ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 2. Криминалистическая идентификация и диагностика.Для подготовки к семинарскому (практическому) занятию в интерактивной форме необходимо изучить вопросы предлагаемые преподавателем. Вопросы: 1. Понятие и научные основы криминалистической идентификации. 2. Виды и объекты идентификации, идентификационный признак. 3. Стадии идентификационного исследования. 4. Значение криминалистической идентификации для расследования и раскрытия преступлений. 5. Понятие и научные основы криминалистической диагностики. Темы докладов: 1. Понятие, научные основы и задачи криминалистической идентификации. 2. Основные этапы идентификационного исследования. 3. Идентификационный признак, предъявляемые к нему требования, критерии оценки его идентификационной значимости. 4. Теория криминалистической диагностики, ее становление и научные основы. Форма занятия – работа в малых группах «Решение задач». Цель введения активных/интерактивных - обеспечение диалогического взаимодействия в совместной деятельности. Цель занятия – в результате изучения темы студенты должны уяснить научные основы таких частных криминалистических теорий, как теория идентификации и теория диагностики; определить место данных теорий в системе криминалистики; понять, в чем значение и содержание криминалистических идентификации и диагностики при расследовании преступлений. В ходе занятия у обучаемых целесообразно сформулировать умение определять и анализировать основные приемы планирования расследования и проведения следственных действий на различных этапах расследования преступлений, совершенных организованными преступными группами, иностранными гражданами, несовершеннолетними. Форма /технология проведения занятия – работа в малых группах. Перед тем как разделить аудиторию на группы, преподаватель объясняет задание: каждая группа получит описание ситуации, необходимо обсудить, как нужно поступить в этой ситуации, подготовить объяснение ответа, а после окончания работы групп – представить свой ответ аудитории. Преподаватель раздает студентам задачки из упражнения «задачи». Можно раздать одинаковые задачи всем группам, и сравнить мнения групп. Количество задач для одной группы преподаватель определяет самостоятельно. По окончании работы групп, представители каждой группы презентуют работу. Студенты работают в группе. Аудитория делится на малые группы по 3-4 студента в группе. Желательно, чтобы в одной группе оказывались студенты, которые мало общаются друг с другом (это поможет группе избежать разговоров на отвлеченные темы). Оценка успешности учебной деятельности осуществляется путем присвоения баллов группе, наиболее развернуто и точно решившей представленную задачу. Форма представления студентами конечного результата – заключение. Дидактическое /техническое оснащение: Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ // Российская газета. № 113. 18.06.1996*; Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Российская газета. № 249. 22.12.2001*; Криминалистика: Практикум / Под ред. Н.П. Яблокова. – М.: Юристъ, 2005*.
Не зная теорию идентификации, невозможно провести криминалистическое исследование (сравнение) объектов, которые могут стать доказательствами. При подготовке к данной теме, следует обратить внимание на следующее: Криминалистическая идентификация – это процесс установления тождества объекта или личности по совокупности общих и частных признаков, осуществляемый с целью решения вопроса о том, является ли данный объект искомым. В процессе идентификации участвуют объекты двух видов: идентифицируемый (отождествляемый) - объект, тождество которого устанавливается; идентифицирующий (отождествляющий) - объект, с помощью которого устанавливается тождество. В теории и практике криминалистической идентификации различают две формы отражения: материально-фиксированную и психофизиологическую. Первая означает объективную фиксацию признаков в материальных объектах. К ним относятся следы (рук, ног, оружия, транспортных средств и т. п.); фотоснимки (живых лиц, трупов, вещественных доказательств, участков местности, строений и т. д.); описания (в том числе картотеки учета) и подобные им объекты. Психофизиологическая форма - отображение мысленного образа предмета в памяти конкретного лица - носит субъективный характер. Поэтому субъектом отождествления (лицом, осуществляющим идентификацию) здесь может быть только человек, в сознании которого запечатлен данный образ. Идентификация может проводиться в двух формах: процессуальной и непроцессуальной. Процессуальная форма идентификация осуществляется в виде экспертизы или в ходе проведения другого следственного действия. Результаты идентификации, отраженные в заключении эксперта или в протоколе следственного действия, приобретают значение доказательств. Непроцессуальной является идентификация осуществляемая в оперативных целях, а также предварительные, до экспертные исследования следователя или специалиста. Идентификационный признак - индивидуализирующий признак, присущий сравниваемым объектам и используемый в целях идентификации. Для того чтобы признак можно было использовать в качестве идентификационного, он должен отвечать следующим условиям: а) специфичность признака, т.е. способность выделять объект, отграничивать его от группы однородных объектов; б) выраженность признака, т.е. способность к систематическому адекватному отображению; в) относительная устойчивость признака. При всей значимости криминалистической идентификации многие доказательственные факты по уголовным делам устанавливаются без ее использования. Первоначально эти исследования в криминалистической литературе именовались неидентификационными, но после 1972 г. их стали называть диагностическими. В настоящее время к криминалистической диагностике относят исследование свойств и состояний объекта (ситуации) с целью установления происшедших в нем изменений, определение причины этих изменений и ее связи с совершенным преступлением.
Тема 3. Общие положения криминалистической техники. Для подготовки к семинарскому (практическому) занятию необходимо изучить вопросы предлагаемые преподавателем. Вопросы: 1. Понятие, система и задачи криминалистической техники. 2. Средства и методы криминалистической техники, применяемые для обнаружения, фиксации и изъятия следов и иных доказательств. 3. Методы, средства и возможности предварительного и экспертного исследования следов преступления. Темы докладов: 1. Понятие, история возникновения и развития криминалистической техники. 2. Виды технико-криминалистических средств и методов, применяемых в раскрытии и расследовании преступлений.
Готовясь к практическому занятию по теме «Общие положения криминалистической техники», следует обратить внимание на следующие положения: Криминалистическая техника — одно из первых сложившихся в криминалистике понятий, основа науки на этапе ее становления (тогда она называлась «уголовной»). В настоящее время это один из разделов криминалистики, в котором дается система научных положений и основанных на них технических (в широком смысле) средств, приемов и методов, предназначенных для собирания и исследования доказательств в процессе судопроизводства по уголовным (и гражданским) делам, иных мер раскрытия и предупреждения преступлений. Средства, приемы и методики криминалистической техники представляют собой естественнонаучные и технические знания. Как раздел криминалистики, криминалистическая техника состоит из элементов, образующих собственную систему, в которую входят: общие положения, включающие систему и задачи криминалистической техники, элементы частных криминалистических теорий и учений (например, учения о навыках, о механизме следообразования, теории идентификации и др.), общую характеристику технико-криминалистических средств, правовые основания их применения; криминалистическая фотография, видеозапись; криминалистическая габитология (криминалистическое исследование внешних признаков человека); криминалистическая трасология (криминалистическое исследование следов); криминалистическое исследование оружия, боеприпасов, взрывных устройств и следов их применения; криминалистическое исследование документов, в которое входят: судебное почерковедение; судебное автороведение; технико-криминалистическое исследование документов; криминалистическая фоноскопия (установление человека по голосу); криминалистическая одорология (исследование запаховых следов человека); криминалистическое исследование веществ и материалов; криминалистическая регистрация. Криминалистическая техника использует как общенаучные, так и специальные методы. В зависимости от источника происхождения и степени приспособления к нуждам судопроизводства технико-криминалистические методы и средства делятся на три группы: а) методы и средства, разработанные в криминалистике специально для собирания и исследования розыскной и доказательственной информации; б) методы и средства, заимствованные криминалистикой из других отраслей науки и техники, но конструктивно приспособленные для решения технико-криминалистических задач; в) методы и средства, которые заимствованы криминалистикой из других отраслей науки и техники и применяются без каких-либо конструктивных изменений. Субъектами применения криминалистической техники являются следователи, оперативные работники, эксперты-криминалисты органов внутренних дел и других правоохранительных органов. К основным направлениям применения криминалистической техники в профилактике преступлений относятся следующие: -выявление условий, способствующих совершению преступлений; -создание условий, способствующих быстрому, обнаружению лиц, совершивших преступления; -разработка технико-криминалистических средств, затрудняющих или исключающих достижение преступного результата; -разработка технико-криминалистических средств пресечения преступлений. При изучении данного раздела, необходимо также усвоить язык криминалистической техники: ее основные категории и систему терминов (след, механизм следообразования, форма следа, информатика следа, признак и др.); провести систематизацию технико-криминалистических средств обеспечения криминалистической деятельности. Изучение криминалистической техники должно сопровождаться освоением нормативно-правовых, организационно-тактических и научных проблем использования криминалистической техники в предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|