Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Открытия Д. Рэйда Мойра в Восточной Англии




 

Сейчас наше исследование переносит нас на юго-восточное побережье Англии и речь сейчас пойдет об открытиях Д. Рэйда Мойра, члена Королевского Антропологического Института и президента Общества Древнейшей истории Восточной Англии. Начиная с 1909 года Мойр находил в Красной и Коралловой Скалах кремневые орудия.

Формация Красной Скалы, в которой Мойр сделал несколько из своих наиболее важных открытий, состоит из изобилующих ракушками песков того моря, которое когда-то омывало берега Восточной Англии. В нескольких местах под Красной Скалой находится сходная формация, которая названа Коралловой Скалой.

Изучив отчеты современных геологов, мы пришли к выводу, что возраст Красной Скалы составляет по меньшей мере 2,0–2,5 миллионов лет. Таким образом, Коралловая Скала должна быть еще древнее. Под Красной и Коралловой Скалами Восточной Англии лежат детритовые пласты, которые иногда называются костными. Они состоят из смеси различных материалов: песков, галек, ракушек и костей, которые происходят из различных более древних формаций, в том числе эоценовой Лондонской глины.

Д. Рейд Мойр нашел в детритовых пластах, которые расположены под Скалами, каменные орудия, на которых видны следы намеренной обработки различной степени интенсивности (рисунок 3.4).

 

Рис. 3.4. Остроконечный инструмент, найденный под основанием Красной скалы. Возраст образца составляет 2, 5 миллиона лет.

Заключив, что более грубые орудия относятся к эоцену, Мойр сказал: «Становится необходимым признать значительно более древний возраст человеческой расы, чем до этого предполагалось».

По самым крайним оценкам, орудия Мойра относятся к позднему плиоцену. Но согласно сегодняшней эволюционной теории мы не должны ожидать найти следы людей-производителей орудий в Англии 2–3 миллиона лет назад.

Мойр думал, что производители этих древнейших и самых грубых орудий должны представлять собой раннюю и дикую стадию человеческой эволюции. Но даже сегодня известно, что современные дикие племена производят очень примитивные каменные орудия. Поэтому, возможно, что существа, которые очень похожи на Homo sapiens sapiens, могли сделать даже самое грубое из орудий, найденных Мойром в слоях ниже Красной Скалы.

Сами орудия стали предметом жесточайших споров. Многие ученые думали, что это скорее продукты воздействия природных сил, а не работы человека. Однако, у Мойра было много влиятельных сторонников. Среди них был Генри Брейль, который лично исследовал местонахождения.

Он обнаружил в коллекции Мойра очевидный метательный камень из слоев, который лежит ниже красной скалы. Другими его сторонниками были Арчибальд Гейки, уважаемый геолог и президент Королевского Общества, и сэр Рэй Ланкастер, директор Британского музея. Среди образцов Мойра Ланкастер идентифицировал одного типичного представителя орудия, котороеон назвал «ростро-килевым». Это слово привлекает внимание к двум самым бросающимся характеристикам этого орудия. «Ростро» относится к тому, что орудия оббиты порциями, как будто кто-то работал клювом, а «килевым» оно названо, потому что на задней его поверхности имеется острый килеподобный выступ.

Ланкастер представил подробный анализ того, что он назвал «Норвическим эталонным образцом» (рис. 3.5). Этот особенно хороший пример «ростро-килевого» типа орудия был найден под Красной Скалой в Витлингаме, рядом с Норвичем. Раз «Норвический эталонный образец» найден под Красной Скалой, то его возраст составляет более 2,5 миллиона лет. «Норвический эталонный образец» совмещает явные следы намеренной обработки с ясным стратиграфическим положением.

 

Рис. 3.5. Норвичский контрольный образец. Дж. Рэйд Мойр утверждал, что он был найден в отложениях, находящихся под формацией Красной скалы, в Уитлингэме, Англия. «Клюв» (на который указывает стрелка) образует рабочую поверхность инструмента. Принимая во внимание то, что образец был обнаружен в отложениях, находящихся под формацией Красной скалы, его возраст должен превышать 2, 5 миллиона лет.

