ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ТРУДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ
Основные трудности при обучению говорению связаны с формированием установки на общение, т.е. проблема мотивации коммуникативной функции [8]. Характер и структура мотивации коммуникативной функции обусловлены теми же ситуативными факторами, что и структура любой сферы психической деятельности человека, то есть, с одной стороны, характером проблемности той или иной объективной ситуации, с другой — субъективным образом этой ситуации, своего места в ней и пр. Преобладающий в каждом конкретном случае осознанный мотив деятельности и реализует себя через установку как направляющее, регулирующее, селективное начало деятельности [8]. Вопрос о механизмах воздействия потребностей на возникновение установки на общение рассматривается в социальной психологии, детской психологии, теории художественного творчества. В качестве движущей силы развития речевого действия рассматривают «конфликт», «кризис», «дилемму», «диссонанс» [8]. Общим для всех указанных понятий является нарушение гармонии в системе отношений, в которую включены коммуниканты, рождающее потребность восстановить потерянное равновесие. Результатом рассогласования в уровне информированности может быть как сообщение познавательной, так и управляющей информации [8]. Наличие рассогласования в уровне информированности можно выразить оппозицией знаю — не знаю [8]. Можно наблюдать и другие виды рассогласования, такие, например, как имею — не имею. Типичными побудителями речевого общения являются также такие виды рассогласования, которые вытекают из различия взглядов, вкусов, разницы в оценке ситуации. Они могут быть выражены оппозициями: нравится — не нравится; хочу — не хочу, которые особенно типичны для межличностных отношений, но иногда возникают и в процессе совместной деятельности, когда принимается решение о следующем ходе или общей стратегии действий (лежат в основе спора, уговора, убеждения) [8]. Анализ факторов, от которых зависит потребность в общении, приводит к выводу о том, что они могут быть постоянно действующими и эпизодическими [27]. Постоянно действующие факторы имеют, как правило, своим источником социальные функции общающихся или их психические, а также физические характеристики [27]. Например, ситуация перевеса информации у одного из партнеров является постоянной при общении родителей и детей, учителей и учеников. Соответственно этому ролевой компонент ситуации выступает как основной детерминатор определенных коммуникативных действий в условиях стабильного диссонанса [27]. Не всякая роль выполняет такую функцию, а только такая, которая обладает либо [27]: 1) потенциалом для перевеса информации или какого-либо другого диссонанса, например, старший всегда в принципе может знать больше младшего, высокий — видеть больше низкого, внук — слышать лучше бабушки, капризный — отвергать предлагаемое; либо: 2) закрепленными за ролью текстовыми характеристиками (коммуникативными программами или даже готовыми текстами). Любопытный по своей природе человек постоянно обращается к окружающим с вопросами, а хвастунишка рассказывает о своих достижениях. Эпизодически действующие факторы связаны с внешними условиями. Например: - один видел фильм, а другой не видел; - один ездил летом в лагерь, а другой — к бабушке; - один сидит недалеко от тарелки с хлебом, а другой не может до нее дотянуться. Это временный диссонанс, тут участники могут легко меняться ролями, поэтому в качестве детерминатора выступают условия, в которых осуществляется деятельность, обслуживаемая общением, или условия, характеризующие деятельность, предшествующую общению [27].
Таким образом, подводя итог выше сказанному, можно сделать следующие выводы. К основным трудностям обучения говорения следует отнести мотивационные проблемы, такие как: - ученики стесняются говорить на иностранных языках, боятся сделать ошибки, подвергнуться критике; - учащиеся не понимают речевую задачу; - у учащихся не хватает языковых и речевых средств для решения поставленной задачи; - учащиеся не вовлекаются в коллективное обсуждение предмета урока по тем или иным причинам; - учащиеся не выдерживают в необходимом количестве продолжительность общения на иностранном языке.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|