Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Быть гражданином и патриотом 1 и тоже




КПК

ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ, ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ

? вы считаете себя патриотами своей страны, а гражданами?

Быть гражданином и патриотом 1 и тоже

Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству — за­дача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о де­тях дошкольного возраста. Однако в значительной степени такая сложность возникает при попытке переносить на де­тей «взрослые» показатели проявления любви к Отечеству.

Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирова­ния высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.

В разные исторические эпохи сущность понятия «патриотизм» определялась неодинаково: менялись приоритеты и аспекты его осмысления.

Интерес к нему в Древней Греции был в значительной степени обусловлен своеобразием античного общественного устройства. Античный город (полис) представлял собой коллектив полноправных граждан — земельных собственников, избирающих городские власти. Это предполагало соответствующие установки в общественном сознании и воспитании. Идеал самоутверждения в борьбе за признанные обществом ценности обеспечивал активное участие граждан в жизни родного города, готовность пожертвовать многим ради его интересов и благополучия, формировал активную жизненную позицию в целом.

 

С конца XV века в Западной Европе изменяется политическая ситуация: почти повсеместно устанавливается абсолютная монархическая власть, подавляющая личность человека, лишающая ее политических свобод и возможности проявлять гражданскую активность, требующая, прежде всего, личной преданности монарху. В результате нравственные идеалы античности утратили свою актуальность.

 

Впервые понятия «патриот» и «патриотизм» стали употребляться в период Великой Французской революции 1789 — 1793 годов. Патриотами тогда называли себя борцы за великое дело, защитники республики, в противовес изменникам и предателям родины - роялистам. В этот период происходит отождествление понятий «патриот» и «гражданин».

Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм.

Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям начли формироваться ещё в древности.

Зародыш патриотического воспитания появился примерно в период разложения родового строя и зарождения феодальной собственности. В качестве новых явлений педагогической мысли на Руси X- XIII веков можно отметить:

выдвижение отдельной личности как цели воспитания,

воспитание веры в победу,

воспитание веры в непобедимость богатырей русских.

Еще Владимир Мономах в своем «Поучении детям» говорил о необходимости беречь, охранять и защищать родную землю, сберегая ее для детей и внуков. В условиях упорной борьбы с иноземными захватчиками русский народ придавал большое значение воспитанию подрастающего поколения в духе горячей любви к Родине. Рассказы о воинских подвигах русского народа, запечатленные в «Задонщине», «Сказании о Мамаевом побоище», былинах, песнях и других памятниках той поры, воспитывали у молодых людей глубокие патриотические чувства.

М.В. Ломоносов в своих работах сформулировал задачу воспитания сознательных граждан, общественных деятелей, способных отстаивать интересы государства. Проблемы патриотического воспитания вслед за М.В. Ломоносовым касались Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин.

А.Н. Радищев в своих литературно-публицистических произведениях также обращал внимание на очищающее влияние патриотизма на личность, на выработку чувства благородства, совести, мужества и самопожертвования, если этого потребуют интересы родины.

Н.М. Карамзин считал, что для преодоления духовного кризиса общества нужно вернуться к собственным корням, традициям русской государственности, русской культуры. Карамзин рассматривал не только факторы, которые, по его мнению, являются основой народности (почва, климат, нравы, обычаи, религиозные и политические верования), но и выделил три взаимосвязанных и иерархически подчиненных вида любви к Отечеству:

физическая (характеризуется привязанностью человека к месту его рождения и жизни),

нравственная ( основана на симпатии к окружающим людям и обществу ),

политическая ( основана на патриотическом чувстве, требует рассуждения и осознания).

Значительный вклад в рассмотрение проблем патриотизма и патриотического воспитания был сделан В.Г. Белинским, Н.А. Добролюбовым, Н.П. Огаревым, А.И. Герценом.

«В полной мере и здоровой натуре тяжело лежат на сердце судьбы Родины; всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством… Любить свою родину – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому»,- писал В. Г. Белинский.

По Н.А. Добролюбову, патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, сколько возможно больше и сколько возможно лучше.

 

Следовательно, в традиции русской философии ярко выражена гуманистическая трактовка патриотизма, предельно кратко изложенная Соловьевым: «Нравственная обязанность патриота - служить народу в человечестве, человечеству — в народе».

Русские педагоги К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, а также Л. Н. Толстой считали, что воспитывать чувство пат­риотизма можно начиная с дошкольного возраста. Цент­ральной идеей воспитания была идея народности. Эта тео­рия основывалась на философской концепции о конкрет­но-чувственной природе патриотизма.

К.Д. Ушинский, обосновывая принцип «народности» воспитания, считал необходимым учитывать национальные особенности при выборе форм, методов и содержания педагогической деятельности. Природа, семья, общество, народ, религия, а особенно язык и история с раннего детства воздействуют на ребенка, прививая ему любовь к родному краю, Родине, зарождая первейшие патриотические чувства.

«Как нет человека без самолюбия,- писал Константин Дмитриевич,- так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

 

Согласно теории К. Маркса и Ф. Энгельса, патриотизм носит классовый характер и его содержание определяется идеями правящего класса. Тем самым воспитание патрио­тизма, любви к Родине отождествлялось с воспитанием отношения к государственному строю.

 

В советскую эпоху воспитательные задачи решались исходя из требований неразрывной связи воспитания с социальными, политическими и экономическими проблемами, стоящими перед государством.

Приоритет отдавался общественно-политическому аспекту, активному вовлечению детей в общественную жизнь. Воспитание принимало идеологическую направленность, т.е. любовь к Родине приравнивалась к отношению к государственному устройству. Главный акцент делался на познание ребёнком своей страны, чувственному восприятию уделялось мало внимания

 

В 60—70-е гг. понятие патриотизма рассматривалось как составная часть понятия нравственности, но при этом глав­ный акцент делался на познании ребенком своей страны, а чувственному ее восприятию внимания уделялось значи­тельно меньше.

В 70—80-е гг. появились исследования, которые опира­лись на эмоциональную сферу ребенка. В основу патриоти­ческого воспитания был положен механизм нравственного воспитания, предполагающий единство знаний, отноше­ний, поведения.


Патриотизм — это любовь к Ро­дине, преданность своему Отече­ству, стремление служить его инте­ресам и готовность, вплоть до самопожертво-вания, к его защите

 

Попробуйте обоснованно ответить на вопрос, в чем заклю­чается сходство и различие таких чувств, как любовь к матери

и любовь к Родине.

Действительно, если патриотизм — это чувство привя­занности, преданности, ответственности и т. д. по отноше­нию к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возра­сте нужно «научить» быть привязанным к чему-то, быть ответственным в его маленьких делах и поступках.

 

На личностном уровне патрио­тизм выступает как важнейшая ус­тойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззре­нии, нравственных идеалах, нормах поведения.

На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основопола­гающих ценностей.

 

Патриотизм — это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества.

 

 

Национальное воспитание - воспитание стремления личности к самовыражению, т.е. к свободе через проявление собственного "Я" в особенностях языка, мышления, культуры, традиций, норм поведения, образа жизни родного народа. Основной целью национального воспитания является формирование у детей чувства национальной гордости, сознания, привить уважение к своему народу, к его национальным традициям и символам.

Национальное воспитание, ставящее своей целью сохранение национальных обычаев, традиций, религиозных верований, языка, культуры, бытового уклада и передачу этих знаний новому поколению, тоже не является панацеей в связи с активным миграционным процессом, вызванным как внешне, так и внутриполитическими обстоятельствами.

Патриотическое воспитание — это процесс формирования политически сознательного молодого человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося истори­ческими свершениями своего народа.

Патриотическое воспитание - взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной культуры, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Гражданское воспитание (т.е. воспитание гражданина) призвано дать комплекс сведений, знаний, информации о правах и обязанностях, которые закреплены для каждого жителя данной страны в соответствующих юридических документах, проявить чувство ответственности перед обществом, сформировать навыки социального поведения на основе законов.

 

 

Прежде чем ребенок научится сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен научиться сопереживанию вообще как человеческому чувству.

Восхищение просторами страны, ее красотой и природными богатствами возникнет, если на­учить ребенка видеть красоту непосредственно вокруг себя. Так же, прежде чем человек научится трудиться на благо Родины, необходимо научить его добросовестно выполнять трудовые поручения, привить любовь к труду.

Таким образом, базовым этапом в формировании у детей любви к Родине следует считать накопление ребенком соци­ ального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение приня­тых в нем норм поведения, взаимоотношений.

На основе базового этапа выстраивается «здание» соб­ственно патриотического воспитания детей, которое включа­ет в себя

- сообщение знаний,

- формирование на их основе от­ношений и

- организацию доступной деятельности.

Патриотическое чувство по своей природе многогран­но, оно объединяет все стороны личности: нравственную, трудовую, умственную, эстетическую, а также физическое развитиеи предполагает воздействие на каждую из сторон для получения единого результата.

Приведите пример взаимосвязи физического, эстетического и другого развития детей и патриотизма.

Таким образом, в понятие патриотизма входят СЛАЙД

когнитивный,

эмоциональ­ный,

поведенческий компоненты,

которые реализуются в сфере социума и природы. При этом для дошкольников ве­дущим является эмоциональный компонент. Когнитивный компонент «обеспечивает» содержание, а поведенческий выполняет проверочно-диагностическую функцию.

Комплекс задач:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родно­му дому, детском саду, родной улице, городу;

— формирование бережного отношения к родной природе и все­му живому;

— воспитание уважения к труду людей;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о России, ее столице;

— знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

— формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

Нельзя говорить о воспитании любви к Родине без сооб­щения детям определенных знаний о ней. Содержание зна­ний также можно представить в нескольких направлениях.

Ребенок старшего дошкольного возраста может и дол­жен знать:

как называются страна, в которой он живет, ее главный город, столица,

его родной город или село,

како­вы основные достопримечательности города или села,

ка­кова природа страны и того конкретного места, где он живет;

какие люди по национальности, по личностным качествам населяют его страну, чем прославили они род­ную страну и весь мир,

что представляют собой искусство, традиции, обычаи его Родины.

примеры

Такова схема содержания знаний о родной стране, на основе которых можно уже в дошкольном возрасте формировать действенное отноше­ние к ней.

 

Если рассматривать патриотизм через понятие «отно­шения », можно выделить несколько направлений:

отно­шение к природе родного края, родной страны;

отношение к людям, населяющим страну;

отношение к моральным ценно­стям, традициям, обычаям, культуре;

отношение к государ­ственному устройству.

Каждое из направлений (кроме пос­леднего) может стать содержанием воспитательно-образо­вательной работы с детьми, и каждое внесет свой вклад в социализацию личности ребенка при условии учета осо­бенностей развития детей.

 

Условия для реализации нравственно-патриотического воспитания до­школьников необходимы:

— создание благоприятных материально-технических и соци­альных условий;

— обновление содержания образования, отбор наиболее инте­ресного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;

— тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на ее тра­диции и опыт. В основе этого сложного педагогического процесса лежит разви­тие чувств. Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоот­ношений их со взрослыми и сверстниками, т.е. неразрывно связаны с воспитанием у ребенка уверенности в себе и формированием соци­альных навыков.


Путь воспитания любви к Отече­ству выстраивается в логике «от близкого к далекому»

от любви к родителям (точнее, к родному дому),

к детскому саду,

к улице,

городу

до любви к родной стране.

Следует задуматься, действительно ли этот «территориальный» под­ход эффективен в воспитании столь сложного и многогран­ного социального чувства, как чувство любви к Родине. Вероятно, дело не в расширении «территории», а в том, чтобы создать условия для решения задач патриотического воспитания, для формирования у детей чувств и отноше­ния, составляющих в конечном итоге патриотизм: привя­занности, верности, чувства собственности и ощущения того, что ты свой, ты нужен.

 

I этап.

1. У дошкольников постепенно складывается «образ соб­ственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаи­моотношений.

Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть, и любит его.

Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне.

Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отме­чать какие-то даты, вместе встречать Новый год, готовить друг другу сюрпризы, подарки, вместе отдыхать в туристи­ческих походах и др.), то все это постепенно и основатель­но входит в социальный опыт ребенка и остается как при­ятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. Подобные воспоминания могут складываться из мно­гих мелких деталей: как мама по утрам целовала, чтобы побыстрее просыпался; как бабушка кормила из ложечки даже тогда, когда мог есть сам, но это была своеобразная милая игра «в баловство»; как дедушка собирал всю семью и рассказывал интересные истории и многое другое. У каж­дого воспоминания свои, но они дороги человеку и на­крепко привязывают его к родному дому, родным людям.

Задачей педагога и, конечно, родителей является сде­лать, так, чтобы подобных «теплых» воспоминаний было у ребенка побольше. Привязанность к родному дому, жела­ние беречь его, делать лучше связаны и с тем, чтобы у ребенка в семье были свои обязанности, чтобы его не ос­вобождали из-за малых лет от общего труда, — это способ­ствует укреплению «чувства семьи».

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдает­ся интерес к своей генеалогии, к ис­следованию национальных, сослов­ных, профессиональных корней своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубо­ких постулатов:

— корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

— семья — ячейка общества, храни­тельница национальных тради­ций;

— счастье семьи — счастье и благо­получие народа, общества, госу­дарства.

Родители должны знакомить детей с родословной своей семьи в простой доступной форме: кто дедушки и бабушки, прадеды, откуда пошёл семейный род, имена родственников, где они живут и т.д. Провести беседу с ребёнком о происхождении фамилии, рассказать, что такое отчество, какое отчество у папы и мамы, почему отчества разные, а фамилия одна. Можно сделать рисунок семьи в виде дерева или реки с фотографиями или рисунками родственников. У ребёнка нужно сформировать чувство уверенности в себе, а для этого он должен убедиться в том, что семья его крепкая, что своей работой она приносит пользу окружающим людям и Родине. Подробное знакомство с семьёй позволит ребёнку осознать свои корни, что он часть большой семьи, и история его рода неотрывно связана с историей страны.

2. Названное выше требование касается и дошкольного уч­реждения. Жизнь детей в дошкольном учреждении должна обеспечиватьим эмоциональный комфорт.

В отношении к семье данная задача решается легче, так как опирается на естественную связь ребенка с родным домом. А вот дош­кольное учреждение должно стать домом, в котором бы ребенок хорошо себя чувствовал. Как показывает практи­ка, это происходит далеко не всегда.

?любили ли вы свой детский сад?

 

Многие дети, к сожалению, не любят детский сад, а значит, мы не можем рассматривать такое дошкольное уч­реждение «звеном» в цепи институтов воспитания любви к Родине. Более того, у ребенка культивируются отрицатель ные чувства и отношения.

Для того чтобы дошкольное уч­реждение помогало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нем должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся.

 

 

- Очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад. Происходит это в том случае, если вос­питатели с уважением относятся к каждому ребенку, зна­ют его достоинства и способствуют их развитию в процессе игр, праздников, интересных занятий и т. п.

- В дошкольном учреждении, в группе, на участке у каждого ребенка, как правило, есть любимое место для игры, для уединения. Воспитателю следует бережно относиться к этому, и даже поддерживать «право ребенка на свою территорию» (так же следует уважать право ребенка на собственность).

Если воспитателям удается сделать дошкольное учреждение вто­рым домом ребенка, то чувство привязанности закрепляется и с годами переходит в область приятных и дорогих воспо­минаний.

- Привязанность к детскому саду связана и с тем, как много знают дети о своем дошкольном учреждении, как они в нем ориентируются, чувствуют ли себя хозяевами. Для этого вос­питатель организует

ü экскурсии по детскому саду,

ü знакомит дошкольников с сотрудниками, в последующей беседе пред­лагает ребенку рассказать воображаемому (реальному) гос­тю о том, какое помещение (музыкальный зал, бассейн, кабинет психолога, врача или просто вестибюль) больше всего ему нравится, какие люди, какие занятия и др.

 

Кроме того, дети должны знать:

на какой улице нахо­дится их детский сад,

как и почему она так называется,

что находится рядом с детским садом.

 

Знания обогащают чувства детей, придают им основательность и смысл.

 

Чувства и отношения становятся прочнее, если дети вкладывают свой труд (участвуют в озеленении участка, в убранстве здания к праздникам и др.).

 

3. Двор, улица, на которой живет ребенок, также могут спо­собствовать закреплению чувства привязанности и ощущения собственности (мой двор, моя улица).

Но и это не про­исходит само по себе. Если родители гуляют с детьми во дворе, на своей улице, показывают детям, что им нравят­ся и двор, и улица, если у ребенка есть свои любимые места во дворе и на улице, то можно рассчитывать на то, что малыш будет привязан к ним.

 

Но и здесь встает вопрос о необходимости сообщения детям информации об их улице:

ее название,

что располо­жено,

какой ходит транспорт,

как связана эта улица с той, на которой находится детский сад,

можно ли пройти пешком или надо ехать.

 

Хорошо, если родители или воспитатели сделают фотографии детей на улице или снимут па видеопленку прогулку, а затем в группе просмотрят фильм и расскажут об этой улице.

II этап.

Следующий этап — воспитание любви и привязанности к своему городу. Эта часть работы требует большей опоры на когнитивную сферу, на воображение ребенка и его память.

Для ребенка город конкретизируется улицей, т. е. он осоз­нает себя прежде всего жителем своей улицы.

Чтобы дети почувствовали свой город, им нужно о нем рассказать и доказать его. Вместе с родителями дети ездят по городу (в Магазин, в театр, в парк и др.). Иногда э кскурсию удается организовать и детскому саду.

Дети старшего дошкольного возраста могут и должны знать

название своего города,

его главные улицы,

достопримечательности,

музеи, какие-либо театры и др.

Задача воспитывать у детей чувство привязанностик ка­кой-то части родного города по отношению к дошкольникам трудновыполнима. Однако воспитатель рассказывает детям о

СВОИХ любимых местах в городе,

старается через иллюстра­ции, фотографии и другие наглядные средства показать им не только всю панораму города, но и отдельные места.

мож­но провести несколько бесед, например о парках, о памят­никах и др.

Содержание воспитатель отбирает сам, опираясь на местные условия. Важно лишь, чтобы познавательный ма­териал был понятен детям, вызывал интерес, желание посе­тить эти места. В обобщающей беседе «За что я люблю свой город» дети вспомнят то, что о нем узнали

 

Необходимо, чтобы дети принимали участие в празд­новании Дня города или в других событиях, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радос­ти, веселья.

Конечно, сложнее, чем на первых двух этапах, решает­ся вопрос об организации деятельности детей на пользу города. Однако это может осуществляться в таких формах, как отражение впечатлений от экскурсий в

рисовании,

кон­струировании,

изготовление подарков ветеранам, которые дети вручают бывшим воинам в День Победы просто на улице, в парке, и т. п.

 

 

III этап.

Воспитание отношения к своей стране в большей мере опирается на когнитивный компонент: детям сообщают информацию, которую они должны и могут усвоить. Осо­бенностью является то, что знания должны быть эмоциогенны и побуждать ребенка к практической деятельности.

Еще при ознакомлении со странами мира дети видели на карте свою страну, слышали ее название. Теперь воспита­тель возвращает их к этой информации, но акцент делается на изучении родной страны. Название страны закрепляется в играх («Кто больше стран назовет»), в упражнениях типа «Из разных названий стран определи нашу страну», «Как написать адрес на конверте» и др.

Дети должны знать:

название столицы нашей Родины,

ее достопримечательности,

символика страны,

природойродной страны.

 

Рассматривание иллюстраций, ди­апозитивов, слушание художественных произведений, рас­сказов взрослых, а также экскурсии, рисование, игры-пу­тешествия — все это помогает решать поставленную задачу.

 

Детей знакомят с символикой страны, рассказывают, что у каждой страны есть свой флаг, герб, гимн. На современном этапе дошкольникам, вероятно, можно показать герб и флаг и объяснить, где и когда они могут увидеть эти символы.

 

При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоте и разнообразии, на ее особенностях. Дети должны получить представления о том

какие живот­ные обитают в наших лесах,

какие растут деревья,

по какому дереву можно сразу определить Россию,

какие цветы растут на российских лугах.

 

Средством патриотического воспитания является искус­ство: музыка, художественные произведения, изобразительное искусство. Дети рассматривают картины И. Левитана, И. Шишкина, К. Юона и других больших художников, ко­торые с любовью изображали природу родной Отчизны, слушают стихи А. Блока, С. Есенина, музыку П. Чайковско­го, С. Прокофьева. Необходимо, чтобы произведения ис­кусства были высокохудожественными.

Важной частью работы по воспитанию любви к Родине является формирование у детей представлений о людях род­ной страны.

В первую очередь следует вспомнить тех людей, которые прославили нашу Родину — художников, компо­зиторов,писателей, изобретателей, ученых, путешествен­ником, врачей (выбор зависит от воспитателя). Надо также на конкретных примерах, через конкретных людей позна­комить детей с «характером» российского народа (творчес­кие способности, умелость, песенность, гостеприимство, отзывчивость, умение защищать свою Родину и др.).

Воспитатель старается познакомить дошкольников с людьми, которыеобладают какими-то привлекательными качества­ми или умениями, приобщить детей к их деятельности.

 

Одним из показателей любви к Родине и преданности ей у взрослого человека является готовность, если это потребуется, встать на ее защиту.

На протяжении долгой историинашей страны не однажды возникали ситуации, происходили события, требующие от человека встать на защиту Родины.

Рассказать об этом дошкольникам необходимо. И хотя мы не ждем от детей подобной готовности, но при­меры из жизни взрослых явятся существенным вкладом в копилку высших социальных чувств ребенка. Можно позна­комить детей с самим понятием «защитник Отечества» и конкретизировать его с помощью русских былин о богаты­рях, рассказах о героях разных войн, полководцах — А. Суворове, М. Кутузове, Г. Жукове, рядовых воинах, смело защищавших Отечество, гражданских людях, вставших в лихую годину на защиту Родины. Подбор материала воспитатель должен осуществить сам, используя художествен­ную литературу, изобразительное искусство, фильмы, а также краеведческую информацию (названия улицы, рай­она; памятник герою и др.).

Одно из направлений в патриотическом воспитании — приобщение к традициям народа, к народному творчеству.

«В народном творчестве, — писала А. П. Усова, — истори­чески сохраняются и вырабатываются присущие народу чер­ты характера и мышления. Поэтому народное творчество имеет более широкое значение, чем то, в каком его при­меняют воспитатели детских садов: оно имеет значение для патриотического воспитания».

Повторите тему «Деятельность как условие познания соци­альной действительности».

Особое место в патриотическом воспитании отводится праздникам. Социологи и культуроведы отмечают, что праз­дник является наиболее древним элементом культуры че­ловеческого общества и безусловной частью его жизни. «Праздник — наиболее древний и постоянно воспроизво­димый элемент культуры» (А. И. Мазаев).

Каждый период жизни общества характеризуется разны­ми праздниками, при этом одни из них «приходят и уходят», а другие существуют веками, но в зависимости от политики государства могут отмечаться или не отмечаться всенародно. Так, в течение 70 лет в нашей стране отмечались такие праз­дники, как 7 ноября, 1 Мая, 22 апреля, т. е. политические праздники, призванные прославлять государственный строй. В этот период народные и тем более религиозные праздники повсеместно не отмечались, хотя в народе они жили.

В последнее десятилетие политические праздники отме­чаются меньше, чем бывшие ранее «в тени» народные и религиозные праздники: масленица, Рождество, Пасха. Как бы там ни было, в праздничных обрядах и ритуалах закреп­ляется социальное поведение, они помогают человеку осоз­нать свою национальную принадлежность, а их яркая эмо­циональная форма и содержание воспитывают положитель­ные чувства.

Средством патриотического воспитания служит деятель­ность детей. Деятельность может быть разнообразной. Важ­но, чтобы она была интересна и понятна детям и чтобы они охотнопринимали в ней участие. Это может быть, напри­мер, деятельность по оформлению помещения к празднику: изготовление деталей оформления, обсуждение дизайна. Главноеусловие — чтобы дети видели необходимость, небесполезность своих усилий. Поэтому при обсуждении, на­пример, деталей оформления воспитатель должен делать это серьезно и взвешенно, в процессе работы следить, чтобы дети выполняли ее тщательно, если нужно, переделывали, а одобрив сделанное ребенком, обязательно включать в оформле­ние Иначе от ощущения труда «понарошку» у ребенка исчезает желание что-то значимое и полезное.

Составьте перечень общественно полезных дел, в которых могут принимать участие дети.

Решение задач патриотического воспитания во многом зависит от воспитателя и родителей. Если взрослые поистине любят свою Родину, преданы ей, умеют наряду с критикой замечать и показывать ребенку привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность воспитательно-образовательной работы. В противном случае одно неосторожное, даже сказанное вскользь слово может разрушить многое, поэтому воспитателю стоит задуматься над своим чувством любви к Родине.

Проведите в классе вечер поэзии, посвятите его произведе­ниям о нашей Родине. Вам помогут в этом стихи М. Цветаевой, С. Есенина, А. Блока, О. Мандельштама.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных