Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Оформление договорных отношений в дописьменный период




Анализ различных письменных исторических источников (актов, граффити, берестяных грамот, летописей) показывает, что в переходе к письменной фиксации договоров существовало не­сколько фаз: во-первых, заключение соглашения, условия кото­рого закреплены только обрядом; во-вторых, запись о сделке «для памяти»; в-третьих, запись для официального утверждения сделки.

Разнообразные сделки между отдельными лицами, или груп­пами людей, или сообществами (обмен продуктами труда, согла­шения вождей племен о мире, договоры в области семейно-брач-ных отношений и т.д.) появились еще в дописьменный период. На том этапе общественного развития условия соглашений закреп­лялись обрядами, состоявшими из определенных символических действий и словесных формул. Уникальный пример подобного обряда доносят до нас так называемый Усть-Вымский сборник 20-х гг. XVI в. и Вологодско-Пермская летопись XVI в., которые сообщают о заключении русскими послами мира с остяками и во­гулами в конце 1484 г. или начале 1485 г. Со стороны остяков и вогулов заключение мира сопровождалось обрядом, необычность которого поразила русских послов, и они, вернувшись в пределы Руси, рассказали о нем своим соотечественникам: «А мир их таков. Подкинувше елку в жерьдь протолъсту, протесав на четы­ре, а под нею послали медведно (медвежью шкуру. — Авт.). Да на медведно покинули две сабли острей в верх супротивно. Да на медведно же положили рыбу да хлеб. А наши поставили в верх елкы крест. А югричи по своему жабу берестену (т.е. свой тотем. — Авт.) доспену и с нохти. Да привяжуть под крестом ниско, да под жабою над нами как почнуть ходити вкруг елки в посолон (т.е. по движению солнца, с востока на запад. — Авт.) дръжати


две сабли, ^подкнув елку острей вниз. Да человек, стоячи, приго­варивает: «Кто сесь мир изменить, по их праву Бог казни». Да обоидуть 3-жды, да наши поклонятся кресту, а они на полъдень (юг. — Авт.). А после того всего с золота воду пили, а приговор.их так же: «Кто изменить, а ты, золото, чюй!»3.

В конце XVI в. русские послы не предполагали того, что их далекие предки, заключая более пятисот лет тому назад договоры с Византией, также клялись оружием (мечом) и своими язычески­ми богами. Так, погодные записи 907, 911, 944 и 971 гг. из По­вести временных лет показывают, что обряд заключения междуна­родных договоров языческой Русью состоял из определенных дей­ствий и словесных формул: «А Олга водивше на роту и мужи его по Рускому закону, кляшеся оружьем своим, и Перуном богом своим, и Волосомъ, скотьемъ богом, и утвердиша миръ» (погод­ная статья 907 г.); «некрещеная Русь полагають щиты своя и мече свое наги, обруче свое и прочаа оружья, да кленутся о всем, яже суть написана на харатьи сей» (погодная статья 944 г., описание утверждения мира Русью в Царьграде); «...и прииде на холмъ, кде стояше Перунъ и покладоша оружые свое, и щиты, и золото, и ходи Игорь роте и люди его, елико поганыхъ Руси» (погодная статья 944 г., описание процедуры утверждения Русью того же договора в Киеве); «...да имеем клятву от бога, в его же веруем — в Перуна и в Волоса, скотья бога, и да будем золоти, яко золото, и своим оружием да исечени будем» (погодная статья 971 г., из текста договора).

Следы некоторых сторон процедуры дописьменного оформле­ния сделок сохраняются в частных актах периода феодальной раздробленности в виде особых терминов.

В текстах купчих и данных грамот, возникших в период неза­висимости Новгорода и Пскова, встречаются термины «одерень», «вдерень». Они происходят от слова «дерн» — верхний слой почвы, заросший травянистыми растениями и скрепленный их переплетающимися корнями. Дерн был символом некоторых обря­дов, связанных с отчуждением земли при передаче ее в собствен­ность, при произнесении присяги перед межеванием земли и т.д. В текстах, оформлявших земельную сделку, термин «одерень» («вдерень») стал означать вечное право собственности: «А продал есми ту четверть лука в одерен(ь) без выкупа и отвел, а нет до тое чети лука дела ни моему роду, ни племяни, ни жене, ни детем».

В купчих грамотах, особенно двинских и абсолютном боль­шинстве актов конца XIV — первой половины XVI в. Северо-Вос­точной Руси, отмечается термин «пополонок» («пополнок») — на­туральная придача к основной денежной плате за покупку. Нату­ральная придача могла состоять из скота и домашней птицы, зерна, одежды и меха и т.д. Стоимость пополонка зависела от ве­личины основной суммы сделки: чем она выше, тем дороже при­дача. Этот термин несет следы уравнения ценности предметов в


ходе натурального обмена ими. Например, покупая вотчинные земли у Степана Нечая и Парфена Постника Григорьевых Овчи-ниных детей Сытина, архимандрит Новоспасского монастыря Ни­фонт от себя и братии в купчей грамоте 1544/1545 г. указал, что «а дали есмя на ней тридцат(ь) рублев и четыре рубли да попол-нъку вол рыж»4.

Определенным архаизмом в текстах актов выступает термин «послух» («послухи»). Корнем этого термина является слово «слух», которое указывает на то, что послух был свидетелем устно совершенной сделки. Послухи выступали гарантами соблю­дения условий договора, а в случае их нарушения — свидетелями при дальнейшем разбирательстве.

Когда сделки стали оформляться в письменном варианте, в текст договора со временем была введена удостоверительная фор­мула с указанием, как скреплен акт и чья печать приложена к до­кументу. Формула свидетельствовала о подлинности документа. В такой ситуации изменилась роль послухов, чьи имена также запи­сывались в удостоверительной части акта, и они теперь стали сви­детелями письменного оформления сделки, а не самой договорен­ности между контрагентами.

Элементы дописьменного периода заключения сделок, отра­зившиеся в текстах местных актов, постепенно исчезают в услови­ях Русского централизованного государства. В этот период офор­мляются более или менее единые по структуре, терминологии и юридическим формулам разновидности документов договорного характера. Кроме того, в новых исторических условиях государ­ство начало вести учет письменно оформленных сделок между контрагентами различных сословий и социальных категорий, за­конодательно обеспечивая унификацию текстов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных