Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 4. Личность преступника




План занятия

1. Понятие личности преступника. Характеристика основных подходов к изучению личности преступника.

2. Структура личности преступника.

3. Типология личности преступника.

4. Криминогенные качества личности. Вероятностный подход к прогнозированию индивидуального преступного поведения.

5. Соотношение социального и биологического в личности преступника и преступном поведении.

6. Методы изучения личности преступника.

7. Коррекция криминогенных качеств личности.

 

Рекомендуемая литература:

Основная: 1-Глава 5, 3-Глава 4 (с. 88-108); Дополнительная: НПА: 12, 15, 23, 24

Литература: 3, 5, 8, 33, 36, 44, 46, 57, 65, 72.

 

Задания

Задание 1 Главный герой кинокомедии Э. Рязанова «Берегись автомобиля» Юрий Деточкин совершает кражи автомобилей у лиц, которые, по его мнению, приобрели их на нетрудовые доходы. Вырученные деньги он перечисляет в детские дома.

Является ли Деточкин преступником? Если да, в чем состоит его общественная опасность?

Задание 3 Начальник ГУВД Красноярского края Юрий Астахов в интервью сказал: «Каждый человек способен убить, изнасиловать и ограбить» (Сегодняшняя газета. 2003. 1 марта). Согласны ли вы с этим утверждением. Обоснуйте свой ответ.

Задание 3 Статистика преступности свидетельствует о том, что наибольшая криминальная активность характерна для лиц в возрасте 25-29 лет, затем следует возрастная группа 18-24 года, после нее 14-17 лет, и, наконец, лица старше 33 лет. Преступность женщин и мужчин соотносится приблизительно как 1:9. Как объяснить существование таких тенденций?

Задание 4

Ниже приведены некоторые признаки и особенности человека. Определите, какие из них характеризуют индивида как личность:

общительность, трудолюбие, плохое зрение, замкнутость, старательность, слабая сообразительность, аккуратность, быстрая реакция на внешние обстоятельства, высокая эмоциональная возбудимость, физическое уродство, упрямство, правдивость, неуверенность в себе, целеустремленность, равнодушие, рассеянность, мнительность, музыкальная одаренность, невыразительность речи, эгоизм, конформизм, зависть.

Какие из перечисленных признаков могут детерминировать антиобщественное поведение, a какие являются криминологически нейтральными.

Задание 5

Определите, какие из перечисленных психофизиологических особенностей преступников относятся к числу факторов, детерминирующих преступность, какие служат благоприятным фоном антиобщественного поведения, а какие являются криминологически нейтральными:

а) унаследованные или приобретенные физические или психические дефекты;

б) физические травмы, полученные в результате несчастного случая или заболевания;

в) врожденные или приобретенные психологические нарушения (слабоумие, психопатия);

г) умственные и психосоматические расстройства (психозы, психоневрозы);

д) патологии, связанные с половыми извращениями, алкоголизмом, наркоманией;

е) низкий интеллектуальный уровень, умственная ограниченность, невежество, наивность;

ж) гормональные аномалии, связанные с повышенной сексуальностью, импотенцией, и т.п.

Задание 6

Ознакомьтесь с нижеприведеннойсправкой по делу М. и ответьте на поставленные в конце текста вопросы.

М., 35 лет. Родителей потерял в малолетнем возрасте, воспитывался в детском доме. По специальности - квалифицированныйстоляр с 10-летним стажем работы, образование - 6 классов общеобразовательной школы, женат, имеет 8 летнего сына. Проживал с семьей в отдельной 2-х комнатной квартире. Заработок средний. Ранее был условно осужден за подделку больничных листов, затем за хулиганство - к лишению свободы. Хулиганство совершил при следующих обстоятельствах. Во время выпивки на квартире своего приятеля М. допустил непристойное высказывание в отношении жены последнего. В ответ на замечание приятеля М. неожиданно ударил его бутылкой по голове, избил жену и сына, разбил окно в их квартире, нарушил покой соседей, одного из них беспричинно ударил, «чтобы сорвать злость», как в последствии пояснил сам М. на суде. После отбытия наказания возвратился к семье, был трудоустроен на ту же мебельную фабрику, где работал до осуждения. По работе характеризуется в целом положительно, однако отмечены выпивки в рабочее время, факты использования оборудования: предприятия в корыстных целях. По истечении 10 месяцев со времени освобожденияиз колонии совершил кражу, один раз привлекался к ответственности за мелкое хулиганство. Кражу совершил при следующих обстоятельствах.

Около 22 часов, находясь в нетрезвом состоянии, М. возвращался домой, проходя мимо соседнего дома, заметил на подоконнике дамскую сумочку, ударом кулака разбил окно и украл находящийся в сумочке кошелёк. Преступление совершил без какой-либо подготовки. В частности, находился ли кто-нибудь в доме в момент кражи, не интересовался. Похищенные деньги израсходовал с приятелями на выпивку. Виновным себя признал и неоднократно выражал сожаление о случившемся. Добровольно возместил ущерб.

По отзывам сотрудников колонии (по месту отбывания последнего наказания), М. встал на путь исправления, добросовестно трудился, освоил профессию пилорамщика, сторонился осуждённых которые характеризуются отрицательно. С момента прибытия в колонию имел одно нарушение, выразившееся в том, что затеял ссору и драку с другим осуждённым, который насмешливо отозвался об обстоятельствах повлекших осуждение М.

В культурно-воспитательных мероприятиях участвует неохотно. Пассивен во всём, кроме работы на производстве. Книг не читает. Изредка просматривает газеты, интересуется главным образом спортивными новостями.

При опросе научным сотрудником выяснилось, что М. школу бросил потому, что «не давалось учение и хотелось скорее начать зарабатывать себе на жизнь». Оставался на второй год в пятом классе. Объясняя свое нежелание продолжать учебу в настоящее время, М. заявил, что, конечно, неплохо было бы получить хотя бы неполное среднее образование, но «уже поздно, да и забыл все». А в беседе не мог назвать ни одного произведения А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, не знает, кто такие И.Е. Репин, П.И. Чайковский. В театре был один раз в жизни в школьные годы, какой смотрел спектакль и в каком театре, не помнит. В возрасте 16-18 лет занимался в волейбольной секции, имел 2-й спортивный разряд. Других выраженных увлечений позитивного характера не выявлено. Социальной активностью не отличался.

Планы на будущее сводятся к тому, чтобы «освободиться и жить с семьей», когда в ходе беседы разговор зашел о семье, М. заметно заволновался, на глазах у него появились слезы.

На вопрос о том, что привело его к неоднократному совершению преступлений, М. ответил: «Сам виноват. Дурость своя да водка».

1. Укажите основные социальные роли М.

2. Дайте обобщенную оценку такого элемента структуры личности М., как социальные роли и статусы.

3. Опишите раздельно интеллектуальные, эмоциональные и волевые свойства личности М.

4. Охарактеризуйтекультурный уровень М.

5. Дайте обобщенную нравственно-психологическуюхарактеристику личности М.

6. Можно ли, судя по приведенным данным, говорить о том, что личности М. присуща устойчивая антисоциальная ориентация корыстного характера?

7. Можно ли отнести М. к числу опасных преступников, в поведении которых наблюдаются элементы преступного профессионализма?

Задание 7

В целях изучения криминологической классификациипреступников ознакомьтесь с нижеперечисленными справками по уголовным делам и определите в каждом случае тип преступника в соответствии с классификацией, принятой в криминологии.

1. Р., 48 лет по специальности шофер, образование среднее, женат, имеет двоих детей, ранее судим за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, приговорен к 5-ти годам лишения свободы. Преступление совершил в результате грубого нарушения Правил дорожного движения (наезд со смертельным исходом при обгоне транспортного средства на участке автомобильнойтрассы, где обгон запрещен). Потерпевшему оказал первую доврачебную помощь, затем доставил его в больницу. На следствии и в суде чистосердечно раскаялся в совершенном преступлении. Во время отбывания наказания в колонии оказывал материальную помощь сыну погибшего, обучавшемуся в институте. Характеристика из колонии положительная. После отбытия наказания (освобожден условно-досрочно как доказавший свое исправление примерным поведением и честным отношением к труду) возвратился в семью на прежнее место жительства и работы. Характеризуется по работе положительно. Во второй раз привлечен к уголовной ответственности за причинение смерти по неосторожности которое совершил по следующих обстоятельствах:домой возвратился раньше обычного г-н Р застал в квартире жену с ее сослуживцем Ф. за распитием спиртных напитков. Снял со стены заряженное охотничье ружье, взвел курки и, держа ружье в руках, предложил последнему уйти. Открывая дверь, ударил ее прикладом, в результате чего произошел выстрел и Ф. получил смертельное ранение.

2. Д., 32 лет, по специальности шофер, образование среднее, ранее не судимый. По работе характеризуется положительно, много читает, посещает спортивные мероприятия, увлекается разведением певчих птиц. По характеру вспыльчивый, малоразговорчивый, спиртные напитки употребляет редко.

В день совершеннолетия совершил преступление. У Д. имелись билеты на финальный футбольный матч, где играла команда, которой он являлся. Около 12 часов дня Д. позвонили с работы и попросили его неожиданно заболевшего шофера. Д. Согласился, но предупредил, что у него имеется билет на футбол и в 17 часов он закончит работу, поскольку матч состоится в 19 часов 30 минут.

В 15 часов 40 минут на маршруте случилась поломка в двигателе автобуса. Вызвав по телефону машину тех. помощи для буксировки неисправного автобуса в парк, Д. Узнал, что «его» команда проигрывала, расстроился, и высказал претензии относительно плохой организации работы автопарка.

Находясь в возбужденном состоянии, около 22 часов Д. Возвращался домой и во дворе увидел на скамейке двух подростков в возрасте 16-17 лет, один из которых играл на гитаре, а другой пел. Подойдя к подросткам, Д. в грубой форме предложил им уйти в другое место, на что один из подростков сказал: «Иди и воспитывай своих детей». В ответ на это Д. поднял с земли палку и избил обоих подростков, причинив тяжкий вред здоровью одному из них.

В совершенном преступлении Д. раскаялся, выражая сожаление о случившемся, до заключения под стражу оказывал материальную помощь матери потерпевшего.

3. М, 33 лет, женат второй раз, проживает в квартире жены. От первого брака имеет 8-летнего сына. Образование 5классов, по специальности слесарь. Воспитывался без родителей. Дважды отбывал наказания: в местах лишения свободы за злостное хулиганство. Состоит на учете в психоневрологическом диспансере как хронический алкоголик. Последнее преступление - убийство совершил при следующих обстоятельствах.

В день зарплаты М. пришел домой с друзьями и устроил пьянку. После ухода друзей допил остатки спиртного и лег спать. Оставшиеся от зарплаты деньги жена спрятала. Проснувшись утром и не обнаружив их на месте, стал требовать деньги на выпивку. Получив категорический отказ, пришел в ярость, схватил попавшийся под руку утюг и бросил его в жену, сидевшую на диване. Острым углом утюг попал в висок потерпевшей, от чего она скончалась. После происшедшего М. оделся, собрал винную посуду, сдал ее и приобрел бутылку водки. По возвращении домой в состоянии сильного опьянения расчленил труп жены, сложил в чемодан и вышел из дома, но на улице был задержан полицией.

Вопросы и задания для контроля самостоятельной работы

1. Назовите основные подходы к определению личности преступника, которые используются в российской криминологии.

2. В чем разница между понятиями «личность преступника» и «криминогенная личность»? Правомерно ли использовать понятие «криминогенная личность»?

3. Что такое «общественная опасность личности»? Какое криминологическое значение имеет эта категория?

4. Чем «характер общественной опасности» отличается от «степени общественной опасности» личности?

5. Каковы критерии (показатели) общественной опасности личности?

6. Какие типологии и классификации криминогенной личности

вам известны и каково их практическое значение?

7. Какие группы признаков традиционно выделяют в структуре личности преступника?

8. Что, по вашему мнению, является ведущим в механизме преступного поведения, биологические или социальные свойства личности?

Тема 5 Организация и методика криминологических исследований.

 

План занятия

1. Понятие криминологического исследования.

2. Источники криминологической информации.

3. Методика криминологического исследования.

4. Процедура криминологического исследования.

5. Статистические методы криминологического исследования.

6. Иные методы криминологического исследования

 

Рекомендуемая литература:

Основная: 1-Глава 10; Дополнительная литература: 3, 33.

 

Задания

Задание 1

Каждому из приведенных ниже положений, отмеченных цифрами, найдите соответствующий термин, отмеченный буквой:

1. Научные предположения, требующие подтверждения.

2. Метод научного исследования, состоящий в разложении целого на составные части.

3. Метод научного исследования, состоящий в познании какого-либо явления как единого целого.

4. Метод криминологического прогнозирования, состоящий в распространении выводов, полученных из наблюдения прошлого и настоящего какого-либо криминального явления, на его будущее.

5. Логическое умозаключение от общего к частному выводу.

6. Логическое умозаключение от частного к общему выводу.

7. Мысленное отвлечение от несущественных свойств какого-либо криминального явления ради раскрытия сущности этого явления.

8. Научно поставленный криминологический опыт, многократно воспроизведенный в заданных условиях.

9. Исследование какого-либо криминального явления, требующее специальных знаний, с представлением мотивированного заключения.

10. Беседа лица, проводящего криминологическое исследование по заранее разработанному плану, с другим лицом либо с группой лиц.

А. Анализ.

Б. Интервью.

В. Синтез.

Г. Экспертиза.

Д. Дедукция.

Е. Гипотеза.

Ж. Абстрагирование.

З. Экстраполяция.

И. Индукция.

К. Эксперимент.

Задание 2

В криминологическом исследовании используются две основные формы опроса: анкетирование и интервьюирование.

Укажите, какие из перечисленных признаков характерны для анкетирования, а какие — для интервьюирования: а) анонимность; б) возможность внешних подсказок; в) возможность разъяснения вопроса; г) меньшая затрата времени и средств; д) вероятность отказа от ответа.

Задание 3

Назовите этапы криминологического исследования.

Задание 4

Что такое программа криминологического исследования?

Задание 5

Раскройте содержание конкретно-социологических методов криминологического исследования, изображенных на нижеприведенной схеме.

 

МЕТОДЫ
Эксперимент
Анализ документов (изучение уголовных дел и других материалов)
Опрос (в том числе экспертные оценки)
Наблюдение
Очный опрос (интервью)
Включенное
Заочный опрос (анкетирование)
Невключенное
Тестирова-ние

 

 

Вопросы и задания для контроля самостоятельной работы

1. Каким основным требованиям должна соответствовать криминологическая информация?

2. Что представляют собой программа и план криминологического исследования?

3. Назовите основные этапы криминологического исследования и раскройте их содержание.

4. Чем обычно завершаются криминологические исследования?

 

Тема 6 Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью.

 

План занятия

1. Понятие и значение криминологического прогнозирования.

2. Понятие, виды и масштабы криминологического прогноза.

3. Субъекты криминологического прогнозирования.

4. Методы прогнозирования преступности.

5. Понятие и виды криминологического планирования.

 

Рекомендуемая литература:

Основная: 1-Глава 11; Дополнительная литература: 3, 15, 33, 61, 69.

 

Задания

Задание 1

Охарактеризуйте роль и значение криминологического планирования в изучении преступности и практической деятельности по ее предупреждению.

Задание 2

Укажите научные и информационные основы криминологического прогнозирования.

Задание 3

Раскройте содержание и значение особенностей криминологического прогнозирования (вероятностный характер, непрерывность, многовариантность).

Задание 4

В городе А. планируется провести в ближайшие 2-3 года крупное международное спортивное мероприятие. Определите, какие виды криминологических прогнозов следует выполнить, чтобы быть готовым к возможным осложнениям криминогенной ситуации.

Задание 5

Дайте аргументированный ответ на вопрос, каких специалистов следует пригласить в качестве экспертов для составления прогнозов преступности несовершеннолетних в масштабах страны, города, района.

Задание 6

Определите, какую информацию необходимо собрать для составления прогноза поведения лица, освободившегося из колонии после отбывания наказания за изнасилование.

Задание 7

Раскройте содержание метода Дельфи. Относится ли он к методу экспертных оценок?

 

Вопросы и задания для контроля самостоятельной работы

1. Чем криминологическое прогнозирование отличается от иных видов социального предвидения?

2. Какие факторы учитываются при разработке криминологических прогнозов?

3. В чем заключаются особенности разработки и реализации комплексных программ контроля над преступностью.

4. Какие виды криминологических прогнозов получили распространение в практической деятельности органов внутренних дел?

5. В чем состоят особенности индивидуального криминологического прогнозирования?

6. Каково соотношение криминологического прогнозирования и планирования мер по предупреждению преступлений?

 

Тема 7 Предупреждение преступности.

 

План занятия

 

1. Понятие предупреждения преступности.

2. Уровни и меры предупреждения преступности.

3. Формы предупредительного воздействия.

4. Виды предупреждения преступлений.

5. Система предупреждения преступности.

6. Организация предупреждения преступности.

 

Рекомендуемая литература:

Основная: 1-Главы 8-9, 3-Глава 17 (с. 435-446);

Дополнительная: НПА: 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 32, 33, 35, 36, 37, 38, 39, 40. Литература: 1, 3, 15, 29, 33, 49. Электронные ресурсы: 1,2,4.

Задания

Задание 1. Совпадают ли по содержанию термины «профилактика», «предупреждение», «предотвращение», «пресечение» преступлений, «борьба с преступностью», «сдерживание преступности», «воздействие на преступность»?

Каким термином можно обозначить весь комплекс видов воздействия на преступность, которые используются для ее сдерживания? Как соотносятся между собой перечисленные понятия? Обоснуйте свой ответ.

Задание 2. Герой известного телефильма «Место встречи изменить нельзя» Глеб Жеглов подбрасывает известному карманнику по кличке Кирпич чужой кошелек, что и служит основанием задержания последнего. Свое поведение Жеглов объясняет просто: «Вор должен сидеть в тюрьме». Соответствуют ли действия Жеглова основным принципам предупредительной деятельности? Можно ли незаконными методами бороться с преступностью?

Задание 4. Советник Генерального прокурора РФ В. И. Колесников на пресс-конференции высказал такие рекомендации: «Если мы хотим справиться с такой проблемой, как наркотики, квартирные кражи, которые сильно бьют по нашим гражданам, то за первую квартирную кражу вор должен получить 10 лет, за вторую 20. И пусть отсиживает. Когда я прошу, чтобы «за ствол» в кармане давали 15 лет, поверьте мне, я прекрасно понимаю, что это страшный срок. Да, мы привлечем к ответственности полторы-две, десять тысяч людей, но пусть через полгода президент их помилует…

Чтобы не было злоупотреблений, в том числе в судебной системе, не должно быть «вилок» в статьях. А то сплошь и рядом наказания варьируются, скажем, от года до шести лет. Пусть лучше статей будет больше. Часть первая - 6 лет, часть вторая – 12, часть третья - 25 лет и так далее. Тогда никто не попросит судью: дай три года.

Лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, могут быть освобождены из-под стражи только в случае летального исхода или болезни, когда негуманно содержать их под стражей. Все остальные должны находиться под стражей. Никаких залогов, поручительств, подписок – это все от лукавого, так называемая толстовщина».

Прокомментируйте рекомендации советника Генерального прокурора.

Задание 5. Вам предлагается отрывок из книги В.Пикуля «Фаворит»: «Богатейшая страна Россия! - пребывала в унизительной бедности. Генерал-прокурор Глебов советовал для исправления финансов снова ввести смертную казнь. Елизавета спросила: «Так что я с удавленников иметь-то буду?»

Глебов объяснил, что, упорствуя в милосердии своем, царица семьдесят тысяч преступников живых оставила, а еще десять тысяч солдат стерегут их по тюрьмам и каторгам. «Сто тыщ сидит на шее нашей - всех корми! А за што? Не лучше ли сразу голову отсекать? По Вашей милости число преступников увеличилось, а само преступление без наказания осталось. Народ же наш столь закоснел в упрямстве, что кнута уже не пужается.

- А что скажут... Эвропы? - спросила Елизавета».

Оцените совет генерал-прокурора Глебова. Действительно ли уничтожение преступников более «выгодный» для государства способ борьбы с преступностью? Как вы думаете, что «дороже» обществу: лишение свободы или отсрочка исполнения приговора? Какую методику расчета вы использовали? Правомерно ли рассматривать уголовную политику через призму категорий «издержки-польза»?

Задание 6. Некоторые общественные деятели и политики обращают внимание на появление кино, видеофильмов, которые якобы негативно влияют на формирование правовой и криминологической культуры. Одни кинофильмы романтизируют преступный образ жизни, а сотрудников милиции выставляют в неприглядном свете («Бригада»). Героями других сериалов являются сотрудники, постоянно нарушающие закон («Менты», «Особенности национальной охоты»). Очень часто в основе сюжета лежит идея восстановления справедливости и борьбы с преступностью незаконными и даже преступными средствами («Ворошиловский стрелок»).

Что вы думаете по этому поводу? Действительно ли имеет место тенденция «героизации преступного мира»? Согласны ли вы с мнением, что тем самым населению прививают правовой нигилизм и принижают авторитет правоохранительных органов? Следует ли целенаправленно формировать социальный заказ деятелям киновидеоиндустрии, СМИ на образ положительных и правильных «борцов с преступностью» и как это сделать? Может быть ввести цензуру, как в советские времена, или иным образом формировать социальный заказ к деятелям киновидеоиндустрии?

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных