Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4 страница




В случае приостановления полномочий Председателя КС РФ исполнение его обязанностей переходит к его заместителю (см. комментарий к ст. ст. 24, 25).

Приостановление полномочий судьи КС РФ продолжается до отпадения тех причин, которые послужили основанием для соответствующего решения.

Порядок восстановления полномочий судьи зависит от основания их приостановления.

Если полномочия приостановлены в связи с возбуждением уголовного дела или привлечением к уголовной ответственности, решение о восстановлении полномочий принимается в заседании Суда. С момента принятия решения полномочия считаются восстановленными.

В том случае, когда приостановление полномочий судьи было связано с временной нетрудоспособностью, полномочия восстанавливаются без принятия специального решения самими действиями судьи, приступившего к исполнению своих обязанностей.

 

Статья 18. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации

 

Комментарий к статье 18

 

Комментируемая статья закрепляет исчерпывающий перечень оснований прекращения полномочий судьи КС РФ. Данный перечень не по всем позициям совпадает с перечнем оснований прекращения полномочий судьи, закрепленным в Законе о статусе судей. Некоторые основания сформулированы одинаково как в отношении судей КС РФ, так и в отношении других судей (например, смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим).

Статья 14 Закона о статусе судей устанавливает ряд оснований, которые не предусмотрены комментируемой статьей Закона о Конституционном Суде РФ. Таковы, в частности, отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда, а также ситуация, когда судья оказывается состоящим в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда (подп. 11 п. 1); вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи (подп. 9 п. 1); истечение срока полномочий, если они были ограничены определенным сроком (подп. 4 п. 1). Отсутствие таких оснований в комментируемой статье обусловлено особенностями статуса КС РФ, а также статуса судей Суда. Названные особенности предопределяют также установление такого основания прекращения полномочий судьи КС РФ, как неучастие в заседаниях КС РФ или уклонение от участия в голосовании свыше двух раз без уважительных причин (п. 8 части первой комментируемой статьи).

Некоторые основания прекращения полномочий, вытекающих из единого статуса судей, применительно к судьям КС РФ сформулированы более четко. Так, например, подп. 2 п. 1 ст. 14 Закона о статусе судей предусматривает прекращение полномочий судьи в связи с неспособностью по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи, в то время как часть вторая комментируемой статьи применительно к судьям КС РФ устанавливает, что данные обстоятельства должны иметь место в течение длительного времени (не менее 10 месяцев подряд). В отличие от подп. 7 п. 1 ст. 14 Закона о статусе судей, закрепляющего такое основание прекращения полномочий, как занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи, п. 7 части первой ст. 18 Закона о Конституционном Суде РФ предусматривает прекращение полномочий конституционного судьи в случае продолжения им, несмотря на предупреждение со стороны Суда, занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью.

Устанавливаемые комментируемой статьей основания прекращения полномочий судьи КС РФ можно разделить на две группы: связанные и не связанные с виновным поведением судьи. К первой группе оснований можно отнести такие, как вынесение в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу; совершение судьей поступка, порочащего его честь и достоинство; продолжение судьей, несмотря на предупреждение со стороны КС РФ, занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью; неучастие судьи в заседаниях Суда или уклонение его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин.

Основания прекращения полномочий судьи КС РФ, не связанные с его виновным поведением, могут быть обусловлены объективными обстоятельствами (например, смерть судьи, достижение предельного возраста пребывания в должности, а также болезнь, препятствующая выполнению обязанностей судьи) либо могут возникать по воле самого судьи или иных лиц (в частности, в случае прекращения российского гражданства, личного письменного заявления судьи об отставке, а также признания судьи недееспособным, безвестно отсутствующим, объявления его умершим).

Комментируемая статья, помимо оснований прекращения полномочий судьи КС РФ, закрепляет основные положения, касающиеся порядка прекращения указанных полномочий. Конкретизация данных положений, в том числе применительно к отдельным основаниям прекращения полномочий, производится в Регламенте КС РФ.

Прекращение полномочий судьи КС РФ осуществляется по решению КС РФ, которое направляется Президенту РФ, в Совет Федерации и является официальным уведомлением об открытии вакансии. Общая процедура прекращения полномочий судьи предполагает созыв Председателем Суда заседания КС РФ по данному вопросу в течение установленного срока, который может составлять 3 дня с момента получения информации о наличии соответствующих обстоятельств (в случае прекращения полномочий по основаниям, предусмотренным п. п. 1 - 5, 9 - 12 части первой комментируемой статьи) или 14 дней со дня обнаружения обстоятельств, свидетельствующих о наличии основания для рассмотрения вопроса о прекращении полномочий судьи (по основаниям, связанным с виновным поведением судьи, за исключением вынесения в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу).

Судье предоставляется возможность до созыва заседания Суда дать письменные или устные объяснения по поводу обстоятельств, послуживших основанием для созыва заседания о решении вопроса, касающегося прекращения его полномочий. Письменные объяснения судьи, а также относящиеся к делу документы представляются Председателю Суда и рассылаются судьям. В заседании Суда заслушивается судья, о прекращении полномочий которого поставлен вопрос, или зачитываются его письменные объяснения. Затем заслушиваются судьи, которым были поручены предварительная проверка полученных сведений или сбор дополнительных материалов, необходимых для решения вопроса по существу. В заседание могут быть также приглашены лица, передавшие в КС РФ информацию о наличии соответствующих обстоятельств, и иные лица, располагающие сведениями, которые могут иметь значение для решения вопроса о прекращении полномочий.

До рассмотрения КС РФ вопроса о прекращении полномочий судьи в связи с достижением предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжением занятий или совершением действий, не совместимых с должностью, неучастием в заседаниях или уклонением от голосования, а также ввиду неспособности исполнять полномочия судья может подать заявление об отставке.

Вопрос о прекращении полномочий судьи рассматривается КС РФ в закрытом заседании. В случае отклонения предложения прекратить полномочия судьи либо внести в Совет Федерации представление о прекращении полномочий судьи вопрос о прекращении полномочий судьи по тому же основанию в связи с теми же фактическими обстоятельствами по общему правилу не может рассматриваться вновь. В решении о прекращении полномочий судьи должны быть указаны соответствующие основания.

Процедура прекращения полномочий судьи КС РФ по отдельным основаниям характеризуется определенными особенностями. Если полномочия судьи КС РФ прекращаются в связи с нарушением порядка его назначения на должность, установленного Конституцией РФ и Законом о Конституционном Суде РФ, то данное решение принимается Советом Федерации по представлению КС РФ. Вопрос, касающийся прекращения полномочий судьи ввиду нарушения порядка его назначения на должность, рассматривается Судом по инициативе любого из судей или Совета Федерации. По результатам рассмотрения данного вопроса может быть принято решение либо о достаточности оснований для внесения в Совет Федерации представления о прекращении полномочий судьи, либо об отсутствии оснований для прекращения полномочий судьи. Такое решение принимается, если за него проголосовали не менее 10 судей, и незамедлительно направляется в Совет Федерации.

В случае прекращения полномочий судьи ввиду вынесенного в отношении его обвинительного приговора, вступившего в законную силу, в дальнейшем могут возникнуть основания для восстановления данного лица в полномочиях судьи. Так, в случае отмены вступившего в законную силу обвинительного приговора в отношении судьи КС РФ незамедлительно принимает соответствующее решение и официально уведомляет об этом Президента РФ и Совет Федерации. Если же на данный момент вакансия судьи в КС РФ отсутствует, судья, в отношении которого отменен вступивший в законную силу обвинительный приговор, восстанавливается в полномочиях судьи с момента открытия вакансии. В случае достижения им к указанному моменту предельного возраста пребывания в должности судьи КС РФ он считается восстановленным в должности со дня, предшествующего достижению указанного возраста. За период между прекращением и восстановлением полномочий судье выплачивается причитающееся ему денежное вознаграждение.

Имеет свои особенности рассмотрение вопроса о прекращении полномочий судьи ввиду совершения им поступка, порочащего честь и достоинство судьи, продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны Суда, занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью, неучастия судьи в заседаниях КС РФ или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин. Для начала соответствующей процедуры необходимо, чтобы дальнейшее рассмотрение вопроса о прекращении полномочий судьи было поддержано не менее чем 10 судьями КС РФ. Для проверки обстоятельств, связанных с предположением о совершении судьей порочащего поступка, об осуществлении им занятий или о совершении им действий, не совместимых с должностью судьи, Суд образует из числа судей комиссию и определяет срок ее работы, по истечении которого соответствующий вопрос выносится на рассмотрение КС РФ.

