Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Трагедокомедия «Владимир».




1705 г. – Феофан Прокопович как преподаватель поэтики пишет стихотворную трагедокомедию «Владимир». (первоначальное название – «Ярополк и Владимир»). Использовал летописные сведения – колебания Владимира и т.д.

 

По правилам школьной теории драматургии:

- трагедия – «стихотворное произведение, воспроизводящее в действиях и речах действующих лиц важные деяния знаменитых мужей древности, превратности их судеб и бедствия их».

- комедия – «… простых людей в их общественной и частной жизни».

Поэтому «Владимира» назвал трагедокомедией – «смешанный род». Термин заимствован из Плавта «Амфитрион», Плавт объяснял его так – смешение остроумного-смешного и грустного-серьезного, участвуют ничтожные лица как и выдающиеся.

 

Источники сюжетов – история, известные сказания. Но допустим так же и вымысел (но «присочинить» нужно правдоподобно).

 

Во «Владимире» отказ от язычества, переход к христианству.

Композиция:

- пролог

- 5 действий:

1-ое действие: 1 явление – стихотворный пролог, монолог Ярополка

2 явление – протазис – экспозиция, жрец Жеривол

2-ое действие: завязка действия – эпитазис, начало борьбы жреца с Владимиром.

Затем катастазис – основные события

3-е явление: - сомневающийся Владимир, спор философа с жрецом

4-ое: внутренняя борьба Владимира

5-ое: «катастрофа»

- Эпилог. Хор апостола Андрея и ангелов включает историческую часть (от крещения до Батыя) и панегирическую (седьмое столетие с принятия христианства). Апостол просит Господа помогать Петру.

Связь с барокко: два начала – трагическое и комическое. Реальные и фантастические персонажи (призрак, бесы…)

Три беса – три соблазна. Бес Мира – власть, слава, Бес Плоти – плотские утехи, Бес Хулы – неверие в Бога.

В 4-ом действии что-то вроде психологизма. Сомнения, но «освобождается от наваждения бесовского».

Хор – Прелесть поет прощальную песню - противопоставляет бывшие прекрасные времена жестокому пути Христа.

Из летописи – монолог Ярополка. Разговоры с Борисом и Глебом – вымышленные. Это анахроизм – т.к. они родились после крещения Руси.

Сатирические персонажи: Жеривол (чревоугодие), Курояд (любитель кур), Пиар (пьянство). Имена = неизменные плотские страсти. Они даже поедают приносимые жертвы.

Финал – комический рассказ о поруганном идоле.

Пьеса была известна и все видели метафору – борьба с язычеством – борьба с невежеством. Оппоненты соотносили жрецов с современным духовенством.

Новаторство:

- попытка изобразить конфликт в душе (начало психологизма, борьба плотских вожделений с христианской моралью)

- много ярких бытовых зарисовок

- драматические элементы переплетаются с комедийными, а не выделяются в интермедию.

Пьеса была пропагандой петровских реформ, которым автором, по своему значению, приравнивались к принятию христианства. Владимир показан как историческое соответствие Петру, а образамы корыстных жрецов Курояда, Пияра, Жеривола, он сатирически разоблачал современное ему невежественно-реакционное духовенство.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных