ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Прямо-оценочная точка зренияУ субъекта сознания всегда есть система взглядов и понятий — философских, социальных, политических, эстетических, нравственных. Эти взгляды и понятия, как правило, оценочны. Иными словами, с их помощью передается представление человека о норме или отклонении от нее. Всякий текст словесно-художественного произведения оценочен. Иными словами, он соотносит явления действительности (объекты сознания) со взглядами, принципами, понятиями субъекта сознания. Оценочность текста носит двунаправленный характер. С одной стороны, в тексте характеризуются объекты. С другой стороны, то, как оцениваются объекты, позволяет судить о самом субъекте, которому принадлежат оценки. В тех случаях, когда объект сознания прямо и открыто, непосредственно соотносится со взглядами субъекта сознания, мы будем говорить о прямо-оценочной точке зрения. Итак, прямо-оценочная точка зрения есть открытое, лежащее на поверхности текста соотношение субъекта сознания и объекта сознания. Вот очень характерный пример прямо-оценочной точки зрения из «Войны и мира» Л. Толстого: «Двенадцатого июня силы западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие» (VI, 5). Война названа здесь событием, которое противно «человеческому разуму и всей человеческой природе». Эти строки позволяют сделать вывод, что в сознании повествователя очень важную роль играют понятия разума и человеческой природы. Они во многом являются для него нормативными: с их помощью оценивает он историю и человека. Следует иметь в виду, что прямая оценка всегда выступает в литературном произведении как эмоция. Своеобразие текста во многом определяется качеством этой эмоции, ее накалом (степенью ее напряженности). Лермонтов пишет в «Думе»: К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы; Перед опасностью позорно малодушны И перед властию — презренные рабы (11, 113). Выделенные нами слова передают прямую оценку. Она важна не только для понимания того, как относится поэт (субъект сознания) к своему поколению (объекту сознания). Она крайне существенна и для понимания самого субъекта сознания — для уяснения той системы ценностей, тех положительных начал, которыми он руководствуется. Говоря о поколении, постыдно равнодушном к добру и злу, он тем самым противополагает ему идеал людей с активной нравственной позицией. Клеймя современников «позорно малодушными» и «презренными рабами», он исходит из идеала свободных и смелых людей5. С. 14 Для понимания мироотношения субъектов сознания и авторской позиции в целом такие места, как приведенные нами выше отрывки из произведений Толстого и Лермонтова, неоценимы. Выделив в сознании повествователя в «Войне и мире» понятия «разума» и «человеческой природы», мы намечаем путь к установлению связи мироотношения Толстого и просветительской традиции XVIII — первой половины XIX вв. Но ограничиваться такими местами нельзя, ибо они дают неполное представление о субъекте сознания, не говоря уже об авторе. Прежде всего подобные суждения и оценки нужно рассматривать в их совокупности. Тогда обнаруживается, что в ряде случаев они утрачивают свой абсолютный характер. Так именно обстоит дело с примером из Толстого. В историко-философских отступлениях «Войны и мира» есть немало суждений, в которых просветительская и рационалистическая концепция мира и человека (стоящая за понятиями разума и человеческой природы) не только ограничивается, но и яростно оспаривается. Кроме того, то представление о действительности, которое дает нам изучение прямо-оценочной точки зрения, следует обязательно соотнести с тем представлением о действительности, которое дает нам изучение других, косвенно-оценочных точек зрения (они будут рассмотрены ниже). Только на этом пути и можно получить правильное представление о субъекте сознания и авторской позиции во всей ее полноте. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|