Уровни принятия решения о выборе методов обучения
Условно можно выделить несколько уровней принятия решения преподавателями о выборе методов обучения:
Наименование решения
| Характеристика данного уровня принятия решения
| Стереотипные решения
| Педагог неизменно отдает предпочтение определенному стереотипу применения методов обучения независимо от специфики задач содержания, особенностей обучаемых.
| Решения типа проб и ошибок
| Педагог пытается менять выбор методов с учетом конкретных условий, но делает это путем стихийных проб, допуская ошибки, избирая новый вариант и вновь без научного обоснования выбора.
| Оптимизированные решения
| Решения, которые принимаются путем научно обоснованного выбора наиболее рациональных методов для данных условий с точки зрения некоторых определенных критериев.
| Вот почему так важно овладеть умением принимать оптимальное решение при выборе методов обучения.
| Словесные методы
| Наглядные методы.
| Практические методы
| При решении каких задач этот метод применяется особенно успешно.
| При формировании теоретических и фактических знаний
| Для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам.
| Для развития практических умений и навыков.
| При каком содержании учебного материала особенно рационально применять этот метод.
| Когда материал носит преимущественно теоретико-информационный характер.
| Когда содержание учебного материала может быть представлено в наглядном виде.
| Когда содержание темы включает практические упражнения, проведение опытов.
| При каких особенностях учащихся рационально применять этот метод.
| Когда обучаемые готовы к усвоению информации соответствующим словесным методом.
| Когда правильно оформлен интерфейс.
| Когда обучаемые готовы к выполнению практических заданий.
| Какие возможности должен иметь преподаватель для использования данного метода.
| Когда преподаватель хорошо владеет этим видом словесных методов.
| Когда преподаватель подготовлен самым тщательным образом и использовал индивидуальный подход к каждому обучаемому.
| Когда преподаватель располагает необходимым материалом для проведения опытов и упражнений.
|
| Репродуктивные методы
| Поисковые методы
| При решении каких задач этот метод применяется особенно успешно.
| Для формирования знаний, умений и навыков.
| Для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода.
| При каком содержании учебного материала особенно рационально применять этот метод.
| Когда содержание темы слишком сложно или весьма просто.
| Когда материал имеет средний уровень сложности.
| При каких особенностях учащихся рационально применять этот метод.
| Когда обучаемые еще не готовы к проблемному изучению этой темы.
| Когда обучаемые подготовлены к проблемному изучению данной темы.
| Какие возможности должен иметь преподаватель для использования данного метода.
| Здесь проблемные методы могут применять обучаемыми избирательно.
| Когда преподаватель имеет время для проблемного изучения темы и хорошо владеет поисковыми методами обучения.
|
| Индуктивные методы
| Дедуктивные методы
| При решении каких задач этот метод применяется особенно успешно.
| Для развития умения обобщать, осуществлять умозаключения от частного к общему.
| Для развития умения осуществлять умозаключения от общего к частному, развития умения анализировать явления.
| При каком содержании учебного материала особенно рационально применять этот метод.
| Когда содержание изложено индуктивно или его следует изложить так.
| Когда содержание темы изложено дедуктивно или его следует изложить так.
| При каких особенностях учащихся рационально применять этот метод.
| Когда обучаемые подготовлены к индуктивным рассуждениям или затрудняются в дедуктивных рассуждениях.
| Когда обучаемые подготовлены к дедуктивным рассуждениям.
| Какие возможности должен иметь преподаватель для использования данного метода.
| Когда преподаватель владеет индуктивными методами
| Когда преподаватель владеет дедуктивными методами и имеет соответствующие дидактические разработки.
| Метод обучения - это важнейший компонент урока, ключ к достижению триединой цели урока.
Классификация методов обучения:
· по источникам знаний: словесные, наглядные, практические;
· по степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение, беседа, самостоятельная работа;
· в зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, объяснение, закрепление материала и т.д.;
· по характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский;
· по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный;
· по характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный, дедуктивный.
Требования, предъявляемые к контролю за знаниями ученика:
· Создание для ученика ситуации успеха и уверенности;
· Сотрудничество учителя и ученика;
· Создание для ученика условий, в которых он может выбрать уровень сложности и трудности контрольного задания;
· Возможность выбора учеником формы контрольной процедуры;
· Учет временного фактора в зависимости от индивидуальных возможностей ученика;
· Гарантирование ученику права на повышение оценки;
· Использование на начальных этапах обучения безоценочного контроля;
· Соблюдение принципа гуманизации при осуществлении контроля;
· Поощрение ученика;
Соответствие целей контроля с целями учебно-воспитательного процесса.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|