Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Источники по истории Закавказья, Средней Азии, Прибалтики и монголо-татарских завоеваний в XI—XIII вв.




Среди источников по истории Армении выделяется «Судебник» Мхитара Гоша (примерно 30-е годы XII в. — 1213 г.) — руковод­ство для судей, в основу которого были положены Моисеевы зако­ны в изложении их по Библии, постановления вселенских соборов,, статьи Василия Великого, заимствованные из Номоканона (сборник церковных и гражданских законов, относящихся к церкви), а так­же нормы обычного права. Исследователи отмечают, что из 130 ста­тей «Судебника» 56 основаны на обычном праве. «Судебник» дает довольно четкую картину противоречивых социально-экономических взаимоотношений в Армении XII — XIII вв.

В конце X — первой половине XI в. Степанос Таронаци (Асо-хик) написал «Всемирную историю». В трех книгах излагается биб­лейская история (от Авраама до 286 г. н. э.), история армян до 885 г., история 885— 1004 гг. Для первых двух книг Асохик ис­пользовал сочинения Мовсеса Хоренаци и Гевонда. Наибольший интерес представляет третья книга, которая составлялась автором по более точным свидетельствам и как современником событий.

Как бы продолжением третьей части труда Асохика является сочинение армянского историка XI в. Аристакеса Ластивертци «Ис­тория Армении» за 1001 — 1072 гг. Ценность этого труда заклю­чается в значительной достоверности приводимых фактов, так как некоторые события описываются очевидцем, о чем автор уведомля­ет: «Знаю достоверно и видел своими глазами». Ластивертци при­водит материалы о восстании тондракийцев, которому посвящены две главы «Истории», о падении Багратидского царства в Армении,.нашествиях сельджуков, опустошении страны, разрушении крупных торговых городов Ани, Арцн и др.

В XIII в. армянским ученым-монахом Варданом (умер в 1271 г.) была составлена «Всеобщая история» с древнейших времен до 1267 г. Помимо общих сведений о Закавказье Вардан сообщает о тяжелых последствиях набегов и владычества монголо-татар, когда «сосуд горького уксуса и осадок гнева божия был излит на народ».

По истории монголо-татарского нашествия и владычества боль­шой материал дает «История Армении» Киракоса Гандзакеци (1200—1271 гг.). Первая часть рассматривает события с начала IV в. до 1197 г., вторая — с 1197 по 1265 г. Во второй, наиболее ценной части много сообщений, сделанных очевидцем, бывшим в плену у монгол: «Есть что сам видел своими глазами, есть что сам слушал своими ушами». В ней рассказывается о появлении монго­ло-татар на Кавказе в 1220— 1221 гг., их жестокости, разрушении городов, дается словарь татарских слов с переводом на армянский язык. Гандзакеци неоднократно выходит за рамки описания Арме­нии, приводя материалы о Грузии и других странах, вводит читателя в обстановку сложных политических взаимоотношений на Кавказе.

Для изучения истории Закавказья обширный материал дают грузинские исторические труды и грамоты. Наиболее существенные исторические факты сохранились в сборнике грузинских летописей, возникшем в XII в. и неоднократно пополнявшемся вплоть до XIX в., — «Картлис Цховреба» («Житие Картли»).

Сохранившиеся списки «Картлис Цховреба» представляют собой сборники летописей, которые в силу их особенностей сложения, ре­дактирования, пополнения можно разделить на две группы. В пер­вую входят летописи до XIV в., составившие так называемую «Древнюю Картлис Цховреба». Вторая представлена сборниками XVIII в., куда вошли отредактированные материалы Древней Карт­лис Цховреба и изложение истории Грузии за XIV — XVIII вв. Особое значение имеют списки летописей первой группы. В их со­ставе находятся: «Жизнеописание первых грузинских отцов и па­рей» Леонтия Мровели (XI в.), доведенное до V в.; «История царя Вахтанга Горгасали» Джуаншера (XI в.) с событиями V — VIII вв.; «Мученичество царя Арчила» Леонтия Мровели; «Летопись Карт­ли» анонимного автора XI в., охватывающая время VIII — XI вв.; «История царского рода Багратиони» Сумбата Давитисдзе (XI в.); «История царя царей Давида» неизвестного автора XII в.; две «Истории царицы Тамары» (XIII в.); «История царей Дэметрэ, Георгия, Тамары, Лаша Георгия» и «Хронография» с событиями исто­рии Грузии XIII — XIV вв. Составленная из произведений разных авторов летопись не производит впечатления цельного историческо­го труда. Многие сообщения, в частности Мровелн и Джуаншера,. носят сказочно-легендарный характер, что сближает их, как отме­чают исследователи, со средневековыми хрониками. Значительно1 больший конкретно-исторический материал имеет «Хронография» анонимного автора XIV в., рассматривающая историю Грузии от царствования Георгия Лаши (1213— 1222 гг.) до воцарения Геор­гия Блистательного (1341 г.). Автор рисует картину разорения, страны в XIII в. вначале хорезмшахом Джелал-ад-дином, а затем монголо-татарами, отмечает их губительные последствия: голод, истребление населения, разрушение городов, тяжесть налогов и т. д. Для историка очень важны сообщения о государственном строе, управлении, церковной жизни, быте и других сторонах жиз­ни Грузии этого периода, которых мы не находим в других истори­ческих источниках.

Большое значение приобретает источниковедческое изучение до­шедших до нас немногих актовых материалов, представляющих со­бой грамоты иммунитетного характера. Они в основном устанавли­вают привилегии феодалов.

В копии сохранилась древнейшая грамота, оригинал которой относят к X в. В оригинале, на пергаментном свитке дошла грамота — «гуджар» — 1058 г., данная царем Багратом Шио-Мгвимскому онастырю. В ней говорится о пожаловании «отца Шио и святым отцам мгвимским» земель в ущелий «во всех его границах с по­ем, равниною, водою, лесом, мельницею и совсем потребным и не­потребным» (т. е. со всеми годными и негодными землями), с ос­вобождением монастыря от всех повинностей в пользу государства.

От начала XII в. (1123 г.) дошла жалованная грамота Шио-Мгвимскому монастырю Давида Строителя, которой определяют­ся повинности монастырских крестьян и монастырю передаются функции суда и расправы над крестьянами. 1193 годом датируют грамоту царицы Тамары, которая была дана монастырю в Гелати. Хотя грамота дошла до нас в испорченном виде, ее текст восста­навливается по позднему списку, сделанному, видимо, с оригинала. Обращает на себя внимание, что и эта грамота составлена по уста­новившемуся формуляру пожалования. В ней перечисляются зем­ли, отходящие к монастырю, «с горой и равниной, лесом, полями, водой, мельницей и со всеми [своими] справедливыми границами и причитающимися ему [землями], годными и негодными».

Жалованные иммунитетные грамоты отражают социальную структуру общества, роль и место духовенства, податную систему, судебные иммунитетные права церкви, положение отдельных групп крестьян.

Письменные источники по истории Средней Азии сложны по со­ставу материалов и характеру изложения. Особенностью их является хроникальное описание событий, которое дается с точки зре­ния идеологии господствующего феодального класса.

Наибольшую известность получили сочинения ал-Бируни, Гардизи, Бейхаки и Казвини.

Ахмед-ал-Бируни (973—1048 гг.) написал историко-астрономи-ческий трактат «Памятники минувших поколений», который содер­жит материалы по хронологии и праздникам известных ему на­родов. Они даются вместе с замечаниями об исторических собы­тиях.

Учеником Бируни считают Гардизи, который между 1049— 1053 гг. написал сочинение «Украшение летописей», где собрал большой материал по истории Хорасана. Помимо этого Гардизи изложил историю древнеиранских царей и халифов, использовав материалы источников, не дошедших до нашего времени.

Современник Гардизи, Абу-ль-Фазль Бейхаки написал тридца­титомный труд «История Бейхаки», сохранившийся в небольшой части, относящейся к правлению Масуда (1030—1041 гг.). В ка­кой-то степени «Историю Бейхаки» можно считать мемуарами, автор которых около двадцати лет служил в канцелярии Масуда Газневи и был свидетелем многих событий. Сообщаемые в «Исто­рии» сведения раскрывают характер дипломатических отношений, политику Газневидов, дают представление о феодальном быте, положении народа, налогах и др.

К 1340 г. относятся «Избранная история» и «Услада сердец» Хамдаллаха Казвини, которые помимо сведений о монгольских ильханах и местных династиях Ирана сообщают интересные фак­ты о Средней Азии и Азербайджане. Особенно важны географи­ческие материалы и данные о налоговой политике.

Материалы по истории монгольских завоеваний в Средней Азии и на Кавказе имеются в ряде других исторических трудов на арабском и персидском языках.

Персидский историк и государственный деятель Джувейни, по­ступивший на службу к монгольским ханам, около 1260 г. написал трехтомную «Историю миропокорителя», где излагалась история монгольских походов и завоеваний Чингисхана, история хозерм-шахов и монгольских наместников в Иране. Использовав многие устные рассказы и письменные источники, Джувейни не скрывает промонгольской направленности своего труда, хотя и говорит об •отрицательных сторонах монгольского владычества.

До 1231 г. довел свою «Полную историю» арабский историк Ибн аль-Асир (1160—1234 гг.). Первая часть его труда — это сокращенное изложение «Истории» ат-Табари (до 923 г.), далее следует изложение, основанное на использовании имевшихся пись­менных источников, устных рассказов и личных наблюдений. У Ибн-Асира есть рассказ о битве русских с монголо-татарами на р. Калке в 1223 г.

Наиболее важным источником по истории монгольских завое­ваний является труд Рашид-ад-дина (1247—1318 гг.), служившего визиром у монгольских ханов в Иране, — «Сборник летописей», две части которого (из трех) дошли до нашего времени. В первой части излагается история монголов, Чингисхана и созданных мон­голами государств (до 1304 г.), во второй — всеобщая история. С источниковедческой стороны обе части вызывают особый инте­рес, так как автор пользовался документами архива монгольских ханов, написанными на монгольском языке, и монгольским пись­мом, которые ранее никому не давали для прочтения. Рашид-ад-дин сделал смелую попытку создать «Всеобщую историю» изве­стных тогда стран и народов, использовав с этой целью свиде­тельства разных ученых. В труде много материалов, имеющих первостепенное значение для истории Средней Азии, а также За­кавказья (особенно Азербайджана) в эпоху монгольских завоева­ний.

Об истории монголо-татар повествуют в своих сочинениях за­падноевропейские авторы Плано Карпини, Рубрук, Марко Поло.

Монах-францисканец Плано Карпини, будучи послом папы Иннокентия IV, совершил в 1246—1247 гг. через Киев, Хорезм, Семиречье, Тарбагатай поездку в Монголию (Каракорум). В от­чете о поездке подробно описывается пройденный путь, приводят­ся сведения о Монгольском государстве и народах, ему подвла­стных.

В 12531255 гг. во главе посольства Людовика IX Монголию посетил монах Биллем Рубрук (Рубруквис). Труд Рубрука, изве­стный под названием «Путешествие в восточные страны», содер­жит сведения о Каракоруме, об областях, через которые прохо­дило посольство (Константинополь, Крым, Донские степи, Средняя Азия, Сарай, Астрахань, Дербент, Грузия, Армения, Малая Азия). Исторические, географические известия отличаются большой до­стоверностью. Однако следует учитывать, что посольство Рубрука имело определенные политические и религиозные цели (союз про­тив тюрок-сельджуков и Никейской империи и принятие католи­чества монголами), которые не были достигнуты, что наложило отпечаток на оценку отдельных событий.

Интересные данные по истории Азии сохранились в «Книге» итальянского путешественника Марко Поло (1254—1324 гг.), ко­торый вместе с отцом и дядей (винецианскими купцами) совершил далекое путешествие в Китай. Около семнадцати лет Марко Поло был на службе у монгольского хана Хубилая, а затем вернулся на родину.

Описание путешествия было записано на старофранцузском языке пизанцем Рустичано, с которым Марко Поло, захваченный генуэзцами во время войны с Венецией, находился в тюрьме. Со­общения Марко Поло долгое время воспринимались как фанта­стический рассказ, хотя на самом деле они отличались большой достоверностью. Особое значение имеют известия, относящиеся к истории Китая, Средней Азии и Кавказа.

Среди письменных источников по истории Прибалтики выде­ляется «Хроника Ливонии», составленная в 1224—1227 гг., как предполагают, католическим священником одного из латышских приходов Генрихом Латвийским. Идеолог немецких крестоносцев и участник походов в латышские и эстонские земли, автор соста­вил «Хронику» в трех книгах по числу ливонских эпископов (при­мерно с 1180 по 1227 г.): Мейнарда, Бертольда и Альберта. «Хро­ника» особенно подробно излагает события в третьей книге, кото­рая разделена по годам эпископства Альберта («второй год епис­копства Альберта», «третий год...» и так с 1198 по 1226 г.). В книге рассказывается о появлении в Ливонии Альберта, захвате крестоносцами земгальской гавани на Двине и основании Риги |1201 г.), организации ордена немецких рыцарей (меченосцев), разбойничьих походах этих «христовых рыцарей» на ливов и эстов. В «Хронике» имеется подробный рассказ об осаде и взятии ливонцами города Юрьева, который защищали эсты и русские во главе с князем Вячко, и истреблении его защитников и населения (1224 г.). В этом источнике сохранились некоторые материалы актового характера. В частности, сообщается о договоре 1222 г. Мстислава Давыдовича Смоленского (от имени Полоцка и Витебска) с Ригой.

При всей тенденциозности «Хроники» исследователь получает большой конкретный материал по истории народов Прибалтики и их славянских соседей конца XII—XIII вв.

В конце XIII в. возникла так называемая «Рифмованная хро­ника», автор которой — немецкий рыцарь — поставил перед собой задачу прославить Ливонский орден.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных