Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лирическое начало в эпосе




Различие родовой природы литературных произведений обнаруживается на всех уровнях их организации.

У лирики свой конфликт — в сознании человека. Эпический конфликт есть конфликт между человеком и противостоящими ему внеличными силами: драматический конфликт есть конфликт между людьми, воплощающими различные мироотношения.

У лирики — свой сюжет: движение мыслей и чувств. Эпико-драматический сюжет есть движение, смена, сцепление событий.

У лирики свой способ изображения человека — в форме эмоционального тона. В эпосе и драме человек изображается преимущественно как характер.

Конфликт, сюжет и способ изображения человека определяют субъектную организацию, специфичную для произведений разных родов.

Лирическая проза есть результат взаимодействия эпоса и лирики, происходящего на всех уровнях.

Возможны случаи, когда эпико-драматическое и лирическое начала находятся в произведении в состоянии известного равновесия. Примером может служить рассказ К. Паустовского «Телеграмма». При сохранении пространственной и временной точек зрения, обязательных для эпического произведения, и фразеологической точки зрения, обязательной для драматического произведения, в нем усилена роль прямо-оценочной и поддерживающей ее косвенно-оценочной точек зрения, обязательных для произве-

 

С. 50

дения лирического. 3a этой двойственностью стоит двойственность на других уровнях[32].

Изменение на одном уровне влечет за собой изменения на других. Если самостоятельные герои исчезают и главным предметом изображения становится «я» (повествователь), значит, характеры вытесняются эмоциональным тоном, конфликт переносится внутрь «я», событийный сюжет резко ослабляется. Все эти изменения можно наблюдать и в малых формах лирической прозы (например, «Как хороши, как свежи были розы» Тургенева) и Б лирической повести (например, «Жизнь Арсеньева» Бунина).

Рекомендуем студенту изучить отрывок из книги В. Днепрова «Черты романа XX века», посвященный вопросу о взаимодействии эпического и лирического начал в повествовательной прозе нового времени (М., «Советский писатель», 1965, с. 514—517; ср. Образцы, с. 29—31)[33].






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных