Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Собственно мифология Лавкрафта 1 страница




Лавкрафт создал собственную мифологию, которая охватывает почти все его произведения, а позднее его концепция использовалась и другими авторами, его последователями и подражателями, которых было очень много. Один из наиболее известных, общавшийся с ним лично и даже писавший с ним в соавторстве — Август Дерлет, благодаря которому во многом имя Лавкрафта и стало известно, именно он вложил много сил в публикацию его произведений. Одним из последователей Лавкрафта среди наших современников, особенно в начале творчества, считают, кстати, и Стивена Кинга.

В мире Лавкрафта люди не были во вселенной или на Земле первыми разумными существами, задолго до нас здесь уже жила более развитая инопланетная раса, обладавшая огромными знаниями и невероятными способностями, умеющая заглядывать в будущее и прошлое и менять саму реальность. Их называют Старцами. Эти существа были мало похожи на нас, они могли жить практически вечно и умирали в основном своей смертью, тогда, когда им уже самим надоедало жить. По версии, появляющейся в некоторых рассказах писателя, они и создали людей как своих рабов или слуг. Однако по каким-то причинам их цивилизация была уничтожена. Чаще всего говорится, что они проиграли в войне с более древней расой из другого мира, полуматериальными чудовищными существами, которых практически невозможно было убить. По внешнему виду последние напоминают огромных осьминогов, покрытых чешуёй, имеющих рудиментарные крылья. Их так и называют — Древними; наиболее известный их представитель — Ктулху. В наше время (в реальности Лавкрафта) мало кто знает о том, что Ктулху и Древние на самом деле не ушли навсегда и не умерли, они затаились где-то в глубине, под землёй или же в морской бездне. И однажды, когда срок пребывания человечества на земле подойдёт к концу, а звёзды расположатся особым образом, Древние вернутся. И тогда уже ничто не спасёт нас. В «Зове Ктулху», кстати, затонувший остров с древним городом Р’льехом, где спит великий Ктулху, ненадолго всплывает на поверхность. И хотя Древние находятся очень глубоко под водой, они могут на расстоянии влиять на разум людей, вызывать у них странные видения и сны. Некоторые люди, наделённые богатым воображением, художники, писатели, оказываются особенно чувствительны к этим влияниям. Есть и другие версии местопребывания Древних (или они просто находятся не только в океанских глубинах?). В рассказах «За гранью времён», «Хребты Безумия» эти существа таятся в недрах Земли, в заброшенных невообразимых городах, там, где не ступала нога человека. Существует возможность их пробуждения, если человечество будет бездумно исследовать эти запретные области. Они могут пребывать в горах Антарктиды, или же под руинами храмов древних египтян, или же где-то ещё. Однако человек вряд ли может чувствовать себя хозяином земли или «венцом творения», здесь он находится лишь временно, как и всё остальное — именно такое впечатление создаётся при чтении ГФЛ. Ощущение неизбежной гибели цивилизации, неминуемая опасность, грозящая нам всем — главный лейтмотив его произведений.

Лишь немногие знают о существовании Древних, но некоторые примитивные, дикие племена поклоняются им как богам, ждут их прихода и призывают их, выполняя особые ритуалы, читая заклинания, принося кровавые жертвы. То же делают и некоторые оккультисты, колдуны, черпающие свою силу из этих ритуалов, знающие особые формулы и заклинания для того, чтобы призывать или попытаться подчинять древних существ. С подчинением, впрочем, зачастую всё проходит не стольгладко («Случай Чарльза Декстера Варда», «Скиталец Тьмы»). Непонятно, правда, зачем этим людям ускорять приход Ктулху, тем самым приближая и собственную гибель, ведь неоднократно повторяется, что всё погрузится в хаос. Однако уверенность в избранности, наличии отдельного пути и невероятных возможностей лично для себя — общая беда всех чёрных магов, набивающихся в прислужники Тёмных Сил.

