Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 8. Особенности устной публичной речи




Публичная речь в настоящее время играет все более активную роль в жизни общества. Владение умением выступать публично, эффективно воздействовать на аудиторию при помощи слова является важной предпосылкой успеха во многих областях и видах профессиональной деятельности: политике, менеджменте, торговле, юриспруденции, педагогике, сервисе и др. Эффективность публичного выступления обусловливается знанием уместности высказывания, логикой, эмоциональностью и выразительностью речи оратора. Наибольшее впечатление производит речь говоримая, но не читаемая по рукописи. Важно создать у слушателя впечатление, что речь творится непосредственно в момент выступления, которое должно звучать как разговор с аудиторией. Коммуникативность, установка на живое общение со слушателями создается разговорностью речи, зрительным и голосовым контактом. Вместе с тем каждая речь, рассчитывающая на успех, должна тщательно готовиться и продумываться. При этом намечается цель, определяется материал, способы его подачи и расположения, разрабатывается план речи (тезисы, подтезисы), определяются средства речевого воздействия. При выборе темы выступления необходимо стремиться к тому, чтобы она была интересна как для самого оратора, так и для его слушателей. Целью выступления могут быть развлечение, информация, воодушевление, убеждение, побуждение (агитация). Главными источниками материала для выступления являются: 1) личный опыт; 2) размышления и наблюдения; 3) беседа; 4) чтение.

Ораторское искусство никогда не было однородным. Исторически в зависимости от сферы применения оно подразделялось на различные роды и виды. В отечественных риториках выделяются следующие основные роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (богословско-церковное). Каждый род объединяет определённые виды речи с учётом функции, которую выполняет речь с социальной точки зрения, а также ситуации выступления, его темы и цели.

К социально-политическому красноречию относят выступления, посвящённые вопросам государственного строительства, экономики, права, этики, культуры, продуцируемые в парламенте, на митингах, общественных собраниях, заседаниях и т.д.; к академическому красноречию – учебную лекцию, научный доклад, обзор, сообщение; к судебному – речи, произносимые участниками судебного процесса – прокурором, адвокатом, обвиняемым и др.; к социально-бытовому – приветственные, застольные, юбилейные речи и т.п.; к богословско-церковному – проповеди, речи на соборе.

Для воздействия на аудиторию используются как логические, так и эмоциональные аргументы.

Логические аргументы: 1) факты и обобщение их (индукция); 2) аналогия (используется только в том случае, если уместно сопоставление явлений); 3) умозаключение о причинной зависимости (имеет два вида: заключение от причины к следствию и заключение от следствия к причине); 4) дедукция, или умозаключение из общего положения.

Пояснение: дедукция состоит из трех суждений: большой посылки – общего положения – заключения. Этот трехстепенный процесс называется силлогизмом. Пример силлогизма из «Риторики» М.В. Ло­моносова:

I. Всяк благоразумный рассуждает о будущем.

II. Но Семпроний не рассуждает о будущем.

III. Следовательно, Семпроний неблагоразумен.

I - большая посылка, II - малая посылка, III - заключение.

Эмоциональные (психологические) аргументы: 1) физическое благополучие (сохранение жизни и безопасности), свобода, удобство, привычки слушателей; 2) материальные, экономические и социальные интересы публики; 3) чувство собственного достоинства собравшихся; 4) истина и право (стремление людей к правде и справедливости).

Любая тема речи нуждается в разработке, т. е. в создании набора так называемых «общих мест» или заранее разработанной системы понятий, предлагающей «способы мысли» о любой данной теме. «Общее место», или топос – это смысловая модель речи. Топосы (или топы) можно разделить на три группы: определение (имя, род-вид, часть-целое, сущность), соположение (сопоставление и противопоставление) и обстоятельство (место, время, цель, причина, образ действия).

Публичные речи обычно имеют три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении выделяется зачин (его цель – привлечь внимание) и завязка (ее цель – заинтересовать аудиторию). В основной части формулируется и поясняется тезис, главное положение речи, приводятся аргументы и факты в его поддержку. Цель заключения – усилить значение сказанного и создать соответствующую установку и настроение у слушателя. В заключении могут содержать­ся напоминание исходного тезиса, обобщение и призыв.

Важную роль для создания выразительности речи оратора играют так называемые тропы (выразительные средства) и фигуры (особые приемы речи, повышающие ее убедительность и силу воздействия). Примером тропа может служить метафора, примером фигуры – риторический вопрос (более подробно о тропах и фигурах красноречия см. в приложении 2).

Вопросы:

1. В чем заключаются причины возрастания роли публичной речи в современном обществе?

2. Что необходимо для успеха речи оратора?

3. Каковы требования к языку и стилю публичного выступления?

4. Охарактеризуйте основные роды и виды ораторской речи.

5. Какие виды логических и психологических аргументов вы знаете?

 

Задания:

Задание 1. Насколько удовлетворяет требованиям, предъявляемым к публичной речи современная практика технических средств массовой коммуникации? Выберите для оценки одну из программ радио или ТВ, которая содержит выступление, беседу или интервью. Какие моменты в организации общения, в форме и содержании речи показались вам удачными, целесообразными? Что мешало общению, затрудняло речевой контакт и понимание? Составьте план краткого выступления ответа на эту тему (3-5 мин).

Задание 2. Изучите таблицу 8.1. «Композиционное построение речи». Какова задача каждой композиционной части выступления? Какие приемы привлечения внимания, с вашей точки зрения, наиболее действенны? Как вы понимаете требование максимальной лаконичности?

Таблица 8.1.

Композиционное построение речи

Части выступления Приёмы привлечения внимания
Вступление Задачи: Пробудить интерес к теме предстоящего разговора - Установить контакт - Подготовить слушателей к восприятию выступления - Обосновать постановку вопроса Основное условие - максимальная лаконичность.   II. Главная часть Задачи: - Последовательно разъяснить выдвинуть положения - Доказать их правильность - Подвести слушателей к необходимым выводам.   III. Заключение Задачи: - Суммировать сказанное - Повысить интерес к предмету речи -Подчеркнуть значение сказанного - Поставить задачи - Призвать к непосредственным действиям (в митинговой речи).     - Обращение - Изложение цели выступления, обзор главных разделов темы - Прием сопереживания - Изложение парадоксальной ситуации - Апелляция к интересам аудитории - Прием соучастия     - Апелляция к событиям - Апелляция к географическим или погодным условиям - Апелляция к речи предыдущего оратора - Апелляция к авторитетам или известным источникам   - Апелляция к личности оратора - Юмористическое замечание - Вопросы к аудитории.  

[8,с.320-321].

Задание 3. Определите, какие ошибки допущены в следующих ситуациях начала общения, нередко встречающихся в практике публичной речи.

«Я хочу рассказать вам сегодня о…»

« Может, я скажу не совсемудачно, но...»

«Дорогие друзья! Позвольте рассказать вам...»

«Я еще только начинаю свою деятельность. Но попробую объяснить вам...»

«Вы, конечно, уже знаете, что я сегодня имею честь сообщить»

«Все вы помните, что Петербург был основан в 1703 году»

«Япостараюсь решить ваши проблемы: все вы хотите делать это лучше?»

"Не буду долго утомлять вас и скажу коротко, если позволите..."

«Я очень волнуюсь, поэтому прошу простить мне некоторую сум­бурность...»

«Вы, вероятно, подумаете, что я плохо знаю предмет...»

«Явсегда заинтересован в том же, в чем заинтересованы вы...»

[33, с. 22].

Задание 4. Прочитайте следующий текст, ответьте на вопросы:

Какие ошибки допущены в тексте? Найдите их, выпишите, объясните, как нужно сказать в каждом отдельном случае.

После того, как все ошибки исправлены, перепишите тест начис-
то так, как он должен выглядеть, по вашему мнению.

Выступление на собрании

Значит, это, я, честно говоря, позволю, понимаете, потратить, так сказать, две минуты на мое сообщение, как я болею душой, как профессионал, и преклоняюсь, значит, перед аудиторией за все ихние труды по менеджменту и всю работу фирмы, конечно, очень знаю, понятно.

Конечно, поэтому нужно, в общем, так сказать, послать ваши, можно сказать, образцы, значит, в дирекции на местах, и они, это, прийдут к вам обратно, вот.

Скажу одно, я не думаю, скажем так, начинать, уважаемые, сначала, а надо, значит, делать сначала, и все, чего тут не понимать, понимаете?

А еще, значит, вопросы встали за общий план, поговорили, или его совсем не делать, честно говоря. Да ради Бога, пусть бы кто и не знал, а в кассе пусто, значит. В купе с образцами, деньги, честно сказать, могут сделать аврал, нежели чем закрывать филиал. Смотрите, я уже стихи выражаю, и будете персонал, который, как все говорят – «персона нан гранда».

Ну, а теперь, честно говоря, хватит, серьезно. Нет другой пути, как вверх и вперед, взад – не пройдет. И не на дядю, это значит, это сваливать, а только на себя. Мы профессионалы, так сказать. Определить понимаете, и в дело, если, так сказать, нужно.

Если есть вопросы, может быть, есть, то тут и отвечать не надо: все, честно говоря, скажем, понятно, если нет умников и бездельников, которые не желают, вот и все, а думают, что он, значит, на нас, конечно, ругается без начала.

А все инженера, так сказать, отделов, они, значит, останутся еще, понимаете, ну хотя бы минут на 20 или, значит, 30, точно.

Спасибо, как говорится, Вам, значит за внимание, вот так. И, значит, займемся делами повсеместно, чтобы начать, углубить успехи и принять новые примеры для нашего фирменного процветания. Счастливой вам пути. Ехайте прямо и вперед, и нечего смотреть, значит, повернув голову взад. Поэтому у меня и конец, понимаете, так сказать. Наша цель – более два миллиона рублей, и ни грамма меньше. Вот. В районе – три миллиона, как наша целевая программа, понимаете, вот так. Извиняюсь, если что... (По Д. Н. Александрову, с. 457-458)

Задание 5. Прочитайте речь адвоката Ф.Н. Плевако в защиту старушки из Сызрани, которая украла жестяной чайник стоимостью около 50 копеек и была предана суду присяжных, так как она являлась потомственной почетной гражданкой. Прокурор требовал наказания для совершившей кражу, не взирая на ее почтенный возраст и ничтожную стоимость похищенного, в связи с тем, что неуважение к праву частной собственности может привести к разрушению основ государства, однако присяжные взяли сторону адвоката и оправдали подзащитную. Определите, какие выразительные средства и аргументы использует адвокат для убеждения присяжных. Можно ли доводы назвать корректными?

«Много бед, испытаний пришлось претерпеть России за ее больше, чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Около двух десятков языков обрушилось на нее, взяли Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь... Старушка украла старый чайник ценою в тридцать копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно».

Задание 6.Подготовьте текст информационной речи (на 5 минут). Обоснуйте актуальность выбранной темы. Используйте во вступлении приемы привлечения внимания аудитории. Обратите особое внимание на заключительные фразы речи. Составьте и сообщите аудитории план речи. Учтите, что ваша аудитория – слушатели группы. Изучите внимательно памятку по составлению информационной речи.

I. Примерные темы для информационной речи:

- События в нашей стране.

- События за рубежом.

- Новости науки и техники.

- Новости культурной жизни города.

- Спортивные новости.

- Новинки литературы.

- Роль компьютеров в производстве (экономике, образовании и пр).

II. Схема оценки информационной речи:

1. Тема и цель.

Интересны? Уместны? Актуальны?

2. Вступление. Интересно ли?

Использован ли прием привлечения внимания?

Не слишком ли длинно?

3. Главная часть:

Продуман ли план?

Весь ли материал относится к делу?

Достаточно ли примеров?

Конкретно ли содержание?

Достигнута ли цель?

4. Заключение:

Ясно? Есть ли обобщение сказанного?

5. Произношение

Уверен ли говорящий в себе?

Правильна ли поза? Жесты?

Удачен ли темп речи? Не монотонно ли?

Есть ли контакт с аудиторией?

Есть ли речевые ошибки?

III. Памятка по составлению информационной речи

«Информационная речь с первого до последнего слова – продукт обдуманного плана. Иначе она не будет ни интересна, ни ясна. Достичь того и другого можно, если она построена с учетом интересов слушателя, на целесообразном сочетании элементов нового и старого, конкретна в частностях и в целом, если она поддерживает ощущение поступательного движения, использует моменты конфликтно-драматического порядка, создает в аудитории все нарастающее ожидание, завершаемое развязкой.

Вступление следует подобрать и проработать так, чтобы оно вызвало внимание, приподняло интерес, пояснило намерения оратора. Главная часть речи должна быть развита в соответствии с определенным планом и с учетом тематического задания, состава аудитории и обстановки.

В заключении еще раз поясняется поставленная цель, поднимается на высшую ступень интерес слушателей, подчеркивается смысл речи и делается все возможное, чтобы создать у аудитории надлежащее настроение» (П. Сопер).

Задание 7. Ознакомьтесь с некоторыми типовыми планами агитационных выступлений, предложенными Д. Карнеги. Подготовьте на основе одного из них агитационное выступление на близкую для вас тему (3-5 мин). Подумайте о средствах привлечения и удержания внимания аудитории, логических и эмоциональных аргументах, о выразительной стороне речи. Особенно тщательно проработайте начало и заключительную часть своего выступления.

А. 1. Изложение фактов. 2. Соображения, вытекающие из них. 3. Призыв к действиям.

Б. 1. Продемонстрировать нечто плохое. 2. Показать, как исправить дело. 3. Просьба о сотрудничестве.

В. 1. Вот положение, которое надо исправить. 2. Нам для этого надо то-то и то-то. З. Вы должны помочь по таким-то причинам.

Г. 1. Добиться интереса и внимания. 2. Завоевать доверие. 3. Изложить факты и разъяснить достоинства вашего предложения. 4. Привести убедительные мотивы, побуждающие людей действовать.

Задание 8. Продумайте и запишите систему доводов для доказательства тезиса: «Образованный человек – полезный человек».

Задание 9. Прочитайте Геттисбергскую речь Авраама Линкольна (19 ноября 1863 г.) Проанализируйте данную речь следующим образом:

1. Выделите основные идеи и понятия, на которых строится речь.

2. Разберите композицию речи: каковы особенности вступления, на какие части делится основная часть речи, чем характеризуется заключение.

3. Какие словесные средства создают стиль данной речи?

Восемьдесят семь лет назад отцы наши заложили на этом континенте основы новой нации, зачатой в свободе и преданной идее, что все люди созданы равными. Ныне мы вовлечены в великую междоусобную войну, исход которой должен решить, может ли эта нация или иная, рожденная в тех же условиях и преданная той же идее, рассчитывать на длительное существование.

Мы собрались на великом бранном поле этой войны. Мы пришли сюда, чтобы посвятить часть его месту последнего упокоения тех, кто отдал свою жизнь во имя жизни нации. Правильно и достойно то, что мы делаем.

Но, строго говоря, мы не сможем ни освятить, ни почтить, ни возвеличить эту землю. Сражавшиеся здесь храбрецы, живые и мертвые, освятили ее настолько, что не в наших силах прибавить или отнять что-либо. Мир едва отметит и недолго будет хранить в памяти, что мы здесь говорим, но он никогда не забудет того, что они совершили.

Скорее мы – живые – должны отдать себя тому незавершенному делу, которому они столь благородно послужили. Нам – живым – скорее надлежит посвятить себя великой задаче, все еще стоящей перед нами. От этих мертвых, чтимых нами, мы должны воспринять еще большую преданность делу, за которое они отдали все, чем только можно было доказать преданность. И мы обязаны дать торжественную клятву, что не напрасно погибли они, что наша нация с помощью Божьей вновь возродится к свободе, и власть волей народа, посредством народа и для народа не исчезнет с лица земли.

Задание 11. Внимательно прочитайте речь Козьмы Минина. Какие логические и эмоциональные аргументы использует оратор и какую роль в увеличении воздействующей силы речи играют здесь тропы и фигуры?

Сограждане! Отечество гибнет! Свирепость врага неимоверна, они заняли Москву, если падет Москва, падем и мы. Пожертвуем всем, заложим жен и чад наших и искупим Отчество. Вождь Пожарский укажет нам путь к победе. Сограждане! Решите, что ожидает нас – рабство или свобода.

 

. Литература

1. Аванесов, Р. И. Русское литературное произношение [Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. N 2101 "Рус. яз. и лит."] Р. И. Аванесов. - 6-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1984 - 383 с.

2. Агеенко, Ф. Л.. Словарь ударений русского языка: 82 500 словар. единиц Ф. Л. Агеенко, М. В. Зарва; Под ред. М. А. Штудинера. - 8. изд., перераб. и доп. М.: Айрис-пресс: Рольф, 2000 - 807, [1] с.

3. Александров, Д. Н. Риторика: учеб. пособие для студентов вузов Д. Н. Александров. - [3-е изд.] М.: Флинта: Наука, 2004 (ГУП ИПК Ульян. Дом печати - 622, [1] с.

4. Александрова, З. Е.Словарь синонимов русского языка: практ. справ.: ок. 11 000 синоним. рядов З. Е. Александрова. - 13-е изд., стер. М.: Рус. яз. Медиа, 2005: ОАО Можайский полигр. комб. - 564, [3] с.

5. Бирих, А. К. Словарь фразеологических синонимов русского языка: Ок. 7000 фразеологизмов: Св. 900 синоним. рядов А. К. Бирих, В. М. Мокиенко, Л. И. Степанова; Под ред. В. М. Мокиенко М.: Астрель: АСТ, 2001 - 494, [1] c.

6. Бобылев, Б. Г. Теоретические основы филологического анализа художественного текста: Монография. – Орел: ОрелГТУ, 2003. – 206 с.

7. Введенская Л.А. Культура и искусство речи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

8. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: для студентов вузов Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева Ростов н/Д: Феникс, 2004 - 249, [1] с.,21 см.. - (Серия "Шпаргалки").

9. Введенская, Л. А. Учебный словарь омонимов русского языка Л.А. Введенская, Н.П. Колесников М.: МарТ, 2005 Ростов н/Д: Тул. тип. - 254, [1] с.

10. Вербицкая, Л. А. Давайте говорить правильно: Пособие по рус. яз.: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. бакалавров и магистров "Филология", специальности "Филология", направлению подгот. дипломир. специалистов "Лингвистика и межкультур. коммуникация" Л.А. Вербицкая. - 2. изд., испр. и доп. М.: Высш. шк., 2001 - 238, [1] с.

11. Волков, А. А. Основы русской риторики: Дис.... д-ра филол. наук М.: Изд.-во фил. фак. МГУ им. М. В. Ломоносова, 1996 - 313 с.,21х15 см. - Библиогр. в подстроч. примеч..

12. Гойхман, О. Я. Речевая коммуникация: Учеб. для студентов вузов, специализирующихся в обл. сервиса О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина; Под ред. О.Я. Гойхмана М.: ИНФРА-М, 2003 (Тул. тип. - 269, [2] с.

13. Голуб, И. Б. Искусство риторики: пособие по красноречию И. Б. Голуб Ростов-на-Дону: Феникс, 2005 - 374, [6] с.,21 см.. - (Серия "Империя успеха").

14. Голуб, И. Б. Стилистика русского языка: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Журналистика" И. Б. Голуб. - Изд. 6-е М.: Айрис-пресс, 2005: ОАО Можайский полигр. комб. - 441, [1] с.

15. Голуб, И. Б. Упражнения по стилистике русского языка: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Журналистика" И.Б. Голуб. - 5-е изд. М.: Айрис-пресс, 2005: ОАО Можайский полигр. комб. - 231, [1] с.

16. Горбачевич, К. С. Нормы современного русского литературного языка К. С. Горбачевич. - 3-е изд., испр. М.: Просвещение, 1989 - 208 с.

17. Горбачевич, К. С. Словарь синонимов русского языка: более 4000 синонимов К. С. Горбачевич М.: Эксмо, 2005: ГУП ИПК Ульян. Дом печати - 599, [2] с.

18. Ефремова, Т. Ф. Словарь грамматических трудностей русского языка: свыше 2500 словар. ст. Т.Ф. Ефремова, В.Г. Костомаров М.: Рус. яз.-Медиа, 2003 (ОАО Можайский полигр. комб. - 345, [1] с.

19. Жуков, В. П. Словарь фразеологических синонимов русского языка Ок. 730 синоним. рядов В. П. Жуков, М. И. Сидоренко, В. Т. Шкляров; Под ред. В. П. Жукова М.: Рус. яз., 1987 - 440,[1] с.

20. Ивакина, Н. Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов): Учеб. пособие Н.Н. Ивакина М.: Юристъ, 2004 (ГУП ИПК Ульян. Дом печати - 383 с.

21. Казарцева, О. М. Культура речевого общения: Tеория и практика обучения: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений по специальности 031200 "Педагогика и методика нач. обучения" О. М. Казарцева. - 5. изд. М.: Флинта: Наука, 2003 (Великолук. гор. тип. - 495, [1] с.

22. Карнеги, Дейл Собрание сочинений: В 3 т. / Д. Карнеги Т. 2. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично; Звездные моменты из жизни мировых знаменитостей - 429 с.

23. Кожин, А. Н. Функциональные типы русской речи [Учеб. пособие для филол. спец. ун-тов] А. Н. Кожин, О. А. Крылова, В. В. Одинцов М.: Высш. школа, 1982 - 223 с.

24. Кохтев, Н. Н. Риторика Учеб. пособие для учащихся 8-11-х кл. учеб. заведений с углубл. изуч. гуманит. предметов, а также для лицеев и гимназий Н. Н. Кохтев М.: Просвещение, 1994 - 206,[1] с.

25. Кошелева, С. В. Основы делового общения: учебное пособие / С. В. Кошелева. – Орел: ОрелГТУ, 2005. - 70 с.

26. Культура речи и стилистика. Учебно-методическое пособие для студентов нефилологических факультетов. – Орел: ОрелГТУ, 2001. – 82 с.

27. Лингвистический энциклопедический словарь Гл. ред. В. Н. Ярцева. - 2. изд., доп. М.: Большая Рос. энцикл., 2002 (Моск. тип. ј 2 - 707, [2] с.

28. Михальская, А. К. Основы риторики Мысль и слово: Учеб. пособие для учащихся 10-11-х кл. общеобразоват. учреждений А. К. Михальская М.: Просвещение: АО "Моск. учебники", 1996 - 416 с.

29. Мурашов, А. А. Профессиональное общение: воздействие, взаимодействие, успех: (Общ. риторика в компакт. изложении) А.А. Мурашов М.: Пед. о-во России, 2000 - 93, [2] с.

30. Новиков, В. А. Толковый словарь: термины рыночной экономики В. А. Новиков М.: Наука, 1994 - 231,[2] с.

31. Новые слова и значения Слов.-справ. по материалам прессы и лит. 80-х гг. Рос. акад. наук, Ин-т лингвист. исслед.; [Т. Н. Буцева и др.]; Под ред. Е. А. Левашова СПб.: Дмитрий Буланин, 1997 - 903,[1] с.

32. Новые слова и значения Словарь-справочник по материалам прессы и лит. 70-х годов [Е. А. Левашов, Т. Н. Поповцева, В. П. Фелицына и др.]; Под ред. Н. З. Котеловой М.: Рус. яз., 1984 - 805 с..

33. Новый краткий словарь иностранных слов: св. 6500 слов [отв. ред. Н. М. Семенова] М.: Русский язык - Медиа, 2005 - 793, [1] с.

34. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: около 53 000 слов С. И. Ожегов; под общ. ред. Л. И. Скворцова. - 24-е изд., испр. М.: Оникс 21 век: Мир и Образование, 2005: АООТ Твер. полигр. комб. - 894, [1] с.

35. Петрякова, А. Г. Культура речи Практикум: Для студентов сред. пед. учеб. заведений А. Г. Петрякова. - 2-е изд., испр. М.: Изд. центр "Академия": Флинта, 1997 - 125,[1] с..

36. Петрякова, А. Г. Культура речи: Практикум-справ. для 10-11-х кл.: [Научит говорить и писать правильно на основе анализа распростран. ошибок]. - 4. изд., испр. М.: Флинта: Наука, 2002 - 253, [2] с.

37. Риторика или Ораторское искусство: учеб. пособие для студентов вузов авт.-сост. И. Н. Кузнецов М.: ЮНИТИ, 2004 (ГУП ИПК Ульян. Дом печати - 431 с.

38. Рождественский, Ю. В. Теория риторики: учеб. пособие для студентов филол. специальностей ун-тов Ю. В. Рождественский. - 3-е изд. М.: Флинта: Наука, 2004 - 510 с.

39. Розенталь, Д. Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию / Розенталь Д. Э., Джанджакова Е. В., Кабанова Н. П.. - 3. изд., испр. М.: ЧеРо, 1999 - 399, [1] с.

40. Розенталь, Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке: А-Я Д. Э. Розенталь. - Изд. 10-е М.: Айрис-Пресс, 2005: Твер. полигр. комб. дет. лит. - 361 с.

41. Русский язык: Энциклопедия М.: Дрофа: Большая Рос. энцикл., 2003 - 703 с. Словарь антонимов русского языка [отв. ред.: Е. Бузаева] Ростов н/Д: Феникс, 2005: ФГУИПП Курск - 238, [1] с.,21 cм.. - (Серия "Словари"). - ISBN 5-222-05238-9 (в пер.)

42. Русский язык для студентов-нефилологов: учеб. пособие по пед. образованию М. Ю. Федосюк [и др.]. - Изд. 10-е М.: Флинта: Наука, 2005 (Великие Луки: Великолук. гор. тип. - 251, [1] с.

43. Современный словарь иностранных слов: А-Я: толкование, словоупотребление, словообразование, этимология: около 7200 слов, 14400 словосочетаний и предложений, 1750 цитат Л. М. Баш [и др.]. - Изд. пятое, стер. М.: Цитадель-Трейд, 2005 (Архангельск: ИПП Правда Севера - 959 с.

44. Стернин, И. А. Практическая риторика: Учеб. пособие для студентов вузов И. А. Стернин М.: Academia, 2003 (ГУП Сарат. полигр. комб. - 268, [1] с.

45. Толковый словарь рыночной экономики - 2-е изд., доп. М.: Рекл.-изд. фирма "Глория", 1993 - 301 с.

46. Фразеологический словарь русского языка / Сост.: Л. А. Войнова [и др.]; Под ред. А. И. Молоткова. - 6. изд., испр. и доп. М.: Астрель: АСТ, 2001 - 510, [1] с.

47. Цейтлин, С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение Учеб. пособие С. Н. Цейтлин. - 2-е изд., испр. СПб.: Изд. дом "МиМ", 1997 - 187,[1] с.

48. Чернышева, З. Ф. Деловое письмо. Часть 1. Российское письмо: методические указания по самостоятельной работе студентов / З. Ф. Чернышева. – Орел: ОрелГТУ, 2002. - 29 с.

Приложение 1






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных