ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Публицистические произведения XI—XIII вв.Большое историческое значение имеют произведения XI — XIII вв., известные под названиями «Послание», «Слово», «Поучение». Среди этих памятников есть сочинения светские и церковные. Сохранившееся в ряде списков «Слово Даниила Заточника» представляет послание с просьбой о милости. Оно составлено неким Даниилом и обращено к новгородскому князю Ярославу Владимировичу (княжил с перерывами с 1180 по 1199 г.). Автор послания, по-видимому, попал в опалу и был сослан на озеро Лаче (район Каргополя), о котором он писал так: «...кому Лаче озеро, а мне на нем седя плачь горький». Поскольку «Слово» обращено к новгородскому князю и в словах Даниила есть намек на знание им пределов северной Руси («...кому Бело озеро, а мне черней смолы...» и «кому ти есть Новгород, а мне и углы опадали...»), можно говорить о новгородском происхождении автора. Свое «Слово», включавшее множество социальных и бытовых описаний, Даниил составил в форме притч и изречений, что делало его произведение очень популярным на Руси. Судя по приводимым им поучениям и афоризмам, это был человек достаточно образованный для своего времени. Высоко ставя личность князя, Даниил видел залог княжеского могущества в отстранении от междоусобных распрей и в союзе с умными советниками, «думцами». Однако сам он, по-видимому, не принадлежал к этим «думцам». В «Слове» встречаются образы, связанные с описанием помола хлеба, варкой железа, литьем из олова и золота. Естественно предположить, что создатель «Слова» был неплохо знаком с городским ремеслом и мог сам происходить из мастеров-ремесленников. Отсюда демократический характер его произведения, его яростная ненависть к боярам, понимание пропасти между богатыми и бедными. «Богат возглаголет, — пишет Даниил, — все молчат и вознесут слово его до облак, а убогий возглаголет, вси на нь кликнуть...». «Слово» — единственный памятник раннего периода древнерусской литературы, который создан представителем демократических кругов. В этом его основная ценность как исторического источника. Другое произведение, называющее имя Даниила Заточника, — так называемое «Послание» или «Моление» — является переработкой «Слова», выполненной неизвестным автором в XIII в. Автор «Моления», испытав злоключения, подобно Даниилу Заточнику, пишет: «...кому Переславль, а мне Гореславль, кому Боголюбово, а мне горе лютое». Приведенный каламбур позволяет связать происхождение этого человека с Суздальской землей. По своему социальному положению автор «Моления» — служилый человек, советник князя, бывалый и много видевший. Так, в его «Послании» дается даже описание цирковых игр, мало известных на Руси в XIII в. С презрением относясь к холопам («не лепо у свинии в ноздрех рясы златы также на холопе порты дороги»), он не так резко, как Даниил в «Слове», отзывается о боярах и превыше всех ставит князя, окруженного «мужами сильными. Не посягая на основы христианской религии, он делает ряд выпадов против монашества. «Моление» — памятник более поздний и более компилятивный, чем «Слово», — отразило многие стороны социально-политической жизни Руси XIII в. К другой разновидности гражданской литературы относится «Поучение Владимира Мономаха». Оно известно в одном списке, помещенном как вставка в Лаврентьевскую летопись под 1096 г. Однако «Поучение» написано значительно позднее. При перечислении воинских подвигов Владимира Мономаха в тексте упомянут поход на Глеба Минского, состоявшийся в 1117 г. При описании другого похода говорится о рождении у Владимира Мономаха сына Мстислава, который назван «детем старейшим новгородским», что могло быть только до 1117 г., когда Владимир Мономах неревел его на княжение в Белгород. Следовательно, «Поучение» не могло быть написано ни ранее, ни позднее 1117 г. В летописи она оказалось под 1096 г. потому, что поздний редактор Повести временных лет или Лаврентьевской летописи стремился ретроспективно обосновать позицию Владимира Мономаха на Любечском съезде 1097 г. По своей форме «Поучение Владимира Мономаха» находит аналогии в римско-византийской и в англосаксонской литературе, но по своему содержанию это оригинальное русское произведение. Под общим названием «Поучение» объединены три различных сочинения: поучение к детям, воспоминания и послание к своему противнику Олегу Черниговскому. Перечислив общие нормы христианской морали, Владимир Мономах переходит к вполне конкретным политическим рекомендациям. Помня о крестьянских и городских выступлениях конца XI — начала XII в., он призывает «...куда же ходяще путем по своим землям, не даити пакости деяти отроком, ни своим, ни чюжим, ни в селах, ни в житех, да не кляти вас начнуть». Владимир Мономах выступает за единство действий русских князей против внешних врагов и готов ради этого примириться с князем Олегом. Большое место в этом произведении занимают описание военных походов и княжеских охот, наставления по ведению хозяйства. События жизни автора «Поучения» являются и фактами политической истории Руси конца XI — начала XII в., его взгляды отражают мировоззрение дальновидного государственного правителя. Этим определяется место и значение «Поучения Владимира Мономаха» как исторического источника. Значительный историко-философский материал содержится в церковных «Словах», «Поучениях» и «Хождениях». Наиболее ранним произведением такого характера является «Слово о законе и благодати и похвала кагану нашему Владимиру», составленное митрополитом Илларионом между 1037— 1050 гг. В «Слове», отражающем борьбу религиозных и политических идей в Киеве XI в., превозносятся государственная мощь Руси и христианство (благодать) в противоположность иудаизму (закону), который был религией враждебного Руси Хазарского каганата. «Слово» возвеличивает русских покровителей христианства — княгиню Ольгу, князей Владимира и Ярослава. Интересные сведения о культуре и быте Киевской Руси дают «Поучения Кирилла епископа Туровского» (1171 — 1182 гг.) и «Послание к смоленскому пресвитеру Фоме» Климента Смолятича (русского митрополита с 1147 г.). Авторы этих сочинений выступают за широкую образованность, порицают стяжательство духовенства и монастырей.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|