Обычно произведения ГФЛ, которые можно отнести к условно «Циклу Ктулху», имеют сходный сюжет, вписывающийся в определённую схему. Его любимый персонаж — учёный, увлекающийся историей, этнографией, мифологией, древними цивилизациями и необычными культами. Это всегда умный, деликатный человек, джентльмен, достигший определённых высот в своей области, часто признанный специалист в каких-то вопросах. Он-то и обнаруживает культ Ктулху, сталкивается со «сверхъестественным ужасом», с неописуемым. Законы природы и здравого смысла перестают действовать, человек оказывается абсолютно беззащитным перед тем, что намного древнее и могущественнее его. Часто ГФЛ стилизует подобного рода произведения под записки, дневники, письма, а повествование ведётся от первого лица, что позволяет читателю проникнуться атмосферой, погрузиться в происходящее. Он отличный стилист и умеет описывать происходящее точно, образно, в деталях изображая открывающиеся перед его героями картины.

Для большей убедительности ГФЛ часто приближается в своих рассказах к жанру научного очерка, исследования, он упоминает множество книг, как вымышленных, так и реально существующих. Одно из «изобретений» ГФЛ — запрещённая во многих странах книга «Некрономикон», сохранившаяся лишь в нескольких экземплярах, да и то лишь в более поздних переводах. Её автор — безумный арабский поэт Абдул Аль-Хазред (псевдоним, выдуманный в детстве самим ГФЛ под влиянием «Тысячи и одной ночи»), живший в 700-е годы н.э., исследовавший руины Вавилона и «подземные лабиринты Мемфиса», пустыню Аравии. Он поклонялся древним богам, Йог-Сототу и Ктулху, а в своей книге записал поистине чудовищные ритуалы и заклинания, с помощью которых можно призвать Древних. Однако и он не совладал с этим знанием и был, как считается, растерзан монстром на улицах города, что наблюдала толпа прохожих, остолбеневших от страха. «Некрономикон» стал основным источником знаний о культе Ктулху, обрядах, заклинаниях, а также о таинственном прошлом, намного более древнем, чем то, что известно обычной науке. Упоминаются также «Пнакотические манускрипты» и другие рукописи и книги, являющиеся плодом фантазии самим ГФЛ и его друзей-фантастов, с которыми он обсуждал данную тему (например, «Люди монолита» Джастина Джеффри, книга, придуманная Говардом, упоминается в рассказе «Тварь на пороге»).

Место действия в произведениях «Цикла Ктулху» — Новая Англия, которую Лавкрафт так хорошо знал и где жил сам. Основные места действия — города Аркхэм, Иннсмут, Данвич («Ужас Данвича», «Тварь на пороге», «Тень над Иннсмутом»).

Среди древних богов, помимо Ктулху, называются также Йог-Сотот, Йиг — бог змей, мстящий за убийство «своих детей»; Дагон — морское божество, покровительствующее рыбакам и подводной расе рыбоподобных существ, «глубоководных», которые также живут необыкновенно долго и в которых перевоплощаются те люди, которые поклоняются этому грозному и сильному богу; Азатот — огромный слепой, безумный бог, повелевающий демонами, находящийся где-то за пределами нашего мира и самого времени; Ползучий Хаос Ньярлатхотеп, посланник древних богов. Многих из них сложно представить, большинство не изображается в подробностях, однако отталкивающее, неприятное и ужасающее впечатление они производят. Они — это нечто неописуемое, настолько страшное, что на него невозможно взглянуть, сохранив в неприкосновенности рассудок и жизнь. Не случайно у ГФЛ есть рассказ с названием «Неименуемое». Многие критики считали, что ГФЛ просто не хватало таланта и умения, чтобы в деталях изобразить то, что пугает его героев, возможно, так и есть. Однако, скорее, он использовал способ, при котором зрителю демонстрируют не сам ужас, а лишь тень его — воображение лучше любых слов нарисует остальное. Впрочем, современного читателя и зрителя сложно чем-либо напугать по-настоящему, мы уже ко всему привыкли...

У ГФЛ не так много крупных вещей, однако есть одна, относящаяся к этому циклу и, определённо, заслуживающая внимания — это «Случай Чарльза Декстера Варда». Из всего цикла можно особо выделить также «Ужас Данвича», «Тень над Иннсмутом» (по которому был снят фильм «Дагон»), «Тварь на пороге», «Курган», «Зов Ктулху», «Шепчущий в ночи» и, конечно, «Хребты Безумия». Они же и наиболее известны.

Теперь хотелось бы сказать несколько слов об ещё одном цикле, также существенном для мифологии ГФЛ — «Цикле Снов».

Многие исследователи считают, что ГФЛ всю жизнь вдохновлялся собственными снами, которые с раннего детства были очень яркими, красочными и реалистичными, так что мальчик просыпался в страхе, и ему приходилось даже давать снотворное. По поводу того, что некоторые сюжеты рассказов взяты из реальных снов, писал и он сам (например, о «Безымянном городе»). Однако не стоит и преувеличивать их влияние, конечно же, писатель работал над текстами, многое в них менял и продумывал сюжеты своих произведений. Иначе они не были бы так правильно, хорошо выстроены.

Если произведения из «Цикла Ктулху» в большей мере показывают пугающие, неприятные картины, то «Цикл Снов» — более «светлый». И здесь многое связано именно со сновидениями и путешествиями по ним. Основные герои сознательно стараются ускользнуть в мир снов, сбежать от убивающей их серой реальности. В сновидениях же они находят города своей мечты, сны оказываются дверью не только в прекрасные и опасные, полные приключений миры, но и в прошлое, в воспоминания о детстве, самых светлых и приятных моментах жизни. За то, чтобы попасть туда, правда, тоже приходится сражаться. А некоторые герои даже используют особые ритуалы и наркотические вещества для того, чтобы проникнуть в иные миры и свободно путешествовать в снах: «Гипнос», «Книгу», «Хаос наступающий» и некоторые другие. Тут чувствуется некоторое влияние По и Бодлера, также интересовавшихся влиянием наркотических веществ на сознание (у Бодлера есть даже эссе, посвящённые данной теме: «Опиоман», «Вино и гашиш как средства для расширения человеческой личности» и другие).

Наиболее известное произведение здесь — это, конечно, «Сомнамбулический поиск неведомого Кадата», проникнутое романтическими настроениями, сказочно-фэнтезийной атмосферой. Здесь сны представляют собой целый мир со своей географией, разными культурами, мифическими расами, земными и древними, неземными богами. Главный герой, Рэндольф Картер — опытный сновидец и путешественник, пытается найти некий «предзакатный» город, прекраснее которого ему ничего не приходилось лицезреть. Этот город может видеть лишь он один, но боги прячут путь туда и от него. И, чтобы попасть в этот город, Картеру придётся пройти очень длинный, сложный и опасный путь, однако от своей цели он не намерен отказываться и не побоится встретиться даже с ужасным Ньярлатхотепом, самим воплощением Хаоса.

Рэндольф Картер — это герой, в образе которого много черт самого ГФЛ, использованы и некоторые детали биографии автора. Хотя автобиографичность вообще свойственна многим его произведений (не случайна, например, фамилию Филлипс он неоднократно использует в текстах, да и место действия, увлечения, интересы, привычки и характер героев во многом совпадает с таковыми у автора). Картер действует не только в этом романе, но в отдельных рассказах: «Неименуемое», «Показания Рэндольфа Картера», «Серебряный ключ», «Врата серебряного ключа». Последние два, правда, лишь примыкают к «Циклу Снов», однозначно к нему их обычно не относят. Вообще, чёткой границы между циклами нет, произведения связаны между собой общей мифологией, героями и темой. «Лампа Аль-Хазреда», например (герой здесь — явный двойник самого автора), находится между циклами, но определённо ближе к «Циклу Снов», чем к «Циклу Ктулху». Некоторые произведения, не попавшие ни в один из циклов, также примыкают к одному или другому.

ГФЛ довольно часто возвращается к тем темам, которые его интересовали, развивает и дополняет их. Есть даже очень сходные сюжеты, например, «За гранью времён» и «Пришелец из космоса».

А теперь перейдём к главным богам, расам и монстрам лавкрафтианских мифов. Стоит отметить, что ни ГФЛ, ни его последователи (в отличие, например от Толкиена) не создали сколько-либо полной мифологической структуры мира, поэтому можно лишь говорить об отдельных элементах мифологии, наиболее ярких и важных её персонажах. Не все из них созданы самим ГФЛ, многое сделано или доделано соратниками, учениками, последователями (особенно Дерлетом, К.Э. Смитом и Баркером). Сейчас эта мифология постоянно пополняется — в книгах, кино, играх — и, что не менее важно, структурируется и классифицируется.

Добавим, что мы не будем рассматривать изменённых в ходе взаимодействия с Древними или их прислужниками и другими расами людей и их потомков, ибо возникающие в результате такого взаимодействия (часто — просто спаривания людей с нелюдьми) существа, собственно говоря, отдельными расами не являются.

Древние

Древние — невероятно могущественные существа, ровесники Вселенной. Почитаемы членами мистических сект как тёмные боги. Древние обитают в других звёздных системах или вообще за пределами нашего измерения, реже они скрываются в глубинах морей или недрах Земли. Как правило, в видимом облике Древние обладают гигантскими размерами. Их могущество основано на неизвестных человечеству силах, которые традиционно считаются магическими. Оно не безгранично и имеет свои пределы, зачастую распространяющиеся на всю планету. Древние могут влиять на земные дела лишь при определённых условиях и лишь тогда, когда им помогают их последователи — сектанты. Согласно распространённой классификации, среди них можно выделить Великих и Младших. Считается, что на данный момент Великие Древние ограничены в свободе действий и передвижения, подобно пленникам. Причина и природа этого «заключения» неясны. В произведениях Лавкрафта на это нет прямых указаний, а другие авторы предлагают разные трактовки.

Наиболее популярна версия о том, что Древние некогда были побеждены другой расой сверхъестественных существ — Старшими богами (Elder Gods). Нередко противостояние Великих Древних и Старших богов рассматривают как противостояние зла и добра — что является неверным. Старшие боги являются для людей лишь условно «добрыми», и на самом деле они не менее чужды людям, чем Великие Древние. В ряде произведений последователей Лавкрафта герои используют для защиты от Великих Древних «знак Старших богов».

Согласно другой трактовке, Великие Древние скрылись из видимой вселенной по собственному желанию, или впали в состояние, напоминающее физиологическую спячку животных.

Многие Древние не имеют телесной, то есть физической, оболочки; некоторые из них явились на Землю не просто из далеких галактик, а из других миров и вселенных. Великие Древние контактируют с людьми посредством сновидений — наиболее чувствительные люди могут получить их сигнал. После того, как Древние уснули, и на планете зародилась уже известная нам жизнь, первые люди нашли их идолы и другие изображения, приняли их за богов и начали поклоняться им.

Некоторые Древние не спят, но скрываются от глаз людей; такими являются, например, Дагон и Гидра — они нашли пристанище в глубинах мирового океана, покровительствуют Глубоководным и людям, заключившим с ними договор.

Самый известный Великий Древний — это Ктулху, который спит в своем склепе в затопленном городе Р’лайх и ждет правильного расположения звезд, чтобы пробудиться из мертвых и установить свой порядок на планете с помощью адептов его культа.

Великие Древние не являются абсолютным злом. Просто они — нечто неизвестное, чуждое, и поэтому ужасное. Видения Древних, посещающие людей, сводят их с ума, и совершенно ясно, что их пробуждение не сулит человечеству ничего хорошего. Да и сама мысль о том, что человеческий род и все, созданное им, лишь песчинка в огромном круговороте вселенных, и что нечто колоссальное вот-вот уничтожит эту песчинку в мгновение ока, заставляет трепетать и молить о вечном забвении.

«Древние были, Древние есть, и Древние будут. Не в тех пространствах, о которых нам известно, но между ними. Они идут невозмутимые и изначальные, безразмерные и невидимые для нас. Йог-Сотот знает врата. Йог-Сотот и есть врата. Йог-Сотот — и ключ, и страж врат. Прошлое, настоящее, будущее, всё — в Йог-Сототе. Он знает, откуда Древние пришли в прошлом, и знает, откуда Они придут в будущем».

«Ужас Данвича»

Помимо Великих Древних автор иногда выделяет Иных богов. По-видимому, Иные боги стоят в иерархии выше Великих Древних и покровительствуют им. Древние обладают меньшим могуществом, чем Иные боги, но, вне всякого сомнения, большим, чем земные боги. Традиционно к Иным богам относят Йог-Сотота, Азатота и Ньярлатхотепа.

Старшие боги

Группа сверхъестественных существ, противостоящих Древним, а также другим, менее крупным божественным “фракциям” — Внешним богам и Великим.

Литературоведы не связывают Старших богов с творчеством самого Лавкрафта, поскольку они были созданы его последователями и, по сути, являются компиляцией из целого ряда мифов древности.

Баст, или Бастет

Божество, заимствованное у египтян. Традиционно связывается с солнцем, плодородием и благополучными родами у женщин. Баст имеет два воплощения — женщина с кошачьей головой (добрая сущность) и львиной (агрессивная). Считается, что, находясь во второй форме, Баст превращается в Секхмет — львицу, которая однажды едва не уничтожила все человечество. Ее удалось усмирить лишь с помощью хитрости — по земле было разлито пиво, подкрашенное минеральными красителями в красный цвет. Львица приняла эту жидкость за кровь, напилась и уснула.

Гипнос

Персонификация сна из греческой мифологии. Мать Гипноса — Никс (Ночь), брат — Танатос (Смерть). Его чертоги находятся в пещере, куда не проникает солнечный свет. У входа растут маки и другие сонные растения. Дети Гипноса — так называемые Онерои: Морфеус (сновидения), Фобетор, он же Иселус (ночные кошмары) и Фантасос (появляется во сне в виде неодушевленных объектов).

Н’Тси-Каамбл

Малозначительное женское божество из разряда Старших, введенное в мифы Ктулху писателем Гари Майерсом (повесть “ Дом Червя ”). Иногда оно отождествляется с Минервой (римская богиня ремесла и мудрости). Существуют предположения, что имя этого божества — омоним имени Нэнси Кэмбелл, правда, личность этой дамы неизвестна ни для кого, кроме самого Майерса.

 

Ноденс

Охотник, Повелитель Великой бездны. Впервые появился в рассказе Лавкрафта “ Дом на туманном утесе ”. Представляет из себя пожилого мужчину с длинной густой бородой и седыми волосами. Ноденс путешествует по миру в колеснице, сделанной из огромной морской ракушки. Его призвание — охота, причем в качестве жертв он чаще всего выбирает себе существ, принадлежащих к пантеону Древних. Это вовсе не говорит о том, что Ноденс — не защитник добра. Просто злые чудовища представляют для него наиболее сложную, а, следовательно, — привлекательную добычу.

Ултар

Некое божество, упоминаемое Лавкрафтом в романе “ Сомнамбулический поиск неведомого Кадата ” и рассказе “ Кошки Ултара ”. Кроме того, в мифах Ктулху присутствует одноименный город. Как именно он связан с этим божеством, до сих пор неизвестно.

По мнению некоторых авторов, к пантеону Старших относятся еще двое: Ктханид и Яд-Тхаддаг. Какая-либо подробная информация о них в мифах отсутствует.

Внешние боги

Не будем подробно останавливаться на существах, называемых в мифах Великими. Они живут в особом мире — Dreamlands, и являются гораздо более слабыми (в магическом плане) созданиями, нежели Древние или Старшие боги. Их интеллектуальные способности также оставляют желать лучшего.

Гораздо более интересны Внешние боги. В отличие от других, они представляют из себя не конкретных существ, а, скорее, всеобщие принципы бытия. Именно поэтому их сила не имеет физических границ.

К ним относятся Абхот, Азатот, Ньярлатхотеп, Шуб-Ниггурат, Йог-Сотот. Кроме уже перечисленных, мифы Ктулху изредка упоминаются и другие Внешние боги: Даолот, Грот, Гидра, Мландот, Тулзуча, Уббо-Сатхла, Вордавосс и Ксиурн. Однако практически ни о ком из последних ничего конкретного сказать нельзя (кроме Даолота, Гидры и Уббо-Сатхла, о которых см. далее).

С точки зрения иной классификации, среди персонажей мифологической системы Лавкрафта можно выделить Великих Древних, Младших Древних, а также Отродье Древних и Звёздные расы. Последняя категория представляет собой небожественные сущности. Интересную и полную классификацию персонажей можно найти здесь: http://rovdyrdreams.com/klassifikator-panteona-i-bestiariya-v-mifah-ktulhu/

Великие Древние, коих названо восемь, не считая матери Их, Тиамат: Азатот, Йог-Сотот, Ньяралатхотеп, Шуб-Ниггурат, Хастур, Ктулху, Йиг и Дагон. Все онм относятся к Внешним богам.

Под сомнением Цатоггуа, который тоже Истинно Древнейший, но играет второстепенную роль.

Младшие Древние: Гатаноа, Гидра, Нар-Марратук, Голгорот, Тсог-Оммог, Бокруг, Уббо-Сатхла, Даолот, Йа-Голонак, Биатис, Итаква, Рлим Шайкорт, Ран-Тегот, Афум-Зах, Ктхулла. К ним же, видимо, должны быть отнесены Неведомый, Глааки, Абхот (упомянутый выше как один из Внешних богов), Ниогтха, Хциоулквоигмнзхах, Шудде-Мьелл, Ктугха, Кьяэгтха, Шума-Горат, Эйхорт, Лоойгор, Бугг-Шаш, Йибб-Тсстл, Атлах-Наха, Йтогта, Баохт Цугга-Могг, Умр-Ат-Тавил, Йеб, Арвасса, Тулча.

Отродье Древних и Звёздные расы: Старцы, Шантаки, Шогготы, Глубоководные, Гончие Тиндала, Йекубианцы, Великая раса Йит, Ми-Го, Летающие Полипы, Бьякхи, Потомки Ктулху, Ночные призраки. Есть, конечно, и иные расы, обитающие на Земле, на иных планетах или даже в открытом космосе, а также монстры, которые будут представлены ниже...

Тиамат

Мировой океан — хаос солёных вод, из которого родилось всё (в том числе и боги) в шумеро-вавилонской мифологии. Согласно шумеро-аккадскому космогоническому эпосу«Энума элиш», Тиамат смешала свои воды с Абзу, тем самым дав начало миру. Тиамат предположительно изображалась в виде дракона или гидры с семью головами; народившиеся боги вступили с ней в борьбу, а убивший её Мардукиз её тела создаёт небо и землю.

Азатот

Центральное божество пантеона. Султан демонов, Кипящий ядерный Хаос, безумный и слепой бог. Этот бог стоит во главе пантеона мифов Ктулху. Впервые упоминается в «Сомнамбулическом поиске неведомого Кадата», подробно описывается там же, а также в повестях “Сны в ведьмином доме” и “Шепчущий в ночи”. Если верить автору, Азатот — слепой бог-идиот, не имеющий конкретной физической формы (хотя он может воплощаться в существо Xada-Ngla).

Пребывает в центре Вселенной, а вокруг него под звуки богомерзких флейт пляшут Младшие боги. Его цель – поддержание порядка во вселенной, однако он, возможно, не всегда осознаёт, что делает. Он, не покидая свой трон, часто является героям во снах, и один лишь звук его имени заставляет содрогаться от ужаса. И как писал безумный араб Абдул Альхазред в «Некрономиконе», если Азатот перестанет играть на своей флейте, то все замрет и вернется в первоначальный Хаос, нарушив порядок и целостность вселенной.

Немногие смельчаки, отважившиеся избрать его своим покровителем, расплачивались за это разумом, телом и душой.

"...В своих путешествиях они встретили бесчисленные испытания, а напоследок их ожидал несказанный ужас, который невыразимо бормотал что-то из-за пределов стройного космоса — оттуда, куда не достигают наши сны; тот последний бесформенный кошмар в средоточии Хаоса, который богомерзко клубится и бурлит в самом центре бесконечности — безграничный султан демонов Азатот, имя которого не осмелятся произнести ничьи губы, кто жадно жует в непостижимых, темных покоях вне времени под глухую, сводящую с ума жуткую дробь барабанов и тихие монотонные всхлипы проклятых флейт, под чей мерзкий грохот и протяжное дудение медленно, неуклюже и причудливо пляшут гигантские Абсолютные боги, безглазые, безгласные, мрачные, безумные Иные боги, чей дух и посланник — Ползучий Хаос Ньярлатхотеп".

«Сомнамбулический поиск Неведомого Кадата»

"... и я стал испытывать отвращение, узнав о чудовищном ядерном хаосе по ту сторону искривленного пространства, которое в "Некрономиконе" было скрыто под именем Азатот»…

"Шепчущий во тьме"

"Джилмен решил, что эти последние видения проникли в его сон из «Некрономикона», точнее, из той его части, где речь шла о некоем лишенном жалости существе по имени Азатот, что управляет пространством и временем, восседая на черном троне в середине всего Хаоса...

…Не окажется ли он вдруг на склоне каменистого холма, освещенного зеленым солнцем, или на мозаичной террасе над городом чудовищ с маленькими щупальцами в какой-то иной галактике, или даже в черной воронке последних пределов Хаоса, где царит лишенный жалости владыка демонов Азатот?»

" Сны в ведьмином доме"

« Я вторгся с вездесущим бесом в паре

Из мира измерений — за Предел,

Туда, где нет ни времени, ни твари,

Но только Хаос, бледен и дебел.

Непризнанный ваятель мирозданья,

Он жадно и бессвязно бормотал

Какие-то смешные предсказанья

И сонм крылатых бестий заклинал.

В его когтях надрывно голосила

Бесформенная флейта в три дыры -

Не верилось, что в звуках этих сила

Которой покоряются миры.

Я есмь Его Глашатай, — дух съязвил

И Божеству затрещину влепил».

«Грибы с Юггота»

Ктулху

Даже те, кто ничего не знает о Лавкрафте, хоть раз, да и слышали о Ктулху. Он спокойно спит на дне Тихого океана (или, возможно, мёртв – и спит), но способен сквозь сны воздействовать на разум людей, сводя их с ума. По внешнему виду Ктулху – это некая смесь осьминога, дракона и человека. Как говорит официальное описание, это гуманоидного сложения существо с головой, наделенной щупальцами, телом человека, покрытого чешуёй и парой рудиментарных крыльев. Описание из вымышленного журнала Густафа Йохансена добавляет, что живой Ктулху хлюпает и истекает слизью при движении, а тело его зеленое, студенисто и чудесным образом регенерирует с наблюдаемой быстротой. Точный рост его не указывается; Йохансен уподобил чудище «ходячей горе», большей, чем «легендарный Циклоп»; Ктулху (плывущий или же идущий по дну) «воздымался над нечистой пеной, как корма демонического галеона». Ктулху принадлежит к роду Древних богов.

Как отмечал Лавкрафт, Ктулху был порождён в мире Вурл в некой «двадцать третьей туманности». Позже Он посетил зелёную двойную звезду Зотх, где совокупился с существом по имени Идх-йаа, дабы породить Великих Древних Гхатанотхоа, Йтхогтха и Тсог-Оммога. Далее Ктулху и его потомство полетели на спутник Плутона Юггот, откуда Великие Древние сошли на Землю. По Их прибытии, Ктулху и его свита на острове в Тихом Океане построили огромный каменный город Р’льех. Сначала, потомству Ктулху сопротивлялись Старшие Существа (Старейшины), обитавшие на земле миллионы лет до прихода Ктулху. После войны, в которой потомки Ктулху разрушили все города Старших Существ (Старейшин), оба лагеря объявили мир и согласились не мешать друг другу.

Затем Ктулху и его потомки многие годы наслаждались свободой в этом мире, но скоро они впали в период глубокого ожидания, огражденные могуществом Ктулху, они стали неуязвимы для Богов Старины, но были обездвижены, так что единственным способом общения для них стала телепатия. В течение миллионов лет человечество медленно развивалось. Ктулху говорил с сими новыми существами в их снах, сообщая им, где находятся статуи с его образом, кои он принёс со звёзд. Так зародился культ Ктулху. Но однажды чёрный Р’льех постигло бедствие. Возможно, это была месть неизвестных божеств или изменения в звёздах, луне, отделённых от Земли (хотя считается, что слуги Ктулху знали бы об этом). Время сей катастрофы также неведомо; согласно доктрине культа, это произошло после зарождения его первых культов, другие считают, что это случилось задолго до начала развития человечества. Без причины, город Р’льех (Р’льех) погрузился в воды Тихого Океана, захлопнув Ктулху и его потомков как в ловушке. Вода заблокировала их телепатические сигналы, исключив любой контакт с их слугами. С этого момента они могли пользоваться телепатией только во время подъема Р’льеха из воды. Ктулху не мог ничего сделать, и он ждёт, пока звёзды не установятся в надлежащем порядке; лишь тогда он освободится из заключения.

С той поры Ктулху спит, и его сон настолько глубок что подобен смерти. Лежит он на вершине подводного города Р’льех, посреди Тихого океана. Могила Ктулху время от времени подымалась из воды, освобождая Ктулху на краткие периоды. Всякий раз, после нескольких дней или недель, Р’льех снова погружался обратно в море. Однако придёт день, когда звезды будут расположены особым образом, и это ознаменует конец всему и пробуждение великого бога. Оковы будут сброшены, и черный город не вернётся к морскому дну. Тогда окончательно пробудившийся Ктулху будет убивать и метаться по всему миру. Но пока Ктулху спит, его возможности ограничены и заглушаются толщей воды, так что ему подвластны лишь сновидения особо чувствительных к внешним сферам людей. В рассказе «Зов Ктулху», сны, навеянные Ктулху, ужасали людей, доводили их до сумасшествия. Вся история человечества – лишь миг его сна.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных