Там же. Т. 2. С, 54.

12 Там же. С. 194.

13 Там же. С. 55.

14 Полное собрание русских летописей. Т. 24. Пг., 1921. С. 213-214.

15 Цит. по: Зимин А.А. Летописные свидетельства о коронации Дмитрия-
внука и заговоре Владимира Гусева (1497—1498 гг.) //Летописи и хрони­
ки. Сб. статей 1973 г. М., 1974. С. 245.

16 Российское законодательство X—XX вв. Т. 2. С. 97.

17 Там же. С. 119-120.


18 Татищев В.Н. Лексикон российской исторической, географической, по­
литической и гражданской // Татищев В.Н. Избранные произведения.
Л., 1979. С. 283 (статья «Законодавец»).

19 РГАДА- Ф. 13. Оп. 1. Ед. хр. 62. Л. 15.

20 РГАДА. Ф- 342. Оп. 1. Ед. хр. 92-в. Л. 5.

21 РГАДА. Ф. 248. Кн. 5466. Л. 65.

22 Полное собрание законов Российской империи (первое). СПб., 1830.
Т. 16. № 12090.

23 Татищев В.Н. Указ. соч. С. 283 (Статья «Закон гражданский и царский»).

24 Там же. С. 283.

25 Щапов Я.Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси X—XIV вв. М.,

1972. С. 6.


Глава 3 АКТЫ






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных