Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Другие боласы и подобные предметы




 

Боласы из Мирамара важны тем, что они указывают на существование в Южной Америке в плиоцене человека с высоким уровнем развития культуры, и, возможно, даже раньше. Сходные орудия найдены в Африке и в Европе в плиоценовых формациях.

В 1926 году Джон Банстер, один из ассистентов Д. Рейда Мойра, нашел один особенно интересный предмет (рисунок 5.3). Банстер нашел его под плиоценовой Красной Скалой в Брамфорде, около Ипсвича (Англия).

 

Рис. 5.3. Камень для пращи из детритового горизонта под основанием Красной скалы в Брамфорде (Англия). Возраст снаряда — по крайней мере плиоцен. Но возможно, что и миоцен.

Мойр не исследовал этот объект с особой тщательностью. Но 3 года спустя предмет привлек внимание Генри Брейля. Он писал: «Когда я был в Ипсвиче с моим другом Д. Рейдом Мойром, и мы вместе изучали рисунки предметов, найденных в основании Красной Скалы в Брэмфорде, Д. Рэйд Мойр показал мне необычный яйцеобразный предмет, который извлекли из-за его необычной формы. Уже с первого взгляда мне показалось, что на нем есть искусственные бороздки и грани, и поэтому я более детально исследовал его через увеличительные стекла, которые используют минералоги (рисунок 5.4). Этот осмотр показал, что мое первое впечатление было совершенно правильным и что форму этому объекту придала рука человека». Брейль сравнил этот предмет с «метательными камнями из Новой Каледонии». Согласно Мойру, с Брейлем согласилось еще несколько археологов. Метательные камни и каменные шары представляют такой уровень технологической обработки, который всегда сопутствует современному человеку разумному. Можно вспомнить, что в детритовом пласте под Красной Скалой содержатся окаменелости и осадочные породы из плейстоценовых поверхностей, возраст которых варьируется от плиоцена до эоцена. Поэтому брамфордскому метательному камню может быть где-то 2–55 миллионов лет.

 

Рис. 5.4. На рисунке показаны следы искусственной обработки пращевого камня из детритового горизонта, расположенного под Красной скалой в Брамфорде (Англия).

В 1956 году Г. Х. Р. фон Кенигсвальд описал несколько артефактов из нижних уровней Олдувайкого ущелья в Танзании (Африка). Среди них было «множество камней, которые были оббиты до грубой сферической формы.» Фон Кенигсвальд писал: «Считается, что это чрезвычайно примитивная форма метательных шаров. Каменные шары этого типа, известные как боласы, до сих пор используют местные охотники в Южной Америке. Их зашивают в кожанную сумочку и привязывают 2–3 шара к длинной веревке. Охотник держит один шар в руке, а другим, или другими, размахивает несколько раз вокруг головы, а затем отпускает.» Если предмет, о котором сообщил Кенигсвальд, использовался точно так же, как и боласы в Южной Америке, то это подразумевает, что их производители могли обрабатывать не только камни, но также и кожу.

Однако все это становится проблематично, если учесть, что пачке I в Олдувае, где найдены каменные шары, 1,7–2,0 миллиона лет. Согласно общепринятым взглядам на человеческую эволюцию, в то время существовали лишь австралопитеки и Homo habilis. В настоящее время нет никаких определенных свидетельств, что австралопитеки использовали орудия, и в целом считается, что Homo habilis не мог использовать такой высокий уровень развития технологии, какой нужен для изготовления каменных шаров, если эти предметы действительно являются таковыми.

Опять мы сталкиваемся с ситуацией, которая порождает очевидное, но запрещенное предположение: возможно, что в Олдувае в самом начале плейстоцена жили существа со способностями современных людей.

Те, кто считает это предположение невероятным, несомненно ответят, что для подтверждения этого заключения нельзя предъявить никаких окаменелостей. В понятиях того, что сейчас понимается под свидетельством, это конечно же так. Но если мы несколько расширим наши представления, то столкнемся с реновским скелетом современного человека, найденного в верхней пачке II того же Олдувайского ущелья. А недалеко от туда, в Канаме, Льюис Лики нашел в раннеплейстоценовых осаждениях челюсть современного человека, как это заключила комиссия ученых. Возраст челюсти равен возрасту пачки I. Совсем недавно в Восточной Африке, в раннеплейстоценовых контекстах были найдены бедренные кости, кости походили на человеческие. Взятые в отдельности, эти бедренные кости сначала приписывались человеку умелому, но потом был найден относительно полный скелет человека умелого, по которому видно, что его анатомия, в том числе и бедренная кость, была почти как у обезьян. Это открывает возможность того, что бедренные кости, похожие на кости человека, которые однажды приписали человеку умелому, могли принадлежать анатомически современным людям, жившим в Восточной Африке в раннем плейстоцене. Если мы расширим круг наших поисков и обратимся к другим частям света, то сможем умножить число примеров окаменелых останков современных людей, найденных в раннем плейстоцене и раньше. В этом контексте каменные шары из Олдувая, вероятно, не являются какой-то неожиданностью. Но возможно, что эти предметы не боласы. Мэри Лики комментирует эту возможность: «Хотя нет непосредственных свидетельств в пользу того, что эти сфероиды использовались как боласы, все же не было предположено ни одного альтернативного объяснения многочисленности этих орудий и тому факту, что многим из них придавалась точная и аккуратная форма. Если они предназначались для мистификации, при существовании малой вероятности того, что их обнаружат, то вряд ли бы на их изготовление тратилось столько времени и труда.» Мэри Лики добавляет: «Л. С. Б. Лики твердо стоял на том, что они использовались как боласы, и это очень похоже на правду.»

Льюис Лики заявил, что нашел на том же уровне, что и боласы, одно подлинное костяное орудие. В 1960 году он сказал: «Это оказалось каким-то орудием для обработки кожи, что говорит о более продвинутом уровне жизни производителей Олдувайской культуры, которого ожидало большинство из нас.»

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных