Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общая демографическая статистика




К источникам по общей статистике населения относятся мате­риалы всеобщих переписей населения, текущей демографической статистики и выборочных обследований.

Переписи населения характеризуются рядом специфических черт. В отличие от выборочных обследований они охватывают все население. Переписи преследуют цель не только установить чис­ленность населения, но также получить сведения о его составе. Пе­реписи проводятся поименно. Единицей обследования служит каж­дый человек. Иногда в переписи учитываются семьи или домохозяйство. Собираемые при проведении переписи сведения получают не из документов, а из непосредственного обращения к самому населению. Переписи дают представление о населении на какой-либо точно установленный момент, который называется кри­тическим моментом переписи.

В годы Советской власти было проведено несколько перепи­сей населения — в 1920, 1923 (городская), 1926, 1939, 1959, 1970 и в 1979 гг. Нетрудно заметить, что даты проведения переписей на­селения совпадают с определенными рубежами в истории Совет­ского государства: окончание гражданской войны и переход к но­вой экономической политике; завершение восстановительных процессов и переход к социалистической реконструкции народного хозяйства; построение в основном социалистического общества в СССР; полная и окончательная победа социализма в СССР и т. д. Следует заметить, что в отличие от других направлений статистики метод сбора сведений при помощи переписей остается основным в статистике народонаселения.

Каждая из переписей имела свою программу. Первая советская перепись была проведена по состоянию на 28 августа 1920 г. Ин­струментарий переписи для города и села был различен. В горо­дах заполнялись подворная ведомость, квартирная карта и личный листок. Содержание подворной ведомости было значительно шире переписного бланка. Подворная ведомость была составлена таким образом, чтобы с ее помощью дать предварительный подсчет чис­ленности населения, выяснить рекомендации по благоустройству городов.

Личный листок — основной формуляр переписи 1920 г. — со­держал 18 вопросов, позволяющих охарактеризовать население по полу, возрасту, национальности, родному языку, месту рождения, продолжительности проживания, семейному состоянию, грамот­ности, образованию, занятиям, положению в промысле, профессии, по наличию физических недостатков и психических заболеваний. Кроме того, в переписной бланк включались вопросы об участии в войнах 1914 — 1917 и 1918— 1920 гг., о влиянии войны на связь с сельским хозяйством и изменение занятий, о способности к труду по своей профессии. Перепись 1920 г. не могла охватить всех рай­онов Советской России, но материалы ее, разработанные по широ­кой программе, дают достаточно полное представление о составе населения. Итоги этой переписи публиковались в 1920 — 1925 гг. в «Трудах ЦСУ».

В 1923 г. в связи с проведением новой экономической политики и перераспределением населения по отраслям труда потребовалась новая перепись населения, с тем, чтобы получить характеристику населения СССР по ряду социально-производственных признаков. Перепись охватила только городское население по состоянию на 15 марта 1923 г. Инструментарий переписи состоял из подворной ве­домости, семейной карты, квартирной карты и личного листка. Подворная ведомость характеризовала занимаемую земельную площадь, число строений, принадлежность их. Семей­ная карта содержала список членов семьи с указанием отношения к главе семьи, пола, возраста и характеризовала состав населения по занятиям. В квартирной карте содержались вопросы о числе комнат, о числе жителей, о площади квартиры. Программа лично­го листка переписи 1923 г. была значительно уже программы лич­ного листка в 1920 г. Она содержала следующие вопросы: пол, возраст, национальность, семейное положение, занятие, социальное положение.

В декабре 1926 г. была проведена первая всесоюзная перепись населения, которая характеризовала численность и состав населе­ния СССР на 17 декабря 1926 г. В ходе этой переписи заполня­лись личный листок, семейная карта и владенная ведомость. Лич­ный листок содержал следующие вопросы: пол, возраст, народ­ность, родной язык, место рождения, продолжительность постоянного проживания, семейное состояние, грамотность, физи­ческие недостатки, психические заболевания, занятия, положение в занятии и отрасли труда, а для не имеющих занятий — два воп­роса об источнике и средствах существования. Ряд вопросов был предназначен для безработных. В городских поселениях на каж­дую семью составлялась семейная карта, с помощью которой изуча­лись состав семьи и жилищные условия. Владенная ведомость за­меняла применявшуюся при прежних переписях подворную ведо­мость и квартирные карты.

Материалы переписи 1926 г. тщательно разрабатывались. Толь­ко в 1933 г. была завершена публикация полных итогов переписи. Всего было опубликовано 56 томов. Издание было разбито на 7 отделов: народность, родной язык, возраст, грамотность; занятие; семейное состояние, место рождения, продолжительность прожива­ния, физическое состояние; безработность; владение, строение, по­мещения в городах или городских поселениях; жилищные условия городского населения СССР; структура городской семьи. Первый отдел дает детальную характеристику населения, он охватывает 17 томов, 17-й том — итоговый по СССР. Второй отдел также сос­тоит из 17 томов (с 18-го по 34-й). Составители стремились пред­ставить классовую структуру населения как по основным отрас­лям хозяйства, так и по профессионально-демографическому признаку.

Переписной лист всеобщей переписи населения 1939 г. вклю­чал 16 вопросов, характеризующих отношение переписываемых лиц к главе семьи, пол, возраст, национальность, родной язык, состоя­ние в браке, гражданство, грамотность, образование, род занятий, место работы, принадлежность к той или иной общественной группе и др.

При проведении переписи 1939 г. в программу был включен вопрос об образовании, более четко фиксировались признаки, оп­ределяющие постоянное население, уточнены вопросы, характери­зующие принадлежность к общественным группам. Впервые в исто­рии проведения переписей населения был осуществлен сплошной контрольный обход всех жилых помещений для проверки правиль­ности регистрации населения и выявления пропусков и двойных записей. Краткие итоги переписи были опубликованы в 1940 г. Начавшаяся Великая Отечественная война помешала полной раз­работке материалов переписи.

Перепись населения 1959 г. зарегистрировала состояние населе­ния на 15 января. По организационным и методологическим осно­вам перепись 1959 г. была близка к переписи населения 1939 г., но имела и некоторые отличия. Был установлен единый срок дли­тельности проведения переписи в сельских и городских поселени­ях— 8 дней. Уточнено распределение населения по общественным группам, значительно подробнее характеризовался уровень обра­зования населения СССР. Переписной лист переписи 1959 г. включал вопросы об отношении к главе семьи, о временном про­живании или временном отсутствии в момент переписи, о поле, возрасте, состоянии в браке, национальности, родном языке, граж­данстве, образовании, названии учебного заведения (для уча­щихся), о месте работы, занятии, о другом источнике средств су­ществования (для лиц, не имеющих занятий) и об общественной группе.

Материалы переписи 1959 г. опубликованы в 17 томах. Один том — сводный по СССР, в остальных материал сгруппирован по союзным республикам. В публикации материалов переписи пред­ставлены такие вопросы, как численность, национальный состав, соотношение городского и сельского населения, уровень образова­ния, принадлежность к той или иной социальной группе, распре­деление населения по отраслям народного хозяйства.

Программа переписи населения 1970 г. включала вопросы об отношении к главе семьи, о времени постоянного проживания, о поле, возрасте, пребывании в браке, национальности, родном язы­ке, образовании, типе учебного заведения (для учащихся), источ­нике средств существования, месте работы, занятиях по месту ра­боты (для пенсионеров прежнее основное занятие), для работавших в 1969 г. неполный год — о продолжительности рабо­ты в месяцах, о длительности проживания в данном населенном пункте, для живущих здесь менее 2 лет — место предыдуще­го постоянного жительства и причины перемены места житель­ства.

Перепись 1970 г. проводилась по значительно более широкой программе, чем в 1959 г. Подробнее даны группировки и по уров­ню образования, отдельно был выделен вопрос об источнике средств существования, включены новые вопросы, характеризующие миграцию населения. Ряд вопросов программы выяснялся на ос­новании не сплошной, а выборочной переписи, рассчитанной на каждого четвертого жителя страны. Наряду с всеобщей переписью населения 1970 г. и одновременно с ней выборочным способом бы­ло проведено обследование маятниковой миграции населения на основе бланка учета передвижения населения от места жительства до места работы или обучения.

Обработка материалов переписи 1970 г. содержала большое число группировочных признаков и комбинационных таблиц. Данные обработки опубликованы в издании: Всесоюзная перепись на­селения 1970 года. М., 1971 — 1975, т. I —VII.

В 1979 г. была проведена новая перепись населения СССР. В основном эта перепись повторяла программу переписи 1970 г. Был изменен вопрос о продолжительности проживания в данном насе­ленном пункте. Дополнительно был включен вопрос о рождаемо­сти для женщин.

Перепись населения — достаточно точный источник, характе­ризующий численность и состав населения на определенную дату. Однако историк не может ограничиться только материалами пере­писи. Это вызвано как длительностью промежутков между перепи­сями, так и их сравнительно узкой программой. Вот почему неиз­бежно обращение к материалам текущей демографической статистики и выборочных обследований населения.

Текущая демографическая статистика регулярно регистрирует все данные о рождаемости и смертности. Регистрация родившихся производится по месту рождения ребенка или по месту жительства родителей не позднее месяца со дня рождения. Регистрация умершего производится в бюро загса поселковым или сельским Советом по месту жительства или по месту смерти. Случай смерти должен быть зарегистрирован в течение трех дней. Разработка данных о родившихся и умерших осуществляется ежемесячно и по программе годового отчета. Ежегодно осуществляется выборочная проверка правильности представленных данных о рождаемости и смертности. В сельских местностях отбирается около 10% сельских Советов. В некоторых республиках проверяется 20% сельских Со­ветов. Выборочные проверки данных текущей статистики о рожда­емости и смертности показывают сравнительно большую точность этого вида источника.

Большое внимание текущая демографическая статистика уде­ляет миграции населения. Паспортная система в СССР с обяза­тельной пропиской прибывающих на жительство и выпиской выбы­вающих является источником статистических сведений о миграция населения. Прибывающий на новое место жительства должен быть зарегистрирован на адресном листке с отрывным талоном, а затем прописан. Отрывной талон предназначен специально для статисти­ческой разработки. Регулярно проводятся выборочные обследова­ния правильности осуществления учета вновь прибывающего или выезжающего населения.

Таким образом, историки располагают многочисленными ис­точниками, позволяющими судить о численности и движении насе­ления как на даты проведения переписей, так и в период между ними.

Статистические источники содержат важные сведения о всех сторонах жизни советского общества — развитии производитель­ных сил, социально-классовой динамике, населении и т. д. Коли­чество статистических показателей, в которых они находят отраже­ние, постоянно увеличивается.

 

Глава 27

МАТЕРИАЛЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА СССР

§ 1. Особенности и этапы развития плановой документации

Плановое руководство процессами социально-экономического развития — важнейшая функция управления в социалистическом государстве. Плановая система управления основана на социалис­тической собственности на основные средства производства.

Материалы планирования народного хозяйства СССР — это i синтетический источник, обобщающий разнообразные данные ста­тистики, управленческой документации, результаты многочислен­ных научных исследований итогов экономического и социального развития страны. В планах находят конкретное выражение про­граммные положения Коммунистической партии о путях строитель­ства коммунизма. Основные плановые документы оформляются в виде соответствующих законодательных актов.

Источниковедческий анализ предполагает определение принад­лежности документа к тому или иному типу плановой документа­ции, анализ источников, легших в основу данного плана или отче­та о его выполнении, исторических условий появления плана. В 20-х годах планирование являлось полем острой идеологической борьбы. Буржуазные и мелкобуржуазные экономисты, лидеры различных оппозиционных групп внутри партии пытались свои идейные установки выразить в планах развития народного хозяй­ства. Ни один из составленных ими планов не был принят Советским правительством. Но их исторический анализ может помочь более глубоко раскрыть истинные намерения тех, кто боролся против вы­работанных партией планов социалистического строительства.

Особенностью советских планов является единство технико-экономического и социального планирования. Все планы развития на­родного хозяйства включают в себя социальный аспект. Уже пер­вый перспективный план — план ГОЭЛРО предусматривал не только строительство новых электростанций и крупных предприя­тий ведущих отраслей промышленности, но и важные сдвиги в гео­графии населения, размещении трудовых ресурсов, профессиональ­но-квалификационной структуре рабочего класса.

XVI Всесоюзная конференция ВКП(б), на которой обсуждался первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР, под­черкнула, что план должен обеспечивать: максимальное развитие производства средств производства как основы индустриализации страны; решительное усиление социалистического сектора в горо­де и деревне за счет капиталистических элементов в народном хо­зяйстве; вовлечение миллионных масс крестьянства в социалисти­ческое строительство на базе кооперативной собственности и коллективного труда и всемерной помощи бедняцко-середняцким хозяйствам в их борьбе против кулацкой эксплуатации; изживание чрезмерной отсталости сельского хозяйства от промышленности и разрешение в основном зерновой проблемы; значительный подъ­ем материального и культурного уровня рабочего класса и трудя­щихся масс деревни; укрепление руководящей роли рабочего клас­са на базе развития новых форм смычки с основными массами крестьянства; укрепление экономических и политических позиций пролетарской диктатуры в ее борьбе с классовыми врагами как внутри страны, так и вне ее; хозяйственный и культурный подъем национальных республик и отсталых районов и областей; значи­тельное укрепление обороноспособности страны; крупный шаг в де­ле осуществления лозунга партии — догнать и перегнать в техни­ко-экономическом отношении передовые капиталистические страны.

Важной особенностью советских 'планов является то, что они выражают коллективный опыт партии и народа. Все перспективные и текущие планы развития народного хозяйства СССР широко об­суждаются на фабриках и заводах, в колхозах и совхозах, на раз­личных конференциях, на съездах партии, сессиях Верховного Со­вета.

Так, проект десятого пятилетнего плана широко обсуждался в партийных организациях, на собраниях трудящихся, в печати. Это было подлинно всенародное обсуждение, в ходе которого трудя­щиеся высказывали свое мнение по широкому кругу сложных и жизненно важных вопросов коммунистического строительства. Об­суждение проекта плана повсюду проходило в живой связи с де­лами предприятий, строек, колхозов и совхозов. В докладе на XXV съезде КПСС А. Н. Косыгин, подводя итоги всенародного обсужде­ния «Основных направлений развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы», говорил: «Это яркий и убедительный пример действенности социалистического демократизма, одно из его корен­ных преимуществ перед буржуазной демократией».

Планы развития народного хозяйства отличает глубокая науч­ность и реалистичность. Одним из важнейших показателей науч­ности социалистического планирования является тот факт, что все без исключения планы успешно претворены в жизнь.

История планирования отражает изменения в социально-эконо­мической структуре общества. Можно выделить три основных эта­па в развитии плановой документации. Первый из них приходится на переходный период от капитализма к социализму. В это время вырабатывалась методика долгосрочного и текущего планирова­ния. В условиях существования многоукладной экономики планы охватывали главным образом социалистический сектор развития народного хозяйства. Что касается других секторов, то здесь пла­ны давали лишь общую перспективу развития.

Второй период планирования приходится на этап завершения строительства социализма. Этот этап характеризуется серьезным развитием методологии планирования, усилением внимания к со­циальным сторонам планового развития народного хозяйства. В этом периоде особо выделяется время Великой Отечественной вой­ны, когда составлялись краткосрочные планы и планирование строилось на строгой регламентации всей хозяйственной жизни.

Третий период в развитии планирования приходится на время зрелого социализма и характеризуется усилением внимания к эко­номической стороне составления плана. В планах развития народ­ного хозяйства особое развитие получили вопросы социальной ди­намики общества. Начали составляться специальные планы социального развития отдельных предприятий, колхозов и совхо­зов, городов и районов страны.

Наряду с текущими и перспективными планами развития народ­ного хозяйства СССР в 60—70-е годы получили распространение программы, определяющие комплексное социально-экономическое развитие отдельных регионов. К числу таких программ следует от­нести план преобразования сельского хозяйства нечерноземной зо­ны России, развитие Курской магнитной аномалии, строительство Байкало-Амурской магистрали, освоение богатств Западной и Вос­точной Сибири, создание промышленных и лесопромышленных комплексов на Дальнем Востоке, крупнейших территориально-про­изводственных комплексов типа Усть-Илимского, Саянского. При этом важно отметить, что комплексные программы ориентированы не только на решение текущих задач, но и на более отдаленные перспективы.

Широкая программа мер по дальнейшему совершенствованию планового руководства экономикой была определена постановле­нием ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении плани­рования и усилении воздействия хозяйственного механизма на по­вышение эффективности производства и качества продукции» (июль 1979 г.). В планах усиливается внимание к таким важным показателям, как эффективность и качество, конечные результаты производства, удовлетворение потребностей трудящихся.

Одной из особенностей современного этапа планирования на­родного хозяйства является то, что перспективные планы разраба­тываются с учетом международного социалистического разделения труда. Социально-экономическая и политическая общность социа­листических стран создала объективные предпосылки для установ­ления новых, невиданных в истории экономических отношений между странами. Еще на VI сессии СЭВ в мае 1956 г. были обсуж­дены вопросы, связанные с координацией развития основных отрас­лей народного хозяйства стран — участниц Совета Экономической Взаимопомощи на 1956— 1960 гг. Тогда же была достигнута дого­воренность о необходимости специализации производства основ­ных групп машин и оборудования. Координация планов развития народного хозяйства социалистических стран стала главным сред­ством обеспечения планомерного углубления международного соци­алистического разделения труда, важным фактором повышения эффективности общественного производства и ускорения темпов экономического строительства стран.

На современном этапе коммунистического строительства вопро­сы управления социальными процессами решаются на качественно новой основе с использованием комплексного, системного подхода к выработке ответственных решений при самом активном и демо­кратическом участии трудящихся масс в планировании. Уже в го­ды девятой пятилетки планирование социальных процессов, нап­равленное на гармоничное развитие личности советского человека, охватило подавляющее большинство трудовых коллективов в про­мышленности, в строительстве, на транспорте, распространилось на колхозы, совхозы, научные учреждения, учебные заведения, целые отрасли народного хозяйства. В Татарии, на Урале, в Донбассе, Белоруссии, Башкирии была внедрена практика составления пла­нов комплексного, социально-экономического развития городов и рабочих поселков. В Молдавии, на Украине и Северном Кавказе получили развитие планы социального развития сел и сельских рай­онов. Особый план социально-экономического развития был состав­лен для Москвы. Этот план рассчитан на перспективу социального и экономического развития столицы до 1990 г. В комплексном плане развития Ленинграда и Ленинградской области намечены не толь­ко основные направления развития отраслей народного хозяйства, но также социально-культурное, бытовое строительство.

Наряду с планами социального развития составляются социальные прогнозы, базирующиеся на познании объективных законов развития общества. Прогнозы призваны заблаговременно опреде­лять характер и масштабы стоящих перед обществом задач, яснее видеть возможные проблемы и трудности, облегчать разработку и выполнение программ и проектов, выходящих за рамки пятилетия. Плановая документация — необычайно емкий исторический ис­точник, который содержит сведения по ряду вопросов. В плановой документации раскрываются методы руководства экономикой и со­циальными процессами, содержатся данные о социально-экономи­ческом развитии страны за определенный период. Вся плановая документация может быть разбита на несколько типов: директивные документы планирования; текущие и перспективные планы и материалы, складывающиеся в процессе их разработки; итоговые документы о выполнении планов за квартал, за год, за ряд лет.

§ 2. Директивные документы планирования

В комплексе материалов планирования большая роль принад­лежит инициативным, директивным документам по составлению народнохозяйственных планов, Подобные директивные документы, как правило, первоначально принимались и принимаются партий­ными органами (съездами, конференциями, пленумами ЦК). На их основе вырабатываются соответствующие директивные указания советскими органами (постановления и резолюции ВЦИК, СНК СССР, совместные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР). Так, первичным директивным документом по разработке (первого пятилетнего плана на 1928/29— 1932/33 гг. явилась резо­люция XV съезда ВКП(б) «О директивах по составлению пятилетнего плана развития народного хозяйства» (декабрь 1927 г.). В (развитие этого решения в январе 1928 г. Совнарком СССР принял постановление о порядках и сроках составления плана с соответ­ствующими поручениями к Госплану. Начало разработки плана девятой пятилетки связано с постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 29 декабря 1967 г. Следует заметить, что для первого этапа планирования была характерна длительная разработка ди­рективных документов. Например, кроме упомянутых директивных документов по первому пятилетнему плану следует назвать резо­люцию XVI партконференции «О пятилетнем плане развития на-родного хозяйства» (апрель 1929 г.).

Директивные документы содержат анализ итогов социально- экономического развития страны за предшествующий период. В них приводятся обобщенные сведения об экономике страны, о динамике социально-классовой структуры общества. Так, XV съезд ВКП(б), принимая директивы по составлению первого пятилетнего плана, подвел итоги развития страны со времени победы Великой Октябрьской социалистической революции. Съезд отметил, что диктатура пролетариата, национализация средств производства, транспорта, кредита, внешней торговли, земли — все это создало предпосылки, обусловившие развитие экономики СССР на социа­листических началах. Иным стало соотношение между городом и (деревней. Промышленность превратилась в могучий фактор социа­листического преобразования сельского хозяйства и стала играть (решающую, ведущую роль во всем народном хозяйстве. XXV съезд КПСС, обсуждая директивы десятой пятилетки, так­ие е подробно проанализировал итоги выполнения заданий девятого пятилетнего плана. В решении XXV съезда КПСС отмечалось, что в результате выполнения девятого пятилетнего плана «значитель­но возросла экономическая мощь страны, повысилась эффектив­ность общественного производства. Развивались социалистические производственные отношения. Совершенствовалась социальная структура советского общества. Продолжался процесс постепенно­го преодоления существенных различий между умственным и физи­ческим трудом, между городом и деревней». Затем приводится многообразный цифровой материал, иллюстрирующий эти основ­ные выводы.

Важные сведения, характеризующие итоги социально-эконо­мического развития страны за небольшие периоды времени, содер­жатся и в директивах к составлению годовых текущих планов. Осо­бенно часто подобные директивы принимались в конце 20-х — на­чале 30-х годов, когда опыта перспективного планирования было еще мало. Так, например, ноябрьский (1928 г.) Пленум ЦК ВКП(б) утвердил контрольные цифры развития народного хозяй­ства СССР на 1928/29 г. Резолюция Пленума содержала важные сведения об итогах развития экономики страны за предшествую­щий 1927/28 хозяйственный год.

Директивные материалы по планированию являются важным источником для характеристики экономической и социальной по­литики КПСС и Советского государства. Они содержат определе­ние самых главных, коренных задач общества на определенный период. Например, XVIII съезд ВКП(б), отмечая построение в нашей стране основ социалистического общества, определял новые перспективы развития советского общества и выдвигал в качестве важнейшей экономической задачи — догнать и перегнать в эконо­мическом отношении наиболее развитые капиталистические стра­ны. Важным этапом в создании материально-технической базы коммунизма, в совершенствовании общественных отношений и формировании нового человека является десятая пятилетка. Глав­ную задачу одиннадцатой пятилетки XXVI съезд КПСС определил следующим образом: обеспечение дальнейшего роста благосостоя­ния советских людей на основе устойчивого, поступательного раз­вития народного хозяйства, ускорение научно-технического про­гресса и перевод экономики на интенсивный путь развития, более рациональное использование производственного потенциала стра­ны, всемерной экономии всех видов ресурсов и улучшения качества работы.

Значение директивных документов планирования состоит так­же в том, что они содержат важные сведения о планах социально-экономического развития страны в территориальном (республи­канском и районном) и отраслевом разрезах.

§ 3. Текущие и перспективные планы

После утверждения директив составляются текущие и перспек­тивные планы развития народного хозяйства. Свое окончательное оформление они имеют в виде специальных законодательных ак­тов — постановлений съездов Советов и ЦИК СССР, законов Вер­ховного Совета СССР. Их отличие от директив заключается в боль­шей детализации и четкой регламентации плановых заданий. Если в директивах возможно примерное определение темпов развития экономики с некоторыми допусками в большую или меньшую сто­рону, то план содержит строго определенные задания. Планы сос­тавляются общесоюзные, республиканские, областные, а также по отдельным отраслям, предприятиям и учреждениям. Подобная структура планов определяет характер документооборота в про­цессе их разработки.

Опираясь на директивы высших партийных и государственных органов, Госплан СССР разрабатывает планы в отраслевом и рай­онном разрезах. Отдельные министерства и ведомства, а также правительства союзных республик представляют в Госплан свои проекты перспективных планов развития народного хозяйства, ко­торые уточняются и сводятся воедино Государственной плановой комиссией. Госплан анализирует представленные документы, вно­сит в них иногда существенные изменения. В результате всей этой работы создаются документы, отражающие три этапа и вместе с тем три подхода к составлению планов: планы развития отраслей; планы по отдельным районам и республикам страны; сводный, об­щегосударственный план.

Текущие (годовые) планы строятся на основе перспективных и призваны обеспечить последовательное осуществление задач пер­спективных планов. Вместе с тем годовые планы могут преду­сматривать решение проблем, возникающих в ходе выполнения пя­тилетнего плана и не получивших отражения в нем. Так, годовой план развития народного хозяйства на 1931 г. включал в себя форсированное строительство ряда предприятий черной металлур­гии. По годовому плану на 1950 г. началось строительство ряда крупнейших строек, которое не было запланировано в четвертом пятилетнем плане. Возможность осуществления этих строек воз­никла в связи с досрочным перевыполнением заданий по произ­водству металла, оборудования, ряда строительных материалов.

Основной разновидностью перспективного плана является пяти­летний план развития народного хозяйства. Из этой практики имеется одно исключение — составление семилетнего плана развития народного хозяйства на 1959—1965 гг. В последнее время ус­ложнение проблем социально-экономического развития общества в условиях научно-технической революции, потребность в прогнози­ровании основных процессов развития обусловили появление перспективных планов, составленных на более значительные отрез­ки времени (10, 15, 20 лет). В отличие от пятилетних планов они менее регламентированы.

Перспективные планы развития народного хозяйства включа­ют в себя целую систему показателей. Как правило, планы откры­ваются сводными таблицами основных показателей, которые ха­рактеризуют масштабы и темпы предполагаемого роста материального производства: национальный доход страны, вало­вая продукция промышленности, производство наиболее важных видов промышленной продукции и продукции сельского хозяйства, объем перевозок, размер капитального строительства. Здесь содер­жатся важнейшие обобщенные показатели, отражающие рост ма­териального благосостояния, культурного уровня советского наро­да, развитие здравоохранения.

К отраслевым разделам плана, прежде всего, относятся задания по промышленному производству, которые в конечном итоге опре­деляют размеры капитального строительства и объем перевозок. Исключительно важное место в государственных планах развития СССР занимает производственная программа сельского хозяйства. Сюда включаются разделы о развитии земледелия, животноводст­ва, механизации и электрификации сельскохозяйственного произ­водства. Специальные разделы перспективных планов посвящены работе транспорта и связи; При этом планируется работа железно­дорожного, водного, автомобильного, воздушного, трубопроводного транспорта, развитие дорожного хозяйства. Одно из центральных мест в перспективных планах занимает раздел капитального стро­ительства. При помощи плана капитальных работ осуществляет­ся планирование развития материально-технической базы социа­листического народного хозяйства, обеспечивается решение важ­нейших задач роста и развития народного хозяйства СССР.

Наконец, в планы включаются разделы: труд и кадры; культурное строительство, здравоохранение и коммунальное хозяйство. Заключительные разделы планов, как правило, посвящены внеш­ней торговле СССР, экономическому и социальному сотрудничест­ву СССР с социалистическими странами. Перспективные планы социально-экономического развития включают в себя также специ­альные разделы, характеризующие основные направления научных поисков на предстоящий период. Наряду с заданиями по стране в целом и отдельным отраслям экономики пятилетние планы включают также основные контрольные цифры развития отдель­ных районов и республик страны, что позволяет осуществлять со­вершенствование в размещении производительных сил.

На некоторых этапах экономического развития в систему пла­нирования вносились существенные изменения, что находило отра­жение в документах плановых органов. Так, в 1957—1964 гг. v действовала территориальная система управления промышлен­ностью и планированием. В этих условиях ведущим документом в период подготовки к составлению перспективных планов развития народного хозяйства стали планы развития экономики отдельных областей, районов и республик страны. На Госплан СССР возлагалась обязанность стыковки планов сою1шьТх республик а также ряда высших экономических органов — Госстроя СССР, Совета народного хозяйства СССР и др. Однако подобный подход к пер­спективному планированию скоро выявил свои недостатки. Ослаб­ление планирования в отраслевом разрезе наносило ущерб техни­ческому прогрессу. Административные организационные новшества усложнили процесс разработки планов, ухудшили их качество. Планы утверждались и доводились до исполнителей с большим опозданием.

Решения октябрьского (1964 г.) и сентябрьского (1965 г.) Пле­нумов ЦК КПСС явились важным этапом в совершенствовании методов планирования. Наряду с усилением отраслевого принципа планирования была поставлена задача создания стабильных пяти­летних планов на предприятиях в условиях предоставленной им большой хозяйственной самостоятельности. Эти изменения нашли отражение и в системе плановой документации. Наряду с перспективными пятилетними планами развития страны в целом, отдель­ных отраслей, районов и республик страны создаются перспектив­ные и текущие годовые планы на предприятиях, в колхозах и совхозах. Углубилось технико-экономическое обоснование плано­вых заданий.

Использованию планов в исторических исследованиях должно предшествовать сопоставление различных их типов — перспективных и годовых. Только в этом случае можно определить, как шло выполнение планов, как уточнялись, конкретизировались, а иногда и изменялись плановые задания. Анализ документов, послужив­ших основой для составления планов, в совокупности с самими планами позволяет конкретно раскрыть механизм выработки эко­номической и социальной политики Советского государства.

§ 4. Итоги выполнения народнохозяйственных планов

Важное значение имеют документы, характеризующие итоги выполнения планов развития народного хозяйства СССР. Общие итоги выполнения первой и второй пятилеток были подведены в специальных изданиях: Итоги выполнения первого пятилетнего плана развития народного хозяйства Союза ССР. М. 1933; Итоги выполнения второго пятилетнего плана развития народного хозяй­ства Союза ССР. М., 1938. Начиная с четвертой пятилетки харак­тер публикаций итогов выполнения планов меняется. ЦСУ систе­матически публикует квартальные, полугодовые и годовые отчеты о выполнении планов. После завершения пятилетки издаются сооб­щения Госплана СССР и ЦСУ СССР об итогах выполнения пяти­летнего плана. Итоги выполнения годовых планов систематически подводятся на пленумах ЦК КПСС и сессиях Верховного Совета.

Материалы о выполнении планов развития народного хозяйст­ва представляют собой важный источник, который позволяет оха­рактеризовать основные итоги и направления борьбы советского народа за развитие экономики и социальный прогресс. Так, напри­мер, в итогах выполнения первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР содержалась подробная характеристи­ка работы промышленности и ее отдельных отраслей, хода строи­тельных работ, развития сельского хозяйства, транспорта и связи. Необычайно ценный материал по истории рабочего класса, кре­стьянства, интеллигенции содержался в разделах итогового обзора «Труд и быт», «Кадры и просвещение». Реальные успехи в ликви­дации фактической отсталости народов советского Востока полу­чили отражение в специальном разделе «Сдвиги в размещении отраслей народного хозяйства. Хозяйственные и культурные проб­лемы национальных республик и областей СССР».

Сопоставление итоговых данных с плановыми заданиями позво­ляет выявить эффективность плана, степень его выполнения.

Таким, образом, плановые документы являются одним из важ­нейших источников по истории Советского государства, развития экономики, динамики социальной структуры, культуры и быта на­селения СССР. Трудно найти такую проблему в советской исто­рии, которую можно было бы изучить не обращаясь к плановой документации. Материалы планирования не только дают основные отправные положения научного анализа исторического процесса, но и предоставляют в распоряжение исследователя итоговые пока­затели, характеризующие результаты борьбы советского народа за выполнение поставленных в планах задач. Плановые документы следует использовать в комплексе с другими источниками об эко­номическом и социально-политическом развитии страны — с до­кументами партии, законодательством, статистическими материа­лам, с периодической печатью и др.

Глава 28






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных