Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные разновидности законодательных актов и нормативных постановлений Советской власти




Развитие Советского государства тесно связано с общим ходом социалистического строительства. Выделяются три основных пе­риода: первый — переходный от капитализма к социализму (до середины 30-х годов), второй — до полной и окончательной побе­ды социализма и третий — период развитого социализма. Внутри этих периодов имеются этапы, отличающиеся качественными преобразованиями в государственном строе (например, образова­ние СССР) или изменениями в методах государственной деятель­ности (например, в период гражданской и Великой Отечественной войн).

При исследовании законодательства различных периоде истории советского общества особое внимание следует обратить на изменения в структуре высших органов государственной власти, которые осуществляли законодательную деятельность. На помним, что законодательные акты первых лет Советской власти принимались Всероссийскими съездами Советов, ВЦИК. и CHК РСФСР. С победой Советской власти на территории бывших окраин Российской империи складывалось собственное законода­тельство в виде актов съездов Советов, ЦИК республик и их правительств. По Конституции 1924 г. законодательную деятель­ность осуществляли съезды Советов СССР, ЦИК и Президиум ЦИК СССР, СНК СССР и соответствующие высшие органы союзных и автономных республик. На основе Конституции 1936 г. законы принимались Верховным Советом СССР (соответствен­но— Верховными Советами союзных и автономных республик) или в результате референдума. Нормативные акты всех других органов власти носят так называемый подзаконный характер, т.е. они издаются на основе и во исполнение законов. Этот порядок законодательной деятельности сохраняется и по Конституции 1977 г.

Отмеченные периоды и особенно более узкие этапы истории развития советского законодательства характеризуются своеобра­зием в осуществлении законодательной инициативы, в порядке обсуждения и, разработки законодательных актов, их опубликова­ния. Так, в первые месяцы существования Советской власти зако­нодательные акты принимались военно-революционными комите­тами, Высшим Советом Народного Хозяйства и даже его отделами.

Основные разновидности законодательных актов (конституции, законы, кодексы) присущи каждому из периодов развития совет­ского общества. Их назначение и форма остаются в основном прежними, а содержание подвергается значительным изменениям. Каждый из периодов в развитии советского законодательства имеет и известные отличия в составе актов. Декреты характерны главным образом для первых лет Советской власти. Постановле­ния, резолюции и решения всесоюзных, всероссийских и других съездов Советов обусловлены существованием названных органов, государственной власти.

До середины 30-х годов имела место множественность в наиме­новании законодательных актов — декрет, постановление, резо­люция. С принятием Конституции СССР 1936 г. было введено единое наименование — «закон». Для документов исполнительной власти сохранены названия «постановление» и «распоряжение». Тем самым с момента построения социализма в СССР и его зако­нодательного оформления происходит известная унификация в области законодательных актов и их терминологии.

Разновидности актов имеют свои отличительные признаки в структуре и форме, обусловленные во многом их назначением. Основные группы, разновидности актовых материалов характерны для законодательства всех союзных и автономных республик.

Декреты (от латин. decretum — постановление, решение) 15ЫЛИ первыми законодательными актами Советской власти. Строительство правовой надстройки опиралось на использование опыта народных масс в создании нового общества. Задача Со­ветской власти заключалась в провозглашении принципов своей деятельности и в объединении усилий трудящихся на осуществле­ние этих принципов.

Первые декреты — конкретная реализация, правовое воплощение программных требований большевистской партии, ряда партийных решений 1917 г., требований трудящихся масс, сформу­лированных в виде многочисленных наказов, резолюций, поста­новлений, заявлений съездов и собраний рабочих, крестьян и солдат. Ярким примером является Декрет о земле, в текст кото­рого вошел «Примерный наказ», составленный на основе 242 крестьянских наказов, привезенных на I Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов в мае 1917 г.

В. И. Ленин подчеркивал агитационное и организующее зна­чение декретов Советской власти. Он называл декреты ин­струкциями, зовущими «к массовому практическому делу».

Проведение декретов в жизнь возлагалось на народные массы, поэтому содержание их должно было быть изложено популярно. В. И. Ленин указывал на необходимость иметь в декрете «популяр­нейшее введение»3. Такая преамбула, обстоятельно объясняющая причину и характер мер в отношении контрреволюционной печати разных оттенков, содержалась, например, в декрете Совнаркома «О печати» (27 октября 1917 г.). В тех случаях, когда причины издания декрета были достаточно ясны трудящимся, вводная часть сокращалась до минимума.

Агитационно-пропагандистские функции. первых декретов обусловили своеобразие практики их опубликования. Они нередко издавались в виде листовок, прокламаций, специальных брошюр.

В первые месяцы Советской власти не было выработано чет­кой терминологии. Законодательные акты, являющиеся по их значению декретами, именовались постановлением. Например, декрет Совнаркома о национализации фабрики товарищества Ликинской мануфактуры от 17 ноября 1917 г. был назван поста­новлением. В то же время в некоторых случаях акты о назначении на должность именовались декретами. Декреты первых лет Со­ветской власти можно рассматривать как собирательное наимено­вание всех важнейших законодательных актов высших органов Советского государства: резолюций, воззваний, постановлений, Деклараций ВРК, съездов Советов, ВЦИК, СНК, Совета Труда и Обороны.

Конституция (от латинского conctitutio — устройство) формулирует основные принципы общественного и государственного устройства, характеризует социально-экономическую и политическую основу общества и государства.

Конституции дают наиболее обобщенную, концентрированную информацию об отдельных исторических этапах развития со­ветского общества. При этом Конституции, с одной стороны подводят итог предшествующего развития, в определенных правовых нормах формулируют достижения трудящихся, а с другой — выступают как орудие дальнейшего социального прогресса, как определенная программа действий. Эти черты конституций следу­ет учитывать при использовании их как исторических источников

Исторические условия разработки, цели принятия отдельных конституций обусловливают особенности содержания, структуры каждой конституции.

Первая советская конституция — Конституция РСФСР, приня­тая 10 июля 1918 г. V Всероссийским съездом Советов, законода­тельно закрепила завоевания Великой Октябрьской социалисти­ческой революции. Конституция 1918 г. обобщила опыт предше­ствующей законодательной деятельности Советского государства; в ее текст был включен важнейший законодательный акт «Декла­рация прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Конститу­ция подводила итоги борьбы трудящихся масс за революционное переустройство общества. Подчеркивая эти особенности, В. И. Ле­нин говорил: «Мы знаем, что эта Советская конституция, которая в июле утверждена, что она не выдумана какой-нибудь комиссией, не сочинена юристами, не списана с других конституций. В мире не бывало таких конституций, как наша. В ней записан опыт борьбы и организации пролетарских масс против эксплуататоров и внутри страны, и во всем мире».

Конституция 1918 г. соответствовала особенностям переходно­го периода от капитализма к социализму и отразила эти особен­ности во многих своих статьях и положениях. Так, Конституция закрепила диктатуру пролетариата как полновластие трудящихся во главе с рабочим классом. Эксплуататоры были отстранены от участия в органах государственной власти и управления. Избира­тельное право предоставлялось только лицам, занятым производи­тельным, общественно полезным трудом, не использующим наемный труд, и солдатам армии и флота. Конституция обеспечи­вала преимущественные права рабочих в ходе выборов в Советы путем неравных норм представительства от городского и сельского населения. Особенности эпохи нашли отражение в провозглаше­нии таких принципов, как всеобщая трудовая повинность, призна­ние труда обязанностью всех граждан, предоставление почетного права защищать революцию с оружием в руках только трудя­щимся и т. д.

Конституция РСФСР послужила основой разработки Консти­туций Украинской ССР, Белорусской ССР и ЗСФСР.

После окончания гражданской войны и завершения первых шагов государственного строительства в пределах национальных республик встал вопрос о принципах взаимоотношений и объеди­нения советских республик. Первоначально создание союза предполагалось на основе «автономизации», т. е. включения со­ветских республик в РСФСР на началах автономии. В. И. Ленин показал опасность претворения в жизнь принципов «автономизации» и выдвинул идею объединения всех советских республик на началах полного равноправия в новое государство — Союз Со­ветских Социалистических Республик'. В. И. Ленин выдвинул и другие важные предложения по гарантиям равноправия союзных республик: о праве выхода союзной.республики, о создании двухпалатного ЦИК с несколькими председателями.

Ленинские идеи получили отражение в «Декларации об обра­зовании СССР» и в «Договоре об образовании СССР», принятых на I съезде Советов СССР 30 декабря 1922 г. Оба эти документа с изменениями и дополнениями легли в основу и составляют два основных раздела Конституции СССР 1924 г.

Конституция СССР 1924 г. законодательно закрепила принци­пы добровольности и равноправия объединения республик в новое союзное государство, гарантии суверенных прав союзных респуб­лик. Конституция определяла структуру высших органов общесо­юзной власти и управления, их компетенцию. Конституция 1924 г. рассматривала только вопросы национально-государственного уст­ройства нового союзного государства и не касалась вопросов определения основ политического и экономического строя, прав и обязанностей граждан. В этом ее основная особенность.

Успешное проведение индустриализации и коллективизации, ликвидация эксплуататорских классов потребовали принятия но­вой Конституции. В соответствии с решением февральского (1935 г.) Пленума ЦК ВКП(б) VII Всесоюзный съезд Советов принял постановление о подготовке проекта новой Конституции. Предлагалось уточнить определение социально-экономической основы общества «в смысле приведения Конституции в соответст­вие с нынешним соотношением классовых сил в СССР». 5 декабря 1936 г. VIII Всесоюзный съезд Советов утвердил новую Консти­туцию СССР, состоявшую из 146 статей, разделенных на 13 глаз. Конституция 1936 г. законодательно закрепила построение основ социализма в СССР. Это нашло отражение в соответствующих характеристиках политической и экономической основы Советско­го государства, социальной структуры общества. Победа социализ­ма обусловила дальнейшую демократизацию общественно-полити­ческой жизни страны. Были внесены существенные изменения в избирательную систему: провозглашалось и гарантировалось всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голо­совании. Впервые в Конституции была выделена глава «Основные права и обязанности граждан». Значительно расширив основные права, прежде всего право на труд, отдых, образование, Конституция устранила ограничения в правах и сформулировала материальные их гарантии.

Закрепленные в Конституции 1936 г. устои социализма законо­дательно обеспечивали последующую созидательную деятель­ность советских людей по построению развитого социалистическо­го общества.

На основе Конституции 1936 г. были утверждены новые кон­ституции союзных и автономных республик.

Конституция СССР 1936 г. подвергалась многим изменениям и дополнениям, особенно в главах, касающихся государственного! устройства, высших органов государственной власти и управле­ния. Все это требовало разработки, как указывалось в решениях XXIV и XXV съездов КПСС, новой Конституции.

7 октября 1977 г. внеочередная седьмая сессия Верховного Совета СССР девятого созыва утвердила новую Конституцию СССР, которая состоит из преамбулы, 9 разделов, 21 главы и 174 статей.

Новая Конституция закрепила построение развитого социали­стического общества. Многообразные изменения, происшедшие в нашей стране за последние 40 лет: создание высокоразвитых производительных сил, безраздельное господство социалистиче­ской собственности, увеличение социальной однородности со­ветского общества, образование новой исторической общности — советского народа и т. д. — обусловили существенное изменение многих основных положений Конституции, появление новых разде­лов, глав и статей.

Важнейшей особенностью новой Конституции является законо­дательное оформление на уровне Основного Закона положений и принципов, которые до этого были предметом отдельных законо­дательных актов или осуществлялись в силу традиции. Это при­вело к значительному расширению текста Конституции и к изме­нению структуры. Во-первых, текст Конституции был разбит на разделы, что позволяет систематизировать конституционные положения. В заглавия разделов были введены новые понятия» до этого не рассматривавшиеся в Конституции: арбитраж, гимн. Во-вторых, появились новые главы. Включение в Конституции? таких глав, как «Внешняя политика», «Народный депутат», позво­лило не только в конституционном порядке обобщить важнейшие принципы советского законодательства, сформулированные в ра­нее принятых актах («Декрет о мире», «Закон о защите мира», «Закон о статусе депутатов»), но и развить их с учетом директив­ных документов КПСС и современного исторического этапа. Наконец, в Конституцию вошло множество новых статей, зако­нодательно фиксирующих те существенные социально-экономиче­ские и социально-политические сдвиги, которые произошли в на­шем обществе. К их числу относятся статьи 6 КПСС как руководящей и направляющей силе советского общества, ядре его политической системы; о роли трудовых коллективов в обсуждении и решении государственных и общественных дел; об охране окружающей среды и т. д. Существенно расширены статьи, раскрывающие права советских граждан. В настоящей Конститу­ции они составляют раздел «Государство и личность», включаю­щий главы «Гражданство СССР. Равноправие граждан» и «Основ­ные права, свободы и обязанности граждан». В Конституции 1977 г. расширены права советских граждан и усилены их мате­риальные гарантии.

Конституции как разновидность советских законодательных актов являются формой не только союзного, но и республиканско­го законодательства. Каждая союзная и автономная республика имеет свою Конституцию. Единство принципов общественного и государственного строя всех советских республик обусловливает большое сходство и даже текстуальное совпадение их основных законов. Вместе с тем конституции союзных и автономных респуб­лик имеют немало различий по сравнению с Конституцией СССР и друг с другом. Так, в конституциях ряда союзных и автономных республик, разработанных в 1937 г., подчеркивалось, что Советы, депутатов трудящихся выросли и окрепли в результате свержения власти помещиков и капиталистов, завоевания диктатуры проле­тариата, а также освобождения народов республики «от нацио­нального гнета царизма и русской империалистической буржуазии и разгрома националистической контрреволюции» (Конституции Азербайджанской, Армянской союзных республик; Башкирской, Татарской автономных республик). В ряде конституций отмеча­лось, что социалистическая система хозяйства утвердилась в про­цессе ликвидации капиталистической и феодальной систем (Кон­ституции Таджикской, Казахской, Киргизской, Узбекской и Турк­менской союзных республик).

Сохраняют известные особенности в содержании и структуре конституции союзных и автономных республик, принятые в 1978 г. В отличие от Конституции СССР основные Законы республик имеют специальные главы о бюджете. В этих конституциях они вместе с новой главой «Государственный план экономического и социального развития» выделены в самостоятельный раздел. В то же время вопросы внешней политики и защиты Отечества в конституциях союзных республик объединены в одну главу «Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества». В конституциях ряда республик устанавливаются дополнительные гарантии равноправия женщин с мужчинами (Конституция Казахской ССР); имеются особые статьи о госу­дарственном языке (Конституции Азербайджанской ССР, Грузин­ской ССР). Конституции республик подробно раскрывают те вопросы, которые подлежат их ведению.

Основной и наиболее распространенной разновидностью зако­нодательных актов в системе советского законодательства после принятия-Конституции 1936 г. стали законы. В форме закона рассматриваются прежде всего вопросы, правовое регулирование которых Верховный Совет СССР принимает полностью к своей компетенции и решает их с исчерпывающей полнотой. В качеств
примеров можно назвать Закон СССР о всеобщей воинской обязанности (1967), Закон СССР о народном контроле в СССР (1979), Закон СССР об охране и использовании животного мира (1980).

Законы могут развивать отдельные положения соответствую­щих «Основ законодательства» и в силу этого сохраняются как самостоятельные акты. Например, кроме Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, принятых в 1970 г., действует Закон СССР 1956 г. «О государственных пенсиях» Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик дополняют и развивают Закон об уголовной ответст­венности за государственные преступления и Закон об' уголовной ответственности за воинские преступления.

Наконец, закон является такой формой законодательного акта, которая вводит в действие другие нормативы. Так, Основы зако­нодательства о здравоохранении были утверждены законом СССР от 19 декабря 1969 г. Был принят специальный закон «О порядке введения в действие Конституции (Основного Закона) СССР» 1977 г. Соответствующими законами Верховного Совета СССР" и Верховных Советов республик утверждаются пятилетние и го­довые планы развития народного хозяйства и бюджеты.

Законы, касающиеся вопросов развития и изменения Конститу­ции, принято именовать конституционными. В отличие от обыкно­венного конституционный закон требует для своего принятия ква­лифицированного большинства, т. е. не менее 2/3 голосов палат Верховного Совета СССР.

По мере развития правовой надстройки и накопления дейст­вующего законодательства появляется необходимость в система­тизации законов в определенных сферах жизни общества. Систе­матизация законодательства может производиться в форме инкорпорации, т. е. объединения законодательных актов без их изменения по хронологическому, алфавитному, тематическому или другому признаку. В случае кодификации законодательные акты объединяются в единое, внутренне согласованное целое, охваты­вающее определенную область общественно-правовых отношений. При этом ликвидируются пробелы в законодательстве, устраняют­ся противоречия, заменяются устаревшие положения. Появляется новый по существу и форме законодательный акт — кодекс (от латинского codex — книга). Как источник кодексы дают представ­ление о действующем законодательстве. По мере развития обще­ства состав кодексов изменялся, из них могли исключаться от­дельные статьи, а последующее законодательство включалось в качестве приложений.

Первые советские кодексы были разработаны осенью 1918 г. ВЦИК принял Кодекс законов РСФСР об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. Затем был создан Кодекс законов о труде — КЗоТ. В первые годы нэпа были пересмотрены существовавшие и приняты новые кодексы: уголовный, земельный, гражданский. Эти кодексы послужили основой; для разработки кодексов в союзных республиках.

С образованием СССР кодификация стала проводиться в об­щесоюзном масштабе. В 1926 г. было издано пять книг система­тического Собрания действующих законов СССР, а в 1927 г.— еще одна дополнительная книга к этому Собранию. Систематиза­ция законодательства проводилась и в союзных республиках. В СССР было подготовлено восьмитомное систематическое Собра­ние законов. Во многих республиках были приняты свои ко­дексы или же переизданы кодексы РСФСР.

Качественно новый этап в области систематизации и кодифи­кации законодательства развернулся с конца 50-х годов. Кодифи­кационные работы конца 50—70-х годов касались, прежде всего, устоявшихся отраслей права: гражданского, уголовного, процес­суального, о браке и семье.

Вместе с тем были подготовлены законоположения о таких, областях жизни, которые раньше оставались вне сферы правового» регулирования (охрана окружающей среды) или не имели систе­матизированного правового регулирования (здравоохранение, народное образование). В связи с расширением прав союзных, республик общесоюзное законодательство стало кодифициро­ваться преимущественно в форме «Основ» или «Основ законода­тельства Союза ССР и союзных республик». В качестве примеров, подобных актов можно назвать «Основы земельного законода­тельства» (1968), «Основы законодательства о здравоохранении (1969), «Основы водного законодательства» (1970), «Основы: гражданского судопроизводства» (1961), «Основы законодатель­ства о недрах» (1958). Законодательные акты типа «Основ зако­нодательства» содержат наиболее общие принципы и основные институты соответствующих отраслей законодательства, единые и обязательные для всех союзных республик. Эта форма законо­дательства позволяет всесторонне учитывать национальные осо­бенности и отражать их в соответствующих правовых нормах. На базе «Основ законодательства» в союзных республиках были приняты кодексы и иные законы.

В системе современных законодательных актов кодексы яв­ляются преимущественно разновидностью актов республиканского законодательства. Однако и ряд общесоюзных актов, дающих исчерпывающее рассмотрение отдельных правовых вопросов, принят в форме кодексов. К ним относится «Воздушный кодекс СССР», «Кодекс торгового мореплавания Союза ССР».

Среди актовых документов высших органов государственной, власти можно назвать ряд наименований: резолюции, постановле­ния, положения, декларации, обращения, заявления. Они прини­маются как союзными, так и республиканскими органами. Подоб­ные акты, утверждавшиеся съездами Советов, имели силу закона. По конституциям 1936 и 1977 гг. они носят подзаконный характер.

В системе нормативных актов органов Советской власти большую роль играют указы Президиума Верховного Совета СССР, а также Президиумов Верховных Советов союзных и авто­номных республик. Их тематика и содержание ограничены компетенцией соответствующего Президиума. Указы могут ка­саться вопросов действующего законодательства, вносить в него некоторые изменения и дополнения. Указ не отменяет закона, а лишь приостанавливает его действие. Например, указы Прези­диума Верховного Совета СССР становятся законом при утверж­дении их сессией Верховного Совета СССР. Утверждению подле­жат те указы, в которых затрагивается сфера деятельности Верховного Совета СССР. В особых случаях Президиум Вер­ховного Совета СССР может издавать указы, имеющие законода­тельный характер. Так, 22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР утвердил Указ «О военном положении».

Указы касаются значительного круга вопросов: о назначении и освобождении министров, высшего командования Вооруженных Сил СССР, о ратификации международных договоров и т. д.

Важной функцией Президиума Верховного Совета СССР явля­ется толкование законов. С этой целью Президиум Верховного Совета СССР издает постановления. Толкование действующего законодательства является важным источником для понимания характера, сферы и методов применения законов СССР. Офи­циальное толкование обладает той же силой, что и решение (за­кон, указ) высших органов власти, подвергающееся толкованию.

Актовые документы, исходящие от местных органов власти и исполнительных и распорядительных органов Советского госу­дарства, обеспечивают реализацию и соблюдение советских зако­нов. В пределах своей компетенции эти органы организуют хо­зяйственное, культурное и другое строительство. Отметим наибо­лее важные из них.

Совет Министров СССР, а также союзных и автономных рес­публик издают постанов лени я и распоряжения на осно­ве и во исполнение законов. Под постановлениями подразуме­ваются предписания общего характера, которыми регулируются существенные вопросы государственного управления СССР, союзных и автономных республик. В отдельных случаях (напри­мер, о назначении или освобождении от должности) постановле­ния касаются конкретных указаний определенным лицам. Поста­новления имеют силу до их отмены. Распоряжениями на практике называют менее важные акты как исполнительного, так и распо­рядительного характера. Распоряжения действуют до их исполне­ния. Постановления публикуются за подписью Председателя (или его заместителя) и управляющего делами Совета Министров СССР. Распоряжения печатаются только за одной первой под­писью.

Особенности постановлений определяются в целом их назна­чением. В постановлениях имеется обширная констатирующая часть и указание на законы, во исполнение которых принимается данный акт. В ряде случаев констатирующая часть может изла­гать задачи, решаемые данным постановлением. Резолютивная (постановляющая) часть детализирует порядок исполнения, ста­вит конкретные задания министерствам и ведомствам, устанавли­вает сроки выполнения заданий и порядок проверки исполнения. В распоряжениях констатирующая часть может отсутствовать.

Особое значение имеют совместные постановления высших: органов законодательной власти и общественных организаций' (например, постановление ЦИК СССР, СНК СССР и ВЦСПС от 23 июня 1933 г. «Об объединении Народного комиссариата-труда СССР с Всесоюзным Центральным Советом Профессио­нальных Союзов»). В этом случае в одном постановлении соче­таются черты законодательного акта и документа общественной' организации. Новые особенности актов, характеризующиеся объединением усилий всех заинтересованных сторон, проявля­ются в совместных постановлениях высших органов Советской власти и Коммунистической партии (например, постановление Президиума Верховного Совета СССР, СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 30 июня 1941 г. «Об образовании Государственного, Комитета; Обороны»).

Совместные постановления принимаются по тем вопросам го­сударственного и народнохозяйственного строительства, где необ­ходимо координировать все усилия для дальнейшего развития советского общества. Эти постановления отражают возрастающее влияние Коммунистической партии в социалистическом и комму­нистическом строительстве. Совместные постановления не являют­ся законом. В тех случаях, когда в них затрагиваются вопросы законодательного характера, они должны получить утверждение верховного органа власти. Совместные постановления появились в середине 20-х годов и вначале имели форму обращений. Таково, в частности, обращение СНК СССР, ЦК и ЦКК ВКП(б) от 16» августа 1926 г, «Об успехах и недостатках кампании за режим экономии», адресованное «Ко всем партийным и советским орга­низациям».

Наиболее частыми с середины 30-х годов стали совместные постановления высших органов партии и исполнительных органов государства. Ввиду роли Коммунистической партии в советском обществе эти постановления соединяют в себе силу партийной директивы, нуждающейся в немедленном претворении в жизнь и выраженной в конкретных пунктах постановления исполнитель­ной власти.

Обращения 20-х годов и совместные постановления 30-х годов имели директивный характер. Но между ними есть и определен­ные различия. Так, обращение 16 августа 1926 г. являлось, по су­ществу, общей программой деятельности, намечало направление работы и не содержало конкретных заданий организациям и ве­домствам. В совместных постановлениях со временем все боль­шее место занимает постановляющая часть. Поэтому в начале 30-х годов эти документы, сохраняя еще форму обращений, именова­лись совместными постановлениями. Это название более точно отражало их сущность.

Как правило, совместное постановление имеет значительную вводную констатирующую часть, разъясняющую необходимость принимаемых мер и содержащую указание на соответствующие решения высшего органа партии и существующее законодатель­ство, во исполнение которого принимается совместное постановле­ние. Констатирующая часть излагает общую характеристику обстановки, в силу которой стало необходимым данное постанов­ление. Вводная часть может отсутствовать. Особенностью совме­стных постановлений является наличие соответствующих пунктов постановляющей части, в которых определяются задачи партийных органов и организаций по реализации намеченных мероприя­тий.

Особую группу нормативных актов Советского государства составляют международные договоры. Значение и особенности этих документов намечены основными принципами внешней поли­тики Советского государства, начиная со II съезда Советов, при­нявшего Декрет о мире. На современном этапе они получили отра­жение в Программе партии, в решениях XXIV, XXV и XXVI съез­дов КПСС, в Конституции СССР 1977 г.

Международный договор — акт, в котором определены права и обязанности сторон в области политических, экономических и других отношений. Установлены правила составления, структу­ры и подписания этого документа.

Система международных договоров служит основой взаимо­отношений между государствами. С социалистическими странами СССР заключает договоры о союзе, дружбе и взаимо­помощи. С развивающимися государствами, как правило, под­писываются договоры о дружбе и сотрудничестве. Имеются договоры и пакты, целью которых является обеспечение мира, договоры о нейтралитете и ненападении, о торговле, о мо­реплавании, о гарантиях и др.

В мирных договорах обязательным является пункт о пре­кращении состояния войны, о признании суверенности побежден­ной страны, намечаются новые границы по договору, рассматри­ваются вопросы политического и экономического положения (о репарациях, о реституциях, о военных преступниках). К мир­ным договорам разрабатывается целая система приложений.

Конвенции, являющиеся одной из разновидностей между­народного договора, регулируют основу взаимоотношений по отдельным вопросам права, экономики и администрирования. В специальных протоколах и соглашениях могут фикси­роваться отдельные вопросы, поставленные в общей форме в дого­воре.

В международной практике, как правило, сложились три основные части международных договоров: преамбула, статьи-постановления и заключительные статьи. Преамбула, вступитель­ная часть, содержит указание сторон, задач, целей и лиц, наме­ченных для подписания договора. Статьи-постановления содержат обязательства сторон или определенные формы взаимоотношений государств. Заключительные статьи посвящены вопросам о сроке действия договора со дня обмена ратификационными грамо­тами.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных