Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 12 Криминологическая характеристика и профилактика преступности несовершеннолетних и молодежи.




План занятия

1. Понятие правонарушений и преступности несовершеннолетних, их социологическая и правовая оценка.

2. Основные показатели преступности несовершеннолетних.

3. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетних правонарушителей и преступников, их классификация и типология.

4. Детерминанты правонарушений и преступности несовершеннолетних и основные направления профилактики правонарушений и преступности несовершеннолетних.

5. Характеристика преступности лиц молодежного возраста и основные направления ее профилактики.

 

Рекомендуемая литература:

Основная: 1-Глава 17, 3-Глава 12 (с. 333-348);

Дополнительная: НПА: 6, 7, 15, 17, 20, 34. Литература: 3, 18, 21, 33, 37, 55, 58, 70, 71, 73, 76.

Задания

Задание 1. Перечислите важнейшие элементы микросреды несовершеннолетних. Охарактеризуйте особенности воздействия каждого из них на формирование личности и поведение подростков. Какие виды семейного неблагополучия вы знаете?

Задание 2. Изучите Закон о государственной системе профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних. Какие субъекты преступлений несовершеннолетних определены этим законом? Охарактеризуйте компетенцию каждого из них.

Задание 3. Изучите Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»). Найдите правила, которые не учтены в законодательстве РФ.

Задание 4. В некоторых странах, в частности, в Германии, существуют специальные законы, согласно которым уголовно-правовое обращение с несовершеннолетними преступниками регламентируется не общими уголовными кодексами, а специальными законами, предусматривающими специальную систему правовых последствий преступления и особую форму судопроизводства. Как вы относитесь к подобной системе воздействия?

Задание 5. Что такое ювенальная юстиция? Какие плюсы и минусы она имеет? Сформулируйте ваше отношение к идее создания ювенальной юстиции в России.

Задание 6. Ростовский ученый Н.П. Мелешко, выступая на конференции Криминологической ассоциации России, предложил отказаться от использования уголовной ответственности несовершеннолетних и применять к ним только воспитательные меры воздействия. Что вы можете сказать по этому поводу?

Задание 7. Какие функции выполняет комиссия по делам несовершеннолетних? Выделите основные проблемы в деятельности этого органа.

Задание 8. Н., 15 лет, привлекалась к административной ответственности за мелкое хулиганство (учинила в общественном месте в пьяном виде скандал с пожилой женщиной).

Семья у Н. неполная. Живет с матерью. Отец ушел из семьи, когда ей было 4 года. Воспитание в раннем детстве строилось по типу гиперопеки. Мать старалась «быть не хуже других», стремилась удовлетворять желания девочки, не заставляла работать по дому. В дальнейшем требовала отличной успеваемости в школе. Большое внимание уделяла тому, чтобы «девочка прилично выглядела», хорошо одевалась. Не интересовалась ее внутренней жизнью, всегда избегала откровенных разговоров, в особенности об уходе отца из семьи. Мать по профессии инженер, занимается общественной работой. Семья живет в материальном достатке, имеет трехкомнатную квартиру. В доме бывают гости – сотрудники матери. Всегда подчеркивается социальный статус приглашенных («у нас бывают только уважаемые, приличные люди»). Разговоры в основном связаны с производственными отношениями и осуждением людей, которые не вписываются в систему принятых ценностей, очень большое значение придается материальному достатку, обеспеченности дачами, машинами, дефицитными товарами. Когда речь заходила об интимных сторонах жизни, девочку обычно прогоняли из общества, но, по словам матери, наверное, не всегда делали это вовремя. Поведение Н. изменилось с 12 лет. Она стала хуже учиться, вечерами долго не возвращалась домой. В 14-летнем возрасте несколько раз не возвращалась на ночь, объясняя это тем, что ночевала у подруги. В это же время мать обнаружила, что девочка курит, иногда возвращается домой с запахом алкоголя. В дальнейшем выяснилось, что Н. проводит время в компании подростков с асоциальным поведением. Пропускает занятия в школе, обманывает учителей («болела», «нужно было остаться дома»). Мать обнаружила дневник, в котором Н. описывала свою «дружбу» с мальчиками, эффект употребления различных токсических и химических веществ. После скандала с матерью угрожала «покончить с собой».

Ответьте на следующие вопросы:

1. Раскройте нравственно-психологическую характеристику личности Н. Укажите условия неблагоприятного нравственного и психологического формирования личности Н.

2. Что послужило вовлечению Н. в антисоциальную форму жизнедеятельности? Роль семьи, школы, улицы и окружения в формировании ценностных ориентаций несовершеннолетней Н.

3. Каким образом можно повысить уровень правосознания Н. и предотвратить в дальнейшем действия неправомерного характера?

 

Вопросы для обсуждения

1.Почему преступность несовершеннолетних считается индикатором социального здоровья общества?

2.Какие неблагоприятные тенденции развития преступности взрослых можно прогнозировать на основе увеличения количества и качества преступлений несовершеннолетних и молодежи?

3.Как сказывается на преступности несовершеннолетних социальное расслоение в нашем обществе и резкое снижение уровня правовой культуры?

 

Вопросы и задания для контроля самостоятельной работы

1.Какова доля преступности несовершеннолетних в общей структуре преступности?

2. Какие виды преступлений преобладают в структуре преступности несовершеннолетних?

3. Укажите особенности личности несовершеннолетнего преступника.

4. Назовите группы несовершеннолетних, отличающихся наибольшей криминальной активностью (по половому, возрастному признакам, по роду занятий и т.п.).

5. Назовите специфические причины преступности несовершеннолетних.

6. Назовите основные субъекты профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

7. Какие органы осуществляют координацию предупреждения преступности несовершеннолетних?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных