Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Концепция любви, семьи и брака в творчестве Л. Н. Толстого




Литература

Салтыков-Щедрин М. Е. История одного города (любое издание).

Бицилли П. М. Возрождение аллегории // Русская литература, 1990. № 2.

Буишин А. С. Сатира Салтыкова-Щедрина. М.; Л., 1959. Ч. 2 (гл. 1).

Он же Искусство великой сатиры // Салтыков-Щедрин, 1826-1979: Ста­тьи и материалы. Л., 1976.

Иванова Г. В. «История одного города» // Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч.: В 20 т. Т. 8. М., 1969.

Манн Ю. О гротеске в литературе. М., 1966.

Николаев Д. П. «История одного города» Салтыкова-Щедрина // Три шедевра. М., 1971. Николаев Д. П. «История одного города» Салтыкова-Щедрина: Проблема сатирического гротеска // Вопр. лит. 1971. № 2. Или: Николаев Д. П. Сатира и реалистический гротеск. М., 1977.)

Покусаев Е. Революционная сатира Салтыкова-Щедрина. М., 1963 (гл. 1).

Разумовская М. В. К вопросу о литературных аналогиях «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина// Рус. лит. 1981. № 1.

Соловьев С. М. Сочинения. Кн. 1, т. 1 (гл. 4.) С. 120-127. М., 1988; см. также фрагменты работ русских историков Н. М. Карамзина, В. О. Ключевского, Н. Н. Костомарова и др. о призвании варяжских князей.

Эйхенбаум Б. М «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина: (Комментарии) // Эйхенбаум Б. М. О прозе. Л., 1969.

 

2) «Благонамеренные речи» М. Е. Салтыкова-Щедрина

  1. Смысл понятия «благонамеренные речи». Щедрин о замысле цикла. Защита интересов «простеца».
  2. Принципы циклизации очерков в «Благонамеренных речах». Композиционные особенности книги.
  3. Тема буржуазии в русской литературе середины XIX в. и своеобразие ее поворота в произведениях Щедрина.
  4. Образ «чумазого». Средства его создания и развенчания. Эволюция Дерунова. Принцип собственности, семейственности и государственности в понимании «чумазых» - новых столпов общества.
  5. Подход Щедрина к решению «женского» вопроса. Сатира на «семейное счастье» собственников.
  6. «Принцип государственности» в понимании обывателя и функционера («В погоне за идеалами», «В дружеском кругу»). Сатира на охранителей-идеологов: лгуны-лицемеры и лгуны-фанатики (Тебеньков и Плешивцев). Образ «фрондера»-повествователя.
  7. Проблема положительного героя в «Благонамеренных речах».
  8. Своеобразие психологизма в сатире Щедрина. Язык сатиры, «щедринизмы» в «Благонамеренных речах».

 

Литература

Салтыков-Щедрин М. Е. Благонамеренные речи (любое издание).

Кузнецов Ф. Ф. «Благонамеренные речи» // Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч.: В 20 т. Т. 11. М., 1971. С. 519-552.

Салтыков-Щедрин в русской критике. М., 1959.

Салтыков-Щедрин о литературе. М., 1953.

Бушмин А. С. Сатира Салтыкова-Щедрина. М.; JL, 1959. Ч. 2.

Он же. Искусство великой сатиры // Салтыков-Щедрин, 1826-1976: Статьи и материалы. Л., 1976.

Он же. Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина. Л., 1984.

Покусаев Е. Революционная сатира Салтыкова-Щедрина. М., 1963.

Манн Ю. О гротеске в литературе. М., 1966.

 

3) Роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»

  1. История создания романа. Тема деградации дворянства в русской литературе XIX в. и своеобразие постановки ее в романе «Господа Головлевы».
  2. Жанрово-композиционные особенности романа Салтыкова-Щедрина.
  3. З. Критика принципа «семейственности» в «Господах Головлевых». Своеобразие произведения как семейного романа. Общее и особенное в членах семьи Головлевых.
  4. Иудушка Головлев как синтетическое воплощение пороков «ветхого человека». Идеи и принципы Иудушки. Характер его религиозности (полемика Щедрина с Достоевским). Смысл трагического финала романа. Иудушка как тип социальный и психологический.
  5. Сатирическая типизация в романе. Герой Щедрина как тип общественного поведения и социальной психологии. Обобщенные авторские характеристики (лексика, синтаксис). Особенности диалогов у Щедрина. Жест и мимика как средства психологического анализа. Авторский психологический комментарий к поступкам героев и обобщенные авторские характеристики умонастроения героев.

 

Литература

Бицилли П. М. Возрождение аллегории // Русская литература. 1990. № 2.

Горячкина М. С. Некоторые особенности психологизма Достоевского и Щедрина // Рус. лит. 1971. № 1.

Григорьян К. Н. «Господа Головлевы» - роман Салтыкова-Щедрина. М.; Л., 1962.

Покусаев Е. И., Прозоров В. В. «Господа Головлевы» // Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч.: В 20 т. Т. 13. М., 1972.

Покусаев Е. И. Шедевр социальной сатиры // Салтыков-Щедрин. «Господа Головлевы». М., 1970.

Он же. «Господа Головлевы» М. Е. Салтыкова-Щедрина. М., 1975.

Прозоров В. В. Роман в теоретическом и художественном истолковании Салтыкова-Щедрина // История русского романа: В 2 т. Т. 2. Л., 1964 (гл. 8).

Он же. Сатира Салтыкова-Щедрина. М.; Л., 1959.

 

4) «Современная идиллия» М. Е. Салтыкова-Щедрина

  1. Время создания «Современной идиллии». Политическая реакция в стране. Замысел книги.
  2. Фантастический сюжет «Современной идиллии» как отражение трагедии целого общества - трагедии интеллигенции, взятой под подозрение, и масс, обнаруживших политическое невежество.
  3. Эволюция либеральной интеллигенции в годы реакции в сатире Щедрина. Смысл финала книги.
  4. Годы жестокого порядка и его законодательная деятельность.
  5. «Полет юмористической фантазии» Щедрина. Оригинальные формы сатирических обобщений: портретные зарисовки, фантастические таксы, статистические жизнеописания, газетные объявления, пародийные «уставы», вставные сценки и новеллы.
  6. «Современная идиллия» как роман-обозрение.
  7. Инсценировка «Современной идиллии» на сцене театра «Современник» («Балалайкин и Ко»).

 

Литература

Жук А. А. «Современная идиллия» // Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч.: В 20 т. М., 1973. Т. 15, кн. 1.

Бушмин А. С. Сатира Салтыкова-Щедрина. М.; Л., 1959.

Он же. Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина. Л., 1984.

Жук А. Сатирический роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия». Саратов, 1958.

Эльсберг Я. Стиль Щедрина. М., 1940.

 

5) «Сказки» М. Е. Салтыкова-Щедрина

  1. Сказочный жанр в русской литературе 60-х гг. Причины обра­щения писателей к аллегорической форме. Двуплановость аллегорий, философская глубина второго плана.
  2. Жанровые разновидности «Сказок» Щедрина. Отношение «Сказок» к фольклорной сказке. Связь щедринских «Сказок» с темами и проблемами других произведений писателя.
  3. Сказки о властителях России. Развенчание идеологии и психологии правящих классов.
  4. Сказки о народе. Народ и история. Критика ложных концепций народной жизни.
  5. Сказки о «пестрых» людях. Обличение трусости и либерального ренегатства. Трагедия утопической мечты и «встревоженной бессознательности».
  6. Сказки об «убежденных людях» («Вяленая вобла», «Дурак», «Рождественская сказка»). Сказка о реакционной печати и журналистике. Сказка-элегия «Приключение с Крамольниковым».
  7. Фантастика «Сказок» Щедрина. Образы животных. Эзопов язык «Сказок». Щедрин - мастер иронии, гиперболы и сатиры.

 

Литература

Базанова В. И. «Сказки» Салтыкова-Щедрина. М., Л., 1966.

Баскаков В. П., Бушмин А. С. «Сказки» // Салтыков-Щедрин М. А. Собр. соч.: В 20 т. М., 1974. Т. 16, кн. 1.

Бушмин А. С. Сатира Салтыкова-Щедрина. М.; Л., 1959.

Он же. Искусство великой сатиры // Салтыков-Щедрин, 1826–1976: Статьи и материалы. Л., 1976 Или: Бушмин А. С. «Сказки» Салтыкова-Щедрина. 2-е изд. Л., 1976.

Прозоров В. В. Произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина в школьном изучении: Пособие для учителей. Л., 1979.

Прозоров В. В. Читатель и литературный процесс. Саратов, 1975 (гл. 3).

Трофимов Н. «Сказки» Салтыкова-Щедрина. М., 1964.

Элъсберг Я. Салтыков-Щедрин: Жизнь и творчество. М., 1953.

 

 

6) Поэтика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина: «Коняга» и «Богатырь»

Задание 1

Анализ сказки «Коняга»

  1. Определить сказочный элемент «Коняги» - наличие в ней чудесного, фантастического или осмысление реальности как фантастики.
  1. В каких фрагментах текста мысль о фантастичности Коняги выражена особенно ярко?
  2. Определить иносказательный и обобщенный (символический) смысл трех образов сказки - Коняги, мужика и бесконечных полей. Связь этих образов.
  3. Отметить функции иронии и гиперболы в сказке.
  4. В чем полемический характер «поля» и «проселка» (дороги)? Мифологический элемент сказки - антитеза Коняга и Пустоплясов.
  5. Определить, какие расхожие интеллигентские объяснения мужицкого долготерпения (философские концепции «мужицкой души») отражают высказывания четырех Пустоплясов.
  6. В чем сходство сказки с притчей?
  7. Отметить притчевые тенденции в способе повествования.

 

Задание 2

Анализ сказки «Богатырь»

  1. Определить связь с фольклорной сказкой и героическим эпосом. Как переосмысляется традиционный образ Богатыря? Символический смысл образа.
  2. Функции высокого словесного стиля в сказке, его прямое и пародийное звучание.
  3. Определить, с какими литературными жанрами связан этот стиль (доказать путем сравнения с другими произведениями).
  4. Эзоповы приемы в сказке.

 

Литература

См. тему 5.

 

7) Фома Опискин и Иудушка Головлев: сравнение типов лицемеров и принципов их изображения

Задание 1

  1. Сопоставить обобщенные характеристики Фомы Опискина и Иудушки Головлева в следующих фрагментах:
  2. в повести «Село Степанчиково» Достоевского (часть 1, гл. 1 - от слов «Представьте себе человечка...» до слов «...крестились и отплевывались»);
  3. в «Господах Головлевых» Салтыкова-Щедрина (в гл. «Семейные итоги» - от слов «Не надо думать, что Иудушка был лицемер...» до слов «...не мог найти свободную минуту учесть»).
  4. Объяснить доминанту характера Фомы и Иудушки, сходства и различия в их нравственной позиции.
  5. Национальный «колорит» в лицемерии того и другого.
  6. Чем отличается авторская характеристика у Щедрина и характеристика от лица одного из персонажей у Достоевского?

 

Задание 2

  1. Сопоставить фрагменты, в которых герои Достоевского и Щедрина выступают в разговорах с другими людьми (а именно: в гл. 7 «Фома Фомич» в «Селе Степанчиково» и в диалоге Порфирия Владимировича с сыном Петенькой в гл. «Семейные итоги»). Объяснить:
    • как в том и другом случаях диалог служит средством психологического анализа, раскрывает характер и «скрытые возможности» типа;
    • как строится диалог у Достоевского и Щедрина;
    • как характеризует персонажи их лексика, фразеология, ритм и построение фразы;
    • как проявляется авторская оценка персонажа в настроении диалога.

 

Задание 3

  1. Сопоставить финальное смирение Фомы Опискина и раскаяние Иудушки.
  2. Указать возможности разного толкования финалов.
  3. Определить авторские концепции личности, проявляющиеся в финалах сатирических произведений.

 

Литература

Архипова А. В. Комментарии к роману «Село Степанчиково и его обитате­ли» // Ф. М. Достоевский. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 3. Л., 1972. С. 496-516.

Туниманов В. А. Творчество Достоевского, 1854-1862. Л., 1980 (гл. 1).

Кирпотин В. Я. Ф. М. Достоевский. Творческий путь (1821-1859). М., 1960 (ч. 3, гл. 4).

Утехин Н. П. Ф. М. Достоевский. Комические повести и рассказы // Современность классики. М. 1986. С. 201—246.

Покусаев Е. И., Прозоров В. В. «Господа Головлевы» // Салтыков-Щед­рин М. Е. Собр. соч.: В 20 т. Т. 13. М., 1972.

Покусаев Е.. И. «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина. М., 1975.

Прозоров В. В. Салтыков-Щедрин. М., 1988 (гл. 3).

Бушмин А. С. Сатира Салтыкова-Щедрина. М.; Л., 1959.

Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995 (гл. 6).

 

8) Повесть Ф. М. Достоевского «Записки из подполья»

  1. Как построено произведение? В чем смысл такого построения? Расшифруйте понятие «подполье». Восстановите, опираясь на текст, ход рассуждений «подпольного». С кем полемизирует герой, утверждая мыслительную активность, преимущества развитого сознания? Критика рационалистических, просветительских теорий о человеке и прогрессе в повести. Оцените аргументы «подпольного», диалектику его размышлений. Что значат слова «дважды два четыре есть уже не жизнь… а начало смерти»? Что, с точки зрения героя, «выгоднее всех выгод» для человека? Почему «подпольный» отрицает «хрустальные дворцы»?
  2. Почему вторая часть повести называется «По поводу мокрого снега»? Смысл и функции эпиграфа. Полемическое переосмысление традиционных сюжетов. Как раскрывается здесь герой? «Подпольный» и Лиза. Проанализируйте сцену объяснения. Что значат самоопределения героя: «трус» и «раб»? Верны ли они? Проблема свободы и своеволия. Смысл финала.
  3. «Записки...» как философский пролог «великого пятикнижия».

 

Литература

Достоевский Ф. М. Записки из подполья (любое издание)

Достоевский Ф.М. Сочинения, письма, документы. Словарь-справочник. Спб., 2008. С.

77-89.

Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского (любое издание). Гл. 5, раздел 2.

Зеньковский В. В.. История русской философии. Л. Т. 1, ч. 2. С. 229-236.

Кийко Е. И. Записки из подполья [Примечания] // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 5. Л., 1973. С. 374-386.

Латынина А. Н. Достоевский и экзистенциализм // Достоевский - художник и мыслитель: Сб. статей. М., 1972. С. 220-226, 249-252.

Лотман Л. М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века. Л., 1974. С. 187-195.

Назиров Р. Г. Об эстетической проблематике повести «Записки...» // Достоевский и его время. Л., 1971.

Он же. Проблема художественности Ф. М. Достоевского // Творчество Ф. М. Достоевского: искусство синтеза. Екатеринбург, 1991.

О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 гг. М., 1990 (статьи Н. А. Бердяева, Г. В. Флоровского, С. Л. Франка, Ф. А. Степуна).

Шестов Лев. Избр. соч. М., 1993. С. 194-199, 223-231,242.

Щенников Г. К. Достоевский и русский реализм. Свердловск, 1987. С. 101-109.

 

9) Философия и психология подпольного человека (работа с текстом повести «Записки из подполья»). (Занятие рассчитано на самостоятельную подготовку студентов и тщательный анализ текста).

Каждый студент должен подготовить ответ на один из вопросов, входящих в блоки проблемных заданий.

Обсуждение всех вопросов на занятии должно в сумме своей представить обстоятельную и неоднозначную трактовку текста произведения.

 

План

1. В чем парадоксальность мышления подпольного человека:

  • в рассуждениях о свободе воли человека;
  • в оценке духовной слабости (прежде всего своей собственной);
  • в понимании красоты;
  • в представлении об историческом развитии человечества;
  • в отрицании возможности гармонического социального устройства.

2. Аргументы подпольного человека:

  • опровержение принципов детерминизма и рационализма;
  • обоснование «права на бесчестье», на низкий и подлый поступок;
  • отрицание прогресса человеческой истории;
  • опровержение социализма.

Насколько убедительны его доказательства? Какое из них представляется подпольному человеку самым веским? С кем полемизирует подпольный человек? Против каких философских систем он восстает? К каким аргументам подпольного человека автор относится сочувственно или с пониманием?

С кем полемизирует сам Достоевский?

3. Найти в тексте:

  • полемические выпады против теории «разумного эгоизма» Чернышевского и поведения героев романа «Что делать?», руководствующихся этой теорией;
  • использование в полемических целях образов и мотивов «Героя нашего времени» Лермонтова;
  • полемическое травестирование известных сюжетных ситуаций, традиционных для 1860-х гг. (во 2-й сюжетной части повести).

Объяснить полемический смысл эпиграфа ко 2-й части повести (отрывка из стихотворения Некрасова «Когда из мрака заблужденья...»).

Как обнаруживается авторское несогласие с подпольным человеком и осуждение его:

  • в изображении психологического экспериментаторства парадоксалиста;
  • в итогах пережитых им коллизий;
  • в системе образов и композиции повести.

Как определял смысл «подполья» Ф. М. Достоевский? Уникален или типичен подпольный человек? Какова его социальная природа? «Эпохальные» черты подпольного человека. В чем оригинальность его психофизиологического склада? Какова его литературная родословная? Какие типы, характеры в русской литературе подготовили подпольного человека?

 

Примечание: Блоки 1 и 2 рекомендуется обсуждать одновременно, отвечая сначала по пункту 1 блока 1, затем по пункту 1 блока 2 и т. д.

 

Литература

См. тему 8.

 

10) Роман Достоевского «Преступление и наказание»

  1. Истоки и мотивы преступления Раскольникова. Полемика ученых о мотивах его преступления (Г. М. Фридлендер, В. Я. Кирпотин, К. И. Тюнькин, Ю. Ф. Карякин и др.).
  2. Содержание теории Раскольникова. Отражение в ней социально-психологических и идеологических явлений новой эпохи.
  3. Социальный и философский аспекты коллизии Раскольникова. Трагический характер конфликта.
  4. Своеобразие наказания Раскольникова. Развитие сюжета и конфликта в романе. Антитеза морали социальной и религиозной.
  5. Формы и средства психологического анализа. Изображение неосознанных и подсознательных психических явлений и их значение в романе.
  6. Система характеров в романе как средство испытания героя и как способ широкого художественного исследования философской проблемы. «Полифонизм» Достоевского.
  7. Авторская позиция в романе и способы ее выражения.

 

Литература

Достоевский Ф.М. Преступление и наказание (любое издание).

Достоевский Ф.М. Сочинения, письма, документы. Словарь-справочник. СПб., 2008. С. 148-161.

Писарев Д.И. Борьба за жизнь // Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1956 (или: Достоевский в русской критике. М., 1956).

Страхов Н.Н. Преступление и наказание // Он же. Лит. критика. М., 1984. С 96-122.

Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского (любое издание). Гл. 2, 3.

Евнин Ф. И. Роман «Преступление и наказание» // Творчество Ф. М. Достоевского. М., 1959.

Кирпотин В. Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. М., 1970.

Кожинов В. В. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» // Кожинов В. В. Три шедевра. М., 1971.

Карякин Ю. Самообман Родиона Раскольникова. М., 1976.

Тюнькин К. И. Бунт Родиона Раскольникова // Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. М., 1968.

Фридлендер Г. М. и др. Примечания к роману «Преступление и наказание» // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 7. М., 1973.

Щенников Г.К. Художественное мышление Достоевского. Свердловск, 1978. С. 28-59.

Он же. Достоевский и русский реализм. Свердловск, 1987. С. 209-235.

 

11) Роман Ф. М. Достоевского «Идиот»

  1. История создания романа «Идиот». Замысел писателя. Когда в записных тетрадях автора появилась запись «князь-Христос», на каком этапе работы над романом?
  2. Отражение в романе Латинских мотивов. Новаторство писателя в воссоздании образа «положительно прекрасного человека»
  3. Связь образа Мышкина с размышлением Достоевского о природе человека в записке у гроба жены и заметке «Социализм и христианство». Достоевский о значении лика и подвига Христа для возрождения человечества.
  4. Мотивация психологического комплекса князя Мышкина особыми условиями его жизни и воспитания. Рассказы Мышкина о своей жизни в Швейцарии.
  5. Князь Мышкин как «естественный человек». Его убеждения. Обличие Мышкинской любви к человеку.
  6. Сюжет романа «Идиот» как постоянное испытание князя Мышкина.
  7. Князь Мышкин и Настасья Филипповна. Почему ему не удалось возродить и спасти Настасью Филипповну? Мышкин и Аглая. Проблема красоты в романе.
  8. Герои-соперники: Мышкин и Рогожин. Развитие их отношений в сюжете. Смысл финала романа.
  9. Салтыков-Щедрин о романе «Идиот». Споры о романе в современном литературоведении.

 

Литература

Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30-ти томах. т.8, 9 (текст, записки, тетради, комментарии). Т. 20 («Маша лежит на столе. Увижусь ли с Машей?..», «Социализм и христианство»).

Достоевский Ф.М. Сочинения, письма, документы. Словарь-справочник. СПб., 2008. С.93-109.

Салтыков-Щедрин М. Е. Светлов, его взгляды, характер и деятельность (отрывок) //

Ф.М. Достоевский в русской критике. М.1956. С.229-232

Ермилова Т. Тайна князя Мышкина. О романе Достоевского «Идиот». Иваново, 1993.

Зеньковский В. В. Проблема красоты в миросозерцании Достоевского // Русские эмигранты о Достоевском. СПб., 1994.

Касаткина Т. «Христос вне истины» в творчестве Достоевского // Достоевский и мировая культура: Альманах. СПб., 1998. № 11.

Роман Ф. М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения». М.: «Наследие», 2001.

Розенблюм Л. «Красота спасет мир»…// Вопросы литературы. 1991. № 11-12.

Свительский В. А. «Сбились мы, что делать нам!..» // Достоевский и мировая культура: Альманах, СПб., 2000. № 15.

Скафтымов А. П. Тематическая композиция романа «Идиот» // Он же. Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских классиках. М., 1972.

Щенников Г. К. Метафизика романа «Идиот» // Он же. Целостность Достоевского. Екатеринбург, 2001.

 

11) (доп.) Роман Ф. М. Достоевского «Идиот»

  1. В чем, по признанию автора, состоит «главная мысль романа»?
  2. «Князь Христос» и русская действительность.
  3. Что мы узнаем о герое в начале романа? Проанализируйте портрет Мышкина, сцены в доме Епанчиных.
  4. Отметьте в тексте, какие литературные и культурные традиции, образы упоминаются в связи с главным героем. Как это «работает» на концепцию автора? Покажите, как раскрывается в романе «полнота духовной природы» Мышкина. В каких ситуациях, отношениях испытывается герой?
  5. Братство-соперничество с Рогожиным. (Смысл сопоставления героев в начале романа, сцен объяснения-диалога, мены крестами, описания переживаний и предчувствий Мышкина, сцены покушения (2-ая часть, 3-5 главы), финала и др.).
  6. Князь и Ипполит.
  7. Ипполит в гостях у князя (2-я часть). Исповедь Ипполита (3-я часть).
  8. «Двойная» любовь Мышкина.
  9. Знакомство с Н.Ф. и Аглаей, предложение Н.Ф., чтение Аглаей «Рыцаря бедного», поединок женщин, выбор князя.
  10. Как связан образ Мышкина с темой красоты? В чем смысл обобщающего суждения о том, что «красота спасет мир»?

 

Литература

См. тему 11.

 

12) Роман Достоевского «Бесы»

  1. «Бесы» и «бесовщина» в романе. Расшифруйте этическое, религиозно-философское и художественное содержание понятий. Соотнесите разные истолкования с художественной логикой романа. Объясните эпиграфы. Как они «работают» в тексте?
  2. Верховенские: отец и сын. Смысл конфликта. Концепция нигилизма.
  3. Загадка Ставрогина. Проанализируйте главы «Ночь», «Ночь (продолжение)», «У Тихона» (специфика хронотопа, характер и проблематика диалогов). Как раскрываются в диалогах Ставрогин и его оппоненты? «Идеи» Шатова и Кириллова.
  4. «Лавинообразный» характер 3-ей части. «Трагедия и сатира - две сестры и идут рядом». Покажите это на конкретных примерах.

 

Литература

Достоевский Ф. М. Бесы (с главой «У Тихона»).

Достоевский Ф. М. Бесы: Роман в трех частях // «Бесы»: Антология рус­ской критики. М., 1996.

Достоевский Ф.М. Сочинения, письма, документы. Словарь-справочник. СПб., 2008. С. 19-31.

Булгаков С. Русская трагедия // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1831 годов. М., 1990.

Бердяев Н. А. Духи русской революции // Лит учеба. 1990. № 2 (или любое другое издание).

Он же. Ставрогин // Наше наследие. 1991. № 4. Или в кн.: Властитель дум: Ф. М. Достоевский в русской критике конца XIX – начала XX века. СПб., 1997.

Флоровский Г. В. Религиозные темы Достоевского // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1831 годов. М., 1990.

Сараскина Л. И. «Бесы», роман-предупреждение. М., 1990.

Корякин Ю. Ф. Прозрения и ослепления: (О «Бесах») // Карякин Ю. Достоевский и канун XXI века. М., 1989.

 

13) Роман Достоевского «Братья Карамазовы». (Тема рассчитана на 2 практических занятия)

  1. «Братья Карамазовы» как итоговое произведение Достоевского. Связь с темами и образами предыдущих романов писателя.
  2. Философская проблематика и жанрово-композиционная структура романа. Систематизация героев с точки зрения их нравственно-этической позиции.
  3. Отражение в рамках семьи Карамазовых судьбы России и всего человечества. Понятие «карамазовщина», ее социальный, национальный и общечеловеческий аспекты.
  4. Образ Дмитрия Карамазова. Проблема нравственно-религиозного возрождения человека – кардинальная в романе. Страсти русского человека. Женские образы в романе.
  5. Духовные противоречия Ивана: отрицание им христианского понимания мира и мечты о безрелигиозном Вавилоне, использующем массовую потребность веры. Трагедия мысли и совести. «Двойники» Ивана - Смердяков и черт, их функции в романе.
  6. Русский праведник и путь к нравственной и социальной гармонии. Образы старца Зосимы и Алеши Карамазова.
  7. Два судебных процесса в романе и суд над Россией.
  8. Образы детей в романе и значение финала («Речь у камня»).

 

Литература

Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы (любое издание).

Достоевский Ф.М. Сочинения, письма, документы. Словарь-справочник. Спб., 2008. С. 34-45.

Фридлендер Г. М. и др. [Примечания к роману «Братья Карамазовы»] // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 15. Л., 1976. С. 399-604.

Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского (любое издание). Гл. 5, разд. 3..

Белкин А. «Братья Карамазовы»: Социально-философская проблематика // Творчество Достоевского. М., 1959.

Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского (гл. 8, 9) // Н. А. Бердяев о русской философии. Свердловск, 1991. Ч. 1.

Ветловская В. Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы». Л., 1977.

Горький М. О «карамазовщине»; Еще о «карамазовщине» // Ф. М. Достоевский в русской критике. М., 1956.

Кантор В. К. «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского. М., 1983.

Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995.

О великом инквизиторе: Достоевский и последующие. М., 1992.

О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов. М., 1990.

Розанов В. В. Легенда о великом инквизиторе Ф. М. Достоевского: Опыт критического комментария // Он же. Мысли о литературе. М., 1989. С. 41-157.

Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»: современное состояние изучения. М., 2007.

Свительский В.А. Ф.М. Достоевский. «Братья Карамазовы»// Он же. Личность в мире ценностей (Аксиология русской психологической прозы 1860–1870-х годов). Воронеж, 2005. С. 164-183.

Степанян К.А. «Сознать и сказать». «Реализм в высшем смысле» как творческий метод Ф.М. Достоевского. М., 2005.

Фридлендер Г. М. Реализм Достоевского. М., 1964 (гл. 7).

Чирков Н. М. О стиле Достоевского. М., 1967 (гл. И).

Щенников Г. К. Целостность Достоевского. Екатеринбург, 2001. С. 145-342.

 

13а) Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»

  1. Смысл названия и эпиграфа. Как связан эпиграф с концепцией романа? Когда автор вновь обращается к этому высказыванию из Евангелия? Почему?
  2. Как построено произведение? Как соотносятся в произведении позиции и судьбы братьев? Полифонизм романа. Объясните, в чем состоит обобщающий и моделирующий характер сюжета.
  3. Проанализируйте главы «Бунт» и «Великий инквизитор». Восстановите ход рассуждений Ивана. В чем порочность его блестящей логики и главного вывода? Как связаны рассуждения Ивана с поэмой о великом Инквизиторе? Объясните суть концепции Инквизитора, его спора с Христом о мироустройстве и природе человека. Как переосмысляется Достоевским известный новозаветный сюжет? Поэма «Ве­ликий инквизитор» как «глубочайшее исследование метафизического смысла свободы и власти», вершина творчества Достоевского, «увенчание его религиозной философии» (см. работы К. Мочульского, Н. Бердяева, В. Розанова).
  4. Книга «Русский инок» и ее значение в художественном целом романа. Как соотносятся главы «Бунт» и Великий инквизитор» с «Русским иноком»? Как построена книга? Раскройте содержание и смысл проповедей Зосимы. Чем они полемичны по отношению к позиции Ивана? Присутствуют ли в них понятия «тайны», «чуда», «авторитета», каким смыслом наполняются? Образно-символическое содержание книги. Смысл противопоставления Зосимы и Ферапонта.
  5. Книга «Алеша». Кульминационное значение глав «Луковка», «Кана Галилейская». Смысл использования евангельского сюжета в «Кане». Как построена глава? Значение внутренних монологов, пейзажа, символического сна. Связь этой главы с эпилогом. Значение эпилога.
  6. Как реализуется в романе мысль Зосимы о «метафизической вине» всех братьев?

 

Литература

Евангелие от Матфея. Гл. 4. Ст. 1-11 (Мф. 4, /-//).

Евангелие от Иоанна. Гл. 2. Ст. 1-11, 20-28 (Ин. 2,1-11, 20-28).

См. также литературу к теме 13.

 

14) Концепция полифонического романа Ф. М. Достоевского (по книге М. М. Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского»).

  1. Понятие полифонического романа. Его противоположность роману монологическому.
  2. Структура характера героя в полифоническом романе Достоевского.
  3. Герой и позиция автора по отношению к герою в творчестве Достоевского.
  4. Культурно-литературные источники полифонического романа.
  5. Специфика повествования в полифоническом романе.
  6. Своеобразие монолога и диалога в произведениях Достоевского с точки зрения Бахтина.
  7. Современные проблемы «бахтиноведения».

 

Литература

Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского (любое издание).

Бахтин в зеркале критики. М., 1995.

Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1994. № 1, 3. Ответы на анкету о книге Бахтина.

Панков А. Разгадка Бахтина. М., 1995.

 

15) Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». (Тема рассчитана на 2 практических занятия).

  1. Творческая история романа «Война и мир». Способы использования Л. Толстым исторических документов и мемуаров.
  2. Проблема историзма романа. В чем своеобразие произведения Л. Н. Толстого как исторического романа? Как входят война и история в быт и нравы людей? (Показать на анализе первых четырех глав первой части).
  3. Философия истории Л. Н. Толстого. Представления Толстого о движущих факторах истории, о человеке как субъекте исторического процесса. С какого момента герои романа выступают как активные участники исторических событий? Как отразился толстовский взгляд на историю в оценке личности Наполеона и личности Кутузова?
  4. Взгляд Толстого на причины и характер военной кампании 1805-1807 годов и Отечественной войны 1812 года.
  5. Толстовские принципы изображения человека на войне. Особенности толстовского патриотизма. Способы изображения батальных сцен. Смысл названия романа «Война и мир». Главенствующие идеи романа.
  6. «Мысль семейная» в романе «Война и мир». Взгляд Толстого на брак и семью Параллели «безлюбовных» и «любовных» семей. Что соединяет людей в семьях Ростовых и Болконских? Какие традиции позволяют лучшим дворянским семьям быть передовой силой общества и чувствовать связь с народом?
  7. Проблемы любви в романс. Толстовская этика любви. Любовь как испытание личности. Причины счастья и несчастья любви в трактовке Толстого.
  8. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухого. Особенности духовной эволюции главных героев Л. Толстого. Сходство и различие в поведении у Пьера и князя Андрея. Сопоставление стихийности и сознательности в героях романа. Андрей Болконский и Пьер Безухов как типичные личности
  9. Итоги и противоречия героев и автора в финале романа. Смысл и характер религиозных верований князя Андрея перед смертью.
  10. Проблема «человек и природа» в романе «Война и мир». Как входит природа в сознание героев романа? Значение сцены охоты. Особенности толстовского пейзажа.
  11. Психологический анализ в романе «Война и мир». Характеры героев и «диалектика души». Чем вызван интерес писателя к «микроэлементам» внутреннего мира человека?
  12. Своеобразие внутреннего монолога у Толстого. Способы косвенной характеристики героев.
  13. Проблемы жанра «Войны и мир». Концепция романа-эпопеи.

 

Литература

Бочаров С. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» (любое издание).

Он же. Л. Толстой и новое понимание человека // Список литературы и новый человек. М., 1977. Бурсов Б. Толстой и русский роман. М., 1958 (гл. 4).

Галаган Г. Я. Л. Н. Толстой: Художественно-этические искания. Л., 1981. Гл.2.

Громов П. О стиле Л. Толстого: «Диалектика души» в «Войне и мире». Л., 1977.

Камянов В. Поэтический мир эпоса. М., 1978.

Зайденшнур Э. В. «Война и мир» Л. Н. Толстого: Создание великой книги. М., 1966.

Купреянова Е. Н. «Война и мир» Льва Толстого // История русского романа. Л., 1964. Т. 2. Курляндская Г. Б. Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский. Тула, 1986.

Сабуров А. В. «Война и мир» Толстого: Проблематика и поэтика. М., 1959.

Чуприна И. В. Нравственно-философские искания Толстого в 1860-1870-е годы. Саратов, 1974.

 

Концепция любви, семьи и брака в творчестве Л. Н. Толстого

  1. Классификация любви Николенькой Иртеньевым в повести «Отрочество».
  2. Повесть «Семейное счастье». Проблема развития супружеской любви, ее неизбежных этапов.
  3. Поэтическое изображение первой влюбленности в романе «Война и мир». Апология естественности. Проблема соединения чувственного и нравственного, плотского и духовного в любви. Причины любовных катастроф.
  4. Мысль семейная в романе «Война и мир». Духовные скрепы людей в «любовных» семьях. Толстовский идеал семьи и перемены в героях в эпилоге романа.
  5. Причины трагедии Анны Карениной. Споры об эпиграфе к роману. Антитеза «телесного» и духовного в характере и судьбе Анны. Формы выражения писательского отношения к героине.
  6. Противоречия толстовской концепции любви в повестях 1880-х гг. («Крейцерова соната», «Дьявол»).

 

Литература

Толстой Л. Н. Отрочество; Семейное счастье; Война и мир; Анна Каренина; Крейцерова соната; Дьявол (любые издания).

Жданов В. Любовь в жизни Льва Толстого. М., 1993.

Купреянова Е. А. «Война и мир» Льва Толстого; «Анна Каренина» Льва Толстого // История русского романа: В 2 т. Т. 2. М.; Л., 1964.

Она же. Молодой Толстой. Тула, 1956.

Хализев В. Е., Кормшов С. И. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». М., 1983.

Чуприна И. В. Нравственно-философские искания Толстого в 1860-1870-х гг. Саратов, 1974.

Шкловский В. Лев Толстой. М., 1964.

Эйхенбаум Б. М. Лев Толстой: семидесятые годы. Л., 1960. Ч. 3.

Он же Молодой Толстой // О литературе. М., 1987.

 

17) Роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина»

  1. «Мысль семейная» в романе, ее диалектика и противоречия. Художественные и смысловые функции изображения жизни разных семей. Толстовские поиски социального и нравственного «корня зла»; концепция разных типов любви.
  2. Антиномии характера Анны, глубина и масштабность ее личности; нравственные основы трагедии героини и ее социальные истоки. Анна и Вронский: «Пока есть жизнь, есть и счастие»? Случайное и закономерное в трагедии Анны. Позиция автора и ее выражение в эпиграфе к роману.
  3. «Диалектика души» Константина Левина: потери и обретения героя, драматизм его душевного развития; соотношение правды и блага, частного и общего в размышлениях Левина и в его жизни. Параллелизм жизненных историй Анны – Вронского и Левина – Кити.
  4. Анна и А. А. Каренин, Анна и Кити, Анна и Долли. Текучесть человеческого характера в представлении Толстого. Роль внутреннего монолога героев как эмоционального выражения субъективной истины. Проанализировать последний монолог Анны. Смерть героини – «избыток» или «недостаток» человечности?
  5. Проблема художественной целостности романа, законы «сцепления» глав. Динамика зрительно-звуковой и пространственно-временной картин мира. Символика в романе (обратить внимание на наблюдения В. Набокова).

 

Литература

Толстой Л. Н. Анна Каренина (любое издание).

Бабаев Э. Г. Из истории русского романа XIX в.: Пушкин, Герцен, Толстой. М., 1984. С. 117-235.

Вишневская И. Театр в природе Толстого // В мире Толстого. М., 1978. С. 351-384.

Галаган Г. Я. Л. Н. Толстой. Художественно-этические искания. Л., 1981.

Ковалев В. А. Поэтика Льва Толстого. Истоки. Традиции. М., 1983. С. 71-86.

Лученецкая-Бурдина И. Ю. Парадоксы художника. Особенности индивидуального стиля Л. Н. Толстого 1870-1890 гг. Ярославль, 2001.

Набоков В. В. Лев Толстой // Он же. Лекции по русской литературе (любое издание).

Полякова Е. Символ и аллегория в реализме Толстого // В мире Толстого: Сб. ст. М., 1978. С. 315-350.

Эйхенбаум Б. Пушкин и Толстой // Б. Эйхенбаум О прозе. Л., 1969. С. 167-184.

Эйхенбаум Б. Лев Толстой: семидесятые годы. Л., 1960. С. 151-229.

 

18) Роман Л. Н. Толстого «Воскресенье»

  1. Эволюция мировоззрения Толстого в конце 1870-х-1880-е годы: от экзистенциального кризиса к нравственному и творческому перевороту (см. философско-публицистические произведения Толстого: «Исповедь», «О жизни»).
  2. Тема воскресения в творчестве Л. Н. Толстого 1880-1890 гг. («Власть тьмы», «Хозяин и работник», «Смерть Ивана Ильича»). История замысла и создания романа «Воскресенье».
  3. Проблема нравственного падения и возрождения личности в романе. Роль композиции и авторского повествования в раскрытии души Нехлюдова и Катюши Масловой. Подумайте, зачем несколько раз описана в романе история прошедшей любви героев, чем отличаются все эти описания.
  4. Антропологическая концепция Толстого и ее воплощение в образе Нехлюдова. Жизнь «животная» и «духовная» в развитии человека. Этапы пути Нехлюдова, его роль в спасении Катюши. Насколько необратимо духовное перерождение героя?
  5. История жизни, падения и возрождения Катюши Масловой. Отношение к героине со стороны автора-повествователя. Разные способы характеристики внутреннего мира Нехлюдова и Катюши. Характер толстовского психологизма: проследите объяснение повествователем поведения Катюши. Сравните портреты трех героинь Толстого: Наташи Ростовой, Анны Карениной и Катюши Масловой. Насколько меняется авторская оценка и повествовательная техника писателя?
  6. Сатира Толстого в изображении различных социальных институтов России. Образы революционеров в романе; Толстой и революция.

 

Литература

Толстой Л. Н. Воскресенье Исповедь. О жизни. Власть тьмы. Хозяин и работник. Смерть Ивана Ильича (любое издание).

Андреева Е. П. Толстой-художник в последний период творчества. Воронеж, 1980.

Ищук Г. Проблемы эстетики позднего Толстого. Ростов н/Д., 1967.

Купреянова Е. Роман «Воскресенье» // История русского романа: В 2 т. Л., 1964. Т. 2.

Ломунов Н. Над страницами «Воскресенья». М., 1979.

Маймин Е. Некоторые особенности композиции романа «Воскресенье» // Творчество Л. Н. Толстого. М., 1969.

Петров Г. М. Отлучение Л. Н. Толстого от церкви. М., 1978.

Ремизов В. Б. Роман Толстого «Воскресенье»: Концепция жизни и формы ее воплощения. Воронеж, 1986.

Роман Л. Н. Толстого «Воскресенье»: историко-функциональное исследование. Сб. ст. М., 1991.

Храпченко М. Б. Лев Толстой как художник. М., 1978. Гл. 7-10.

Шкловский В. Лев Толстой. М., 1963.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных