ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Автаркия больших пространствАмериканский опыт протекционизма, резко контрастирующий с британским либеральным империализмом, внимательно исследовал в XIX веке немецкий экономист Фридрих Лист (1789 — 1846), систематизировавший такой подход в концепте «экономического национализма» или «автаркии больших пространств» [xvi]. Согласно Листу, если два национальных Государства, одно из которых более экономически и индустриально развито, нежели другое, устанавливают между собой экономические отношения по принципу свободной торговли (фритрейдерства), то уровни их национальных экономик не выровняются, вопреки утверждениям либералов, но более развитые обогатятся, а менее развитые только затормозят свое развитие. Поэтому единственный способ обеспечить развитие экономики перед лицом более успешного конкурента, это тонко манипулировать протекционистскими мерами. Лист показывает, что именно такая политика привела США к экономическому успеху и обеспечила высокие темпы развития и роста. Такой принцип вполне применим к теориям классического реализма и широко заимствовался его представителями (в частности, К. Шмиттом). Однако протекционизм Листа имеет одну важную особенность, которая заставляет выделить его идеи (впрочем, как и идеи Карла Шмитта) в сторону от магистрального направления классического реализма. Дело в том, что Лист был убежден, что протекционистские меры сами по себе не смогут обеспечить рывка развития, т. к. «закрытое торговое Государство» (к которому призывал немецкий философ И.Г. Фихте) будет в таком случае все же обречено на догоняющее развитие. Поэтому Лист предлагает экономическую интеграцию, выходящую за предел национальной территории, но только с теми обществами, экономический уровень которых приблизительно равен уровню данной страны. При этом желательно, чтобы участники такого объединения разделяли некоторые общие культурные черты (этнические, религиозные и т. д.). В таком случае Государство получит экономические дивиденды от расширение рынка, новые стратегические и ресурсные мощности, но не станет жертвой неравновесного разделения труда, как в случае свободной торговли с более развитым партнером. Эта теория получила практическое выражение в создании «таможенного союза» Германии, Пруссии и Австро-Венгрии, что привело к экономическому чуду и взлету экономик этих стран, совсем недавно казавшихся безнадежно отставшими от развитых и индустриальных стран Западной Европы — в первую очередь, Великобритании. Согласно Листу, протекционизм и меркантилизм начинают давать свои позитивные плоды только в том случае, когда какое-то «большое пространство» достаточно интегрировано и дает предпосылки для автономного развития, позволяя эффективно конкурировать с более развитыми державами (теория «автаркии больших пространств»). Аналогичная теория была развита позднее английским экономистом Дж. М. Кейнсом (1883—1946) и названа принципом «экономической инсуляции» (то есть рассмотрения экономики как «острова», insula). Такой подход выходит за пределы классического реализма, т. к. оперирует не с отдельным Государством и строго национальной экономикой, а с рядом Государств, интегрированных в «таможенный союз». В полной мере такой подход находит свое применение в Теории многополярного мира.
Теория Гегемонистской Стабильности (неореализм) Во второй половине XX века экономическая взаимозависимость Государств настолько возросла, что реалисты вынуждены были несколько скорректировать свои представления, основанные на классическом меркантилизме, иначе весь дискурс о глобальной экономике доставался бы их идейным оппонентам — либералам, чьи теории были прекрасно адаптированы к глобализации и в значительной мере ее и породили. Сужение поля применения меркантилистского подхода подтолкнуло неореалистов к разработке новых концепций, наиболее впечатляющим результатом чего стала «Теория гегемонистской стабильности» [xvii], ТГС (Hegemonic Stability Theory — HST), основанная Ч. Киндлбергером и развитая Р. Джилпином. Важно, что ТГС существенно отступает от меркантилизма и анализирует международные экономические отношения в категориях интернациональных систем, сближаясь в этом отчасти с либералами, а отчасти с представителями Английской школы в МО. Сразу следует сказать, что реалисты понимают «гегемонию» иначе, нежели представители критической теории в МО. Для реалистов гегемония это такой порядок в международных отношениях, когда одно из Государств обладает асимметричным превосходством над другими во всех критически важных областях — политике, экономике, вооружении и т. д. При этом реалисты склонны рассчитывать в первую очередь масштабы и объемы материального потенциала, тогда как неограмшисты и сторонники критической теории под «гегемонией» подразумевают господство дискурса в области идей, научных эпистем и т. д. В ТГС речь идет только и исключительно о реалистской трактовке «гегемонии». Основатель этой теории Киндлбергер был одним из разработчиков и активным промоутером плана Маршала для послевоенной Европы. Его теоретическая позиция сводилась к тому, что в мировой (капиталистической) экономике всегда должна существовать гегемонистская держава, которая брала бы ответственность за мировую экономику в целом и поддержание экономического порядка. Так было с Великобританией в XIX —XX веках, так обстоит дело с США со второй половины XX века. При этом Киндлбергер показывает, что только экономическая гегемония способна обеспечить режим свободной торговли между отдельными странами, и поэтому является если не гарантом процветания, то по меньшей мере создает благоприятные условия для свободного развития. При этом гегемон в такой системе не только извлекает выгоды из своего положения, но и несет обременения, т. к. мировая стабильность требует вложений. Р. Джилпин со своей стороны показывает[xviii], что именно гегемон страдает в такой ситуации больше всех, поскольку его усилиями по поддержанию статус-кво могут воспользоваться конкурентные центры развития, «паразитирующие до поры до времени в тени щедрой и благой Империи». Поэтому тему гегемонии в ТГС следует освободить от моральных коннотаций (которые придаются понятию «гегемонии» в марксизме) и рассматривать ее как чисто техническое явление, имеющее свои плюсы и минусы. Для выполнения функции гегемонастране необходим планетарный и эксклюзивный контроль над четырьмя типами мировых ресурсов: - полезные ископаемые; - капиталы; - рынки; - производство основных товаров потребления. Так как, согласно неореалистам, разделяющим ТГС, только наличие гегемона может обеспечить стабильность всей мировой экономической системе, то на данном этапе благополучие мирового капитализма напрямую зависит от благополучия и состоятельности современного гегемона — США. Пик популярности ТГС пришелся на 90-е годы XX века, когда крах мировой социалистической системы продемонстрировал небывалое планетарное могущество США. Теоретики ТГС выделяли 4 этапа, этому предшествующие. 1940: США становятся доминирующей экономической и военной силой Запада, ответственной за развитие либеральной экономики в мировом масштабе. 1950: Консолидация мировой капиталистической экономики в Бреттон-вудской системе. 1960: Реконструкция Японии и Западной Европы. 1970—1980: Нарастающее превосходство США и западного блока над СССР. В 1990-е годы мировая гегемония США стала наглядным фактом, а капиталистическая экономика окончательно утвердилась в качестве единственной и безальтернативной модели хозяйства. С этого момента, однако, представители ТГС стали фиксировать упадок США как гегемонистской силы. Объем ответственности оказался беспрецедентным, и актуальный этап, с их точки зрения, представляет собой кризис мировой капиталистической экономики. В этой ситуации США вынуждены сосредоточиться на решении внутренних экономических проблем, а продолжение исполнения роли гегемона только ослабляет их потенциал, позволяя исподволь набирать силу конкурентам — в первую очередь, Китаю.
Капитал и власть в международных отношениях (неореализм) Другие представители неореализма, исследующие экономические аспекты международных отношений, сосредоточили свое внимание на связи между политическим могуществом и процессами, протекающими в сфере глобальных финансов. В духе реалистского подхода они старались показать, что недостаточный учет фактора политической силы и, соответственно, роли Государств, приводит к искаженной картине мировой экономики. Пионером среди этого направления была Сьюзэн Стрэндж, английский теоретик МО, заявившая, что «чистые экономисты вообще не способны понять, как функционирует мировая экономика» [xix] поскольку они, как правило, игнорируют роль Государств. Вместе с тем она призывает специалистов в МО больше уделять внимания экономическим проблемам, т. к. в противном случае и их анализ будет односторонним и некорректным. Стрэндж показывает, что могущество Государства складывается из четырех базовых факторов: - безопасность; - финансы; - производство; - знание. При этом теоретическое осмысление отношения политической власти к процессам, протекающим в мире финансов, находится на самом низком уровне. В этой сфере доминирует либо весьма тенденциозный марксизм, либо оптимистический неолиберализм, тяготеющие (оба) к недооценке фактора Государства. По мере того, как финансовые рынки утрачивают органическую связь с Государством как субъектом могущества, происходит искажение фундаментальных отношений, которые Стрэндж называет «властно-рыночные сопряжения» (market-authority nexus). С ее точки зрения, после 1970 года вся мировая система оказалась под угрозой повышающейся волатильности, т. к. между Государством и сферой финансов разверзлась «опасная пропасть». Стрэндж говорит о крахе Вестфальской системы, играя словами Westphalia и Westfailure (дословно, «крах Запада»), т. к. современные Государства оказались слишком негибкими и более неспособными упорядочить финансовый хаос, который грозит мировой катастрофой. Сложившуюся на сегодня модель МПЭ Стрэндж называет термином «Казино-Капитализм» [xx]. Сходную модель анализа соотношения могущества (Государства) и капитала разрабатывает другой теоретик неореалистского направления в МО Джонотан Нитцан совместно со своим соавтором Бичлером Шимшоном [xxi]. Согласно этой теории, финансовый капитал есть квантификация могущества. Нитцан противопоставляет утилитарной теории стоимости (неолиберализм) и трудовой теории стоимости (марксизм) силовую теорию стоимости, которую вполне можно рассматривать как развитие типично реалистских подходов к экономике в МО. Согласно этой теории, механизмы ценообразования не имеют никакого отношения ни к исторической, ни к материальной сфере, они имеют чисто социальную природу. В капиталистическом обществе частная собственность есть основа политического господства. Но поскольку частная собственность измеряется стоимостью, то цена должна рассматриваться как квантум власти. Таким образом, капитализация есть инструмент накопления политического могущества. При этом конкуренция заставляет стремиться всех участников рынка не только к повышению прибыли, но и к такому повышению прибыли, которое было бы большим, чем повышение прибыли у конкурентов. Это создает «аккумуляционный дифференциал». Вся цепочка приводит напрямую к однородности поля экономики и политики, воспроизводя на новом концептуальном и намного более сложном уровне классический меркантилистский тезис. В области международных отношений силовая теория стоимости заставляет снова свести воедино политические и экономические процессы, и поставить вопрос о новом (или старом) субъекте политического могущества, находящемся в центре кажущейся автономизации сферы мировых финансов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|