Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






К изобразительным источникам относятся объекты с наибольшей степенью визуализации




Рисунки/картины

карты/схемы

кино/фото

Классификация изобразительных источников может быть проведена по различным критериям

1. Размер – монументальная, станковая, миниатюра

ТехникаСкульптура (круглая, горельеф, рельеф, чеканка, гравировка), мозаика, фреска, охра на животных жирах, энкаустика,темпера,масло,акварель, пастель, рисунок углем, графитом, сангиной, серебряным карандашом, гравюра (ксилография, на металле, линогравюра), вазопись, декоративно-прикладное искусство, аппликация, вышивка.

Сюжет. Пейзаж, пленер, жанр, батальная, интерьер, натюрморт, портрет, историческая живопись, икона.

 

 

Эпиграфика – раздел исторической науки, занимающейся формой и содержанием надписей, сделанных на не основном письменном материале (пергамен, воск, береста, бумага), а на различных или случайных, не предназначенных для этого поверхностях (металл, древо, керамика).

В древнерусском письменном наследии эпиграфика составляет часть не книжной письменности.

Цели и задачи Эпиграфики:

1. Изучение надписи и предмета, на котором она была сделана, с привлечением самых широких вспомогательных данных, которые помогли бы уяснить содержание надписи;

Прочтение и датировка данных;

В отличии от палеографии, которая исследует лишь форму начертаний, эпиграфика имеет дело не только с характером надписей на разном материале, но и с их содержанием.

Вспомогательные задачи эпиграфики: нумизматический, стратиграфический и палеографический анализы.

Древнерусская эпиграфика:

l Памятники древнерусской эпиграфики – принципиально новый источник по истории русской письменности.

l Древнерусская эпиграфика сформировалась под сильным воздействием христианской культуры.

l Памятники древнерусской эпиграфики X – XV вв. выделяются как памятники особого типа в системе письменной культуры славянского средневековья.

Классификация:

l Славянская средневековая эпиграфика представлена разнообразными типами текстов. Классификация древнерусских надписей разработана акад. Рыбаковым Б.А. Опираясь на следующие «жанровые» классификации памятников древнерусской письменности, выделяют следующие типы надписей:

1. Надписи «моления» с формулой «господи, помози». Эти надписи распространены не только среди граффити в храмах, но среди надписей на предметах и каменных крестах;

2.Поминальные надписи с сообщением о смерти;

3. Надписи – автографы;

4. Богослужебные надписи;

5. «Летописные», или «событийные» надписи;

6. «Деловые» надписи;

7. Надписи «литературного» характера;

8. «Фольклорные надписи;

9. «Бытовые» надписи.

Основным классификационным признаком является содержание надписей и связанное с ним наличие той или иной устойчивой языковой формулы.

l В 1792 г. в Тамани найдена мраморная плита с надписью:

l «В лето 6576 индикта (1068) Глеб князь мерил море по леду от Тмутараканя до Корчева 14000 саженей»

l (ныне плита хранится в Эрмитаже)

Особенности древнерусской эпиграфики:

l Важнейшим свойством эпиграфических памятников Древней Руси является тот факт, что надписи, в отличии от большинства письменных текстов, называют своего исполнителя. Характер эпиграфических находок, обнаруженных в пределах Северной Руси свидетельствует о том, что они были составлены как скандинавским, так и восточнославянским населением, что соответствует этническому составу верхнего социального слоя Древней Руси

l изучение надписей – граффити на стенах древнерусских зданий является одним из самых обширных и важных разделов русской эпиграфики. Эти надписи, составленные представителями различных слоев древнерусского общества, являются историческим источником первостепенной важности.

Документы личного происхождения

• Мемуары

• Дневники

• Письма

Мемуары - специфический жанр литературы, особенностью которого является документальность.

Мемуары субъективны, это их достоинство, потому что они несут на себе отпечаток личности автора. Все достоинства и недостатки мемуариста невольно переносятся и на воспоминания. В противном случае мемуары безлики.

Характерные черты, особенности советских мемуаров состоят в следующем:

• идеологические заданность и «выдержанность»; эти качества на всех уровнях контролирующих инстанций соблюдались особенно строго;

• дались особенно строго;

• выбор тем и набор сюжетов;

• не личные переживания автора, в событие или вождь-объект воспоминаний;

• Стремление быть сопричастным к тому или иному событию;

• Стандартизация в характеристиках ситуаций, людей;

• Формирование образа врага;

• Недоговорённость, наличие фигуры умолчания, эзопов язык.

К мемуарам можно отнести и автобиографические описания:

1.автобиографии, специально написанные для публикации;

2.служебные автобиографии, находящиеся в личных делах сотрудников учреждений или в следственных материалах служебных инстанций;

3.ответы на вопросы анкет на различных съездах;

4.автобиографические повести и романы.

Дневниковые записи можно выделить по нескольким типам:

1.объём(краткая либо развёрнутая запись);

2.регулярность(довольно частые, производимые время от времени);

3.датировка(строго и всегда датируемые или небрежно датируемые).

Дневник, охватывающие события лишь определённого, промежутка времени(например: походный дневник).

Также, дневники, перерастающие в жанр литературы(дневники М.Пришвина, т.е. без малейшей доли вымысла, - «опоэтизированная» форма).

Письма - уникальный, ни на что не похожий вид исторического источника.

Письма- самое распространённое в советское время средство общения между людьми, а также между обществом и властью.

Письма можно рассматривать в нескольких ипостасях:

1)как газетный жанр;

2)как разновидность дело производственных документов;

3)письма известным политическим деятелям, артистам, писателям и т.д.;

4)как разновидность эпистолярного жанра, т.е. частная переписка.

Письма рассказывают о положении, о действиях и об отношениях.

Сохранённые письма могут быть опубликованы в различных сборниках документов или специальных журнальных подборках. Наиболее интересные письма выставляются в виде экспозиции в музеях, особенно краеведческих. Хранящиеся в архивах, а чаще опубликованные в газетах письма используют в научных исследованиях.

 

Собственные имена как исторический источник

Ономастика — наука, изучающая собственные имена. Историческая ономастика изучает их историю

Разделы ономастики связаны с разными категориями собственных имен.

l Географические названия (топонимы) изучает топонимика, названия народов (этнонимы)— этнонимика,

l личные имена (антропонимы) — антропонимика, имена божеств (теонимы) — теонимика,

l названия небесных тел (космонимы или астронимы) — космонимика или аронимика, клички животных (зоонимы) — зоонимика и т. д.

Функция каждого имени собственного двояка:

l оно должно отличить один географический объект, одного человека и т. д. от другого, выделить из ряда.

l Но вместе с тем оно и ставит в ряд этих лиц или эти объекты.

Историческая топонимика.

l Географическое звание, как и, всякое имя собственное, социально. Оно возникает из практической потребности людей назвать тот или иной объект.

l Какая же из характеристик объекта окажется той, что дает основу для названия, зависит от уровня и характера социально-экономического и политического развития и от социальной психологии.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных