Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Многоэлементная лирическая система




В разделе «Лирическая система» мы уже познакомились с понятием, многоэлементной лирической системы. Напомним: многоэлементная лирическая система есть такая лирическая система, в которой авторское сознание выражается через выбор, сочетание и соотнесенность нескольких лирических форм.

Изучение многоэлементной лирической системы предполагает выделение элементов и характеристику структуры системы.

Под элементом лирической системы мы будем понимать совокупность стихотворений, объединяемых одной какой-либо формой выражения авторского сознания. Элемент выделяется по двум признакам: формальному (внешнему) и содержательному. Внешним признаком служит наличие некоторого субъекта речи, проявляющего себя посредством определенных личных местоимений. Содержательным признаком является наличие некоего субъекта сознания, то есть мироотношения, связанного с данным субъектом речи.

Под структурой лирической системы мы будем понимать все многообразие отношений между элементами.

Примером иного элементной лирической системы может служить лирика Некрасова. (См.: Изучение текста, с. 78—86 и нашу книгу «Лирика Некрасова». Воронеж, 1964). Можно также ознакомиться с нашей статьей «Авторское сознание в лирической системе И. И. Козлова» («Филологические науки», 1975, № 4).

Предлагаем студенту ответить на следующие вопросы:

1. Что такое элемент лирической системы?

2. Что такое структура лирической системы?

Крайне желательно, чтобы студент предпринял опыт самостоятельной характеристики многоэлементной лирической системы. Материалом для та-

С. 43

кой работы могла бы послужить, например, лирика В. В. Маяковского 20-x годов.

При выполнении этого задания можно идти двумя путями:

1. Сначала определяются общие черты авторского облика, ведущие принципы осмысления и изображения действительности; затем выделяются к анализируются элементы лирической системы и, наконец, описывается их соотношение, то есть структура лирической системы.

2. Сначала выделяются и анализируются элементы лирической системы, затем описывается ее структура и лишь после этого характеризуются общие черты авторского облика.

Вне зависимости от того, какой из указанных здесь путей будет избран, Следует уделить особое внимание тщательному анализу отдельных элементов лирической системы, то есть групп стихотворений, объединяемых разными носителями сознания. Без этого работа будет лишена доказательности. Не следует стремиться к охвату всего материала: можно ограничиться небольшим кругом произведений, но отобранный материал должен быть изучен основательно. Так, для характеристики поэтического мира можно взять стихотворения типа «Товарищу Нетте — пароходу и человеку», «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка», «Блек энд уайт» и близкие к ним. Материал для воссоздания образа лирического героя студент найдет в первом вступлении в поэму «Во весь голос», стихотворениях «Еду», «Домой», «Кемп «Нит Гедайге». Стихотворение «Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру» рекомендуем рассмотреть как образец ролевой лирики.

Однако как ни важна эта аналитическая работа, она обретает окончательный смысл лишь постольку, поскольку входит в синтез, то есть воссоздание образа автора, который стоит за всей лирической системой, ее объединяет и в ней выражается. К решению этой задачи студент будет до известной степени подготовлен вдумчивым выполнением задания к предыдущему разделу (характеристика эмоционального тона лирики Маяковского).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных