ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Трагедокомедия «Владимир».1705 г. – Феофан Прокопович как преподаватель поэтики пишет стихотворную трагедокомедию «Владимир». (первоначальное название – «Ярополк и Владимир»). Использовал летописные сведения – колебания Владимира и т.д.
По правилам школьной теории драматургии: - трагедия – «стихотворное произведение, воспроизводящее в действиях и речах действующих лиц важные деяния знаменитых мужей древности, превратности их судеб и бедствия их». - комедия – «… простых людей в их общественной и частной жизни». Поэтому «Владимира» назвал трагедокомедией – «смешанный род». Термин заимствован из Плавта «Амфитрион», Плавт объяснял его так – смешение остроумного-смешного и грустного-серьезного, участвуют ничтожные лица как и выдающиеся.
Источники сюжетов – история, известные сказания. Но допустим так же и вымысел (но «присочинить» нужно правдоподобно).
Во «Владимире» отказ от язычества, переход к христианству. Композиция: - пролог - 5 действий: 1-ое действие: 1 явление – стихотворный пролог, монолог Ярополка 2 явление – протазис – экспозиция, жрец Жеривол 2-ое действие: завязка действия – эпитазис, начало борьбы жреца с Владимиром. Затем катастазис – основные события 3-е явление: - сомневающийся Владимир, спор философа с жрецом 4-ое: внутренняя борьба Владимира 5-ое: «катастрофа» - Эпилог. Хор апостола Андрея и ангелов включает историческую часть (от крещения до Батыя) и панегирическую (седьмое столетие с принятия христианства). Апостол просит Господа помогать Петру. Связь с барокко: два начала – трагическое и комическое. Реальные и фантастические персонажи (призрак, бесы…) Три беса – три соблазна. Бес Мира – власть, слава, Бес Плоти – плотские утехи, Бес Хулы – неверие в Бога. В 4-ом действии что-то вроде психологизма. Сомнения, но «освобождается от наваждения бесовского». Хор – Прелесть поет прощальную песню - противопоставляет бывшие прекрасные времена жестокому пути Христа. Из летописи – монолог Ярополка. Разговоры с Борисом и Глебом – вымышленные. Это анахроизм – т.к. они родились после крещения Руси. Сатирические персонажи: Жеривол (чревоугодие), Курояд (любитель кур), Пиар (пьянство). Имена = неизменные плотские страсти. Они даже поедают приносимые жертвы. Финал – комический рассказ о поруганном идоле. Пьеса была известна и все видели метафору – борьба с язычеством – борьба с невежеством. Оппоненты соотносили жрецов с современным духовенством. Новаторство: - попытка изобразить конфликт в душе (начало психологизма, борьба плотских вожделений с христианской моралью) - много ярких бытовых зарисовок - драматические элементы переплетаются с комедийными, а не выделяются в интермедию. Пьеса была пропагандой петровских реформ, которым автором, по своему значению, приравнивались к принятию христианства. Владимир показан как историческое соответствие Петру, а образамы корыстных жрецов Курояда, Пияра, Жеривола, он сатирически разоблачал современное ему невежественно-реакционное духовенство.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|