ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Публично-правовые акты: основные разновидностиК числу публично-правовых актов относятся международные договоры; княжеские договоры: а) между князьями и Новгоро- дом; 6) между великими и удельными князьями; в) между князьями и церковью; г) между верховной властью и отдельными светскими феодалами или духовными корпорациями. Грамоты по внешнеполитическим вопросам. Древнейшие русские публично-правовые акты возникли в сфере внешней политики. Это договоры Руси с Византией 911, 944 и 971 гг. Их тексты сохранились в составе Повести временных лет второй редакции. Договоры заключались по процедуре византийской и языческой. Тексты договоров в летописном варианте представляют собой переводы с греческого языка. В период феодальной раздробленности самостоятельные государственные образования поддерживали договорные отношения с Западом. Активно проявлял себя во внешнеполитической области Великий Новгород. За период с конца XII в. до 1466 г. сохранилось около 20 договоров и проектов договоров Новгородской феодальной республики с Готландом, Любеком, ганзейскими городами, Ливонским Орденом. Соглашения касались торговых, политических и других вопросов. В 1323 г. новгородский князь Юрий Данилович заключил со Швецией так называемый Ореховецкий договор, который почти на два столетия определил новгородско-шведскую границу. Условия Ореховецкого договора подтверждались дважды, в 1339 и 1351 гг. В письменном виде оформлялись договоры Новгорода с Великим княжеством Литовским. Свои внешнеполитические связи оформляло договорами и Смоленское княжество. В 1229 и 1230 — 1240 гг. Смоленск заключил соглашения с Ригой и Готским берегом. Договорные грамоты Великого Новгорода с великими князь-ми. Особое политическое устройство Новгородской феодальной республики предусматривало письменное оформление условий, на которых новгородцы приглашали князей на службу. Приглашенные князья были из Твери, Литвы, Москвы. Содержание заключенных с ними договоров касалось условий, на которых князь участвовал в управлении Новгородской землей, и его прав. Самая ранняя из дошедших договорных грамот Новгорода с приглашенным князем датируется серединой 60-х годов XIII в. Это грамота с тверским великим князем Ярославом Ярославичем. Последний договор подобного рода, заключенный Великим Новгородом в период независимости, был оформлен грамотой 1471 г. об условиях, на которых московский великий князь Иван Васильевич должен «держати» Новгород. Докончальными грамотами (от древнерусского слова «докон-чание» — договор) назывались договоры между великими князьями, великими и удельными князьями. Для наименования договоров русских царей с главами других государств термин использовался и позднее, в XVII в. Самая ранняя из известных сегодня междукняжеских договорных грамот возникла в XIV в. Это докончание 1350/1351 г. между великим князем Семеном Ивановичем Гордым и его удельными братьями — князьями Иваном и Андреем Ивановичами. Большое число междукняжеских договоров оформлялось в условиях феодальной войны второй четверти XV в., когда актуальным для князей стал вопрос о военных и политических союзах. Последняя договорная грамота была составлена в 1531 г., она оформила соглашение между великим московским князем Василием III и дмитровским князем Юрием Ивановичем. В докончаниях оформлялись вассально-сюзеренные отношения князей, поскольку в них фиксировалось старшинство одного князя («брат старейший») и подчиненность другого («брат молод-ший»). Например, докончание великого князя Дмитрия Ивановича и великого князя рязанского Олега Ивановича, заключенное около 1382 г., имеет такое характерное начало: «По бл(а)госло-вен(ь)ю отца н(а)шего Киприяна, митрополита всея Руси, на сем, братъ стареиши, княз(ь) велики Дмитреи Иванович, и брать твои, княз(ь). Володимеръ Андреевич, целуйте ко мне кр(е)стъ, къ своему брату к молодшему, ко князю к великому к Олгу Ива-новичю»6. Грамоты содержали разнообразные договорные статьи: о военной помощи, владении территориями, статусе различных категорий населения, праве отъезда бояр и вольных слуг, порядке взимания пошлин и уплаты «выхода» — ордынской дани. Формула заключения договора и присяга на верность в соблюдении соглашения выражалась в тексте докончания словами: «...целовали есмы межи собе крест...» Жалованные грамоты появились на Руси в XII в. Древнейшей жалованной грамотой, сохранившейся в оригинале, является пергаменная грамота великого киевского князя Мстислава Владимировича и его сына новгородского князя Всеволода. В ней зафиксировано пожалование братии Юрьева монастыря села Буйце вместе с иммунитетными правами на землю. У этой грамоты еще не развит формуляр, в нем нет, в частности, даты. В источниковедении предложено несколько вариантов ее датировки. С учетом времени пребывания Мстислава Владимировича на киевском престоле грамота датируются широко — периодом с 1125 по 1132 гг. Попытки сузить датировку опираются на известие новгородских летописей о том, что до 1128 г. игуменом в Юрьеве монастыре был Кирияк. Следовательно, грамота, данная на имя игумена Исайи, возникла уже после этого года. Один из первых исследователей грамоты И.И.Срезневский (1812 — 1880) датировал ее ИЗО г., так как Всеволод после похода в этом году на чудь «ходи Кыеву к отцю» и вместе с отцом дал жалованную грамоту. Другие исследователи находят иные события в жизни Мстислава Владимировича, позволяющие датировать грамоту. Так, Т.В.Рождественская считает, что в 1128 г. киевский князь приезжал в новгородский Юрьев монастырь по случаю по- 4 - 394 97 ^^^^^^^^н ставления Исайи игуменом, поэтому и относит жалованную грамоту к 1128 г. В период феодальной раздробленности жалованные грамоты выдавались во многих княжествах: Рязанском, Тверском, Ярославском, Московском и др. На начальном этапе выдача жалованных иммунитетных грамот в определенной степени свидетельствует о слабости государственной власти, поскольку вместе с землей она передавала вотчиннику собственные права на сбор государственных доходов и суда над людьми, проживавшими на территории вотчины. В условиях Русского централизованного государства верховная власть, укрепляясь, стремилась ограничить права вотчинников на территории их владений, поэтому уже в XVI в. предпринимались попытки приостановить выдачу жалованных грамот. В отношении светских вотчинников постепенно это удалось сделать, но на вотчины церковных феодалов жалованные грамоты выдавались и в XVII в. В ранних жалованных грамотах нет детализации податного и судебного иммунитета. Жалованные грамоты XIV — начала XV вв. бессрочно освобождали только от дани. В дальнейшем список поборов, от которых отказывался верховный правитель в пользу вотчинника, разрастался. Теперь у власти появились варианты различных сочетаний привилегий, которые она предоставляла землевладельцам. С конца XV в. стали освобождать бессрочно от основных прямых налогов и пошлин: дани, ямских денег, тамги, посошной службы, а с середины XVI в. полоняничных и писчаль-ных денег. Грамоты, бессрочно освобождавшие вотчину от всех или части этих налогов и пошлин, называются жалованными тарханными. Жалованная льготная освобождала от уплаты государственных податей на оговоренный в грамоте срок. Жалованные тарханно-оброчные заменяли совокупность повинностей, падавших на феодальное владение, единой суммой оброка, уплачиваемого в заранее установленный срок, и т.д. Судебный иммунитет предоставлялся жалованными несудимыми, «бережельными» и другими грамотами. Жалованные обельно-несудимые сочетали освобождение от второстепенных поборов в пользу великого князя с привилегиями судебного характера. Княжеские духовные грамоты. Самыми ранними княжескими завещаниями являются два «рукописания» владимиро-волынского князя Владимира Васильковича около 1287 г., сохранившиеся в тексте Ипатьевской летописи. Факт составления духовной для каждого наследника (брата и жены князя) свидетельствует о неразвитости завещаний как разновидности актов. Позднее все распоряжения завещателя как в публично-правовом, так и в частном документе оформлялись в едином тексте, независимо от количества наследников. Духовные грамоты великих и удельных князей Северо-Восточной Руси создавались с XIV по XVI вв., однако сохранились грамоты только князей московского дома. Духовные грамоты московских князей появляются с конца 20-х или конца 30-х гг. XIV в. За период с 1327 г. (или 1339 г.) по 1375 г. их известно четыре, причем духовные Ивана Калиты и Ивана Красного дошли в двух вариантах. Все шесть текстов сохранились в подлинниках. В письменном тексте существо договора передают формулы: «...целым своим умом пишу душевную грамоту...» и «...даю ряд...». Заметим, что такие же формулы характерны для завещаний частных лиц. Поздней сохранившейся княжеской духовной является завещание Ивана Грозного 1572 г., которое по своему содержанию близко к публицистическому сочинению. Духовные грамоты составляли и удельные князья. Последняя такая грамота — завещание углицкого князя Дмитрия Ивановича Жилки (1521 г.). Древнейшие уставные грамоты реконструируются на основе церковных уставов. Как уставные грамоты, так и церковные уставы касались взаимоотношений светской и церковной властей и отражали земельные, финансовые и иные интересы государства и церкви. Результаты реконструкции уставных грамот, проведенной Я.Н.Щаповым, таковы. Первая уставная грамота князя Владимира Святославича предоставляла в 995 г. или 996 г. десятину только церкви Богородицы. Следующая уставная грамота князя Владимира о церковных судах, относившаяся ко всем русским епи-скопиям, была выдана до 1011 г. На основе обеих грамот возник древнейший текст церковного устава Владимира, распространившего действие этих постановлений на все русские земли. Выдача второго церковного устава князя Ярослава Владими К середине XVI в. область возникновения публично-правовых договоров и актов, их оформлявших, несколько сузилась. Завершение государственно-объединительного процесса и установление •»' 99 власти московского великого князя над всеми русскими землями как «государя всея Руси» упразднили, например, необходимость регулировать с помощью договоров отношения, с одной стороны, великого князя, а с другой — удельных князей. «Самодержавст-во», утвердившееся в это время, понималось современниками как неограниченная власть монарха, независимого от своих подданных. В новых исторических условиях механизмами, регулирующими отношения верховной власти с различными категориями населения, стали законодательство и административное управление, представленное приказной и местной системами государственных учреждений. В связи с этим возросло значение нормативных и распорядительных материалов, исходивших от имени царя. Если говорить о совокупности материалов договорного характера, то в дальнейшем изменилось количественное соотношение публично-правовых и частных актов в пользу последних. 4. Частные акты: основные разновидности Частые акты обязаны своим происхождением развитию сферы социально-экономических отношений. По мере ее развития росло разнообразие как объектов сделок частных лиц (земля, движимое и недвижимое имущество, деньги, люди, капиталы и т.д.), так и условий, на которых достигалась договоренность контрагентов. Сохранившийся корпус частных актов отражает это разнообразие. Большинство частных актов, возникших до конца XV в., связано с перераспределением земельного фонда. Письменно оформленные договоры, объектом которых была земля, раскрывают процесс образования феодальной собственности на землю, показывают различные пути формирования этой собственности и т.д. Переход земли от одного лица к другому, а также закрепление права собственности нового владельца фиксировали данные, купчие и меновные грамоты. Акты этих групп фиксировали разные формы перехода земли от одного владельца к другому и условия, на которых сделки совершались. Когда переход осуществлялся в виде дара, тогда сделка оформлялась данной (или вкладной) грамотой. Дарителями здесь выступали светские лица, а получавшими дар — церкви, монастыри. Эти вклады были одним из основных путей формирования церковного и монастырского землевладения. О времени появления данных грамот в источниковедении нет единой точки зрения. Некоторые исследователи древнейшей данной грамотой считают новгородскую данную игумена Антония Римлянина. Основываясь на годе смерти вкладчика, они датируют грамоту не позднее 1147 г., хотя она сохранилась в списке второй половины XVI в. В настоящее время данную грамоту Антония Римлянина или считают подделкой (С.Н.Валк, Ю.Г.Алексеев), или ее составление относят к более позднему периоду — между концом XIII и серединой XIV в. (В.Л.Янин), или, признал ее раннее происхождение, объясняют позднюю терминологию, противоречащую XII в., позднейшим поновлением текста при его копировании (М.Н.Тихомиров). Данные грамоты на землю оформлялись до 80-х гг. XVI в., когда законодательно были запрещены земельные вклады в монастыри. Эта разновидность грамот начинались формулой: «Се аз (такой-то) дал есмь в дом (название монастыря) игумену с братьею...» Если земля покупалась, то эта форма приобретения недвижимости фиксировалась в купчей грамоте. В сделке типа купля-продажа с обеих сторон могли участвовать как светские, так и духовные лица. Купчие грамоты на землю сохранились начиная со второй половины XIV в. В тексте купчей существо сделки передавала фраза: «Се аз (такой-то) купил семи (то-то)...» Обмен землей отражался в меновной грамоте. Первые менов-ные грамоты появились во Пскове в XIV в., а со второй четверти XV в. распространялись и в Северо-Восточной Руси. Характер сделки передавала письменная формула: «Се аз (такой-то) проме-нил есми (такому-то) свою вотчинку...» Тексты этих трех групп актов близки по форме и отчасти содержанию. В них назывались обе стороны, участвовавшие в сделке, ее объект и условия. В удостоверительной статье грамот перечислялись свидетели (послухи) оформления документа, назывался писец грамоты, позднее стали помещаться дата и замечание о печати. Помимо статей, характеризующих суть сделок, главные различия касались конкретных условий передачи земли новому собственнику. В данной грамоте сторона, получавшая вклад, была обязана поминать умерших родственников дарителя. В одних грамотах это условие обозначено кратко, в других внесено уточнение о том, что имена должны быть записаны в синодик. Особенностью поздних текстов данных грамот является указание в них прежних владельцев и условий, на которых была получена земля дарителем. В купчей грамоте обязательно указывалась сумма, выплаченная продавцу земли. В текстах купчих XVI в. стала записываться обязанность продавца «очищать» землю, т.е. при возникновении претензий третьих лиц на землю доказывать свое право на ее продажу и освобождать покупателя от судебных издержек. Это обязательство свидетельствовало о значительном развитии процесса отчуждения земли, многократной смене землевладельцев и желании покупателя обезопасить себя в случае появления третьих лиц, претендовавших на купленную землю. «А у кого выляжет на ту н(а)шю вотчину купчая или кабала, или запис(ь), или иная какая крепость нибуди, и нам та своя вотчина очищати, а протопопа Гри-гор(ь)я з брат(ь)ею в той своей вотчине не довести ни которого убытка. А что ся протопопу Григор(ь)ю з 6рат(ь)ею в той н(а)шеи
вотчине учинит убытка, и нам ему те убытки платити» — таким образом, например, письменно оформлена в 1569/1570 г. договоренность об «очищении» вотчинной земли в Боровском уезде, проданной фамилией Раковых «в дом Михаилу Арханилу, что на Москве на площади в старом городе, арханилскому протопопу Григор(ь)ю Иванову с(ы)ну з брат(ь)ею...»° В купчих может встретиться запись о праве покупателя поступать с землей по своему усмотрению, или отчуждение продавца от земли навечно. Крупные землевладельцы собирали свои владения в течение многих лет в результате и других сделок, которые оформлялись закладными и деловыми (дельными, раздельными) грамотами. Закладные грамоты, которые появились еще в период феодальной раздробленности в начале XV в., оформляли получение денежной суммы в долг под заклад (залог) земли. В качестве заемщиков выступали и феодалы, и крестьяне, и церковнослужители. Закладные грамоты обычно начинались формулой: «Се аз (такой-то) занял есми у (такого-то) (столько-то) денег, а в тих деньгах заложил есми... (наименование земли)». Важным пунктом в условиях такой сделки был срок, на который брались деньги взаймы. В закладной грамоте он обычно обозначался церковными праздниками. Кроме того, закладная часто содержала специальные указания на размер процентов («рост») или на способ их взимания, на права кредитора во время залога и в случае невыкупа должником своих земель в срок. Деловые грамоты фиксировали раздел вотчины светского феодала между его наследниками. Эти акты были тесно связаны с духовными грамотами, в которых завещатель отдавал распоряжения относительно всего своего движимого и недвижимого имущества. Но в дельной грамоте отражен раздел только земли в соответствии с распоряжением завещателя. Раздел земли в дельной грамоте мог быть расписан более подробно, чем в духовной. Развитие товарно-денежных отношений и связанный с ним процесс формирования категорий несвободных людей отражен во многих разновидностях частных актов, среди которых полные грамоты, служилые кабалы, порядные, ссудные грамоты, жилые записи и др. В историографии на основе этих грамот изучалось происхождение крепостного права, экономическое положение различных категорий крестьян и т.д. Полные грамоты регистрировали один из вариантов купли-продажи, и ее объектом являлись люди. Первые сведения о полных грамотах относятся к XV в. Пока выявлены две подлинные полные грамоты — 1494 г., составленная в Суздале, и 1511 г., написанная в Пскове. Другие полные грамоты сохраняются в списках конца XVI в. в новгородских так называемых записных книгах старых крепостей. Последняя известная сегодня полная грамота датируется 1554 г. Название этой группы грамот происходит от слова «полница», употребленного в тексте для обозначения перехода свободного человека в полное холопство («в полницу»). В полное холопство человек продавал себя сам (или его продавали) за определенную денежную сумму. Существо данной сделки передавала фраза «Се аз (такой-то) купил семь (такого-то) в полницу себе и своим детем... на нем полтора рубли. А продал семи по своей воле без пристава...» «Докладными» полными назывались грамоты о самопродаже людей «в полницу», совершенной с доклада наместнику. С начала XVI в. и до конца XVII в. похолопление оформлялось новой разновидностью актов — служилыми кабалами. Кабала — слово, которое обозначало письменное долговое обязательство, долговую расписку. Служилые кабалы фиксировали заем денег с обязательством должника «служити по вся дни и всякое дело делати» «во дворе» заимодавца. В отличие от закладных в заемных кабалах заем не обеспечивался закладом земли. Поэтому заемные кабалы заключались с представителями тех социальных слоев, которые не располагали свободно отчуждаемой землей. В роли кредитора мог выступать светский или церковный феодал, а в роли заемщиков — монастырские слуги, крестьяне, посадские люди. Поступавший в кабалу заемщик имел право после погашения долга выйти из кабалы, однако такая возможность реализовывалась редко. С конца XV в. получают распространение акты крестьянского поряда, т.е. акты, оформлявшие поступление в крестьяне к частному феодалу. Это оброчные, порядные, ссудные грамоты. Оброчные грамоты оформляли отношения между феодалом и крестьянином, который получил от этого феодала землю для обработки. Акты появились с конца XV в. Они начинались формулой: «Се аз (такой-то) дал есми на оброк...» Далее описывалась земля, размер ренты частному феодалу, которую должен был уплатить крестьянин с этой земли. Арендаторами вотчинной земли выступали и другие сословия. Порядные записи дошли до нас по преимуществу из северных монастырей. Свое название документ получил от слова «ряд» (договор). Такое же наименование договора было известно и в период феодальной раздробленности в Новгородской феодальной республике, где рядная фиксировала договор между двумя сторонами по какому-либо спорному делу, заключенный либо «полюбовно» без суда, или согласно судебному решению. Самой ранней рядной считается псковская рядная Тешаты и Якима 1266—1291 гг. Сравнение рядной периода феодальной раздробленности и порядной записи периода Русского централизованного государства показывает, что эти акты, несмотря на похожесть их наименований, отражают различные договорные отношения. На Северо-Востоке в XVI —XVII вв. порядная оформляла вступление в феодальную зависимость обедневших и обезземеленных крестьян. Порядные заключали также церковнослужители (дьячки, попы). Порядчик обязывался освоить выделенный ему земельный надел и после этого нести повинности в пользу землевладельца, а феодал давал на определенный срок льготу по оброку и барщине. Особенностью содержания порядных грамот является подробное перечисление повинностей крестьян, садившихся на чужой земле. Порядные имеют следующие составные элементы: 1) кто поряжается; 2) к кому; 3) на какой участок; 4) с какого времени и на какой срок; 5) подмога (натуральная или денежная субсидия); 6) условия эксплуатации участка; 7) трудовые повинности и подати в пользу феодала; 8) государственные повинности; 9) неустойка в случае невыполнения поставки; 10) удостоверительная часть. Порядные записи по сути своей договоры в чистом виде, но они не получали удостоверения в государственных учреждениях. Существует мнение о том, что они являются внутренней документацией монастырей. В формуляре отсутствует указание на пошлины за совершение сделки. В качестве писца порядных могли выступать или монастырский дьячок, или больничный старец и т.д. Местом хранения порядных являлась монастырская «казна». Порядные записи оформлялись иногда в двух экземплярах. Сначала порядная оформлялась от лица монастырского собора, а затем составлялся крестьянский «противень» порядной. Получив порядную, крестьяне еще давали накладное письмо. Назначение покладного письма состояло в том, чтобы при возможном отказе крестьянина от условий «ряда» или утрате им «противеня», можно было предъявить документ, исходящий от самого рядившегося крестьянина. Приведем образец покладного письма 4 февраля 1671 г.: «Се аз Богословской вотчины Пинежской волости монастырской крестьянин Иван Артемьев сын Осокин дал семи сие покладное письмо того ж Богословского монастыря в казну игумену Ионе да келарю старцу Сергию, да казначею старцу Матфею з братнею в том, что оне, игумен Иона з братнею, в нынешнем 179 году порядили меня, Ивана, в свой монастырской пашенной починок на Бе-резнике, где преж сего жил я ж, Иван. И тому у меня, Ивана, от них порядная следует. И как им, игумену Ионе з братею, та порядная смотрить пона: добитца, и мне, Ивану, та порядная им смотреть давать, за собой не таить, да в том я, Иван, им, игумену Ионе и всей братии Богословского монастыря, в Богословскую казну сие и покладное писмо дал. На то послуси отец мои Иванов родной Артемей Никитин сын Осока. Писал сие писмо по его Иванову велению в Богословском монастыре казенной дьячек Оська Степанов. 179-го году (7179 г., т.е. 1671 г.) февраля в 4 день»9. Появление покладного письма как документа, констатировавшего только факт заключения порядной и некоторые новые условия, касающиеся самого документа (не таить порядную, при необходимости показать ее монастырю), отражает стремление феодалов фиксировать информацию о сделках как можно в большем числе документов и использовать их для удержания крестьянина в собственном владении. Ссудные грамоты появились с 20-х гг. XVII в. Ими оформлялась выдача денежной ссуды вступавшему в крестьяне. Получив ссуду, порядчик должен был «жить... безвыходно», без отсрочек платить оброк, нести тягло, трудиться на хозяина. В период становления и существования крепостного права (конец XVI — середина XIX вв.) возникли новые сделки, объектами которых стали холопы и крестьяне. Акты, оформлявшие эти сделки, регулировали обмен и распределение крестьян и холопов. В конце XVI в. появились так называемые поступные (от слова «поступиться», т.е. уступить) грамоты. В них владелец беглых крестьян уступал их другому феодалу, у которого крестьяне жили «в бегах». Крестьяне без земли стали объектом купли-продажи с середины XVII в. Эти сделки оформлялись в купчих на крестьян. Отпускные грамоты освобождали кабальных людей, холопов, крестьян от личной зависимости. Они появились в XVII в. Купчие, отпускные акты на крестьян просуществовали до отмены крепостного права в 1861 г. Жилая запись была прообразом договора найма рабочей силы, но в условиях господства крепостнических отношений найм носил полукабальный характер. Распространяется она с начала XVII в., самая ранняя запись датируется 1607 г. В текст жилой записи вносились, как правило, сведения о сумме денежной оплаты труда человека, дававшего на себя запись, и сроке, в течение которого хозяин будет пользоваться его трудом. Кроме того, записывались обязательства нанимавшегося выполнять оговоренную в жилой записи работу и не приносить хозяину убытков. Самостоятельными пунктами условий были записи о характере дополнительного вознаграждения труда, а также обозначение неустойки в случае неисполнения договора. В XVII в. зарождаются и в дальнейшем получают большое распространение акты трудового и имущественного найма, акты на совместное предпринимательство и т.д. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|