В 1914 году Ланкастер написал в отчете Королевского Антропологического Института: «Ни один человек, который знаком с кремневыми орудиями и необработанными человеком кремнями, не может даже отчасти поддержать то мнение, что „Норвический эталонный кремень“ получился в результате чего-то иного, а не человеческой работы». Ланкастер думал, что орудия этого типа могли принадлежать миоцену.

Мойр сделал серию важных открытий в Фоксхолле, где он нашел каменные орудия в средних слоях позднеплейстоценовой формации Красной Скалы. Таким образом, фоксхольским орудиям более 2,0 миллиона лет. Мойр писал в 1927 году: «Находки состоят из обломков кремневых орудий, и среди них есть рубила, готовые орудия, многочисленные отщепы и несколько обожженных камней, показывающих, что на этом месте разводили огонь… Если известная фоксхольская челюсть человека, которая по форме отнюдь не примитивна, действительно когда-то лежала на древней поверхности Земли, что находится сейчас глубоко под скалой и под мощным слоем ледниковых отложений, то мы можем сформировать определенное мнение о том, что эти древние люди по своим физическим характеристикам вряд ли отличались от нас».

У челюсти, о которой говорит Мойр интересная история (см. главу 7). Некоторые ученые, которые осмотрели ее, считают, что она подобна челюсти современного человека. К сожалению фоксхольская челюсть недоступна сейчас для дальнейшего изучения. А так она могла бы дать дополнительное подтверждение того, что кремневые орудия из Фоксхолла были сделаны человеком. Но даже без челюсти сами по себе орудия определенно указывают на присутствие человека в Англии в позднем плиоцене, возможно, 2,0–2,5 миллионов лет назад.

В 1921 году американский палеонтолог Генри Фэрфилд Осборн активно выступил в защиту этих орудий и поспорил с тем, кто не принимает плиоценовую дату. Он сказал, что «доказательства существования людей в плиоцене стоят сейчас на прочном фундаменте фоксхальских кремней, обработку которых человеком невозможно оспорить». Согласно Осборну, в Фоксхолле найдены сверла, наконечникоподобные заостренные орудия и скребла.

Осборн выступил в поддержку не только фоксхольских кремней, но также и остальных находок Мойра. Открытия Д. Рэйда Мойра, доказывающие существование в Восточной Англии человека плиоценового периода, открывают новую эпоху в археологии. Они несут несомненные доказательства существования в юго-восточной Британии человека, у которого есть достаточно ума, чтобы придавать форму кремням и разводить огонь. Он жил в плиоцене до начала первого оледенения.

Другим ученым, кого поразили фоксхольские находки, был Хуго Обермайер, который был до этого последователем и громогласным противником находок эолитов. Обермайер был одним из тех ученых, которые считали, что эолиты образовались в результате действия природных сил, которые сходны с теми силами, которые действуют на цементных и меловых мельницах. Но в 192 4 году Обермайер писал: «Открытия в Фоксхолле — это первое свидетельство существования человека третичного периода, которое мы имеем.» Третичный период продолжался от эоцена до плиоцена.

Мойр также сделал открытие в более позднем Кромеровском Лесном Пласте в Норфолке. Этим орудиям должно быть примерно 0,4–0,8 миллионов лет. По некоторым оценкам, нижняя часть формации Кромеровского Лесного Пласта образовалась даже 1,75 миллионов лет назад. Но многие ученые продолжают не признавать мойровские образцы как подлинные орудия. Они спорят, говоря, что эти предметы получились в результате действия только естественных факторов. Например, С. Хазледайн Уорен сказал, что они образовались в результате давления пород, которое раскрошило куски кремня о твердые пласты мела. В качестве доказательства он привел несколько образцов оббитых камней из бульхедского пласта эоценового местонахождения в Англии. Об одном из таких предметов (рисунок 3.7) Уорен написал в своем докладе Геологического Лондонского общества в 1920 году: «Этот хороший пример кремневого наконечника — самый примечательный образец в группе. Его рассматривают самого по себе, отдельно от его ассоциации и условий открытия, причем его сходство с мустьерскими орудиями едва ли можно оспорить.» Мустьерская культура — это принятая учеными индустрия каменных орудий позднего плейстоцена. Уорен думал, что найти в эоценовом слое какие-либо орудия невозможно. Но свободный от таких предрассудков человек может поинтересоваться, а действительно ли Уорен нашел в эоценовом слое в Эссексе подлинное орудие.

 

Рис. 3.7. С. Хэзлдин Уоррен заявил, что этот предмет, расщепление которого стало, по его мнению, результатом воздействия естественных факторов, очень сильно напоминает мустерианский остроконечный инструмент. Не смотря на то, что камень был обнаружен в эоценовой формации, его обработка вполне могла быть делом рук человека.

При обсуждении доклада на собрании Геологического общества один из присутствующих там ученых указал, что в нескольких случаях мойровские орудия найдены в средних слоях третичных осадочных пластов, а не непосредственно на твердом мелу. Это отвергает объяснение Уорена, который говорил о давлении пластов.

На этом спорные вопросы об открытиях Мойра были представлены на рассмотрение одной международной комиссии ученых. В эту комиссию, созданную по просьбе Международного института антропологии, входило восемь видных европейских и американских антропологов, геологов и археологов. Эта группа подтвердила выводы, сделанные Мойром. Они заключили, что кремни из основания Красной Скалы около Ипсвича, были из неповрежденного слоя, который принадлежит по, крайней мере, плиоцену. Более того, выбоины на кремнях несомненно были искусственного происхождения. Члены комиссии провели также четыре серии раскопок в детритовом пласте под Красной Скалой и лично нашли пять типичных образцов. Этим орудиям должно быть, по крайней мере, 2,5 миллиона лет. И так как в детритовом пласте содержатся материалы с древней поверхности Земли эпохи эоцена, то этим орудиям может быть до 55 миллионов лет.

Член комиссии Льюис Капитан писал «В основании Скалы, в неповрежденном слое, существуют обработанные кремни (мы их сами видели). Их не мог сделать никто иной, кроме человека или гоминида, который существовал в третичный период. Мы, специалисты по доистории, нашли, что этот факт абсолютно очевиден.»

К удивлению, даже после доклада этой комиссии оппоненты Мойра, например Уоррен, упорно пытались доказать, что кремневые орудия откололись в результате давления пород. Уоррен сказал, что кремни могли быть раскрошены айсбергом о дно океана вдоль побережья. Но не известно ни одного случая, чтобы айсберги могли делать многочисленные ударные бугорки и наносить точное ретуширование, с каким мы встречаемся у мойровских орудий. Более того, многие из образцов с Красной Скалы лежат в середине осаждения, а не на твердой каменной поверхности, о которую их мог бы разбить айсберг. К тому же, английский антрополог Д. М. Кольс сообщал, что фоксхольские орудия находятся в осадочных слоях, которые очевидно представляют поверхности земли, а не приобретенные отложения. Это также отвергает идею о действии айсбергов, которую вообразил себе Уоррен.

После того, как Уоррен объяснил этот феномен действием айсбергов, споры поутихли в 1968 году: «То… что научный мир не считал возможным принять со всей определенностью то или иное мнение, необходимо отнести на счет совершенного невнимания к этой восточно-английской проблеме, которое стали проявлять к ней после лет бурных споров». Частично это может быть правдой, но существует другое возможное объяснение: члены ученого сообщества решили, что для того, чтобы похоронить открытия Мойра, лучше всего умалчивать о них, а не устраивать бурные и громкие споры. К 1950-м годам научный мир твердо связал эволюцию человека с раннеплейстоценовым африканским центром. И поэтому если постоянно пытаться опровергнуть свидетельства о теоретически невозможном плиоценовом населении Англии, то могли бы возникнуть неожиданные вопросы, возможно даже затруднения и трудности. Это позволило бы двум спорящим сторонам усилить свое противостояние. Политика замалчивания, была ли она намеренной или нет, действительно оказалась очень успешной для того, чтобы убрать с поля зрения человечества свидетельства Мойра. То, что никто не замечает, не надо защищать, а защищая или поддерживая что-либо получаешь очень мало.

Кольс представляет исключение из обычного инстинктивного отрицания открытий Мойра (или полного их замалчивания). Он чувствовал, что «опускать все эти материалы без какого-нибудь рассмотрения несправедливо», и в своем докладе в 1968 году он с некоторым колебанием признал некоторые из орудий подлинными.

Хотя большинство современных авторитетов даже и не упоминают об открытиях Мойра, все же редкое упоминание о нем ради отписки можно найти в книге Б. В. Спаркса и Р. Г. Веста «Ледниковые периоды Британии»: «В начале этого века многие кремни из нижнеплейстоценовых скал были описаны как артефакты. Например, кремни, причем некоторые из них оббиты с двух сторон, а из Красный Скалы около Ипсвича и так называемые „ростро-килевые“ орудия из основания Норвической скалы около Норвича. Сейчас считается, что все они имеют естественное происхождение. Они не удовлетворяют требованиям для идентификаций их как орудий, а именно: такой предмет имеет установленную и регулярную форму, найден в геологически возможном месте обитания, предпочтительно вместе с другими следами деятельности человека (то есть со следами обработки камня, убийства животных, использования огня), и на таком предмете имеются следы нанесения скалывающих ударов в 2-х или 3-х направлениях под скалывающимися углами». Профессора Кембриджского Университета Спаркс и Вест являются специалистами по плейстоцену в Британии.

Кратко отвечая Спарксу и Весту, мы можем отметить, что Мойр и другие авторитеты, такие как Осборн и Капитан, смогли классифицировать образцы со скал как определенные типы орудий (ручные проторубила, сверла, скребла и т. д.), которые можно сравнить с орудиями, которые входят в принятые палеолитические индустрии, в том числе в Мустье. Фоксхольское местонахождение, в котором была найдена известная челюсть, использовалась многими авторитетами для того, чтобы показать геологически возможное местообитание. Мойр считал, в этой области процветало производство и заметил там следы использования огня. Что же касается нанесения скалывающих ударов в нескольких направления под определенными углами, то это не является единственным критерием, который можно использовать для того, чтобы решить, обрабатывал ли каменные предметы человек.

Но даже в этом случае М. К. Баркит из Кембриджа все-таки нашел на некоторых орудиях, найденных Д. Рэйдом Мойром, скалы в нескольких различных направлениях под правильными углами. Баркитт, принимавший участие в работе международной комиссии по изучению мойровских орудий в 1920-е годы, дал о них благоприятный отзыв в книге «Древнекаменный век», которая вышла в свет в 1956 году.

Баркитта особенно поразила стоянка у Торингтон-Холла, который расположен в 2-х милях к югу от Ипсвича. Там в отложениях Скал были найдены кремневые орудия. «В Торингтон-Холле найдены нетронутые до сих пор двустворчатые раковины, которые располагались чуть выше артефактов… После их заложения не могло произойти никакого дифференциального движения отложений, например, такого, которое бы могло обусловить расщепления находящихся там кремней. Это не могло произойти потому, что обязательно привело бы к разрушению очень тонких створок на этих ракушках.»

Затем Баркитт сделал поразительное заключение касающееся орудий, открытых в Красной Скале и под ней: «Сами по себе эолиты в основном гораздо древнее, чем позднеплейстоценовые отложения, в которых они были найдены. В действительности некоторые из них могут датироваться доплиоценовым временем.» Иначе говоря, он был готов принять существование разумных гоминидов-производителей орудий в Англии, которые жили более 5 миллионов лет назад. Так как существует большое количество доказательств, например, останки скелетов существования в доплиоценовые времена людей полностью современного типа, то причин для отрицания возможности того, что мойровские орудия с нижних формаций скал были сделаны человеком разумным более 5-ти миллионов лет назад, нет.

Другим человеком, который выступал в поддержку мойровских находок, был Льюис Лики. Он писал в 1960 году: «Можно говорить с большей уверенностью, а не просто предполагать, что примитивные люди присутствовали в нижнем плейстоцене в Европе так же, как и в Африке. И конечно же пропорции образцов из отложений из-под Скал показывают, что они были людьми, и их нельзя рассматривать просто как результат природных сил. Однако орудия из нижней части скал принадлежат не раннему (нижнему) плейстоцену, но по крайней мере позднему плейстоцену.»

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных