Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вторая половина ответной речи Иова. 1–25. Безнаказанность разного рода грешников; примеры этого.




 

1. Почему не сокрыты от Вседержителя времена, и знающие Его не видят дней Его?

 

1. Как загадочны страдания праведников, так точно не понятна безнаказанность нечестивых. Так как еврейский глагол «цафан» («ло ницпену» = «почему не сокрыты» синодального чтения) употребляется для выражения мысли о сбережении, сохранении Богом заслуженного наказания (XXI: 19), то, очевидно, под «днями и временами» разумеются дни божественного мщения и суда над грешниками (Иез XXX: 3). Эти дни «не сокрыты от Вседержителя», точнее и яснее, не сохраняются Богом, - их не существует; и потому «знающие Его», - праведники (XVIII: 21; Пс XXXV: 11) не видят проявления Божественного Правосудия по отношению к грешникам (ср. XXII: 19).

 

2. Межи передвигают, угоняют стада и пасут у себя.

 

2–4. Первый ряд примеров, доказывающих, что на земле царит достойное проклятия, но тем не менее не караемое притеснение слабых сильными.

2. Наказанию подлежат прежде всего «передвигающие межи», - отнимающие у других земельную собственность путем передвижения границ, отделявших владения одного лица от владений другого (Втop XIX: 14; XXVII: 17; Притч XXII: 28; XXIII: 10–11; Oc V: 10). Безнаказанными остаются и грабители (ср. XX: 19), настолько в силу этого смелые и беззастенчивые, что безбоязненно пасут на глазах у всех угнанный ими скот.

 

3. У сирот уводят осла, у вдовы берут в залог вола;

 

3. Даже обидчики вдов и сирот, несмотря на обещание Божие защищать этих последних (Исх XXII: 22–24; Пс LXVII: 6), не получают возмездия.

 

4. бедных сталкивают с дороги, все уничиженные земли принуждены скрываться.

 

4. Притеснения доходят до того, что бедные лишаются возможности ходить по дорогам и принуждены скрываться. По свидетельству кн. Судей, подобное состояние испытывали евреи во время Самегара от вторжения филистимлян (Суд V: 6; ср. III: 31). Это обстоятельство делает довольно правдоподобным предположение некоторых экзегетов (Делима и др.), что в настоящем и дальнейших стихах идет речь о тех первобытных племенах, населявших землю Уц, владения которых были отняты вторгнувшимися в их страну завоевателями. Что касается вторжения, то оно известно друзьям Иова (XV: 19).

 

5. Вот они, как дикие ослы в пустыне, выходят на дело свое, вставая рано на добычу; степь дает хлеб для них и для детей их;

 

5–12. Описание состояния порабощенных племен.

5. Их жизнь напоминает жизнь животных и по месту («как дикие ослы в пустыне», - VI: 5; XI: 12; XXXIX: 5 и д.) и по пище. Ею служат степные травы, корни и ягоды растений (ср. XXX: 4), которые собираются ими для рано чувствующих голод детей, почему они и выходят на дело свое» (ср. Пс CIII: 23) ранним утром.

 

6. жнут они на поле не своем и собирают виноград у нечестивца;

 

6. Приготовив пищу для детей, они отправляются для добывания собственного пропитания на поля своих поработителей богачей. Им является предназначенный для скота корм («белило», ср. VI: 5) и уцелевшие после настоящего сбора виноградные ягоды.

 

7. нагие ночуют без покрова и без одеяния на стуже;

 

8. мокнут от горных дождей и, не имея убежища, жмутся к скале;

 

7–8. Сходство с животными восполняется отсутствием одежд и жилищ (ср. XXX: 6) и беззащитностью от вредных действий атмосферы.

 

9. отторгают от сосцов сироту и с нищего берут залог;

 

10. заставляют ходить нагими, без одеяния, и голодных кормят колосьями;

 

11. между стенами выжимают масло оливковое, топчут в точилах и жаждут.

 

9–11. После описания участи порабощенных племен, Иов возвращается от перечислений остающихся без наказания злодеяний. Они состоят в том, что сильные отнимают у слабых грудных детей для обращения их в рабство (ср. XXXI: 17–18), берут залоги с нищих и, пользуясь их несостоятельностью, заставляют работать на своих полях, причем даже не кормят, - лишают того, в чем нельзя отказывать животным (Втор XXV: 4; 1 Тим V: 18). - «Голодных кормят колосьями», буквально: «они голодны и носят снопы». Равным образом, когда даровые рабочие притеснителей «между стенами выжимают», т. е. под строгим надзором, оливковое масло и «топчут» виноград, то им не позволяется утолить жажду.

 

12. В городе люди стонут, и душа убиваемых вопит, и Бог не воспрещает того.

 

12. Превратив одну часть коренного населения в рабство, другую поработители избили. Кровь убитых требует отмщения, но Бог не обращает на это внимания.

 

13. Есть из них враги света, не знают путей его и не ходят по стезям его.

 

14. С рассветом встает убийца, умерщвляет бедного и нищего, а ночью бывает вором.

 

15. И око прелюбодея ждет сумерков, говоря: ничей глаз не увидит меня, - и закрывает лице.

 

16. В темноте подкапываются под домы, которые днем они заметили для себя; не знают света.

 

13–16. Особого рода преступники, совершающие свои дела под покровом ночи, дети ее, враги света (ср. Рим XIII: 12). К ним относятся, во-первых, убийцы, встающие «с рассветом», точнее «пред рассветом» (евр. «лайор»), когда преступлению благоприятствует полумрак; во-вторых, прелюбодеи, ждущие темноты вечера (Притч VII: 8–9) и для большей безопасности закрывающие свое лицо, и, наконец, воры, легко подкапывающиеся под стены восточных домов, благодаря отсутствию у них фундамента.

 

17. Ибо для них утро - смертная тень, так как они знакомы с ужасами смертной тени.

 

17. Убийцы, прелюбодеи и воры избегают света, он для них ужасен, как ужасна сень смертная. Днем им грозит опасность быть открытыми и наказанными.

 

18. Легок такой на поверхности воды, проклята часть его на земле, и не смотрит он на дорогу садов виноградных.

 

18–21. Данные стихи содержат описание гибели грешника, чего до сих пор не признавал Иов. Ввиду этого большинство экзегетов видит в них изложение взгляда друзей, к которому сам страдалец относится иронически. И действительно, в противном случае Иов впадает в странное самопротиворечие (ср. ст. 12). По тексту LXX, Вульгаты и Пешито гибель грешника представляется Иову только желательною.

18. Нечестивый «легок на поверхности воды», - его счастье не имеет постоянства, так же быстро проходит, как быстро уносится водою легкий предмет (ср. IX: 26; Ос X: 7); его имущество подвергается проклятию (V: 3; XVIII: 15, 20), и он не может наслаждаться миром и спокойствием: «не смотрит на дорогу садов виноградных» (ср. 3 Цар IV: 25; Мих IV: 4; Зах III: 10).

 

19. Засуха и жара поглощают снежную воду: так преисподняя - грешников.

 

19. Удел грешника - неотвратимая гибель, подобная неизбежному исчезновению снега под влиянием жары (ср. VI: 16–17; Пс LXVII: 3).

 

20. Пусть забудет его утроба матери; пусть лакомится им червь; пусть не остается о нем память; как дерево, пусть сломится беззаконник,

 

21. который угнетает бездетную, не рождавшую, и вдове не делает добра.

 

20–21. И подобною судьбою он ни в ком не вызывает сострадания: его забывают самые близкие ему люди, - мать, и память о нем совсем исчезает (ср. XVIII: 17).

 

22. Он и сильных увлекает своею силою; он встает, и никто не уверен за жизнь свою.

 

22–24. Взгляду друзей Иов противополагает свой собственный.

22. В течение своей жизни нечестивый проявляет такое могущество, что его страшатся даже сильные.

 

23. А Он дает ему все для безопасности, и он на то опирается, и очи Его видят пути их.

 

23. Сам Бог помогает беззаконникам. Он видит их злодеяния и тем не менее дает все, служащее к безопасности.

 

24. Поднялись высоко, - и вот, нет их; падают и умирают, как и все, и, как верхушки колосьев, срезываются.

 

24. Опираясь на свою силу (ст. 22), подкрепляемые божественною помощью, нечестивые достигают наивысшего могущества, а затем умирают такою же смертью, как и все остальные люди. - «Как верхушки колосьев срезываются». Намекая на восточный обычай срезывать при жатве верхушки стебля и оставлять солому на корне, Иов хочет сказать, что стебли и корень нечестивого - его потомство - продолжает существовать, не исчезает, как утверждают друзья (ср. XV: 32; XVIII: 19).

 

25. Если это не так, - кто обличит меня во лжи и в ничто обратит речь мою?

 

25. Взгляд Иона не может быть опровергнут.

 

Глава XXV






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных