ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Оформление договорных отношений в дописьменный периодАнализ различных письменных исторических источников (актов, граффити, берестяных грамот, летописей) показывает, что в переходе к письменной фиксации договоров существовало несколько фаз: во-первых, заключение соглашения, условия которого закреплены только обрядом; во-вторых, запись о сделке «для памяти»; в-третьих, запись для официального утверждения сделки. Разнообразные сделки между отдельными лицами, или группами людей, или сообществами (обмен продуктами труда, соглашения вождей племен о мире, договоры в области семейно-брач-ных отношений и т.д.) появились еще в дописьменный период. На том этапе общественного развития условия соглашений закреплялись обрядами, состоявшими из определенных символических действий и словесных формул. Уникальный пример подобного обряда доносят до нас так называемый Усть-Вымский сборник 20-х гг. XVI в. и Вологодско-Пермская летопись XVI в., которые сообщают о заключении русскими послами мира с остяками и вогулами в конце 1484 г. или начале 1485 г. Со стороны остяков и вогулов заключение мира сопровождалось обрядом, необычность которого поразила русских послов, и они, вернувшись в пределы Руси, рассказали о нем своим соотечественникам: «А мир их таков. Подкинувше елку в жерьдь протолъсту, протесав на четыре, а под нею послали медведно (медвежью шкуру. — Авт.). Да на медведно покинули две сабли острей в верх супротивно. Да на медведно же положили рыбу да хлеб. А наши поставили в верх елкы крест. А югричи по своему жабу берестену (т.е. свой тотем. — Авт.) доспену и с нохти. Да привяжуть под крестом ниско, да под жабою над нами как почнуть ходити вкруг елки в посолон (т.е. по движению солнца, с востока на запад. — Авт.) дръжати две сабли, ^подкнув елку острей вниз. Да человек, стоячи, приговаривает: «Кто сесь мир изменить, по их праву Бог казни». Да обоидуть 3-жды, да наши поклонятся кресту, а они на полъдень (юг. — Авт.). А после того всего с золота воду пили, а приговор.их так же: «Кто изменить, а ты, золото, чюй!»3. В конце XVI в. русские послы не предполагали того, что их далекие предки, заключая более пятисот лет тому назад договоры с Византией, также клялись оружием (мечом) и своими языческими богами. Так, погодные записи 907, 911, 944 и 971 гг. из Повести временных лет показывают, что обряд заключения международных договоров языческой Русью состоял из определенных действий и словесных формул: «А Олга водивше на роту и мужи его по Рускому закону, кляшеся оружьем своим, и Перуном богом своим, и Волосомъ, скотьемъ богом, и утвердиша миръ» (погодная статья 907 г.); «некрещеная Русь полагають щиты своя и мече свое наги, обруче свое и прочаа оружья, да кленутся о всем, яже суть написана на харатьи сей» (погодная статья 944 г., описание утверждения мира Русью в Царьграде); «...и прииде на холмъ, кде стояше Перунъ и покладоша оружые свое, и щиты, и золото, и ходи Игорь роте и люди его, елико поганыхъ Руси» (погодная статья 944 г., описание процедуры утверждения Русью того же договора в Киеве); «...да имеем клятву от бога, в его же веруем — в Перуна и в Волоса, скотья бога, и да будем золоти, яко золото, и своим оружием да исечени будем» (погодная статья 971 г., из текста договора). Следы некоторых сторон процедуры дописьменного оформления сделок сохраняются в частных актах периода феодальной раздробленности в виде особых терминов. В текстах купчих и данных грамот, возникших в период независимости Новгорода и Пскова, встречаются термины «одерень», «вдерень». Они происходят от слова «дерн» — верхний слой почвы, заросший травянистыми растениями и скрепленный их переплетающимися корнями. Дерн был символом некоторых обрядов, связанных с отчуждением земли при передаче ее в собственность, при произнесении присяги перед межеванием земли и т.д. В текстах, оформлявших земельную сделку, термин «одерень» («вдерень») стал означать вечное право собственности: «А продал есми ту четверть лука в одерен(ь) без выкупа и отвел, а нет до тое чети лука дела ни моему роду, ни племяни, ни жене, ни детем». В купчих грамотах, особенно двинских и абсолютном большинстве актов конца XIV — первой половины XVI в. Северо-Восточной Руси, отмечается термин «пополонок» («пополнок») — натуральная придача к основной денежной плате за покупку. Натуральная придача могла состоять из скота и домашней птицы, зерна, одежды и меха и т.д. Стоимость пополонка зависела от величины основной суммы сделки: чем она выше, тем дороже придача. Этот термин несет следы уравнения ценности предметов в ходе натурального обмена ими. Например, покупая вотчинные земли у Степана Нечая и Парфена Постника Григорьевых Овчи-ниных детей Сытина, архимандрит Новоспасского монастыря Нифонт от себя и братии в купчей грамоте 1544/1545 г. указал, что «а дали есмя на ней тридцат(ь) рублев и четыре рубли да попол-нъку вол рыж»4. Определенным архаизмом в текстах актов выступает термин «послух» («послухи»). Корнем этого термина является слово «слух», которое указывает на то, что послух был свидетелем устно совершенной сделки. Послухи выступали гарантами соблюдения условий договора, а в случае их нарушения — свидетелями при дальнейшем разбирательстве. Когда сделки стали оформляться в письменном варианте, в текст договора со временем была введена удостоверительная формула с указанием, как скреплен акт и чья печать приложена к документу. Формула свидетельствовала о подлинности документа. В такой ситуации изменилась роль послухов, чьи имена также записывались в удостоверительной части акта, и они теперь стали свидетелями письменного оформления сделки, а не самой договоренности между контрагентами. Элементы дописьменного периода заключения сделок, отразившиеся в текстах местных актов, постепенно исчезают в условиях Русского централизованного государства. В этот период оформляются более или менее единые по структуре, терминологии и юридическим формулам разновидности документов договорного характера. Кроме того, в новых исторических условиях государство начало вести учет письменно оформленных сделок между контрагентами различных сословий и социальных категорий, законодательно обеспечивая унификацию текстов. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|