При этом следует иметь в виду, что в случае обращения судьи в суд общей юрисдикции с иском о защите своей чести и достоинства рассмотрение вопроса о прекращении полномочий судьи в КС РФ приостанавливается до окончания судебного разбирательства по делу.

В случае подтверждения фактов осуществления судьей занятий или совершения им действий, не совместимых с должностью судьи, КС РФ в заседании выносит судье предупреждение, в котором указываются подлежащие прекращению занятия или действия и устанавливается срок для их прекращения. Если, несмотря на вынесенное предупреждение, судья не прекратил указанные занятия или действия, КС РФ в заседании рассматривает вопрос о прекращении его полномочий.

Если судья, не представив объяснения причин или приведя причины, сочтенные КС РФ неуважительными, свыше двух раз подряд не принял участия в заседании Суда или свыше двух раз подряд уклонился от участия в голосовании по проектам итоговых решений, КС РФ рассматривает вопрос о прекращении полномочий судьи.

Регламент КС РФ подробно определяет процедуру голосования по вопросу о прекращении полномочий судьи по вышеназванным основаниям: сначала на голосование ставится предложение сохранить за судьей его полномочия, а затем предложение прекратить полномочия судьи (внести в Совет Федерации представление о прекращении полномочий судьи). Принятие первого предложения исключает постановку на голосование второго. В случае равенства числа голосов, поданных за прекращение полномочий судьи и против него, а также если ни одно из предложений не получило необходимого большинства голосов, судья сохраняет свои полномочия.

При этом решение по вопросу о прекращении полномочий судьи ввиду совершения им поступка, порочащего честь и достоинство судьи, продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны Суда, занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью, неучастия судьи в заседаниях КС РФ или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин принимается большинством не менее двух третей от общего числа судей. Следовательно, за него должны проголосовать не менее 13 судей.

Некоторые процедурные особенности имеет прекращение полномочий судьи КС РФ в связи с достижением предельного возраста пребывания в должности. За два месяца до достижения судьей такого возраста КС РФ извещает Президента РФ и Совет Федерации о предстоящем открытии вакансии. При достижении судьей 70 лет КС РФ принимает решение, в котором констатирует прекращение полномочий судьи с установленной даты, назначает ему ежемесячное пожизненное содержание и официально уведомляет Президента РФ и Совет Федерации об открытии вакансии. Судья продолжает исполнять свои обязанности до назначения на должность нового судьи. Если по окончании месяца, в котором судья достиг указанного возраста, дело, в рассмотрении которого он участвует, не завершено, судья обязан продолжать исполнять свои обязанности до принятия итогового решения по данному делу.

Судья, не достигший предельного возраста пребывания в должности, вправе подать заявление об отставке. Такое заявление подается Председателю Суда, после чего в ближайшем заседании КС РФ констатирует прекращение полномочий судьи с указанной в заявлении даты, назначает ему ежемесячное пожизненное содержание и официально уведомляет Президента РФ и Совет Федерации об открытии вакансии.

Разрешение вопроса о прекращении полномочий судьи ввиду его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее 10 месяцев подряд) исполнять обязанности судьи предполагает выяснение, по возможности, мнения об этом самого судьи, а в случае необходимости направление в медицинское учреждение запроса о состоянии здоровья судьи и истребование иных документов, которыми могли бы быть подтверждены уважительные причины неспособности судьи исполнять свои обязанности.

Прекращение полномочий судьи по данному основанию невозможно, если судья до вынесения решения КС РФ вернулся к исполнению своих обязанностей.

Если КС РФ принял решение не прекращать полномочий судьи или ни одно из возможных решений по данному вопросу не получило необходимого большинства голосов, рассмотрение данного вопроса прекращается и может быть возобновлено не ранее чем через четыре месяца, если судья за это время не приступит к исполнению обязанностей или не подаст заявление об отставке. Это единственное исключение из правила о запрете повторного рассмотрения вопроса о прекращении полномочий судьи по тому же основанию в связи с теми же фактическими обстоятельствами.

 

Статья 19. Отставка судьи Конституционного Суда Российской Федерации

 

Комментарий к статье 19

 

Отставкой судьи согласно ст. 15 Закона о статусе судей признается почетный уход или почетное удаление с должности судьи по основаниям, прямо указанным в Законе. При этом единственным основанием ухода в отставку по Закону о Конституционном Суде РФ является собственное волеизъявление судьи, подтвержденное его личным письменным заявлением об отставке, поданным им до достижения предельного возраста пребывания в должности судьи (п. 3 части первой ст. 18). Что же касается оснований удаления судьи в отставку, то их три: 1) достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи (п. 2 части первой ст. 18); 2) признание судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу (п. 9 части первой ст. 18); 3) неспособность судьи по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее 10 месяцев подряд) исполнять обязанности судьи (часть вторая ст. 18).

Разница между уходом и удалением судьи в отставку очевидна. Уход судьи в отставку обусловлен исключительно его личным волеизъявлением, т.е. его собственной инициативой, не требующей дополнения какими-либо иными обстоятельствами или действиями, кроме подачи письменного заявления до истечения срока полномочий, обусловленного по общему правилу предельным возрастом пребывания в должности судьи КС РФ (см. комментарий к ст. ст. 12 и 18).

В свою очередь, удаление судьи в отставку Закон связывает с обстоятельствами, возникающими независимо от воли судьи и препятствующими продолжению осуществления им своих полномочий либо формально, либо реально. Формально судья не вправе продолжать исполнение своих полномочий после достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи, даже если он физически и интеллектуально вполне бы мог продолжать свою судейскую деятельность (п. 2 части первой ст. 18). Вместе с тем следует иметь в виду, что это возрастное ограничение не распространяется сегодня на Председателя КС РФ, который вправе продолжать исполнение своих полномочий и после достижения им 70-летнего возраста (см. комментарий к ст. 12). Реально же судья не в состоянии и не вправе исполнять свои полномочия в силу утраты дееспособности, которая подтверждается вступившим в силу решением суда о признании данного судьи недееспособным (п. 9 части первой ст. 18), а также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам исполнять в течение длительного времени (не менее 10 месяцев подряд) обязанности судьи (часть вторая ст. 18).

Данный перечень оснований ухода и удаления судьи в отставку, которые порождают прекращение у конкретного лица полномочий судьи КС РФ и обусловливают возникновение у него статуса судьи КС РФ в отставке, является исчерпывающим.

Право судьи на отставку обеспечивает согласно ст. 9 Закона о статусе судей провозглашенную ст. 120 Конституции РФ независимость судьи, в том числе посредством предоставления судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу. В этом смысле конституционный статус судьи КС РФ включает и предоставление ему в будущем особого статуса судьи в отставке, который служит гарантией надлежащего осуществления правосудия, дает основание для предъявления к судьям высоких требований и позволяет сохранять доверие к их компетентности, независимости и беспристрастности (Постановление КС РФ от 19 февраля 2002 г. N 5-П).

Возможность практической реализации каждым судьей права на свою почетную отставку предполагает сохранение за ним как лицом, утратившим полномочия судьи, но приобретшим статус судьи в отставке, ряда судейских привилегий. Важнейшее место среди них занимают: сохранение звания судьи, гарантии личной неприкосновенности, принадлежность к судейскому сообществу и получение ежемесячного пожизненного содержания (ст. ст. 15, 16 Закона о статусе судей).

Получение судьей в отставке ежемесячного пожизненного содержания представляет собой реализацию права судьи на особый вид льготного социального обеспечения <1>, предоставляемого судьям не только в качестве гарантии их независимости при исполнении полномочий судьи, но и в качестве материальной гарантии обеспечения достоинства звания и личности судьи, уже прекратившего исполнение своих судейских полномочий. Тем самым право на получение ежемесячного пожизненного содержания следует рассматривать в качестве неотъемлемого элемента правового статуса судьи, пребывающего в отставке, целевое назначение которого состоит в предоставлении достойного материального обеспечения пребывающему в отставке судье (Определение КС РФ от 5 марта 2009 г. N 434-О-О).

--------------------------------

<1> Следует иметь в виду, что выходящие в отставку судьи КС РФ, как, впрочем, и все другие судьи в нашей стране, вправе избрать и другой вид их социального обеспечения, каковым является трудовая пенсия (часть вторая ст. 19 Закона о Конституционном Суде РФ). Однако необходимо учитывать, что в действительности эта пенсия ни в коей мере не может рассматриваться в качестве адекватной альтернативы ежемесячному денежному содержанию. Во-первых, потому, что за время выполнения судьей своих полномочий взносы в Фонд социального страхования за него не перечисляются, и по этой причине размер данной пенсии в большинстве случаев близок к минимальному. Во-вторых, в настоящее время и максимальный размер этой пенсии многократно меньше размера ежемесячного пожизненного содержания, и это обстоятельство лишает какого-либо практического смысла выбор судьи в пользу трудовой пенсии как основного вида своего социального обеспечения в состоянии отставки.

 

Единственным условием возможности получения пребывающим в отставке судьей ежемесячного пожизненного содержания является наличие у него 15-летнего стажа работы в должности судьи, в который засчитывается не только время работы в качестве судьи, но и время иной работы по юридической профессии, предшествующей исполнению полномочий судьи.

В настоящее время виды такого рода работы унифицированы применительно ко всем судьям нашей страны ст. 4 Закона о статусе судей, в соответствии с которой в стаж работы по юридической профессии включается время работы на следующих требующих юридического образования должностях:

государственных должностях в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ, а также в государственных органах, существовавших в Российской Федерации до принятия действующей Конституции РФ;

муниципальных должностях, в том числе в органах местного самоуправления;

должностях в органах Судебного департамента при ВС РФ, в юридических службах организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в научно-исследовательских институтах и иных научно-исследовательских учреждениях, должностях преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.

Ежемесячное пожизненное содержание судье КС РФ, пребывающему в отставке, выплачивается в размере 80% денежного вознаграждения работающего судьи КС РФ (часть вторая ст. 19).

Размер ежемесячного пожизненного содержания может быть увеличен конкретному пребывающему в отставке судье КС РФ, но не более чем до 85% денежного вознаграждения работающего судьи КС РФ, за счет выплаты надбавок за ученую степень или ученое звание, а также почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации". Об этом, в частности, говорит п. 15 Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям Конституционного Суда Российской Федерации, пребывающим в отставке, и ежемесячном денежном содержании и порядке его выплаты членам семьи умершего (погибшего) судьи, находившимся на его иждивении (утверждено Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 1995 г. N 425). Необходимость утверждения данного Положения вытекает из части второй ст. 19 комментируемого Закона, которая предусматривает установление Правительством РФ по представлению КС РФ порядка назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания.

Заявление о назначении ежемесячного пожизненного содержания подается судьей КС РФ непосредственно в КС РФ. При этом срок подачи заявления не ограничивается. Само же решение о назначении ежемесячного пожизненного содержания принимается либо одновременно с принятием решения об отставке судьи, либо после принятия этого решения со дня, указанного в заявлении судьи, но не ранее дня подачи им заявления об отставке. Необходимо специально обратить внимание на то, что судья КС РФ, пребывающий в отставке, по общему правилу не может одновременно получать ежемесячное пожизненное содержание и пенсию (п. п. 6, 9, 10 Постановления Правительства РФ от 27 апреля 1995 г. N 425). Однако из этого правила имеется и одно исключение. В соответствии с п. 6 ст. 15 Закона о статусе судей этот запрет не распространяется на пребывающих отставке судей, ставших инвалидами вследствие военной травмы. Они вправе одновременно получать ежемесячное пожизненное содержание и пенсию по инвалидности.

Денежные средства, предназначенные для социального обеспечения пребывающих в отставке судей КС РФ посредством выплаты ежемесячного пожизненного содержания, выделяются отдельной строкой в бюджете КС РФ, утверждаемом в установленном порядке в составе федерального бюджета. Применительно к объему этих денежных средств необходимо иметь в виду положение ч. 2 ст. 7 Закона о Конституционном Суде РФ, которое говорит о том, что смета расходов КС РФ не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим финансовым годом. Такое же положение содержится и в п. 4 ст. 9 Закона о статусе судей, согласно которому гарантии независимости судьи, включая меры его материального и социального обеспечения, не могут быть отменены или снижены нормативными актами Российской Федерации. В практическом плане это означает, что названными актами исключается возможность снижения уровня гарантий всех лиц, обладающих званием судьи, включая, разумеется, и судей, пребывающих в отставке. Иное, как говорится в Постановлении КС РФ от 19 февраля 2002 г. N 5-П, означало бы признание за законодателем права не только определять будущий статус судьи, но и изменять статус, которым действующие судьи уже обладают, что, однако, как и снижение гарантий, несовместимо с независимостью и самостоятельностью судебной власти.

По общему правилу конкретное лицо вправе получать ежемесячное пожизненное содержание только тогда, когда оно действительно обладает статусом судьи в отставке. Этот статус принадлежит ушедшему или удаленному в отставку судье до тех пор, пока он сохраняет гражданство РФ, соблюдает требования не быть депутатом, третейским судьей, арбитром, не принадлежать к политическим партиям и движениям, не осуществлять предпринимательскую деятельность, не совмещать пребывание в отставке с другой оплачиваемой работой, не допускать совершения поступков, его порочащих и умаляющих авторитет судебной власти, и не быть назначенным повторно на должность судьи <1> (п. 3 ст. 3, п. п. 6 и 8 ст. 15 Закона о статусе судей).

--------------------------------

<1> Положение п. 8 ст. 15 Закона о статусе судей, согласно которому отставка судьи по своему конституционно-правовому смыслу, выявленному в Определении КС РФ от 15 февраля 2005 г. N 5-О, не предполагает его распространения на случаи, когда пребывающий в отставке федеральный судья назначается судьей конституционного (уставного) суда субъекта РФ.

 

Лица, в отношении которых принято решение о прекращении отставки, утрачивают все судейские привилегии, включая, разумеется, и право на получение ежемесячного пожизненного содержания судьи КС РФ (п. 7 Постановления Правительства РФ от 27 апреля 1995 г. N 425). Такого рода решение в отношении пребывающего в отставке судьи КС РФ вправе принять только сам КС РФ (см. комментарий к ст. 21).

В ряде случаев закон допускает возможность выполнения судьей КС РФ, пребывающим в отставке, определенных видов деятельности с сохранением своего почетного статуса и права на получение ежемесячного пожизненного содержания. В частности, в силу п. 4 ст. 3 Закона о статусе судей ушедший в отставку судья, имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин - 50) лет, вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных объединениях, а также работать в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта РФ. Однако при этом он не вправе занимать те должности и заниматься теми видами деятельности, которые перечислены в ст. 11 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 11), в противном случае он утратит статус судьи в отставке.

Если же пребывающий в отставке судья осуществляет те виды деятельности, которыми судья в отставке вправе заниматься, на него в период такого рода занятий не распространяются гарантии судейской неприкосновенности, а его членство в судейском сообществе приостанавливается (подп. 2 п. 4 ст. 3 Закона о статусе судей).

Когда же пребывающий в отставке судья занимается научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельностью, за ним сохраняется не только ежемесячное пожизненное содержание, но и все другие атрибуты статуса судьи (п. 7 Постановления Правительства РФ от 27 апреля 1995 г. N 425).

Такие же последствия имеют место в том случае, когда судья работает в сфере правосудия. Вместе с тем следует иметь в виду, что в этой сфере или в областях, близких к ней, пребывающий в отставке судья не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя, а также работать в качестве адвоката (п. 4 ст. 3 Закона о статусе судей). Запрещение совмещения перечисленных должностей со статусом судьи установлено потому, что самим фактом исполнения соответствующих этим должностям полномочий пребывающий в отставке судья как бы исключает себя из судейского сообщества и демонстрирует принадлежность к другому профессиональному сообществу.

Те же соображения применимы и к объяснению введения запрета на работу в качестве адвоката, однако дополнительно к ним следует иметь в виду, что данный запрет направлен также на то, чтобы исключить ситуации, которые могут породить законные и объективные сомнения в беспристрастности и непредвзятости судьи, рассматривающего дело при участии в процессе адвоката, являющегося одновременно судьей в отставке (Определение КС РФ от 5 марта 2009 г. N 435-О-О).

Перечисленные запреты и ограничения в реализации пребывающим в отставке судьей права на труд не могут рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод пребывающего в отставке судьи, поскольку они обусловлены публично-правовым статусом судьи, который гражданин РФ возлагает на себя добровольно, принимая вместе с ним все условия, ограничения и преимущества, вытекающие из этого статуса (Определения КС РФ от 15 ноября 2001 г. N 277-О, от 30 сентября 2004 г. N 299-О, от 18 июля 2006 г. N 191-О).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных