Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Четвертая речь Елиуя. 1–33. Бог поражает человека страданиями, чтобы предохранить от греха и побудить к покаянию.




1. И продолжал Елиуй и сказал:

 

2. подожди меня немного, и я покажу тебе, что я имею еще что сказать за Бога.

 

2. Молчание Иова дает Елиую повод обратиться к нему с просьбою о продлении его, так как он имеет сказать в защиту Бога еще нечто иное, более лучшее ранее им сказанного.

 

3. Начну мои рассуждения издалека и воздам Создателю моему справедливость,

 

4. потому что слова мои точно не ложь: пред тобою - совершенный в познаниях.

 

3–4. Новые рассуждения Елиуя заимствуются из отдаленной области, - из действий Творца в истории человечества и природе («издалека» = евр. «лемерахок», ср. XXXIX: 29; Ис XXXVII: 26) и, отличаясь безусловною справедливостью, всецело соответствуют своему назначению оправдать Бога.

 

5. Вот, Бог могуществен и не презирает сильного крепостью сердца;

 

5. В буквальном переводе с еврейского данный стих должен читаться так: «Бог могуществен и не презирает никого. Он могуществен силою сердца». Принимая во внимание заявление Иова, что божественное всемогущество переходит в произвол, нарушающий требования правды (IX: 4–12), Елиуй утверждает, что при всем своем всемогуществе Бог не попирает ничьих прав, - «не презирает никого». Причина и объяснение этого в том, что Его могущество - чисто духовное: «Он могуществен силою сердца», т. е. разума. В силу этого он обладает способностью различить правду от несправедливости и водворить повсюду мудрый порядок (ср. XII: 13).

 

6. Он не поддерживает нечестивых и воздает должное угнетенным;

 

6–15. Примеры беспристрастного правосудия из истории человечества.

 

7. Он не отвращает очей Своих от праведников, но с царями навсегда посаждает их на престоле, и они возвышаются.

 

6–7. Обладая полнотою духовных сил, Бог и среди людей поддерживает духовное совершенство: не допускает торжества зла (ст. 6; ср. XXXIV: 19) и охраняет добро, - «не отвращает очей» («праведников посаждает на престол» ср. 1 Цар II: 8; Пс СXII: 7–8; СXXXI: 12).

 

8. Если же они окованы цепями и содержатся в узах бедствия,

 

9. то Он указывает им на дела их и на беззакония их, потому что умножились,

 

10. и открывает их ухо для вразумления и говорит им, чтоб они отстали от нечестия.

 

8–10. Не нарушается Божественное Правосудие и страданиями праведников, будут ли это цепи в буквальном смысле, - превращение прежних царей в узников, или же всякого рода бедствия («узы бедствий» - ср XIII: 27; Ис XXVIII: 22, Пс CVI: 10 и д.). Они вызываются впадением праведников в грех, несмотря на божественные предостережения («потому что умножились», буквально: «потому что они поступали гордо» ср. Иез XXXIII: 13, 18), и направляются к исправлению, - просветлению рассудка и совести («открывает ухо», ср. XXXIII: 10) и укреплению воли («отстали от нечестия», евр. «овен» = ничтожество, грех слабости; ср. XIII: 10; 1 Ин I: 9).

 

11. Если послушают и будут служить Ему, то проведут дни свои в благополучии и лета свои в радости;

 

12. если же не послушают, то погибнут от стрелы и умрут в неразумии.

 

11–12. Двоякий результат страданий: раскаяние возвращает впавшему в грех прежнее благополучие (ср. Ис I: 19; Иез XXXIII: 14–16), а при нераскаянности бедствия доводят человека до гибели (Иез XXXIII: 13; Ис I: 20), он умирает «в неразумии», - греховности (по кн. Притчей, глупость - синоним нечестия, греховности).

 

13. Но лицемеры питают в сердце гнев и не взывают к Нему, когда Он заключает их в узы;

 

14. поэтому душа их умирает в молодости и жизнь их с блудниками.

 

13–14. В то время как в согрешившем праведнике несчастья могут возбудить раскаяние, нечестивых (синодальное «лицемеры») они приводят в состояние ожесточения, раздражения (ср. V: 2), при котором не может быть молитвенного обращения к Богу. В наказание за это они умирают в юности (ср. V: 26) и проводят такую же позорную жизнь, как «кедешим» («effeminati» Vulg.), - официальные блудники, посвятившие себя гнусному служению в честь языческих богов (Втор XXIII: 18; 3 Цар XIV: 24; XV: 22; XXII: 47).

 

15. Он спасает бедного от беды его и в угнетении открывает ухо его.

 

16. И тебя вывел бы Он из тесноты на простор, где нет стеснения, и поставляемое на стол твой было бы наполнено туком;

 

15–16. Применение сказанного к Иову. Спасая страждущего праведника, Господь подобным же образом поступил бы и с раскаявшимся Иовом: избавил бы от бедствий («вывел бы из стеснения на простор», ср. Пс IV: 2; XVII: 20; CXVII: 5; CXVIII: 45) и возвратил бы прежнее счастье, богатство: «поставляемое на стол твой было бы наполнено туком» (ср. Пс XXI: 27; XXII: 5; Притч IX: 2).

 

17. но ты преисполнен суждениями нечестивых: суждение и осуждение - близки.

 

18. Да не поразит тебя гнев Божий наказанием! Большой выкуп не спасет тебя.

 

17–18. Сомнение в исполнимости только что сказанного. Ввиду греховного настроения Иова («преисполнен суждениями нечестивых», ср. XXXIV: 7), проявляющегося в нечестивых речах, которые навлекают божественный гнев («суждение и осуждение близки»), Елиуй сомневается в исполнимости своих обещаний и потому предостерегает Иова от излишней раздражительности, могущей привести к оскорблению Бога, «Пусть гнев не вовлечет тебя в оскорбление» (буквальный перевод первой половины 1 в ст.; ср. ст. 13; XXXIV: 37), и советует терпеливо переносить страдания, которыми он может искупить себя («пусть величие выкупа не отвращает тебя от раскаяния», - вторая половина 18 ст.).

 

19. Даст ли Он какую цену твоему богатству? Нет, - ни золоту и никакому сокровищу.

 

19. Неудовлетворительность синодального чтения доказывается упоминанием о богатствах, которые Иов готов предложить в качестве выкупа. Все его имущество погибло, следовательно, не может быть и речи о нем, как существующем. Правильным чтением данного стиха признается следующее: «твои вопли выведут ли тебя из несчастия, а равно и все усилия твоего могущества?» Побуждением последовать совету Елиуя (ст. 18) является бесполезность в деле избавления от несчастия воплей Иова (ср. XIX: 7), а равно и обращения к силе (ср. IX: 19). Спасти Иова может лишь тот путь раскаяния, смирения пред Богом, который указывается его другом.

 

20. Не желай той ночи, когда народы истребляются на своем месте.

 

20. К числу таких воплей принадлежит неоднократное страстное («не желай», буквально «не вздыхай»; ср. VII: 2) требование «ночи», т. е. божественного суда (XXXIV: 20, 25; XXXV: 10; ср. XIII: 18 и д.; XVI: 21; XXIII: 3 и д.) В деле оправдания Иова оно бесполезно, так как эта «ночь», суд кончается гибелью целых народов («истребляются», буквально - «уносятся, как прах», ср. Пс I: 4; Ис V: 26); уцелеют ли же в это время отдельные личности?

 

21. Берегись, не склоняйся к нечестию, которое ты предпочел страданию.

 

21. Противополагая «нечестию» «страдание», Елиуй, очевидно, разумеет под первым ропот на Бога, нетерпеливое перенесение бедствий. Ввиду бесполезности, даже явного вреда от подобного настроения он еще раз и советует Иову прекратить его, смириться пред правосудным Богом.

 

22. Бог высок могуществом Своим, и кто такой, как Он, наставник?

 

22–33. Явления видимой природы, - откровение божественного всемогущества и премудрости, - как доказательство Божественного Правосудия. Введением в этот новый ряд мыслей служат ст. 22–25, из которых первый начинается в качестве начала нового отдела выражением «вот» (ср. ст. 5).

22. Бог - всемогущий, верховный правитель, и потому Его нельзя упрекнуть ни в одном из действий (ср. XXXIV: 17–18). Еврейские «море», передаваемое в синодальном тексте, равно в Таргуме, Пешито и у новейших гебраистов, - Делича и др., выражением «наставник», следует, кажется, по смыслу самого стиха перевести словом «правитель», «βυνάοτης» - LXX.

 

23. Кто укажет Ему путь Его; кто может сказать: Ты поступаешь несправедливо?

 

23. В качестве верховного правителя Бог не нуждается в постороннем руководительстве («кто укажет», точнее - «кто Ему предписал пути Его»? ср. XXXIV: 13, 33), и Его действия, определяемые исключительно личным всесовершенным сознанием и волею, не подлежат обвинению в несправедливости.

 

24. Помни о том, чтобы превозносить дела его, которые люди видят.

 

25. Все люди могут видеть их; человек может усматривать их издали.

 

24–25. Всесовершенные по характеру они должны вызывать со стороны Иова не порицание, осуждение (ср. XII: 15), а восхваление. Свою хвалебную песнь он обязан присоединить к таковым же песнопениям (Пс CIII: 33) других людей («дела, которые воспеты другими людьми», вместо неправильного синодального: «дела, которые люди видят»), видящих дела Божии «издали», смотрящих на них с почтением.

 

26. Вот, Бог велик, и мы не можем познать Его; число лет Его неисследимо.

 

26. Чувство подобного рода вызывается прежде всего неисследимостью существа Божия, а отсюда и дел божественных, что объясняется в свою очередь Его вечностью. Вечный, он не может быть постигнут ограниченным умом человека.

 

27. Он собирает капли воды; они во множестве изливаются дождем:

 

27. Показателями величия Божия, - мудрости и всемогущества, служит атмосферическое явление дождя. Бог «собирает», буквально «привлекает» (евр. «йегара»; ср. XV: 8) «капли воды». Силою Его всемогущества и премудрости носящиеся над земною поверхностью испарения поднимаются вверх, превращаются здесь в капли и падают на землю в виде дождя «при Его паре» (евр. «леедо», ср. Быт II: 6; синодальное «во множестве»), т. е. в то время, когда воздушное пространство наполнено созданным Богом паром. В дождь превращаются не все испарения, а только часть их; он дается облаками, изливающими воду на пользу людей.

 

28. из облаков каплют и наливаются обильно на людей.

 

29. Кто может также постигнуть протяжение облаков, треск шатра Его?

 

29. Величие Божие сказывается далее в том способе, которым распростираются (ср. Пс CIII: 2; CIV: 29; Иез XXVII: 7) в атмосферических областях облака, и в происходящем же среди тех же облаков («шатер», ср. Пс XVII: 12) громе.

 

30. Вот, Он распространяет над ним свет Свой и покрывает дно моря.

 

30. Дающий знать о Себе этим последним, Бог распоряжается также молнией, которая во время грозы прорезывает облака и освещает океан до самых «корней его», до самой глубины.

 

31. Оттуда Он судит народы, дает пищу в изобилии.

 

31. Из своего жилища Бог является как в роли судьи, так и в положении благодетеля, дает дождь, поддерживает растительность и тем поставляет пищу.

 

32. Он сокрывает в дланях Своих молнию и повелевает ей, кого разить.

 

33. Треск ее дает знать о ней; скот также чувствует происходящее.

 

32–33. Свой суд Он осуществляет при посредстве повинующейся Ему молнии, направляя ее против Своих врагов (ср. Пс X: 6; XVII: 14 и д.; Прем XIX: 12), а страшную силу суда сознают даже неразумные животные, - намек на их беспокойство перед наступлением грозы.

 

Глава XXXVII

Окончание речи Елиуя. 1–13. Описание грозы и других физических явлений. 14–24. Заключение.

1. И от сего трепещет сердце мое и подвиглось с места своего.

 

1–5. Продолжение описания грома и молнии. На основании 2-го и дальнейших стихов догадываются, что Елиуй описывает грозу, разразившуюся в то самое время, когда он кончал свою речь.

1. Гроза с сопровождающими ее громом и молниею - предвестники предстоящего явления Бога (Исх XIX: 9, 16–17), а оно вызывает в Елиуе, как и в других ветхозаветных людях чувство страха (Ис VI: 5; Иез II: 1; Дан X: 7–8).

 

2. Слушайте, слушайте голос Его и гром, исходящий из уст Его.

 

2. Голосом Божиим является, по воззрению древних восточных народов, гром (Пс XXVIII), внимательно вслушаться в него и приглашает своих собеседников Елиуя.

 

3. Под всем небом раскат его, и блистание его - до краев земли.

 

3. Звуками грома наполняется все воздушное пространство, а блеск молнии достигает пределов земли.

 

4. За ним гремит глас; гремит Он гласом величества Своего и не останавливает его, когда голос Его услышан.

 

4. За молнией следует гром, и «он (блеск) не останавливается, когда голос Его услышан», т. е. за громом вновь - молния и т. д. Раскаты грома и появление молнии непрестанно чередуются.

 

5. Дивно гремит Бог гласом Своим, делает дела великие, для нас непостижимые.

 

5. Заключительное замечание о грозе, указывающее на ее поразительный характер («дивно», ср. Пс LXIV: 6; CXXXVIII: 14; Дан VIII: 24), величие Бога (ср. Пс XXVIII) и служащее переходом к описанию других столь же чудных явлений.

 

6. Ибо снегу Он говорит: будь на земле; равно мелкий дождь и большой дождь в Его власти.

 

7. Он полагает печать на руку каждого человека, чтобы все люди знали дело Его.

 

8. Тогда зверь уходит в убежище и остается в своих логовищах.

 

6–8. К ним принадлежит выпадение снега и обильного дождя в суровый период года, - между осенью и весною, с соответствующими последствиями для людей и животных: прекращением деятельности земледельцев и кочевников (в таком смысле употребляется евр. глагол «хатам» - «полагать печать» в Иов IX: 7; Откр XX: 2–3) и удалением зябнущих от холода зверей в берлоги (Пс СIII: 20–2).

 

9. От юга приходит буря, от севера - стужа.

 

9. Зима - время сильных бурь и стужи. Первые приносятся ветрами, дующими «гахедер», - из внутренней части юга (IX: 9), на юг находящейся пустыни, почему и земля Xадрах Зах IX: 1 называется в Талмуде «землею юга», - с юга (Ис XXI: 1; Зах IX: 14) или юго-востока (Ос XIII: 15), вторая приходит от «миммезарим», - от севера.

 

10. От дуновения Божия происходит лед, и поверхность воды сжимается.

 

10. Под влиянием холодных ветров («от дуновения Божия»; ср. Исх XV: 10) появляется лед, и поверхность воды делается плотною («сжимается»), - затвердевает.

 

11. Также влагою Он наполняет тучи, и облака сыплют свет Его,

 

12. и они направляются по намерениям Его, чтоб исполнить то, что Он повелит им на лице обитаемой земли.

 

13. Он повелевает им идти или для наказания, или в благоволение, или для помилования.

 

11–13. Новое описание туч и дождя, вызванное может быть, приближением грозы. В ст. 13 вместо синодального «или в благоволение» должно стоять: «или для Своей земли»: дождь посылается Богом для увеличения плодородия земли.

 

14. Внимай сему, Иов; стой и разумевай чудные дела Божии.

 

15. Знаешь ли, как Бог располагает ими и повелевает свету блистать из облака Своего?

 

16. Разумеешь ли равновесие облаков, чудное дело Совершеннейшего в знании?

 

17. Как нагревается твоя одежда, когда Он успокаивает землю от юга?

 

18. Ты ли с Ним распростер небеса, твердые, как литое зеркало?

 

14–18. Вместо того, чтобы препираться с Богом, враждовать против Него, Иов должен вывести из чудных непонятных для него дел Божиих соответствующее заключение о своих страданиях. И действительно, если он не может сказать, как движутся в воздухе облака, каким образом нагревается его одежда от совместного действия солнца и южного ветра, как устроены небеса, сходные по блеску с сделанными из блестящей меди зеркалами (Иез XXVIII: 8), то как же он может спорить с Богом о постигшем его бедствии?

 

19. Научи нас, что сказать Ему? Мы в этой тьме ничего не можем сообразить.

 

19. Сам Елиуй и другие люди ничего не могут сказать о них по причине ограниченности своего ума. С другой стороны, если бы они и могли это сделать, то где ручательство, что сказанное дойдет до слуха Господа, будет принято Им во внимание (ср. IX: 33). И, наконец, не поведет ли попытка вступить в рассуждения с Богом к гибели, а это соображение не вызывает ли в свою очередь мысль о покорности: «но желает ли человек быть уничтоженным?» (буквальное чтение второй половины стиха).

 

20. Будет ли возвещено Ему, что я говорю? Сказал ли кто, что сказанное доносится Ему?

 

21. Теперь не видно яркого света в облаках, но пронесется ветер и расчистит их.

 

21. Правильное чтение данного стиха такое: «и теперь нельзя глядеть на Его свет, когда он ярко блестит в небесах после того, как пронесся ветер и расчистил их». Если человек не выносит солнечного света, то не будет ли он ослеплен, стараясь проникнуть в тайны божественной премудрости? Одно из соображений в пользу мысли о необходимости предать себя в руки Господа.

 

22. Светлая погода приходит от севера, и окрест Бога страшное великолепие.

 

22. Вместо «светлая погода» в буквальное переводе с еврейского должно читаться: «золото приходит с севера». Людям известно месторождение золота, оно добывается на севере (Геродот, III, 116; Плиний, VI, 11, 33). Но что касается премудрости Божией, божественных определений о человеке, знание которых дороже обладания золотом (XXVIII: 12–16), то они недоступны смертным - «окрест Бога страшное великолепие».

 

23. Вседержитель! мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия. Он никого не угнетает.

 

23. Xотя определения Господа непостижимы, но они безусловно справедливы. Так вынуждается Иов вручить свою судьбу Богу, смиренно подчиниться Его воле.

 

24. Посему да благоговеют пред Ним люди, и да трепещут пред Ним все мудрые сердцем!

 

24. И не только Иов, но и все люди, даже мудрые должны преклониться пред неисповедимыми путями Божьими. «Бог не смотрит ни на кого из мудрых» (вторая половина стиха), их мудрость не может отвратить Его определений.

 

Глава XXXVIII






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных