Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Окончание ответной речи Иова на речь Софара. 1–17. Надежда Иова на божественное милосердие, дающее ему возможность оправдаться. 18–22. Ослабляющие ее соображения.




 

1. Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями:

 

2. как цветок, он выходит и опадает; убегает, как тень, и не останавливается.

 

3. И на него-то Ты отверзаешь очи Твои, и меня ведешь на суд с Тобою?

 

1–3. Бог слишком строг по отношению к Иову (XIII: 23–36), а между тем он возбуждает сострадание, заслуживает милосердия. Жизнь человека, рожденного слабою женою (Быт III: 16; Иер LI: 30) и потому по природе бессильного, непродолжительна, как существование цветка (Пс XXXVI: 2; LXXXIX: 6; Ис XL: 6–8), стояние тени (Пс CI: 12; CXLIII: 4; Еккл VIII: 13; Прем II: 5), и печальна сама по себе. Поэтому нет нужды внимательно смотреть за ним и затем наказывать за малейшие проступки («отверзать очи», ст. 3; ср. Зах XII: 4).

 

4. Кто родится чистым от нечистого? Ни один.

 

4. Рожденный от зараженных грехом родителей (Пс L: 7), человек по своей природе склонен к греху (XV: 14; XXV: 4). Он грешит непроизвольно (XV: 16), в некоторых грехах совершенно не виноват. Достойно ли ввиду этого наказывать его?

 

5. Если дни ему определены, и число месяцев его у Тебя, если Ты положил ему предел, которого он не перейдет,

 

6. то уклонись от него: пусть он отдохнет, доколе не окончит, как наемник, дня своего.

 

5–6. Земная жизнь человека есть единственное время для пользования благами счастья (VII: 7; XIV: 22), в тех пределах, границах, которые указаны им Богом (ст. 5; ср. Пс XXXVIII: 5–6). И если теперь, по воле Господа, существование Иова подходит к концу, то Он должен «уклониться от него» (с евр. «отвратить взоры свои», ср. VII: 19; X: 20), «доколе не возрадуется своему дню, как наемник», т. е. должен прекратить наказания, чтобы Иов мог испытать в последние минуты своей жизни чувство радости (ср. X: 20–22).

 

7. Для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет, и отрасли от него выходить не перестанут:

 

8. если и устарел в земле корень его, и пень его замер в пыли,

 

9. но, лишь почуяло воду, оно дает отпрыски и пускает ветви, как бы вновь посаженное.

 

10. А человек умирает и распадается; отошел, и где он?

 

11. Уходят воды из озера, и река иссякает и высыхает:

 

12. так человек ляжет и не станет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего.

 

7–12. Продолжение прежней мысли. Со стороны пользования жизнью участь человека печальнее участи дерева. Срубленное или посохшее, оно при благоприятных условиях (ст. 9) продолжает существовании в отпрысках, побегах. Умерший же человек не возвратится к жизни «до скончания неба» (ст. 12), т. е. никогда, так как небеса вечны (Пс LXXXVIII: 30; CXLVIII: 6; Иер XXXI: 35), при конце мира они подлежат изменению, но не уничтожению (Ис LXV: 17; LXVI: 22; 2 Пет III: 13). Безвозвратное исчезновение полного жизни человека напоминает бесследное исчезновение вод (ст. 11, ср. Ис XIX: 5).

 

13. О, если бы Ты в преисподней сокрыл меня и укрывал меня, пока пройдет гнев Твой, положил мне срок и потом вспомнил обо мне!

 

13. Перечисленные Иовом данные, при помощи которых он рассчитывает оправдаться пред Богом, не будут однако приняты Последним во внимание, пока Он находится в состоянии гнева (IX: 13). Иов умрет, как отверженный Господом грешник. Не допуская этой мысли ранее (XIII: 15), он не может примириться с нею и теперь, - выражает желание умереть только на время, пока продолжается гнев Господа, под условием воскреснуть потом и возвратиться на землю со всеми признаками божественного благоволения.

 

14. Когда умрет человек, то будет ли он опять жить? Во все дни определенного мне времени я ожидал бы, пока придет мне смена.

 

15. Воззвал бы Ты, и я дал бы Тебе ответ, и Ты явил бы благоволение творению рук Твоих;

 

14–15. Несмотря на сомнение в исполнимости высказанного желания («когда умрет человек, то будет ли он опять жить?», ср. Пс LXXXVIII: 42), Иов представляет его осуществившимся и как бы созерцает факт своего оправдания. Временно укрытый в шеоле, он ждал бы окончания назначенного ему пребывания в нем, ждал бы перемены («пока придет мне смена») своего состояния, отношения к Богу. «Бог воззвал бы, и он дал бы Ему ответ», - воззвал не с целью обвинения, а для того, чтобы дать возможность оправдаться (ср. XIII: 22), вместо гнева проявил бы милость.

 

16. ибо тогда Ты исчислял бы шаги мои и не подстерегал бы греха моего;

 

17. в свитке было бы запечатано беззаконие мое, и Ты закрыл бы вину мою.

 

16–17. Иов испытал бы тогда полное блаженство, сила которого уясняется путем противоположения его современному состоянию. «Но теперь, - говорит страдалец, по точному переводу с еврейского, - Ты исчисляешь мои шаги, подстерегаешь мои поступки. Ты запечатал преступление мое в мешке и положил печать на беззаконие мое». Исчисленные грехи Иова «запечатаны в мешке», - вполне хорошо сохранены для соответствующего наказания, не будут забыты и не останутся без возмездия.

 

18. Но гора падая разрушается, и скала сходит с места своего;

 

19. вода стирает камни; разлив ее смывает земную пыль: так и надежду человека Ты уничтожаешь.

 

18–19. Составляющее потребность всей души Иова желание временного пребывания в шеоле уничтожается доводами рассудка. Сомнение: «когда умрет человек, то будет ли он опять жить?» (ст. 14) берет перевес. Если уничтожаются и не остаются незыблемыми твердые предметы, - горы, камни и скалы, то тем более не может иметь места слабая надежда Иова на возвращение к жизни после временного пребывания в шеоле.

 

20. Теснишь его до конца, и он уходит; изменяешь ему лице и отсылаешь его.

 

20. И действительно, создаваемое смертью бедствие вечно («теснишь до конца», - евр. «lanezah» - на веки; XX: 7). Как и всякий человек, Иов умрет с обезображенным смертью лицом («изменяешь ему лице»), уйдет и более не возвратится к земной жизни (ср. «отойду, - и уже не возвращусь» - X: 21).

 

21. В чести ли дети его - он не знает, унижены ли - он не замечает;

 

22. но плоть его на нем болит, и душа его в нем страдает.

 

21–22. Смерть прекращает всякое сношение с землею: умершему неизвестна даже судьба его близких (ст. 21; ср. Еккл IX: 5–6); его плоть ощущает лишь то, что касается непосредственно ее самой, его душа плачет лишь о себе (ст. 22).

 

Глава XV






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных