Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Первая половина речи Елифаза. 1–2. Введение в речь. 3–6. Побуждение к речи. 7–21. Основная мысль Елифаза: на земле наказываются только грешники.




 

1. И отвечал Елифаз Феманитянин и сказал:

 

2. если попытаемся мы сказать к тебе слово, - не тяжело ли будет тебе? Впрочем кто может возбранить слову!

 

1–2. Речь Елифаза, по его убеждению, не только не утешит Иова, но еще более огорчит его. Но как бы ни неприятна была истина, она должна быть высказана. И Елифаз, извиняясь за доставляемое им Иову огорчение, не может воздержаться от слова.

 

3. Вот, ты наставлял многих и опустившиеся руки поддерживал,

 

4. падающего восставляли слова твои, и гнущиеся колени ты укреплял.

 

5. А теперь дошло до тебя, и ты изнемог; коснулось тебя, и ты упал духом.

 

3–5. Первою каплею горечи в речи Елифаза является упрек Иову в его малодушии. Оно тем более несвойственно ему, что прежде он утешал и словами утешения ободрял и поддерживал людей с «опустившимися руками» и «гнущимися коленами» и всецело «падающих», т. е. слабых духом (2 Цар IV: 1; Ис XIII: 7; XXXV: 3–4). Ободрявший других не может ободрить себя (ст. 5), иронически (ср. Мф XXVII: 42) замечает Елифаз.

 

6. Богобоязненность твоя не должна ли быть твоею надеждою, и непорочность путей твоих - упованием твоим?

 

6. Порицая малодушие Иова, Елифаз усматривает в нем достаточный повод и побуждение обратиться к страдальцу с речью «Не в благочестии ли твоем надежда твоя? упование твое не на непорочность ли путей твоих»? спрашивает он его. По мнению Елифаза, ропот и жалобы Иова проистекают из его уверенности в своем благочестии. Он ропщет и жалуется потому, что себя, человека благочестивого и непорочного, считает несправедливо наказанным. Эта ложная, по взгляду Елифаза, мысль Иова, заставляя его обратиться с речью к своему другу, заранее предрешает его основное положение. В противоположность Иову, Елифаз утверждает, что несчастья постигают только грешников; следовательно, и Иов, раз он подвергся бедствиям, не может считать себя благочестивым, невинно наказанным.

 

7. Вспомни же, погибал ли кто невинный, и где праведные бывали искореняемы?

 

8. Как я видал, то оравшие нечестие и сеявшие зло пожинают его;

 

9. от дуновения Божия погибают и от духа гнева Его исчезают.

 

7–9. В подтверждение справедливости своего взгляда Елифаз ссылается, во-первых, на опыт и знание самого Иова, не видавшего будто бы в течение своей жизни случаев гибели праведника (ст. 7); и во-вторых - на личный опыт. Последний ручается за то, что наказываются лишь те, которые подготовляли почву для зла («оравшие нечестие») и делали его («сеявшие зло»; ср. Ос X: 13). Уподобление злодеев в их деяниях земледельцам вызывает соответствующий образ для выражения мысли о наказании их божественным гневом. Насаждения злодеев погибают, подобно трудам земледельцев, от знойного ветра (ст. 9; ср. Иер IV: 11; Иез XVII: 10; XIX: 12; Ос XIII: 15).

 

10. Рев льва и голос рыкающего умолкает, и зубы скимнов сокрушаются;

 

11. могучий лев погибает без добычи, и дети львицы рассеиваются.

 

10–11. Гибель целой семьи львов представляет, по мнению экзегетов, намек на судьбу семейства Иова.

 

12. И вот, ко мне тайно принеслось слово, и ухо мое приняло нечто от него.

 

12–21. Для сообщения своему взгляду большей убедительности, авторитетности Елифаз ссылается на бывшее ему откровение, описывая сначала форму, в которой оно было сообщено (ст. 12), затем время получения (ст. 13), испытанное при этом состояние (ст. 14–16) и, наконец, самое содержание (ст. 17–21).

 

13. Среди размышлений о ночных видениях, когда сон находит на людей,

 

12–13. Сообщенное в форме шепота (евр. «семец», переданное в синодальном чтении выражением «нечто», Симмах переводит «ψιθυρισμός», Вульгата - «sussurus» - «шелест», «шепот») и проникшее в душу Елифаза помимо его сознания и воли («тайно принеслось слово», в буквальном переводе: «ко мне прокралось слово»), откровение было получено им «среди размышлений о ночных видениях». Еврейское «бишифим», чему соответствует синодальное «среди размышлений», собственно значит «ветви», «разветвления», по отношению к душевной деятельности «перепутывающиеся мысли», «сумятицу мыслей» (Дильман). Откровение падало на то время, когда Елифаз пробудился с душою, смущенною беспокойными мыслями.

 

14. объял меня ужас и трепет и потряс все кости мои.

 

15. И дух прошел надо мною; дыбом стали волосы на мне.

 

16. Он стал, - но я не распознал вида его, - только облик был пред глазами моими; тихое веяние, - и я слышу голос:

 

14–16. Непосредственные предвестники откровения - прошедший над Елифазом «дух», - ветер («тихое веяние» ст. 16, ср. 3 Цар XIX: 11; Дан II: 2) и явление в нем таинственного существа, вида которого нельзя было распознать, - вызвали обычные при видениях чувства ужаса и страха (Быт XV: 12; XXVIII: 17; Дан VII: 15; VIII: 18; X: 7).

 

17. человек праведнее ли Бога? и муж чище ли Творца своего?

 

18. Вот, Он и слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки:

 

19. тем более - в обитающих в храминах из брения, которых основание прах, которые истребляются скорее моли.

 

20. Между утром и вечером они распадаются; не увидишь, как они вовсе исчезнут.

 

21. Не погибают ли с ними и достоинства их? Они умирают, не достигнув мудрости.

 

17–21. На предложенный явившимся вопрос: «человек праведнее ли Бога?» («мезлоах» - «пред Богом» - см. Чис XXXII: 22) им же самим дается отрицательный ответ. В очах Божиих нечисты и несовершенны даже ангелы, тем более человек. Он грешен. Признаком его греховности является, во-первых, кратковременность существования («между утром и вечером распадаются», ср. Пс LXXXIX: 6; «истребляются скорее моли», ср. XIII: 28; Ис L: 9), во-вторых, смерть в состоянии неразумия: «умирают, не достигши мудрости», т. е. страха Божия (XXVIII: 28). Та и другая черта, - скоротечность жизни и смерть не умудренным, - усвояется по преимуществу, даже исключительно одним грешникам (XV: 32; Пс LXXXIX: 6–9; ср. Пс XС: 1, 16; XCI: 13–15; Притч V: 13).

 

Глава V

Вторая половина речи Елифаза. 1–7. Упорство Иова, продолжающийся с его стороны ропот может навлечь на него божественный гнев. 8–27. Иов должен смириться пред Богом, под этим условием изменится его судьба, - он будет награжден.

 

1. Взывай, если есть отвечающий тебе. И к кому из святых обратишься ты?

 

1. «Святые», т. е. ангелы (XV: 15; Пс LXXXVIII: 7–8; Дан VIII: 13) нечисты в очах Божиих (IV: 18); следовательно, они не могут допустить мысли о безгрешности низшего по сравнению с собою существа - человека. Поэтому ни один из них не поручится и за него, Иова, за его невинность, незаслуженность наказаний. У Иова нет защитников ни среди людей (IV: 7–9), ни среди небожителей.

 

2. Так, глупца убивает гневливость, и несмысленного губит раздражительность.

 

2. Если же, несмотря на это, он будет роптать, проявлять нетерпеливость, то его постигнет участь глупца, призывающего на себя своим ропотом божественный гнев (ср. Еккл X: 4). Дальнейшее (ст. 8) описание «глупца» теми же чертами, что и нечестивого (Пс XXXVI: 35–6), дает понять, что под глупцом Елифаз разумеет грешника.

 

3. Видел я, как глупец укореняется, и тотчас проклял дом его.

 

3. Примеры гибели нечестивых известны Елифазу. Неоднократно наблюдая ее, он имел возможность предсказать ожидающее грешника несчастье («проклял день его») даже в то время, когда еще не было на лице очевидных признаков бедствия, - когда «грешник укоренялся» (ср. Пс XXXVI: 35–36), находился в поре силы, могущества.

 

4. Дети его далеки от счастья, их будут бить у ворот, и не будет заступника.

 

5. Жатву его съест голодный и из-за терна возьмет ее, и жаждущие поглотят имущество его.

 

4–5. Проявлением его благоденствия, счастья служат дети и имущество (XXI: 8 и д.). Но первые с течением времени подвергаются наказанию со стороны представителей правосудия («будут бить у ворот», - Быт XXXIV: 20; Втор XXII: 24; Притч XXII: 22; Ам V: 10), второе расхищается: жатвою, защищенною от разграбления изгородью из терна («из-за терна возьмет ее») пользуются неимущие, голодные (ср. Пс XXXVI: 25), а всем имуществом - «жаждущие», т. е. такие или иные грабители (XVIII: 19).

 

6. Так, не из праха выходит горе, и не из земли вырастает беда;

 

7. но человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх.

 

6–7. Наблюдаемые Елифазом случаи гибели грешника дают ему право установить то общее положение, что причина страданий и бедствий - не вне человека, а в нем самом. Его природа такова («человек рождается на страдание»), что он совершает преступление, за которым неизбежно следует возмездие. Данное свойство так же неотъемлемо у человека, как у искры - свойство подниматься вверх (евр. «решеф» употребляется и переводится в различных, значениях: в Пс LXXVII: 48 - словом «молния», в Пс LXXV: 4 - «стрелы»; «решеф». Втор XXXII: 24 и Дав III: 5 LXX, Онкелос, Акила и Симмах передают словом «птица». Последнее значение усвояют данному выражению греческое и славянское чтение настоящего стиха: «птенцы суповы», т. е. «коршуна»).

 

8. Но я к Богу обратился бы, предал бы дело мое Богу,

 

8. Если в природе человека коренится склонность к греху, то Иову не составляет особенного труда сознаться в своей греховности пред Богом и просить у Него прощения. Так рассуждения 6–7 ст. подготовляют положение 8: вместо того, чтобы роптать, Иов должен смириться и обратиться к Богу.

 

9. Который творит дела великие и неисследимые, чудные без числа,

 

9–16. Ближайшим побуждением к такому обращение, обеспечивающим его успех, является мысль, с одной стороны, о благости и милосердии Божием по отношению к несчастным, а с другой - о тех наказаниях, которыми Господь поражает всех гордых, противящихся Ему.

 

10. дает дождь на лице земли и посылает воды на лице полей;

 

11. униженных поставляет на высоту, и сетующие возносятся во спасение.

 

10–11. Господь, орошающий водами землю (Пс CIII: 10–13; CXLVI: 8; Иер XIV: 22) и превращающий пораженные засухой местности в продородные (ср. Пс CVI: 35–36), превращает людские страдания и горесть в радость (1 Цар II: 7–8).

 

12. Он разрушает замыслы коварных, и руки их не довершают предприятия.

 

13. Он уловляет мудрецов их же лукавством, и совет хитрых становится тщетным:

 

14. днем они встречают тьму и в полдень ходят ощупью, как ночью.

 

12–14. Бог - отмститель гордых, уповающих на свою силу. Он обращает в ничто их намерения и предприятия, так что «руки их не довершают предприятия», буквально с еврейского: «не сделают ничего прочного». (Еврейское слово «тушийа», переведенное в настоящем случае выражением «предприятие», в трех других местах кн. Иова передается различно: в VI: 13 - «опора», в XI: 6 - «следовало бы понести», в XII: 6 - «премудрость». Производимое экзегетами от арабского глагола «йаса» - «твердо стоять, быть постоянным», «тушийа» означает: «твердость, постоянство, прочное счастье, успех»). Нечестивые гибнут от собственного лукавства (ст. 12–13; ср. 2 Цар XVII: 1–7, 14, 23; 1 Кор III: 20), их успешно начатые дела встречают впоследствии неустранимые препятствия, влекущие за собою гибель (ст. 14; ср Втор XXVIII: 29; Пс XXXIV: 5; Иер XXIII: 12).

 

15. Он спасает бедного от меча, от уст их и от руки сильного.

 

16. И есть несчастному надежда, а неправда затворяет уста свои.

 

15–16. Господь - защитник угнетенных и бедных (ст. 15; ср. Пс LVI: 5; LXIII: 4), спасающий их от вреда, наносимого им сильным словом и делом (ср. Пс CVI: 42).

 

17. Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай,

 

17–27. Применение мыслей 9–16 ст. к Иову.

 

18. ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют.

 

17–18. Из связи второй половины ст. 17 с первою видно, что Бог вразумляет человека наказаниями. Вразумление состоит в том, что наказуемый не раздражается, подобно глупцу (ст. 2), а приходит к сознанию своей греховности, смиряется пред Богом. Результатом этого и является блаженство, счастье вразумляемого. Бог смиренных возвышает и спасает; подобный же удел ожидает и вразумившегося. Бог, нанесший ему раны, Сам и исцелит их (ст. 18 ср. Втор XXXII: 39; Плач III: 32; Ос VI: 1). Имея в виду спасительные последствия вразумления, Иов не должен противиться постигшим его бедствиям (Притч III: 11; Евр XII: 5), роптать и раздражаться, как это делал до сих пор.

 

19. В шести бедах спасет тебя, и в седьмой не коснется тебя зло.

 

19. Если Иов последует совету Елифаза, то Господь спасет его от бедствий неограниченное число раз («шесть-семь» - Притч VI: 16; XXX: 15, 18).

 

20. Во время голода избавит тебя от смерти, и на войне - от руки меча.

 

21. От бича языка укроешь себя и не убоишься опустошения, когда оно придет.

 

22. Опустошению и голоду посмеешься и зверей земли не убоишься,

 

23. ибо с камнями полевыми у тебя союз, и звери полевые в мире с тобою.

 

20–23. Господь избавит его от смерти, причиняемой голодом и мечом; от вреда, наносимого языком клеветников (21 ст. ср. 15–16; Пс LVI: 5; LXIII: 4; Сир XXVIII: 20 и д., LI: 3); от враждебных отношений неодушевленной и одушевленной природы: камни не будут вредить плодородию его полей (4 Цар III: 19; Ис V: 2), а дикие звери ему самому и его стадам (Лев XXVI: 22; Втор XXXII: 24; 3 Цар XX: 36; 4 Цар II: 24; Иез V: 17; XIV: 21; Ос II: 20).

 

24. И узнаешь, что шатер твой в безопасности, и будешь смотреть за домом твоим, и не согрешишь.

 

24–26. Иов будет награжден благами характера положительного.

24. Не тревожимый ни людьми, ни внешнею природою, он будет наслаждаться миром: «шатер твой в безопасности» и избытком во всем: «будешь смотреть за домом твоим и не согрешишь», точнее, «не найдешь недостатка», так как евр. «лотехета», переведенное выражением «не согрешишь», происходит от глагола «хата» - «иметь недостаток», «промахиваться» (Суд X: 16; Притч XIX: 2).

 

25. И увидишь, что семя твое многочисленно, и отрасли твои, как трава на земле.

 

26. Войдешь во гроб в зрелости, как укладываются снопы пшеницы в свое время.

 

25–26. Взамен умерших детей у него будет многочисленное, как трава (Пс CXLIII: 12), потомство, и сам он умрет в глубокой старости, пресыщенный днями.

 

27. Вот, что мы дознали; так оно и есть: выслушай это и заметь для себя.

 

Глава VI

Ответная речь Иова на речь Елифаза. 1–7. Естественность ропота. 8–27. Желание смерти в виду невозможности переносить страдания, особенно без поддержки со стороны друзей. 28–30. Просьба к друзьям внимательнее, вдумчивее отнестись к его речам.

1. И отвечал Иов и сказал:

 

2. о, если бы верно взвешены были вопли мои, и вместе с ними положили на весы страдание мое!

 

3. Оно верно перетянуло бы песок морей! Оттого слова мои неистовы.

 

1–3. Так как Елифаз начинает свою первую речь с упрека Иову в малодушии (IV: 5), то последний и старается прежде всего освободиться от подобного обвинения. «Его слова неистовы» («ρηματα φαύλα» LXX - злы; «λόγοι καταπικροι» Симмаха - полны горечи, но ни в каком случае не «вздорны», «неразумны», как переводит Делич, ср. ст. 28–30); они полные горячности, раздражительности (ст. 1, евр. «каси», «οργή» LXX ср. V: 2), но это вполне понятно. Жалобы Иова естественны в виду необыкновенных страданий; своею тяжестью они превосходят тяжесть песка морского (Притч XXVII: 3; Сир XXII: 15), неисчислимее этого последнего (Быт XXII: 17; XXXII: 13; XLI: 49; Иер XXXIII: 22; Авв I: 9). Поэтому если сравнить его нетерпеливость, горячность с бедствиями, то она окажется по сравнению с ними малою.

 

4. Ибо стрелы Вседержителя во мне; яд их пьет дух мой; ужасы Божии ополчились против меня.

 

4. Причина столь необыкновенных страданий в том, что против него, Иова, восстал сам Бог. Он, как ратоборец (Иер XX: 11), причиняет ему такие страшные страдания, какие наносятся отравленными, палящими стрелами (Пс VII: 14).

 

5. Ревет ли дикий осел на траве? мычит ли бык у месива своего?

 

6. Едят ли безвкусное без соли, и есть ли вкус в яичном белке?

 

7. До чего не хотела коснуться душа моя, то составляет отвратительную пищу мою.

 

5–7. Образное выражение мысли об естественности жалоб. Если неразумные животные (осел и бык) не выражают недовольства без причины, то тем более не сделает этого человек, существо разумное. Как неприятен без соли хлеб и яичный белок, так неприятны и жалобы. И если тем не менее Иов жалуется, то, очевидно, потому, что вынужден. Вынужден же он тем, что все время живет невыносимо тяжелою («отвратительною» - ст. 7) мыслью о постигшем горе, возможности которого даже не представлял («не хотела коснуться душа моя») в дни былого счастья (XXIX: 18–20).

 

8. О, когда бы сбылось желание мое и чаяние мое исполнил Бог!

 

9. О, если бы благоволил Бог сокрушить меня, простер руку Свою и сразил меня!

 

8–9. В виду тяжести страданий жалобы Иова естественны и понятны, естественно и соединенное с ними (III: 3–11 и д.) желание смерти. Чем скорее она наступит, тем лучше, поэтому Иов желает умереть от быстро поражающей руки Божией (ст. 9 ср. Ис XXXVIII: 12–13).

 

10. Это было бы еще отрадою мне, и я крепился бы в моей беспощадной болезни, ибо я не отвергся изречений Святаго.

 

10. Близкая, скорая смерть составила бы для Иова утешение: он умер бы с сознанием, «что не отвергся изречений Святаго», остался верным Его заповедям (XXIII: 12), а это сознание является для него, как благочестивого человека, отрадою (Пс СXVIII: 50).

 

11. Что за сила у меня, чтобы надеяться мне? и какой конец, чтобы длить мне жизнь мою?

 

12. Твердость ли камней твердость моя? и медь ли плоть моя?

 

13. Есть ли во мне помощь для меня, и есть ли для меня какая опора?

 

11–13. Высказанное в 9 ст. желание скорейшего наступления смерти мотивируется еще и тем, что у Иова не хватает сил для перенесения страданий (ст. 13). Он обыкновенный смертный человек с чувствительною к болезни плотью («не камень» и «не медь» - ст. 12), терпение его может истощиться. Он мог бы еще терпеть, желать продолжения жизни, если бы предвиделся какой-нибудь исход из скорби; но его нет (ст. 11). Терпение не может быть поддержано ни телесными, ни душевными силами.

 

14. К страждущему должно быть сожаление от друга его, если только он не оставил страха к Вседержителю.

 

14–21. Не находя в себе сил для перенесения страданий, Иов рассчитывал почерпнуть их в сочувственном отношении к себе со стороны друзей, но обманулся. Желание смерти не ослабевает.

14. Синодальное чтение второй половины стиха представляет неправильную передачу текста союз «ве» «и» переведен выражением «если только», и вставлено отсутствующее в оригинальном тексте отрицание «не» (не оставил). В буквальном переводе весь стих читается так: «к страждущему должно быть сожаление от друга его, и он оставляет страх к Вседержителю». Остающаяся и при такой передаче подлинника невразумительность заставляет экзегетов прибегать к различным толкованиям. Делич понимает союз «и» в значении «иначе» и все место переводит так: «страждущему должно быть оказано со стороны его друга сострадание, иначе он оставит страх Господень», т. е. страждущий без поддержки со стороны друзей может впасть в отчаяние. Другие предлагают такое чтение: «страждущему должно быть оказано сожаление, даже (и) тому, который оставил страх Вседержителя», т. е. был действительно виновен (Вигуру. Руководство к чтению и изучению Библии. Перевод с французского издания с дополнительными примечаниями В. В. Воронцова. 2 т., вып. 2, с. 265). Но подобное понимание не находит подтверждения в кн. Иова. Его друзья прямо утверждают, что страдания виновного вызывают не сострадание, а чувство ужаса и трепета (XVIII: 20). И если подобного взгляда они держатся и в момент произношения Иовом речи гл. VI (ст. 20), то едва ли бы он стал просить их о сострадании. Естественнее чтение и понимание Делича: Иов ищет сочувствия и поддержки со стороны друзей, чтобы не впасть в полное уныние, отчаяние; он близок к нему, так как сам не в состоянии ободрить себя (ср. 11–18).

 

15. Но братья мои неверны, как поток, как быстро текущие ручьи,

 

16. которые черны от льда и в которых скрывается снег.

 

17. Когда становится тепло, они умаляются, а во время жары исчезают с мест своих.

 

18. Уклоняют они направление путей своих, заходят в пустыню и теряются;

 

15–18. Надежды Иова на друзей не оправдались: «они неверны», - обманули его ожидания. Их непостоянство в чувствах напоминает непостоянство потоков (χείμαρρους LXX - «зимний поток»), которые бывают полны водою только во время таяния снега, а при наступлении тепла мелеют и во время жары совсем исчезают, бесследно теряются в песках пустыни.

 

19. смотрят на них дороги Фемайские, надеются на них пути Савейские,

 

20. но остаются пристыженными в своей надежде; приходят туда и от стыда краснеют.

 

19–20. Безводные летом, они обманывают ожидающих встретить в них воду караваны (евр., выражения «архот» и «галикот», переведенные «дороги», «пути», означают «поезд путешественников», «караван») Савеян (см. толков. 15 ст. 1 гл.) и Фемы (потомки Измаила от сына этого имени, жившие в Аравии и торговавшие с Египтом) (Быт XXV: 15; XXXVII: 25; Ис XXI: 13).

 

21. Так и вы теперь ничто: увидели страшное и испугались.

 

21. Так точно в ничто обратилась дружба прежних друзей: при виде пораженного страшною болезнью Иова они испугались, признали в нем грешника (XVIII: 10), положение которого не может вызывать сочувствия.

 

22. Говорил ли я: дайте мне, или от достатка вашего заплатите за меня;

 

23. и избавьте меня от руки врага, и от руки мучителей выкупите меня?

 

22–23. Иов ничем не вызвал подобной перемены в отношении к себе друзей: он не требовал и не требует от них какой-нибудь жертвы, полагающей конец дружбе (Притч XXV: 17).

 

24. Научите меня, и я замолчу; укажите, в чем я погрешил.

 

25. Как сильны слова правды! Но что доказывают обличения ваши?

 

26. Вы придумываете речи для обличения? На ветер пускаете слова ваши.

 

27. Вы нападаете на сироту и роете яму другу вашему.

 

24–27. Не правы друзья, изменив чувствам дружбы, не правы они и в роли обвинителей Иова. Иов согласился бы с друзьями, если бы они указали действительные погрешности в его речах и словах. Он замолчал бы пред правдою (ст. 24–25). Но ведь друзья порицают слова, принадлежащие ветру, слова отчаявшегося (точный перевод ст. 26 будет такой: «порицать ли слова вы думаете? Но ветру принадлежат слова отчаявшегося»), т. е. думают доказать его виновность нечаянно вырвавшимися в состоянии отчаяния, горячности словами, преувеличенность которых очевидна. Основываясь только на таких выражениях, друзья относятся к Иову, как безжалостные кредиторы к юному сироте, наследнику их должника («нападаете на сироту» - ст. 27, точнее: «бросаете жребий касательно сироты»); они готовы даже продать его (евр. «тикру», переводимое «роете яму», происходит от глагола «кара», означающего и «покупать» - Втор II: 6; Ос III: 2. Уподобление друзей купцам во второй части ст. 27 вполне соответствует уподоблению их кредиторам в первой).

 

28. Но прошу вас, взгляните на меня; буду ли я говорить ложь пред лицем вашим?

 

28. Слова Иова полны горячности, но они, безусловно, справедливы.

 

29. Пересмотрите, есть ли неправда? пересмотрите, - правда моя.

 

30. Есть ли на языке моем неправда? Неужели гортань моя не может различить горечи?

 

29–30. Уверенный в своей правоте, вполне способный отличить ложь от истины (ст. 30), Иов требует, чтобы друзья «пересмотрели» - изменили свое отношение к нему.

 

 

Глава VII






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных