Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Речь Софара. – 1–3. Введение, - повод к речи. 4–12. Полная законность и справедливость постигшего Иова наказания. 13–20. Совет Иову раскаяться, и тогда он будет утешен.




 

1. И отвечал Софар Наамитянин и сказал:

 

2. разве на множество слов нельзя дать ответа, и разве человек многоречивый прав?

 

3. Пустословие твое заставит ли молчать мужей, чтобы ты глумился, и некому было постыдить тебя?

 

2–3. Многословие не есть признак ума и правды (Притч X: 19), приводящей слушателей силою своей бдительности в молчание (VI: 25), а наоборот свидетельствует о глупости (Еккл V: 2; X: 14). Считая сообразно с этим продолжительную речь Иова неубедительным пустословием, Софар не допускает возможности ответить на нее молчанием. Оно свидетельствовало бы о неспособности друзей понять и изобличить пустоту речей Иова, говорило бы о их глупости.

 

4. Ты сказал: суждение мое верно, и чист я в очах Твоих.

 

5. Но если бы Бог возглаголал и отверз уста Свои к тебе

 

6. и открыл тебе тайны премудрости, что тебе вдвое больше следовало бы понести! Итак знай, что Бог для тебя некоторые из беззаконий твоих предал забвению.

 

4–6. В противоположность Иову, уверенному в правоте своих суждений, невинности (X: 7) и незаслуженности наказаний, Софар утверждает, что он страдает не только вполне заслуженно, но и мало: часть его грехов не открыта ему Богом (ст. 5), предана Богом забвению (ср. XIV: 17), - прощена.

 

7. Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя?

 

8. Он превыше небес, - что можешь сделать? глубже преисподней, - что можешь узнать?

 

9. Длиннее земли мера Его и шире моря.

 

7–9. И как в настоящем случае, так и в случае больших страданий Иов не имеет права оспаривать их справедливость. Его протест безрассуден, поскольку это - протест ограниченного по уму человека против Бога, мудрость которого, будучи взята во всем своем объеме, во всей глубине и широте (ст. 8–9), превосходит человеческое разумение (ст. 7; ср. Рим XI: 33). Если человек не в состоянии обнять своим взглядом и мыслью небо, море и землю, то как же может он постичь их Творца? Иов будет осуждать то, чего не понимает.

 

10. Если Он пройдет и заключит кого в оковы и представит на суд, то кто отклонит Его?

 

11. Ибо Он знает людей лживых и видит беззаконие, и оставит ли его без внимания?

 

10–11. Протест не только безрассуден, но и бесполезен. Божественные определения, основанные на всестороннем знании беззакония, даже замаскированного, прикрытого ложью, справедливы и в силу этого неотвратимы. Человек должен им подчиниться.

 

12. Но пустой человек мудрствует, хотя человек рождается подобно дикому осленку.

 

12. Так и поступит разумный человек; что же касается пустого, то скорее осел превратится в человека, чем он вразумится (Делич).

 

13. Если ты управишь сердце твое и прострешь к Нему руки твои,

 

13–20. Определения Божии премудры и неотвратимы; следовательно, им нужно подчиняться, а не противиться. Смирение вознаграждается, гордость наказывается. Когда Иов прекратит ропот, «управит сердце свое», - даст ему истинное направление (ст. 13, ср. 1 Цар VII: 3; 2 Пар XX: 33; Пс LXXVII: 8), что выразится в молитве и удалении от всего дурного (ст. 14, ср. VIII: 5–6), то Бог наградит его. Он исцелится от болезней, лицо его сделается чистым, освободится от струпьев (ст. 15); не испытывая страха лишиться, он будет пользоваться устойчивым непрекращающимся счастьем, счастьем настолько полным и захватывающим его существо, что воспоминания о пережитых страданиях не оставят в его душе чувства горечи (ст. 16). Не омрачаемая ни опасением за будущее (ст. 15), ни печальными воспоминаниями о прошлом, жизнь Иова будет яснее полдня, - самого светлого в течение дня времени (ст. 17). Даже в случае опасности он, уверенный в божественной помощи и защите, может наслаждаться покоем, не боясь бедствия; оно его не коснется (ст. 18–19; ср. V: 21–24; Лев XXVI: 6; Соф III: 13). Наконец, благоволение Божие к Иову сделает его предметом уважения для многих: они будут заискивать, добиваться его расположения (ст. 19 ср. Притч XIX: 6).

 

14. и если есть порок в руке твоей, а ты удалишь его и не дашь беззаконию обитать в шатрах твоих,

 

15. то поднимешь незапятнанное лице твое и будешь тверд и не будешь бояться.

 

16. Тогда забудешь горе: как о воде протекшей, будешь вспоминать о нем.

 

17. И яснее полдня пойдет жизнь твоя; просветлеешь, как утро.

 

18. И будешь спокоен, ибо есть надежда; ты огражден, и можешь спать безопасно.

 

19. Будешь лежать, и не будет устрашающего, и многие будут заискивать у тебя.

 

20. А глаза беззаконных истают, и убежище пропадет у них, и надежда их исчезнет.

 

20. Совершенно иная участь ждет нечестивого. Он не только не увидит чего-либо хорошего («глаза беззаконных истают» - Втор XXVIII: 32), но не в состоянии будет избежать опасностей, - надежда на избавление от них исчезнет (ср. VIII: 22).

 

 

Глава XII

Первая половина ответной речи Иова на речь Софара. 1–10. Мудрость друзей несостоятельна, несправедливо и их главное положение, что на земле господствует строгое мздовоздание. 11–25. Божественная премудрость, которая, по словам друзей, следует будто бы началам справедливости, сказывается на самом деле разрушительными явлениями - катастрофами.

 

1. И отвечал Иов и сказал:

 

2. подлинно, только вы люди, и с вами умрет мудрость!

 

2. Речь Софара началась обвинением Иова в пустословии, - глупости. Сообразно с этим он и отвечает прежде всего на данный упрек. Ироническое замечание: «подлинно только вы - народ», - только вы достойны носить название людей (евр. «ам» - «народ»; ср. Ис XL: 7; XLII: 5) и раз вы, единственные их представители, умрете, то исчезнет с лица земли и мудрость, свидетельствует, насколько Иов не согласен с обвинением Софара.

 

3. И у меня есть сердце, как у вас; не ниже я вас; и кто не знает того же?

 

3. Оно сплошное заблуждение. Иов - такой же, как и друзья, человек; у него нельзя отнять «сердца», - способности к умственно-теоретической деятельности, в том числе и мудрости (Быт XXVII: 41; Втор VII: 17; Притч XVI: 9; Сир III: 9 и т. п.). По уму он нисколько не ниже их: известное им известно и ему.

 

4. Посмешищем стал я для друга своего, я, который взывал к Богу, и которому Он отвечал, посмешищем - человек праведный, непорочный.

 

4. Не имея права отрицать ума, мудрости у Иова, Софар совершенно напрасно усвояет эти качества себе и друзьям. И действительно, что это за мудрость, когда они не в состоянии отличить грешника от праведника и благочестивого Иова сделали предметом насмешек? Истинно мудрый относится к горю, несчастью ближнего не с презрением и насмешками, а с полным участием. Смех над несчастьем - признак глупости (Еккл V: 2–4).

 

5. Так презрен по мыслям сидящего в покое факел, приготовленный для спотыкающихся ногами.

 

5. Мудрость друзей несостоятельна, как несостоятельны суждения тех лиц, которые никогда не бывали в темноте и тем не менее отвергают нужду в факеле. Таков смысл синодального чтения, переводящего еврейское слово «лаппид» выражением «факел», с каковым значением оно употребляется в Быт XV: 17; Суд XV: 4 и в других местах (всего 13), и каковое усвояют ему Таргум, Вульгата и Лютер. Новейшие же экзегеты, - Фюрст, Делич, считают «лаппид» составленным из «le» «pia», полагают, что в данном стихе оно имеет абстрактный смысл, значение: «несчастие» (ср. XXX: 24; XXXI: 29; Притч XXIV: 22), и сообразно с этим все место переводят так: «несчастие вызывает презрение в мыслях счастливого; оно (презрение) встречает спотыкающегося ногами». Переводимый таким образом пятый стих будет находиться в самой тесной связи с четвертым. Иов утверждает, что презрение, с которым относятся к нему его друзья, - обычное явление, общеизвестная участь праведника, презираемого и отвергаемого миром.

 

6. Покойны шатры у грабителей и безопасны у раздражающих Бога, которые как бы Бога носят в руках своих.

 

6. После общих рассуждений о несостоятельности мудрости друзей, в частности Софара, Иов указывает на ошибочность их главного положения, в установлении и обосновании которого и сказывается вся их мудрость. Теория друзей, будто спокойствие и безопасность - удел одних благочестивых (V: 19–21, 24; VIII: 6; XI: 18–19), опровергается жизнью. Она неотразимо свидетельствует, что данными благами пользуются лица, попирающие божеские и человеческие законы («грабители», раздражающие Господа), лица, не признающие другого божества, кроме силы своих рук (Авв I: 11).

 

7. И подлинно: спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе;

 

8. или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские.

 

9. Кто во всем этом не узнает, что рука Господа сотворила сие?

 

10. В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти.

 

7–10. И подобное явление, т. е. благоденствие нечестивых, - дело не случая, а рук Божиих. Одушевленная и неодушевленная природа ясно свидетельствует, что все в мире делается по воле Господа (ст. 9). В Его руке, власти душа («нефеш») всего живущего, - низшая, элементарная сторона психической жизни, и дух («руах») «всякой человеческой плоти», - то, чем отличается от животных, - разум и высшие идеальные стремления и потребности. Если же все зависит от Бога, то Он, очевидно, допускает и благоденствие нечестивых.

 

11. Не ухо ли разбирает слова, и не язык ли распознает вкус пищи?

 

12. В старцах - мудрость, и в долголетних - разум.

 

13. У Него премудрость и сила; Его совет и разум.

 

11–13. Для оправдания своей теории друзья ссылаются на авторитет предков (VIII: 8, 10). И никто, конечно, не станет отрицать, что долгая жизнь - школа мудрости (ст. 12). Но, во-первых, нельзя принимать на веру все сказанное ими. Это противно свойственной человеку способности лично познавать истину, различать правду от неправды («не ухо ли разбирает слова?» ср. Евр V: 14), как лично при помощи языка различать вкус в пище (ст. 11). С другой стороны, хотя старцы и обладают мудростью, но все же остается вопросом, способны ли они понять мироправление существа абсолютного (ср. ст. 12 с XXI: 22), обладающего для управления миром всеми необходимыми свойствами: премудростью - способностью познавать вещи и явления в их существе; силою, - способностью без всяких затруднений осуществить свои планы; советом, - способностью находить самые лучшие пути и средства для достижения известных целей, и разумом, - способностью различать между истиною и ложью, полезным и вредным (3 Цар III: 9, 11).

 

14. Что Он разрушит, то не построится; кого Он заключит, тот не высвободится.

 

14–25. Указания личного опыта и свидетельство предания (XIII: 1) подтверждают справедливость только что высказанного Иовом сомнения. По мнению старцев и друзей, божественная премудрость, изобличая даже замаскированное зло (XI: 11), не оставляет его без наказания (VIII: 11–20; XI: 20) и всегда вознаграждает добро. Она следует только началам справедливости и тем самым поддерживает нравственный миропорядок. По личному же наблюдению Иова и известному ему опыту других, божественная премудрость не только не вносит в мировую жизнь порядка, но сказывается разрушительными действиями, от которых одинаково страдают добрые и злые. Ее проявления не подчиняются, как утверждают друзья, началам справедливости и ими не определяются.

14. Общее замечание о неотвратимости разрушительных действий божественной силы и премудрости: Вместо «кого Он заключит, тот не высвободится», буквальное еврейского следует перевести: «запрет (предполагается, «тюрьму») над человеком, и не откроется». Образ выражения заимствован от восточного обычая употреблять в качестве тюрьмы ямы и цистерны, отверстие которых сверху чем-нибудь закрывалось (Быт XXXVII: 20, 22; Иер XXXVIII: 6; Плач III: 53; Дан VI: 14; XIV: 30).

 

15. Остановит воды, и все высохнет; пустит их, и превратят землю.

 

15. Одним из проявлений разрушительной божественной силы являются засухи и наводнения. Поражая одинаково правых и виновных (3 Цар XVIII: 2–5; ср. Пс CVI: 33–34), они представляют пример того, что в деле мироправления божественная премудрость не руководится началами строгой, абсолютной справедливости (ср. положение Вилдада, что внешняя природа не причиняет праведнику вреда. V: 22–23).

 

16. У Него могущество и премудрость, пред Ним заблуждающийся и вводящий в заблуждение.

 

16. Аналогичные по смыслу явления наблюдаются и в жизни людей. И, прежде всего, Бог не только не пресекает деяния злых (ср. V: 12–14), но и пользуется ими в Ему одному известных целях мироправления: «пред Ним заблуждающийся», точнее: «Его заблуждающий и вводящий в заблуждение». Они живут и действуют по воле самого Бога, до тех, конечно, пор, пока это допустимо божественною мудростью.

 

17. Он приводит советников в необдуманность и судей делает глупыми.

 

18. Он лишает перевязей царей и поясом обвязывает чресла их;

 

19. князей лишает достоинства и низвергает храбрых;

 

20. отнимает язык у велеречивых и старцев лишает смысла;

 

21. покрывает стыдом знаменитых и силу могучих ослабляет;

 

22. открывает глубокое из среды тьмы и выводит на свет тень смертную;

 

23. умножает народы и истребляет их; рассевает народы и собирает их;

 

24. отнимает ум у глав народа земли и оставляет их блуждать в пустыне, где нет пути:

 

25. ощупью ходят они во тьме без света и шатаются, как пьяные.

 

17–25. Бог - далее - единственный виновник тех бедствий и нестроений, которые происходят от отсутствия или расстройства правительственной власти и, поражая всю нацию, заставляют страдать всех без различия. Так, «Он приводит советников в необдуманность» (ст. 17), или в буквальном переводе с еврейского: «уводит плененными советников народов», чему соответствует и чтение LXX: «проводяй советники пленены», и судей делает глупыми (ст. 17; ср. Ис XIX: 11–15; XXIX: 14; XL: 23; XLIV: 25). Он лишает власти (перевязи) царей, - они отводятся в плен связанные веревками (ст. 18), вместе с ними туда же идут и священники (вместо «князей лишает достоинства» - ст. 19, буквально с еврейского: «уводит священников в плен», чему следуют и LXX: «отпущаяй жерц ы пленники»), и гибнут все стойкие, твердые духом. Бог же лишает слова, дара убедительности в речах людей надежных (Нееманим), составляющих силу, оплот нации и умудренных жизнью - «старцев» (ст. 20) лишает такта («таам»), - уменья следовать правде и побуждать к этому других (ср. 1 Цар XXV: 33); покрывает стыдом знаменитых (ст. 21; ср. Пс CVI: 40), ослабляет силу могучих (ст. 21; буквально «развязывает у сильных пояс»; ср. Пс CVIII, 19; Ис XXIII: 10), отнимает у них способность к такой или иной деятельности, в частности, к борьбе (Ис V: 27), лишая правителей ума (ст. 24; ср. Пс СVI: 40), приводит их в состояние полного духовного расстройства, расслабления, - «шатаются, как пьяные» (ст. 25, ср. Ис XIX: 14; XXIV: 20; XXIX: 9, 10; Иер XXIII: 9; XXV: 15; XLIX: 12; Иез XXIII: 32). Одним словом, Господь приводит народы в такое состояние, что внутри государства некому бывает поддержать и восстановить порядок («судьи делаются глупыми»), некому даже подать доброго совета: советники отводятся в плен, умудренные жизненным опытом старцы принуждены молчать. В обессиленном внутренним разложением царстве нет сил сопротивляться врагам, организовать защиту, чтобы дать им отпор: цари отводятся в плен, гибнут стойкие и т. п. (Ср. Ис III: 2–3). И государство, созданное самим Богом (Притч VIII: 15–16), Им же и разрушается (ст. 23). Если божественная премудрость и сила не руководится в своих проявлениях разграничением добрых и злых, - одинаково поражает тех и других, то для Иова нет ничего утешительного в совете друзей вверить себя и свою судьбу Богу. Очень возможно, что Он поразил его так же насильственно и несправедливо, как и многих других.

 

Глава XIII

Продолжение ответной речи Иова на речь Софара. 1–14. Желание Иова перенести свое дело на суд Бога и побуждения к этому. 14–28. Уверенность Иова при известных условиях в свое оправдание.

 

1. Вот, все это видело око мое, слышало ухо мое и заметило для себя.

 

2. Сколько знаете вы, знаю и я: не ниже я вас.

 

3. Но я к Вседержителю хотел бы говорить и желал бы состязаться с Богом.

 

1–3. Иов знает не меньше своих друзей и тем не менее не в состоянии понять причину своих страданий; непонятна, следовательно, она и им. Поэтому для разрешения вопроса: за что осудил его Бог, он и решается обратиться к Нему самому, как единственному существу, знающему это.

 

4. А вы сплетчики лжи; все вы бесполезные врачи.

 

5. О, если бы вы только молчали! это было бы вменено вам в мудрость.

 

4–5. При решении Иова перенести свое дело на суд Бога друзьям остается замолчать. Их молчание было бы приятно («о, если бы») для страдальца, так как своею ложью, - прямым обвинением в грехах (XI: 6) и предположением их (V: 17), они причиняют ему страдания (XIX: 2), а рассуждениями о божественной премудрости, советами ввериться ей так же мало утешают (XVI: 2), как мало облегчает больного не понимающий болезни врач. Кроме того, молчание, как доказательство сознаний друзьями своей неправоты, свидетельствовало бы об их уме и мудрости (Притч X: 19; XVII: 28), которыми они так хвалятся.

 

6. Выслушайте же рассуждения мои и вникните в возражение уст моих.

 

7. Надлежало ли вам ради Бога говорить неправду и для Него говорить ложь?

 

8. Надлежало ли вам быть лицеприятными к Нему и за Бога так препираться?

 

9. Xорошо ли будет, когда Он испытает вас? Обманете ли Его, как обманывают человека?

 

10. Строго накажет Он вас, хотя вы и скрытно лицемерите.

 

11. Неужели величие Его не устрашает вас, и страх Его не нападает на вас?

 

12. Напоминания ваши подобны пеплу; оплоты ваши - оплоты глиняные.

 

6–12. Но так как подобные побуждения к молчанию могли показаться друзьям неубедительными, то Иов указывает другое, - страх божественного наказания (ст. 11) за стремление защищать правосудие Господа несправедливым обвинением его, Иова, в грехах (ст. 7–8). Великий в правосудии Бог, великий до того, что не смотрит на лица (Втор X: 17), и «мерзостью считает уста лживые» (Притч XII: 22), не оставит их без наказания за ложь (ст. 10; ср. Пс XXX: 19; LI: 57; LVIII: 13). Оно неизбежно: Бога обмануть нельзя (ст. 9), даже скрытым лицемерием (XI: 11); нельзя доказать правоту своих суждений, раз они слабы, как крепости, сделанные из глины (ст. 12).

 

13. Замолчите предо мною, и я буду говорить, что бы ни постигло меня.

 

13–19. Соображения, поддерживающие решимость Иова перенести свое дело на суд Божий (ст. 3).

 

14. Для чего мне терзать тело мое зубами моими и душу мою полагать в руку мою?

 

15. Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться; я желал бы только отстоять пути мои пред лицем Его!

 

13–15. По свидетельству Суд XII: 3; 1 Цар XIX: 5; XXVIII: 21; Пс CXVIII: 109, выражение: «душу мою полагать в руку мою», означает: «подвергаться величайшим опасностям». Одинаковый смысл, как думают, соединяется и с первою, нигде более не встречающегося в Писании, половиною ст. 14: «терзать тело мое зубами моими». Сообразно с этим 13–14 ст. имеют такой смысл. Намерение Иова «состязаться с Богом» (ст. 3) ослабляется боязнью подвергнуться наказанию за свободные речи. Но это чувство устраняется в свою очередь тем соображением, что больших, чем теперь, бедствий он не испытает. Бояться и страшиться ему, следовательно, нечего: «буду говорить, что бы ни постигло меня» (ст. 13). Безбоязненно ожидает Иов и смерти; она была бы страшна для него в том случае, если бы пришлось умереть неоправданным (ст. 15 ср. VI: 10).

 

16. И это уже в оправдание мне, потому что лицемер не пойдет пред лице Его!

 

17. Выслушайте внимательно слово мое и объяснение мое ушами вашими.

 

18. Вот, я завел судебное дело: знаю, что буду прав.

 

19. Кто в состоянии оспорить меня? Ибо я скоро умолкну и испущу дух.

 

16–19. Решимость Иова перенести свое дело на суд Бога свидетельствует о его невинности: «лицемер не пойдет пред лице Его» (ср. ст. 7–11). На почве данного сознания возникает уверенность в оправдании (ст. 18); уверенность столь сильная, что Иов согласен умереть, если кто-либо докажет ему его беззаконие (ст. 19).

 

20. Двух только вещей не делай со мною, и тогда я не буду укрываться от лица Твоего:

 

21. удали от меня руку Твою, и ужас Твой да не потрясает меня.

 

20–21. Иов уверен в своей невинности, уверен и в том, что оправдается пред Богом. Препятствие к этому может быть только со стороны Господа. Если Он «не удалит от Иова руки своей», т. е. не ослабит или совсем не прекратит страданий, то последний все время будет находиться в состоянии трепета, душевного смятения (IX: 28), парализующего ясность мысли и тем самым мешающего выяснению невинности. Отсюда «удаление руки Божией», дарование успокоения - является первым условием, при соблюдении которого Иов может доказать свою правоту. Вторым - служит предоставление ему в течение всего суда с Богом права голоса, почему он и просит, чтобы Он не привел его в молчание страхом Своего божественного величия (ст. 21; ср. IX: 34–35).

 

22. Тогда зови, и я буду отвечать, или буду говорить я, а Ты отвечай мне.

 

22. Под условием исполнения своей просьбы Иов готов выступить как в роли обвиняемого («тогда зови, и я буду отвечать»), так и в роли обвинители («или буду говорить я, а Ты отвечай мне»).

 

23. Сколько у меня пороков и грехов? покажи мне беззаконие мое и грех мой.

 

23. XIV: 13. Данные, на основании которых Иов рассчитывает из оправдание.

 

24. Для чего скрываешь лице Твое и считаешь меня врагом Тебе?

 

23–24. Не считав себя совершенно безгрешным (ст. 26), Иов однако не знает за собою столь великих грехов, которые вызывали бы враждебные отношения к нему Бога, такие тяжкие страдания.

 

25. Не сорванный ли листок Ты сокрушаешь и не сухую ли соломинку преследуешь?

 

26. Ибо Ты пишешь на меня горькое и вменяешь мне грехи юности моей,

 

27. и ставишь в колоду ноги мои и подстерегаешь все стези мои, - гонишься по следам ног моих.

 

28. А он, как гниль, распадается, как одежда, изъеденная молью.

 

25–28. Бог поступает с Иовом как строгий, безжалостный судья. Не объявляя Иову его вины, Он прямо выносит ему тяжкий судебный приговор («пишешь … горькое» ср. X: 1; Ос VIII: 12); не совершившему в последние годы каких-либо значительных проступков вменяет в вину грех юности, т. е. легкомыслия (ст. 26; ср. Пс XXIV: 7), не дает двинуться с места без боли («ставишь в колоду ноги мои», - ст. 27) тому, чье тело изъедено болезнью, готово распасться (28 ст.).

 

Глава XIV






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных