Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Личностные способности преподавателя.




Личностные способности характеризуют как умственную, так и эмоционально-волевую сторону человека. Эти качества тесно связаны друг с другом и образуют единое целое в процессе психологического образования.

Используя данные психологических исследований, можно выделить ряд компонентов, занимающих существенное место в структуре педагогических личностных способностей.

Дидактические способности -способности передавать обучаемым учебный материал, делая его доступным для, преподносить им проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у обучаемых активную самостоятельную мысль. Преподаватель с дидактическими способностями умеет в случае необходимости соответствующим образом реконструировать, адаптировать учебный материал, делать трудное легким, сложное - простым, непонятное - ясным и понятным.

Профессиональное мастерство, как мы его понимаем сегодня, включает способность не просто доходчиво преподносить знания, популярно и понятно издавать материал, но и способность организовать самостоятельную работу обучаемых, самостоятельное получение знаний, умно и тонко дирижировать познавательной активностью обучаемых, направлять ее в нужную сторону.

Академические способности - способности к соответствующей области науки. Способный преподаватель знает предмет не только в объеме, а значительно шире и глубже, постоянно следит за открытиями в своей науке, абсолютно свободно владеет материалом, проявляет к нему интерес.

Перцептивные способности - способности проникать во внутренний мир обучаемого, как личности, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности обучаемого и его временных психологических состояний. Способный преподаватель по незначительным признакам, небольшим внешним проявлениям улавливает малейшие изменения внутреннего состояния обучаемого.

Речевые способности - способность четко и ясно выражать мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики, это одна из важнейших способностей профессии преподавателя, так как передача информации от преподавателя к обучаемому носит в основном второсигнальный, словесный характер. Здесьимеется в виду как внутренние (содержательные) особенности речи, так и ее внешние особенности.

Сообщающе-информационное изложение строится так, чтобы максимально активизировать мысль и внимание обучаемых. Преподаватель избегает длинных фраз, сложных словесных конструкций, трудных терминов и формулировок.

Наряду с этим он учитывает, что излишне лаконичная, кратная речь часто бывает мало понятой учащимися. Очень оживляет речь и весьма хорошо принимается учащимися уместный юмор, шутка, легкая доброжелательная ирония.

Речь преподавателя живая, эмоциональная, образная, в ней отсутствуют грамматические, стилистические, фонетические ошибки, однообразная, тягучая, монотонная речь вызывает скуку и не воспринимается. Темп речи во многом зависит от индивидуально-психологических особенностей преподавателя. Торопливый темп, однако, мешает усвоению и быстро утомляет. Это касается и громкости речи. Во всем должна быть мера.

Организаторские способности - способности организовывать коллектив, а также способности правильно организовать свою собственную работу. Организация собственной работы предполагает умение правильно планировать и самому контролировать ее. У преподавателей в дистанционном обучении вырабатывается своеобразное чувство времени - умение правильно распределять работу во времени, укладываться в установленные сроки. Но эти преподаватели умеют также корригировать планы и действия, ведь бывают непредвиденные ситуации.

Коммуникативные способности - способности к общению с обучаемыми, умение найти правильный подход к обучаемым, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, отношения, наличие педагогического такта.

Значительный вклад в изучение психологии педагогического такта сделал И.В. Страхов. Он отмечает, что основное при этом, умение находить наиболее эффективные способы воздействия на обучаемого. Соблюдать психологически целесообразную меру в применении воспитательных действий, необходимость учитывать конкретную педагогическую задачу, особенности и возможности личности обучаемого и данную педагогическую ситуацию.

Одним из появлений педагогического такта является чувство меры в отношении применения любого педагогического воздействия (поощрения, наказания). Отсутствие педагогического такта часто приводит к тяжелыми последствиям.

Педагогическое воображение - это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательной проективности личности обучаемых, связанной с представлением о том, что из обучаемого получится в последствии, умение прогнозировать развитие тех или иных событий. Эта способность связана с педагогическим оптимизмом, верой в человека.

Способности к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для деятельности преподавателя.

Преподаватель, разумеется, должен обладать целым рядом положительных качеств, таких как устремленность, справедливость, настойчивость, трудолюбие. Особое значение имеет такое качество как выдержка, умение владеть собой, своим настроением, темпераментом.

Конечно, тип нервной системы имеет большое значение и произвольно изменить его нельзя, хотя иногда что-то и не устаивает. Но в каком-то смысле им можно управлять, сдерживать отрицательные проявления своего темперамента. Преподаватель может быть представителем любого темперамента, лишь бы он умел использовать положительные стороны своего типа.

Помимо такого важного образования как темперамент особое значение на успешность работы преподавателя имеет временные психические состояния (настроение), обусловленные различными причинами.

В заключении скажем, что когда речь идет о преподавателе, его качествах, то мелочей здесь нет. Даже внешний вид влияет на формирование личности преподавателя.


Курс






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных