Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Игры для развития мышления




 

Мы уже говорили о тесной взаимосвязи мышления с другими функциями. Исходя из этого, на самых ранних этапах развития малыша для развития предпосылок мышления целесообразно применять игры и упражнения, уже описанные в предыдущих разделах. Здесь мы приведем некоторые игры, направленные на развитие мышления в более старшем возрасте.

 

• ЧТО ЛИШНЕЕ? •

Цель игры: развитие способности к обобщению.

Возраст детей: от 2,5-3 лет.

Инструкция и ход игры: ребенку предлагается исключить лишний предмет (картинку, понятие) из предлагаемого ряда. Сначала для игры можно использовать различные игрушки. Количество варьируется в зависимости от успехов ребенка (от 3 и более). Затем можно перейти к реальным предметам, находящимся в поле зрения ребенка (например, предметы мебели, посуда). Далее ребенок воспринимает предлагаемый ряд на слух.

В этой игре важно, чтобы ребенок аргументировал свой выбор, даже если он это сделает на основании несущественных признаков.

 

• КТО ГДЕ ЖИВЕТ? •

Цель игры: развитие способности к обобщению и классификации на основании существенных признаков.

Возраст детей: от 2,5-3 лет.

Инструкция и ход игры: для игры необходимо подготовить карточки с изображением объектов, относящихся к различным категориям (животные, грибы, посуда и т. д.). Карточки перемешиваются и раскладываются перед ребенком.

Взрослый спрашивает: «Кто где живет? Кто живет в зоопарке? Что на кухне? Что в корзинке?» И т. д. Ребенку требуется разложить предметы по соответствующим группам. Для наглядности можно также использовать картинки с изображением «мест обитания».

 

• УГАДАЙ-КА! •

Цель игры: научить ребенка соотнесению понятий и категорий, к которым объекты принадлежат, развитие функции обобщения.

Возраст детей: от 2,5-3 лет.

Инструкция и ход игры: взрослый загадывает определенное слово, а ребенок пытается его отгадать, задавая взрослому вопросы, на которые можно отвечать «да» или «нет».

Потом игроки меняются ролями. Для зрительной опоры можно загадывать не отвлеченные слова, а один из предметов, изображенных на предварительно подготовленных карточках или находящихся в комнате.

 

• НАЙДИ ПОХОЖЕЕ •

Цель игры: развить способность к группировке объектов по предложенному признаку.

Возраст детей: от 2,5-3 лет.

Инструкция и ход игры: для игры нужны карточки с изображением различных объектов, причем отдельные группы объектов должны обладать общими признаками (несущественными). Например, в группу «Полосатые» могут входить зебра, полосатый шарф, арбуз и т. д. Карточки перемешиваются и раскладываются перед ребенком, ему предлагается взять одну из них. «Как ты думаешь, какие из карточек, находящихся на столе, можно положить рядом с твоей карточкой? Что у них общего?»

 

• КТО (ЧТО) КЕМ (ЧЕМ) БУДЕТ? •

Цель игры: развивать общий кругозор, способность выстраивать простые логические цепочки.

Возраст детей: от 3,5-4 лет.

Инструкция и ход игры: взрослый задает ребенку вопросы, а ребенок отвечает. Например:

Кем будет яйцо? (Может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.)

– цыпленок – петухом;

– мальчик – мужчиной;

– теленок – коровой или быком;

– бумага – книгой;

– снег – водой;

– вода – льдом;

– семечка – цветком;

– мука – блинчиками;

и т. д.

Можно провести игру-наоборот: «Кто кем был?». Лошадь – жеребенком; цветок – семенами и т. д.

 

• СОБЕРИ ПРЕДМЕТ •

Эта игра направлена на развитие функции обобщения, а также формирование умения выделить существенный признак у ряда предметов и умения объединять их в одну категорию.

Возраст детей: от 3,5-4 лет.

Инструкция и ход игры: ребенку предлагается поиграть в волшебника и соединить части предметов, чтобы получился целый объект. Эти части могут быть изображены на картинках. На более позднем этапе ребенок воспринимает слова на слух. Например: ствол, ветки, листья собираются в дерево.

После того как все предметы сложены, можно пофантазировать вместе с ребенком и сочинить сказку, используя эти предметы.

 

• ОТГАДАЙ ПРЕДМЕТ ПО ОПИСАНИЮ •

Цель игры: развитие активного и пассивного словарного запаса, стимулирует речевую активность, тренирует собранность и внимательность.

Возраст детей: от 3,5-4 лет.

Инструкция и ход игры: эта игра отчасти похожа на игру «Угадай-ка». Отличие в том, что взрослый и ребенок не отвечают на вопросы, чтобы отгадать предмет, а описывают его, употребляя как можно больше прилагательных.

 

• ЧЕМ ПОХОЖИ ПРЕДМЕТЫ? •

Цель игры: расширить общий кругозор, научить находить сходства и различия между предметами, выделяя различные признаки предметов.

Возраст детей: от 3,5-4 лет.

Инструкция и ход игры: ребенку предлагаются два понятия (предмета). Нужно найти и назвать их общие черты. Для зрительной опоры можно использовать картинки. Например: «Что общего между столом и карандашом? Они оба деревянные, оба сделаны человеком, оба неживые, оба находятся в этой комнате».

Аналогично можно построить игру с нахождением отличий.

 

• А НАОБОРОТ? •

Цель игры: развить не только мышление ребенка, но и существенно помочь ему расширить словарный запас.

Возраст детей: от 3-4 лет.

Инструкция и ход игры: к предлагаемому слову (картинке) ребенку нужно подобрать антоним. Изначально можно пользоваться соответствующими картинками, затем слова воспринимаются ребенком на слух. При этом можно вводить такие абстрактные понятия, как счастье, любовь, жизнь и т. д.

 

 

РЕЧЬ

 

Хотя мы рассматриваем период раннего детства, хочется уточнить, что развитие речи – процесс непрерывный, который начинается еще с младенчества (доязыковой период) и продолжается на всем протяжении детства. В период раннего детства дети продолжают пополнять свой словарный запас – как пассивный, так и активный. Учатся пользоваться все более сложными грамматическими конструкциями, начиная относиться к речи как к способу общения и налаживания межличностных связей.

Речевое развитие предполагает, что ребенок учится пользоваться сначала устной речью, затем письменной, расширяя с помощью взрослого свой пассивный словарный запас, который со временем переходит в активный – тот, которым пользуется сам ребенок. Он усваивает значения слов, впитывает правила грамматики, что помогает освоить грамматически правильную развернутую речь.

Так что же такое речь?

 

Речь – это реализация языка в процессе коммуникации и взаимодействия между людьми.

Речь – конкретное говорение, протекающее во времени и облекающееся в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью понимают не только процесс говорения (речевую деятельность), но и его результат (фиксируемые памятью или письмом речевые произведения).

Речь – это деятельность общения – выражения, воздействия, сообщения – посредством языка; речь – это язык в действии.

Речь – это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления (Визель Т. Г., 2005).

 

В целом важно отметить, что речь является существенным элементом человеческой деятельности, позволяющим человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям. Являясь средством выражения мыслей, речь в ходе ее развития в онтогенезе становится основным (но не единственным) механизмом мышления человека. Высшее, абстрактное мышление невозможно без речевой деятельности.

И. П. Павлов отмечал, что только речевая деятельность (вторая сигнальная система) дает человеку возможность отвлечения от действительности и обобщения, что и является отличительной особенностью человеческого мышления. Мозг животного отвечает лишь на непосредственные зрительные, звуковые и другие раздражения или их следы; возникающие ощущения составляют первую сигнальную систему действительности. Человек же обладает, помимо того, способностью обобщать словом бесчисленные сигналы первичной сигнальной системы. При этом слово, по выражению И. П. Павлова, становится сигналом сигналов. Анализ и синтез, осуществляемый корой больших полушарий головного мозга, в связи с наличием второй сигнальной системы касается уже не только отдельных конкретных раздражителей, но и их обобщений, представленных в словах. Вторая сигнальная система возникла в процессе эволюции, в процессе общественного труда. Способность к обобщенному отражению явлений и предметов обеспечила человеку неограниченную возможность ориентации в окружающем мире. Первая и вторая сигнальные системы – различные уровни единой высшей нервной деятельности. Но формирование второй происходит только под влиянием общения человека с другими людьми, то есть определяется не только биологическими, но и социальными факторами. Для полноценного развития личности необходимо своевременное и правильное развитие обеих сигнальных систем.

 

«Основные законы возбуждения и торможения являются общими и для первой, и для второй сигнальных систем. Возбуждение любого пункта коры больших полушарий у человека приводится в связь с законами восприятия речи и ее выражения, то есть сенсорными и моторными центрами речи» (Визель Т. Г., 2005).

 

С физиологической точки зрения речь предстает как одна из функций центральной нервной системы человека. С одной стороны, нервная система является причиной возникновения звуков речи, а с другой стороны, она участвует в восприятии звуков речи извне и осознании их. Различают мозговые отделы, участвующие в функции речи:

1) ассоциативные – зоны осмысления речи;

2) моторные – зоны выполнения мышечных действий;

3) сенсорные – зоны ощущений и анализа ощущений речи;

4) проводниковые связи.

 

«В рамках созданной А. Р. Лурией нейропсихологии речевая функция рассматривается как с точки зрения ее психологических особенностей, так и мозговой организации. Структура речи включает в себя два основных уровня: 1) гностический и праксический; 2) смысловой.

Гностические и праксические функции речи А. Р. Лурия расценил как базисные, над которыми системно надстраивается в течение жизни смысловой уровень речевой деятельности, связанный с пользованием средствами языка – словами, фразами, построенными по правилам грамматики.

Важную роль А. Р. Лурия придавал опосредованному характеру речевой функции. Он указывал, что речевая деятельность требует различных невербальных опор, таких как оптические образы и символы предметов, представления о количестве, времени, пространстве и проч., и в то же время она сама служит посредником. Без речи невозможно освоить ни одну область знания. Это означает, что:

• приобретение речи требует огромных и при этом полимодальных затрат: ее нельзя освоить без образования множественных ассоциативных связей между самыми различными зонами головного мозга;

• овладение любой высшей психической деятельностью невозможно без активации проводящих путей, ведущих к речевым зонам мозга, а если и возможно, то в существенно ограниченном объеме или же обходным путем, как, например, при глухоте» (Визель Т. Г., 2005).

 

Надо сказать, что речь возможна только благодаря системе органов человеческого организма, которые приспособлены для производства и восприятия звуковой речи, то есть речевому аппарату. В широком смысле слова речевой аппарат охватывает центральную нервную систему (осмысление речевого образа), органы слуха и зрения (коррекция сказанного), органы дыхания и пищеварения, необходимые для воссоздания звуковых кодов речи.

Органами дыхания и пищеварения, необходимыми для воссоздания звуковых кодов речи, являются:

• нос – начало дыхательных путей;

• рот, являясь начальной частью пищеварительного тракта, служит одновременно органом речи и вкуса (язык), а в особых случаях (при затрудненном носовом дыхании, а также во время речи) – органом дыхания;

• глотка представляет собой воронкообразную полость с мышечными стенками, начинающуюся сверху от основания черепа и переходящую внизу в пищевод;

• гортань представляет собой широкую короткую трубку, состоящую из хрящей и мягких тканей;

• трахея, или дыхательное горло, служит продолжением гортани книзу и представляет собой цилиндрическую трубку;

• грудная клетка образуется позвоночником, ребрами и грудной костью.

Дыхание при речи. Во время речи органы дыхания, продолжая выполнять свою основную биологическую функцию газообмена, осуществляют одновременно голосообразующую и артикуляционную функции.

Дыхание при речи, или так называемое речевое дыхание, по сравнению с обычным спокойным дыханием имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи.

Речь образуется в фазе выдоха. Для слитного произношения целых смысловых отрезков (фраз, синтагм), облегчающего восприятие связной речи, необходим удлиненный выдох. Вдох же, напротив, должен быть как можно более коротким, чтобы сократить обусловленные им паузы между отрезками речи. Первая особенность речевого дыхания и состоит в том, что, в отличие от обычного дыхания, фаза выдоха в 5-8 раз продолжительнее фазы вдоха.

Итак, уже на втором году жизни ребенок обладает запасом в 200-300 слов, пользуется в речи двух-, трехсловными словосочетаниями и предложениями, прислушивается к словам и понимает их значение, любит, когда ему читают, и рассматривает иллюстрации, называет предметы, изображенные на картинках, хорошо знает свое имя, произносит его, пользуется словами «да», «нет», может выразить просьбу не только жестами, но и словами, использует существительные в разных падежах (то есть с разными окончаниями), согласует предмет и действие («машина едет», «я хочу»). К 3 годам ваш малыш часто задает вам вопросы, пользуется двух-, трехсловными предложениями, старается высказывать свои впечатления, мысли, договаривает звуки, слоги, слова при чтении, имеет словарный запас 1000-1500 слов, понимает значение простых предлогов и множественного числа, знает время суток, называет два-три цвета.

К 3 годам ваш малыш владеет словарем примерно в 1500 слов, начинает употреблять сложные предложения, говорит предложениями из 4-5 слов, задает много вопросов, использует слова «кто» и «почему», выражения типа «Я думаю, что...» и «Я надеюсь, что...», выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения, правильно употребляет глаголы в прошедшем времени, правильно произносит звуки «п», «б», «т», «д», «ф», «в», «к», «г», «х», «с», «з», «ц», «м», «н». К 5 годам ваш малыш обладает словарным запасом около 3000 слов, знает свой адрес, пользуется предложениями из 5-6 слов, пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными, умеет пересказывать, правильно произносит практически все звуки, определяет «право – лево» у себя, но не у других, знает простые антонимы (большой – маленький, твердый – мягкий), пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем, считает до 10, знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны (Герасимова А. 2007).

Чтобы ваш ребенок с интересом осваивал речь, нужно учитывать влияние всех этих факторов. Обращайте внимание на то, как и что слышит ваш ребенок, как пользуется артикуляционным аппаратом, четко ли он копирует позиции языка, губ, звуки, интонации, старается ли подражать вам и т. д. Активность и подвижность малыша, манипуляция предметами (игрушки, вещи бытового плана, книги) также являются весомыми факторами в формировании речи. Лучше всего речь развивается в деятельности, когда ребенок наряду с каким-то действием или движением слышит ваши комментарии или сам старается назвать тот или иной предмет. В совместных играх старайтесь комментировать все, что происходит. Игры, в которые вы играете, необходимо направлять на развитие крупной и мелкой моторики (прыжки, ползание, преодоление препятствий, пальчиковая гимнастика, лепка, нанизывание), сенсорного восприятия (цвета, звуки, запахи, тактильные ощущения), оречевляя вашу деятельность. Это важно, ведь обилие этой информации делает мир для ребенка объемным. У ребенка в этом возрасте очень активно развивается речь. Все, что вы с ним делаете, старайтесь проговаривать, объяснять и давайте возможность говорить самому, слушайте его, выстраивайте диалог. Пусть и на «птичьем» языке, но ему очень важно высказаться и быть услышанным. Развивать его речь поможет артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры, потешки, можно даже покривляться с ним перед зеркалом или поиграть в кошечку и вылизать тарелку языком. Уверены, что вашему чаду это придется по вкусу.

 

Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие [1]

 

С самого рождения ребенка окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т. д.

Но все эти слуховые впечатления воспринимаются малышом неосознанно, сливаясь с другими, более важными для него сигналами. Ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру.

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слышать и понимать речь – основное средство общения.

Для того чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи), он должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки. Эта способность не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет жизни. Лучше всего делать это в игре.

Цель игр, приведенных ниже, – открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих.

В этих играх малыш учится различать «звучание» знакомых предметов, голоса животных, птиц и людей. Это требует от ребенка не только активного восприятия, но и хорошей памяти, развитого мышления и элементарного музыкального слуха.

 

• УГАДАЙ, ЧТО ДЕЛАТЬ •

Цель игры: развить умение переключать слуховое внимание, координацию движений, умение соотносить свои действия со звучанием бубна.

Возраст детей: от 1,5 года.

Инструкция и ход игры: понадобятся бубен, два флажка. У ребенка в руках флажки. Если взрослый громко стучит в бубен, малыш поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо – опускает их вниз.

Важно следить за правильной осанкой детей и точным выполнением движений. Чередовать громкое и тихое звучание бубна нужно не более 4 раз, чтобы ребенок мог легко выполнять упражнение.

 

• СОЛНЦЕ ИЛИ ДОЖДИК? •

Цель игры: развитие умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна.

Возраст детей: от 1,5 года.

Инструкция и ход игры: понадобятся бубен, картинки с изображением прогулки детей при ярком солнце и убегающих от дождя. Взрослый говорит: «Сейчас мы пойдем на прогулку. Дождя нет, светит солнышко. Ты гуляй, а я буду звенеть бубном. Если начнется дождь, я буду в бубен стучать, а ты, услышав стук, беги в дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит, а когда я буду стучать в него». Можно повторять игру, меняя звучание бубна 3-4 раза.

 

• УГАДАЙ, НА ЧЕМ ИГРАЮ •

Цель игры: развитие устойчивого слухового внимания, умения различать инструменты на слух по их звучанию.

Возраст детей: от 1,5 года.

Инструкция и ход игры: понадобятся барабан, бубен, дудочка и др. Взрослый поочередно показывает ребенку музыкальные инструменты, уточняет их названия и знакомит со звучанием. Когда взрослый убедится, что малыш усвоил названия и запомнил звучание инструментов, игрушки убирает за ширму. Взрослый повторяет игру за ширмой на разных инструментах, а малыш по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна».

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных