Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Этнография советского: менталитет, повседневность, созданные традиции.

Прошло уже более 20 лет с того времени, когда прекратил свое существование Советский Союз. Ушла в прошлое целая эпоха. Для молодого человека, живущего в начале XXI века, она всего лишь часть истории нашей страны. А между тем в смысле динамики этнокультурных процессов она была полна своих сложностей, интересных поворотов, удивительных феноменов. В СССР в силу особенностей его формирования и становления как многонационального и при этом унитарного и почти изолированного от внешнего мира государства протекали уникальные по содержанию и интенсивности процессы, обусловившие особые пути развития традиционной культуры. Существование «советского образа жизни» является уникальным проектом эпохи модерн и одновременно проектом сверхбыстрой модернизации культур народов СССР. Именно с этой точки зрения принято рассматривать все «советское». Вместе с тем, в советскую эпоху продолжали существовать «традиционные общества» на Русском Севере, Кавказе и в Средней Азии. Динамика взаимоотношений государства с этими обществами и станет основным предметом настоящего курса.

Этнографический ракурс позволяет развеять некоторые распространённые мифы о советском прошлом. Мы продемонстрируем региональные особенности советской модернизации, объясним чем отличались процессы урбанизации на Кавказе и в Средней Азии. Покажем, как строились взаимоотношения государства и религии на уровне повседневных практик граждан, расскажем, что такое «народное православие» и «бытовой ислам». Расскажем, как и почему в традиционное искусство и материальную культуру народов России, проникли государственные символы Российской империи, затем Советского Союза, а также о том, что в настоящее время некоторые из них воспринимаются как «исконные». На примере Средней Азии будет продемонстрировано, что во многом благодаря национальной политике Советского государства возникли народы Средней Азии, жители которой до 1917 года имели совершенно иную структуру идентичности; в чём суть «традиционализма» и как советское государство конструировало институты «национальные по форме – социалистические по содержанию».

Завершающая лекция будет посвящена проблеме коллективной ностальгии по советскому прошлому. Для большого количества жителей современной России «советское» воспринимается как своеобразное «традиционное прошлое», в противовес эпохе бурных перемен, новаций, глобализации современного мира.

В основу курса положены результаты многолетних полевых исследований авторов, уникальные архивные и музейные источники.

 

 

Лекционный план.

1. Основные вехи становления «советского образа жизни»: власть, общество, быт.

2. Экспедиции советской этнографии: энтузиазм научного поиска.

3. Народное искусство в эпоху соцреализма: традиция и новшества.

4. Государственные символы в искусстве: монументализм и китч.

5. Традиционный костюм и идентичность: внешний облик «строителя коммунизма» (региональные особенности).

6. Особенности урбанизации на Кавказе.

7. Гендерные проблемы региональных сегментов советского общества.

8. Закон и обычай: восприятие и подчинение.

9. Советские праздники и обрядность: годовщины революции и «кекс весенний».

10. Историческая память: реликты империи в общественном сознании.

11-12. Национализмы и традиционные социальные институты в Центральной Азии (2 лекции).

13. Сакрализация пространства советского человека: между «красным уголком» и храмом.

14. Истоки пост-советских трансформаций.

 

 

Список вопросов.

 

1. Народное и профессиональное искусство эпохи социализма: общее и особенное.

2. Векторы этноконфессионального развития во второй половине XX – начале XXI вв.: православие и ислам между модернизмом и атеизмом.

3. Традиционная соционормативная культура (обычное право, этикет) и советский закон: принципы сосуществования.

4. Содержание советских «традиционных» праздников: изобретение наследия.

5. Формирование социальных общностей на советском востоке до и после середины XX в.: от множественной идентичности к рождению наций.

6. Социальная роль женщины, региональные особенности, город/деревня.

7. Традиционализм и модернизация.

8. «Пост-советское» versus «пост-пост-советское»: дискурсы и критика.

9. Язык советской визуальной пропаганды и мультикультурализм.

10. Этносоциальная история XX в., «места памяти» и коммеморативные практики.

 

Литература:

- Абашин С. Н. Советский кишлак. Между колониализмом и модернизацией. М.: Новое литературное обозрение, 2015.

- Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М., 2001.

