Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие о декадансе




Важнейшим культурологическим представлением эпохи стало понятие о декадансе. Разрабатывая миф о конце века (fin de siecle), теоретики декаданса понимали его не только как буквальное обозначение упадка, но символа переходности, парадоксальности культуры, глобальной переоценки ценностей. Этот «триумф нервов над кровью» представлен в знаменитой формуле Поля Верлена, которая в переводе Бориса Пастернака звучит так «Я римский мир периода упадка». (У Верлена в стихотворении «Томлениие», буквально: Je suis l'Empire a la fin de la decadance). Броские лозунги французского декаданса: «искусство для искусства», «чистая поэзия» говорили прежде всего о намерении художника решать свои собственные, подсказанные персональной творческой природой, задачи. Во-вторых, чистая поэзия провозглашала преимущественные права «формы (как сказано) на «содержанием» (что и о чем сказано). Формальное искусство, естественным образом, повлекло за собой богемную моду на «пр о клятость»: аморализм, эстетство, дендизм, разного рода болезненность и утомленность. Литературные эмблемы этой моды – демон, сфинкс, андрогин, «роковая женщина», Прометей, Эдип, Тристан, Саломея, император Нерон, Эдгар По, и другие вымышленные существа и реальные исторические персонажи. Эти образы пересекались с музыкой Рихарда Вагнера и операми Штрауса, с полотнами Данте Гейбриела Россетти и Врубеля, например. Люди искусства всеми средствами старались освободить из-под гнета условностей свою чувственность, и подтолкнул их к этому, в том числе, знаменитый немецкий философ и писатель Фридрих Ницше. Уже первая работа Ницше «Происхождение трагедии из духа музыки» обратила на себя внимание тем, что не просто была посвящена древнему культу Диониса, но и делала проекцию дионисийской темы на современность. Противопоставляя аполлонический культ дневной, ясной гармонии и дионисийский культ опьяняющего ночного безумия, Ницше утверждает, что преобладание в искусстве Аполлона над Дионисом – это торжество безрадостного технического совершенства. В дальнейшем Ницше уподобляет смерть дионисийского начала в греческой культуре кризису христианской Европы. Произнеся скандальные по тем временам слова: «Бог умер» (Gott ist tot – в третьей книге работы «Веселая наука «Die Frohlishe Wissenschaft», 1882) Ницше подразумевает, что христианство из личной веры в Иисуса Христа усилиями церкви переродилось в систему власти, социальных табу и запретов, не имеющих под собой живого основания. Современные европейцы, называющие себя христианами, в действительности поклоняются фикции, разрушительной лжи – «все трещит по швам», говорит Ницше. В своих поздних работах Ницше озлобленно пишет о христианстве как упадке жизненной силы, принципе господства слабого, самодовольного и подозрительного большинства над более одаренным и свободным меньшинством. При этом надо понимать, что Ницше не выступает ни как атеист, ни как материалист. Сын пастора и личность по темпераменту явно религиозная, он призывает к тому, чтобы перехватить культурную инициативу у «безжизненного», «искажающего естество» христианства, создать живую, личную «религию жизни», «религию человека». Идеал непрерывного жизнетворчества представлен в книге «Так говорил Заратустра» (Also sprach Zaratustra 1883-1884), где отшельник 33-х лет, соединив в себе мудреца и зверя, принимает решение спуститься с горы в долину. «Сверхчеловечество» Заратустры в том, что он как проповедник новой религиозности и художник ищет «неба» на земле, в себе самом. Он учится заново входить в жизнь, «танцуя»; и в роли анти-Христа обещает человеку силу, поднимающую его ввысь. Следует заметить, что рядом писателей Ницше был воспринят не как противник христианства, а как христианский мыслитель (в традиции Серена Киркегора).

Вслед за Ницше проблемы декаданса как общего кризиса культуры касались самые разные авторы. Например немец Освальд Шпенглер в книге «Закат Европы» создал теорию сравнительной морфологии разных культур и доказывал, что в 19 веке европейская цивилизация окончательно истощила потенциал идеи «фаустовского человека». Испанец Хосе Ортега-и-Гассет в книге 1925 года «Дегуманизация искусства» находил в декадансе пролог обновления искусства, доступного элитарному зрителю, но чуждого массам. В литературоведении 20-го века декаданс как общая культурологическая характеристика соотносится с натурализмом, символизмом, эстетизмом, неоромантизмом, импрессионизмом. Нам придется как бы фрагментами рассматривать эпоху, надеясь, что она соберется в целое, как мозаика или паззл. Одним словом, на рубеже веков отсутствует доминирующее литературное направление, однако декаданс может быть назван камертоном эпохи[1]. Подвести черту под общетеоретическими рассуждениями можно содержательной формулой Вяч. Иванова: «Что такое decadance? Чувство тончайшей органической связи с монументальным преданием былой высокой культуры вместе я тягостным сознанием, что мы последние в ее ряду».

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных