ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Конструирование ответов (шкал)Особенностью конкретных социологических исследований является возможность количественного выражения их результатов, математически точно отражающих характер изучаемых социальных явлений. Социальные признаки, исходя из потребностей измерения, можно разделить на - количественные; - качественные. К количественным признакам относятся признаки, имеющие общепринятые числовые единицы измерения. Например, возраст, число прожитых лет, заработная плата (количество рублей), размер семьи. Качественные признаки измеряются с помощью измерительных шкал, т.е. перечнем возможных вариантов ответа на заданный вопрос. Эти варианты должны служить цели измерения того или иного социального признака, определяемого с помощью данного вопроса. В зависимости от характера измеряемых социальных признаков, используют различные типы измерительных шкал. Всего выделяют четыре характеристики шкал: - описание, - порядок, - расстояние - наличие начальной точки. Описание предполагает использование единственного дескриптора или опознавателя для каждой градации в шкале. Например, “да” или “нет”; “согласен” или “не согласен”; возраст респондентов. Все шкалы имеют дескрипторы, которые определяют, что измеряется. Порядок характеризует относительный размер дескрипторов (“больше чем”, “меньше чем”, “равен”). Не все шкалы обладают характеристиками порядка. Например, нельзя сказать больше или меньше “покупатель” по сравнению с “не покупателем”. Такая характеристика шкалы, как расстояние, используется, когда известна абсолютная разница между дескрипторами, которая может быть выражена в количественных единицах. Респондент, который купил три пачки сигарет, приобрёл на две пачки больше, по сравнению с респондентом, купившим только одну пачку. Следует отметить, что когда существует “расстояние”, то существует и порядок. Респондент, купивший три пачки сигарет, купил их больше, чем респондент, приобретший только одну пачку. Расстояние в данном случае равно двум. Считается, что шкала имеет начальную точку, если она имеет единственное начало или нулевую точку. Например, возрастная шкала имеет истинную нулевую точку. Однако не все шкалы обладают нулевой точкой для измеряемых свойств. Часто они имею только произвольную нейтральную точку. Скажем, отвечая на вопрос о предпочтительности определенной марки автомобиля, респондент ответил, что он не имеет своего мнения на этот счёт. Градация “не имею мнения” не характеризует истинный нулевой уровень его мнения. Каждая последующая характеристика шкалы строится на предыдущей характеристике. Таким образом, “описание” является наиболее базовой характеристикой, которая присуща любой шкале. Если шкала имеет “расстояние”, она также обладает “порядком” и “описанием”. Выделяют четыре уровня измерения, определяющих тип шкалы измерений: - наименований, - порядка, - интервальный - отношений. Их относительная характеристика дается в табл. 1. Таблица 1: Характеристика шкал различного типа
Шкала наименований обладает только характеристикой описания; она ставит в соответствие описываемым объектам только его название, никакие количественные характеристики не используются. Объекты измерения распадаются на множество взаимоисключающих и исчерпывающих категорий. Шкала наименований устанавливает отношения равенства между объектами, которые объединяются в одну категорию. Каждой категории дается название, численное обозначение которого является элементом шкалы. Очевидно, что измерение на этом уровне всегда возможно. “Да”, ”Нет” и “Согласен”, ”Не согласен” являются примерами градаций таких шкал. Если респонденты были распределены по роду их деятельности (шкала наименований), то она не дает информацию типа; “больше чем”, “меньше чем”. В табл. 2 приводятся примеры вопросов, сформулированных как в шкале наименований, так и в других шкалах. Таблица 2 Шкала наименований 1. Пожалуйста, укажите ваш пол: мужской, женский. 2. Выберете марки электронной продукции, которые вы обычно покупаете: -Сони -Панасоник -Филлипс -и т.д.
Таблица 3 Шкала порядка 1. Пожалуйста, проранжируйте фирмы-производители электронной продукции в соответствии с системой вашего предпочтения. Поставьте “1” фирме, которая занимает первое место в системе ваших предпочтений; “2” – второй и т.д.: Таблица 4 Шкала интервалов 1. Пожалуйста, оцените каждую марку товара с точки зрения его качества:
2. Укажите степень вашего согласия со следующими заявлениями, обведя одну из цифр:
3. Пожалуйста, оцените автомобиль “Ауди-80” по следующим характеристикам: Таблица 5 Шкала отношений 1. Пожалуйста, укажите ваш возраст_________ лет Шкала порядка разрешает ранжировать респондентов или их ответы. Она имеет свойства шкалы наименований в сочетании с отношением порядка. Иными словами, если каждую пару категорий шкалы наименований упорядочить относительно друг друга, то получится порядковая шкала. Для того чтобы шкальные оценки отличались от чисел в обыденном понимании, их на порядковом уровне называют рангами. Например, частоту покупки определенного товара (раз в неделю, раз в месяц или чаще). Однако такая шкала указывает только относительную разницу между измеряемыми объектами. Зачастую предполагаемого четкого различения оценок не наблюдается, и респонденты не могут однозначно выбрать тот или иной ответ, т.е. некоторые соседние градации ответов накладываются друг на друга. Такую шкалу называют полуупорядоченной; она находится между шкалами наименований и порядка. Интервальная шкала обладает также характеристикой расстояния между отдельными градациями шкалы, измеряемого с помощью определенной единицы измерений, то есть используется количественная информация. На этой шкале уже не бессмысленны разности между отдельными градациями шкалы. В данном случае можно решить, равны они или нет, а если не равны, то какая из двух больше. Шкальные значения признаков можно складывать. Обычно предполагается, что шкала имеет равномерный характер (хотя это предположение требует обоснования). Например, если оцениваются продавцы магазина по шкале, имеющей градации: чрезвычайно дружествен, очень дружествен, в известной мере дружествен, в известной мере недружествен, очень недружествен, чрезвычайно недружествен, то обычно предполагается, что расстояния между отдельными градациями являются одинаковыми (каждое значение от другого отличается на единицу – см. табл. 2). Шкала отношений является единственной шкалой, имеющей нулевую точку, поэтому можно проводить количественное сравнение полученных результатов. Такое дополнение позволяет вести речь о соотношении (пропорции) a: b для шкальных значений a и b. Например, респондент может быть в 2,5 раза старше, тратить в три раза больше денег по сравнению с другим респондентом (табл. 2). Выбранная шкала измерений определяет характер информации, которой будет располагать исследователь при проведении изучения какого-то объекта. Но скорее следует говорить о том, что выбор шкалы для измерений определяется характером отношений между объектами, наличием информации и целями исследования. Если, скажем, нам требуется проранжировать марки продуктов, то, как правило, не требуется определять, насколько одна марка лучше другой. Следовательно, нет необходимости при таком измерении пользоваться количественными шкалами (интервалов или отношений). Кроме того, тип шкалы предопределяет, какой вид статистического анализа можно или нельзя использовать. При использовании шкалы наименований возможно нахождение частот распределения, средней тенденции по модальной частоте, вычисление коэффициентов взаимозависимости между двумя или большим числом рядов свойств, применение непараметрических критериев проверки гипотез. Среди статистических показателей на порядковом уровне пользуются показателями центральной тенденции – медианой, квартилями и др. Для выявления взаимозависимости двух признаков используются коэффициенты ранговой корреляции Спирмена и Кендэла. Над числами, принадлежащими интервальной шкале можно производить довольно разнообразные действия. Шкалу можно сжать или растянуть в любое число раз. Например, если шкала имеет деления от 0 до 100, то, разделив все числа на 100, получим шкалу со значениями из интервала от 0 до 1. Можно сдвинуть всю шкалу так, чтобы ее составляли числа от -50 до +50. Кроме рассмотренных выше алгебраических операций интервальные шкалы допускают все статистические операции, присущие порядковому уровню; возможны также вычисления средней арифметической, дисперсии т.д. Вместо ранговых коэффициентов корреляции вычисляется коэффициент парной корреляции Пирсона. Может также быть рассчитан множественный коэффициент корреляции. Все перечисленные выше расчетные операции применимы также для шкалы отношений. Надо иметь в виду, что полученные результаты всегда можно перевести в более простую шкалу, но никогда наоборот. Например, градации “сильно не согласен” и “в какой-то мере не согласен» (интервальная шкала) легко перевести в категорию “не согласен” шкалы наименований. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|