- Анохина С., Санаева П. Был такой город Махачкала. М.,2011

- Бобровников В.О. Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие. М., 2002

- Гущан Л, Магомедова А., Махмудова З. Имперские символы в искусстве Кавказа // Родина, 2014, №9.

- XX век в воспоминаниях, устных историях, письмах и дневниках женщин Узбекистана / сост. Марфуа Тохтаходжаева. М.: Наталис, 2008.

- Карпов Ю.Ю., Капустина Е.Л. Горцы после гор. Миграционные процессы в Дагестане в XX - начале XXI века: их социальные и этнокультурные последствия и перспективы. СПб., 2011.

- Космарская Н. П. «Дети империи» в постсоветской Центральной Азии: адаптивные практики и ментальные сдвиги (русские в Киргизии 1992-2002). М: Наталис, 2006.

- Ларина Е. И. Национальное самосознание и традиционные социальные институты в Центральной Азии // Вестник Московского университета. Сер. 8. История. №4. 2012.С. 66-90.

- Ларина Е.И. Среднеазиатская этнография профессора С.П. Полякова: наука и инструментальность // Востоковедческие исследования на постсоветском пространстве. Сб. науч. Ст. памяти профессора С. П. Полякова. М.: Издательство Московского университета, 2014.

- Ларина Е.И., Наумова О.Б. «Кража – это вечный наш обычай»: умыкание невест у российских казахов // Этнографическое обозрение. – 2010. - №5 – С. 3-20.

- Ларина Е.И., Наумова О.Б. Наурыз и курсайт: два казахских праздника с разной судьбой // Вестник антропологии. – 2014. - №1 (27). – С. 84-92.

- Ларина Е.И., Наумова О.Б. Современное религиозное сознание российских казахов и ислам имамов // Этнографическое обозрение. – 2008. - №1. – С. 83-97.

- Ларина Е.И., Наумова О.Б. Традиция в современных формах самоорганизации российских казахов // Этнографическое обозрение. – 2015. - №2. – С. 137-154.

-

- Махмудова З.У. Серебро и золото в женских ювелирных украшениях на Кавказе во второй половине XX века: проблема социокультурного замещения.// ЭО.2011.№4

- Махмудова З.У. Урбанистический универсализм и этнические традиции в женском костюме народов Дагестана во второй половине XX – начале XXI в.// ЭО. 2011. №1

- Плакат советского Востока. 1918-1940. М.: Издательский дом Марджани, 2013.

- «Советское наследство». Отражение прошлого в социальных и экономических практиках современной России. / Под ред. Л.И. Бородкина, Х. Кесслера, А.К. Соколова. М, 2010.

- Советский простой человек: опыт социологического портрета на рубеже 90-х. М.,1993.

- СССР: социалистический по форме – национальный по содержанию. Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. – 2011. - № 4(078).

- Туторский А.В. К вопросу об общинности русских крестьян // Этнокультурные процессы в прошлом и настоящем. К юбилею доктора исторических наук, профессора Клавдии Ивановны Козловой. (Сборник научных статей кафедры этнологии). Труды Исторического факультета МГУ. №57. М., 2012. С. 470-479.

- Туторский А.В. К методике исследования микротопографии сельских поселений (опыт отечественной этнографии) // Историческая география / Отв.ред. И.Г.Коновалова. М.: КругЪ, 2012. С. 362-389.

- Туторский А.В. Методы сбора и способы текстуализации полевого материала (на примере Северной экспедиции кафедры этнографии МГУ) // Кафедре этнологии исторического факультета МГУ – 70 лет. Сб. научных статей. М., 2010. С. 273-293.

- Утехин И. В. Очерки коммунального быта. М., 2001.

- Чвырь Л.А. Размышления о народном искусстве. // Этнографическое обозрение, 2013, №3, С.27

- Эткинд А. Внутренняя колонизация. Имперский опыт России. М.: Новое литературное обозрение, 2013.

- Этнографические экспедиции Е.М. Шиллинга (1944-1946). М, «Три квадрата», 2013 (Автор вступительной статьи и составитель З.У. Махмудова)

- Юрчак А. Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение. М.: Новое литературное обозрение, 2014.

- Everyday Life in Central Asia. Past and Present. By Indiana University Press, 2007.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Закріплення успіху.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных