Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕМА 11. ДИАЛЕКТИКА И ЕЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ




Вопросы

1. Понятия связи и развития. Виды связей. Понятие закона.

2. Классификация связей: универсальные связи, связи детерминации,
структурные связи.

3. Основные законы развития:

закон взаимного перехода количественных и качественных изменений,

закон единства и борьбы противоположностей,

закон отрицания отрицания.

Основные понятия: связь, развитие, закон.

1. Категория связи является исходной категорией диалектики. Она обобщает знания людей о многообразных формах зависимости одних явлений от других. Такие зависимости можно наблюдать как в природе, так и в истории общества, как в практической, так и в духовной деятельности людей.

Другой важнейшей категорией диалектики является развитие. Поскольку в мире все явления находятся в связи, то их взаимное влияние порождает изменение свойств, состояний, форм и т.д. Последовательно совершающийся ряд изменений иногда имеет направленный и необратимый характер. Такое явление получило название «развитие». Развитие – это категория для отражения необратимых направленных изменений. Если развитие ведет к усложнению, к повышению уровня организации системы, её устойчивости, то его называют прогрессивным, а если оно направлено в противоположную сторону, то его характеризуют как регрессивное. Развитие, таким образом, оказывается одним из видов связи, имеющей временной характер.

Всё многообразие связей можно разделить на группы. Прежде всего, нужно отличать объективные связи бытия от иллюзорных, вымышленных связей -продукта фантазии человека. Объективными называются связи, существующие вне сознания человека (гравитация, зависимость человека от природной среды, экономические отношения людей). На познании этого вида связей основана наука. Паранаука, напротив, опирается на такие связи, существование которых ею не только не доказано, но она и не пытается это делать (магия, алхимия, астрология).

Связи можно разделить на повторяющиеся, массовидные и неповторяющиеся, уникальные, имеющие место только в отдельных случаях (обмен продуктами труда в обществе с рыночной экономикой и обмен в первобытном обществе).

Правомерно также выделять связи внутренние и внешние, существенные и несущественные, необходимые и случайные, прямые и косвенные.

На основе понятия связи в науке введено понятие закона: законы объективного мира (природы и истории) и научные законы. Закон природы и истории – это объективная, необходимая, существенная, повторяющаяся связь явлений. Однако в реальности необходимое существует в единстве со случайным, существенное ­– с несущественным, общее – с единичным. Поэтому при формулировании законов науки все случайное, несущественное, единичное отбрасывается, и закон науки выступает как суждение, в котором в понятийной форме выражается объективная необходимая существенная связь явлений действительности. Таким образом, всякий научный закон является результатом операции абстрагирования и применим он может быть, строго говоря, только к воображаемым, идеализированным объектам (“идеальный” газ, “абсолютно чёрное тело”, “идеальный“ тип общества и т.п.). Применение этих законов к реальным процессам неизбежно ведет к несоответствию прогнозов реальным результатам (например, действительная траектория летательного аппарата никогда не совпадает с расчетной). Следовательно, о законах природы и истории можно говорить лишь условно - как о тенденциях, приблизительно верно отражаемых законами науки. Как говорил Л.Фейербах, закон, порядок, цель – это слова, с помощью которых мы переводим дела природы на свой язык. Забвение этого факта ведет к фаталистическому мировоззрению, согласно которому в мире царит “голая” необходимость и человек бессилен влиять на ход событий. Напротив, отрицание объективной связи явлений порождает волюнтаристическое мировоззрение, в соответствии с которым человеку (обществу, государству, партии, индивиду) в мире “все позволено”, все зависит от его воли.

Законы можно классифицировать по различным основаниям:
по степени общности законы делятся на частные, общие и всеобщие (например, законы механики, закон сохранения вещества и энергии, законы диалектики);

по характеру действия - законы структуры (строения), функционирования и развития (закон постоянства состава в химии, законы высшей нервной деятельности, законы билогической эволюции).

В естествознании, особенно в физике, большое значение имеет деление законов на динамические и статистические, причём дискуссионным остается вопрос о том, которые из них имеют более фундаментальный характер. Динамические законы были характерны для классического естествознания и механики Ньютона, в частности. Они выражают однозначную связь явлений, что позволяет предвычислять точные значения физических величин (координаты тела, моменты времени, величины сил и т.д.). На их основе производятся расчёты машин, траекторий движения тел (например, космических объектов, ракет) и т.п. Однако следует заметить, что математическая точность расчётов наталкивается на погрешности при их практической реализации, так что результат лишь приблизительно соответствует расчётному (например, ракета выводит спутник на орбиту, лишь только близкую к расчётной).

В молекулярной, квантовой физике описание систем микрообъектов ведётся на языке теории вероятностей, а соответствующие законы имеют статистический характер. Эти законы ещё раньше появились в демографии (расчёты рождаемости, смертности и т.д.), экономической и социальной статистике. В этих областях, как сказал Маркс, «закон осуществляется через своё неосуществление». Статистический закон может дать знание не о поведении отдельного объекта, а о вероятности его поведения. Однако в рамках статистической теории статистические прогнозы обладают той степенью точности, какую пожелает учёный (путём задания величины допустимой погрешности). Таким образом, абсолютная точность – это идеал, достижимый в теории, но не на практике.

В отличие от частных наук, изучающих частные и общие виды связей и законов, диалектика изучает всеобщие виды связей и всеобщие законы развития как внешнего мира, так и человеческого познания.

Диалектике противостоит метафизика как альтернативный метод познания. В философии и естествознании Нового времени она отрицала идеи всеобщей связи и развития. Например, в биологии господствовал взгляд на виды организмов как неизменные, а на животное и растительное царства - как не связанные между собой и с условиями существования. Вселенная представлялась неизменной с момента её творения. В XIX - ХХ вв. метафизика изменяется, выступая то в виде софистики, то в виде эклектики, то как формально-хронологический подход к историческим процессам. Софистика проявляется в том, что из множества связей произвольно берется одна или несколько несущественных связей и ими подменяются главные, существенные. Например, при объяснении исторических событий принижается или игнорируется роль социальных и экономических факторов и преувеличивается роль природных или личностных факторов. Эклектицизм – это метод мышления, основанный на смешении существенных и несущественных связей, вследствие чего главное растворяется в неглавном, маскируется им, что ведет к искажению картины действительного процесса, делает невозможным истинное понимание. Например, западные историки Второй мировой войны сводят её к десятку решающих сражений, отводя на долю Советского Союза только три победоносных сражения (под Москвой, Сталинградом и Курском) и ставя в один ряд с ними такие сражения, которые не только не влияли на исход войны, но мало влияли на её ход. О других проявлениях современной метафизики будет сказано далее.

2. Универсальные связи бытия.

Для обозначения этих видов связей в диалектике существуют категории: единичное и общее, сущность и явление.

Общими называются те признаки, в отношении которых отдельные предметы тождественны, а единичными – признаки, по которым предметы различны. Это означает, что всякий предмет является единством единичного и общего и только в мысли можно абстрагироваться от той или другой его стороны. Как общее не существует в действительности в чистом виде (например, человек вообще, дом вообще), так и единичное не существует вне связи с общим. Диалектику единичного и общего нужно учитывать во всякой деятельности, будь то управление государством или обучение и воспитание детей. В частности, учитель должен соразмерить общие законы дидактики, возрастные особенности детей с индивидуальными чертами конкретного ученика. Это и будет диалектический подход в обучении.

Сущностью называют внутренюю, устойчивую сторону предмета, определяющую его существование, а явлением – её внешнее выражение, обусловленное взаимодействием предмета с другими предметами. Например, разряд атмосферного электричества (сущность) проявляется вспышкой молнии и раскатами грома, причем свойства последних зависят от состояния атмосферы. Связь сущности и явления можно выразить суждением: сущность является, а явление существенно. Это значит, что самые глубинные внутренние связи так или иначе обнаруживаются (“шила в мешке не утаишь”) и, напротив, во всяком, даже мимолетном, явлении просвечивает сущность. Из этого следует важный вывод: познание явлений ведет к познанию сущностей, причем этот процесс углубления познания практически бесконечен, о чем свидетельствует история любой науки. Между сущностью и явлением имеют место противоречия. Познание сущности возможно только через их разрешение.

Связи детерминации

Этот вид связей выражается категориями: причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность.

Причиной называется событие, которое своим действием порождает, вызывает другое событие, называемое следствием. Другими словами, причина – это такой фактор, без которого не появится следствие. На основе этих категорий формулируется принцип причинности: беспричинных явлений не существует (“из ничего ничто не возникает”). Причина предшествует следствию, однако причинность не следует смешивать с временной последовательностью событий: “после этого не значит по причине этого”. Подмена причинной связи временной последовательностью событий ведет к ошибочным выводам, в частности, к суевериям типа: если пойдешь по делу да, забыв что-нибудь, воротишься, то не повезет. Другое ошибочное представление заключается в утверждении однозначной связи причины и следствия: одинаковые причины производят одинаковые следствия. Из него следует вывод о том, что, зная действующие причины (силы) и начальные условия, в которых находится система материальных тел, можно однозначно вычислить как её прошлое, так и будущее на любой момент времени. Этот вывод возник в классической механике на основе абсолютизации роли динамических законов и получил название «принципа лапласовского детерминизма» (по имени П. С. Лапласа). Однако даже в механике этот принцип имеет ограниченное применение, так как на характер причинной связи влияют внутренние и внешние условия таким образом, что одинаковые причины, действуя в разных условиях, могут вызывать разные следствия, так же как и разные причины способны вызывать одинаковые следствия. В квантовой физике с её статистическими законами был сформулирован противоположный принцип – индетерминизма, получивший широкое распространение и в других науках (биология, социология). Сторонники индетерминизма отрицают наличие объективной причинной связи явлений, а некоторые дошли до такого, например, утверждения: поскольку траекторию отдельного электрона нельзя предвычислить, значит, он обладает свободой воли, следовательно, у него есть душа. Однако для многих учёных термин «индетерминизм» означает просто тот факт, что соответствующие объекты подчиняются статистическим, а не динамическим законам.

Необходимыми называются такие признаки, которые обусловлены взаимодействием внутренних, сущностных связей предмета, а случайными – признаки, вызванные внешними причинами. Так, видовые признаки организма обусловлены его генотипом, но на формирование его фенотипа оказывает влияние среда обитания.

В повседневной жизни люди часто говорят об одних событиях как необходимых, а о других как случайных. Например, смена времен года необходима, а выигрыш в лотерею – случаен. Однако такое понимание необходимости и случайности поверхностно. Даже наступление зимы в разные годы происходит в различные сроки и определяется случайной комбинацией циклонов, антициклонов и атмосферных фронтов, а выигрыш в беспроигрышную лотерею обязателен. Поэтому диалектика рассматривает необходимое и случайное в единстве: случайное – это форма проявления необходимости и форма дополнения к ней. Например, закон стоимости осуществляется через колебание рыночных цен, которое обусловливается рядом экономических причин, в частности, случайной конъюнктурой рынка. Давление газа в сосуде как величина постоянная складывается из суммарного случайного воздействия молекул газа на стенки сосуда.

В истории философии и науки иногда считали, что только необходимость имеет объективный характер, а случайность есть результат незнания, т.е. субъективна. Согласно такому пониманию необходимость отождествлялась с предсказуемостью, а случайность – с непредсказуемостью событий. Однако, во-первых, и необходимость, и случайность причинно обусловлены и, следовательно, объективны, и, во-вторых, теория вероятностей дает возможность количественной оценки случайности, так что распределение вероятностей значений случайной величины имеет закономерный характер (например, максвелловский закон распределения скоростей молекул идеального газа).

Каждое новое явление, прежде чем стать реальностью, проходит стадию зарождения, формирования его предпосылок. Переход от предпосылок явления к его осуществлению выражается категориями возможности и действительности. Например, возникшее на заре цивилизации разделение труда содержало в себе возможность появления обмена и, как следствие, рынка.

Возможное следует отличать от невозможного. Невозможно то, что противоречит объективным законам природы и истории. Более века не прекращались попытки создания “вечного“ двигателя, пока открытие закона сохранения энергии не сделало их бессмысленными.

Существуют виды возможностей: формальная и реальная, абстрактная и конкретная. Их различие обусловлено наличием или отсутствием конкретных условий реализации возможностей.

Структурные связи

Этот вид связей выражается категориями часть и целое, содержание и форма, элемент, структура и система.

Всякий предмет характеризуется целостностью, но всякое целое имеет внутреннее членение, состоит из частей. Их отношение таково, что целое только тогда является чем-то действительным, когда существует взаимодействие частей, и прекращает существование в качестве целого, как только нарушается связь частей. Однако и часть существует как нечто устойчивое и определенное только в составе целого (например, органы в составе организма, социальные группы в обществе).

Существуют два вида целостности: аддитивная (механическая) и органическая. В первом случае целое равно сумме его частей, примером чего служат машины. Целое может быть разделено на части и восстановлено в прежнем виде. Во втором случае целое богаче суммы частей, не сводимо к ней, а разделение целого на части ведет, как правило, к гибели того и другого. С эффектом целостности первыми встретились биологи и для его объяснения придумали особый сверхматериальный фактор, назвав его энтелехией (Аристотель), жизненной силой и другими именами. Но дело заключается не в идеальных надприродных факторах, недоступных науке, а в особом системном качестве, обусловленном взаимодействием частей в составе целого.

Категории содержания и формы выражают близкий к предыдущему вид объективной связи, но в несколько ином аспекте, а именно в аспекте внутреннего строения целого. Это можно видеть на примерах вещей, одинаковых по составу, но различающихся по строению. Различный порядок соединения частей порождает качественно иные целостности (одинаковые по составу, но различающиеся по строению молекулы органических соединений образуют химически различные вещества; политические системы демократических государств состоят из одинакового набора элементов, но по-разному связанных).

Содержание – это совокупность элементов, частей целого, а форма – способ их связи, взаимодействия в составе целого. При этом следует иметь в виду внутреннюю форму, обусловленную природой содержания, а не внешнюю, определяемую влиянием окружающей среды, хотя граница того и другого относительна. Например, химическое строение вещества определяется свойствами атомов и их групп (внутренняя форма), а его агрегатное состояние (физическая форма) - внешними условиями (температура, давление). Агрегатное состояние оказывается внешней формой по отношению к химическому строению, но оно является внутренней формой в рамках более сложной физической системы, включающей в себя вещество и внешние условия его существования. Внешней формой газа будет форма сосуда, содержащая это вещество.

Диалектика содержания и формы может быть выражена словами: содержание оформлено, а форма содержательна. Действительно, во всяком явлении имеются обе стороны, и лишь в мысли можно отвлечься от того или другого. Неоформленное содержание – это только сырой материал, а нематериализованная форма – только идея, образ, замысел. В отношениях между содержанием и формой наиболее подвижной стороной выступает содержание, форма же закрепляет изменения в содержании и является более устойчивой, консервативной стороной. Например, достижение совершенной художественной формы произведения делает практически невозможным изменение его содержания, а утрата части содержания произведения оказывается в принципе невосполнимой, чему история искусства дает много примеров.

Категории элемент, структура и система являются конкретизацией категорий содержания и формы, порожденной развитием науки. В XIX в. объектом исследования стали сложные системы, что привело впоследствии к разработке особого метода – системного подхода. Социальные, биологические и технические системы характеризуются некоторыми общими свойствами и закономерностями, и это нашло отражение в создании общей теории систем. Особый интерес представляют сложные динамические системы, находящиеся в неравновесных состояниях. Наука о таких системах – синергетика – возникла в конце ХХ в.

Системным называется объект, имеющий сложный, многокомпонентный состав и относительно устойчивую структуру. Структура – это способ связи элементов в составе целого. Примерами системных объектов являются организмы, биоценозы, биосфера, политические, культурные комплексы, телекоммуникационные, энергообеспечивающие, транспортные отрасли хозяйства.

Таким образом, парные категории диалектики отражают объективные связи бытия, широко используемые в практической и познавательной деятельности людей. Логично предположить, что перечень этих категорий не исчерпан, и человек откроет в мире новые виды связей и введет новые категории для их выражения.

3. Законы диалектики

1) Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

Основные понятия закона: качество, свойство, количество, мера, скачок.

У всякого предмета есть нечто, отличающее его от других, делающее его именно данным предметом, а не другим, нечто, обусловливающее его определённость, устойчивость. Эта определённость вещи выражается категорией качества. Качество вещи при её взаимодействии с другими проявляется в свойствах. Благодаря свойствам предметы могут быть сравниваемы (по протяжённости, длительности, массе, стоимости и т.д.), причем интенсивность одного и того же свойства у различных предметов различна. Для характеристики степени интенсивности свойства используется категория количества (длиннее, короче, тяжелее, легче и т. д.). Если ввести единицу (эталон) и процедуру измерения, то количественные характеристики можно выразить посредством чисел (величин), хотя это бывает реализуемо далеко не всегда. Этим обстоятельством определяется применение количественных методов в науке.

Между качественной и количественной определённостью предмета существует двоякая связь. Во-первых, она выражается в том, что качество предмета характеризуется набором соответствующих ему количественных характеристик (например, химический элемент имеет заряд, атомную массу, валентность и другие; человек как телесное существо имеет физическую конституцию с определенным набором параметров). Зная набор этих характеристик, иногда можно достаточно точно идентифицировать объект (химический анализ вещества, опознание предмета). Второй вид связи более существен. Он проявляется в том, что количественные изменения предмета, вызванные его взаимодействием с другими, не могут быть безграничными. Рано или поздно они сменяются качественными изменениями, в результате которых возникает другой предмет с другим набором признаков. Так, вода при изменении температуры превращается в пар или лёд. Граница существования предмета, отделяющая одно качество от другого, называется мерой. Она может представлять собой четко фиксированное значение (атомный заряд, количественный состав вещества в химии), интервал количественных изменений, внутри которого они не вызывают качественных изменений (интервал температур между точками плавления и парообразования вещества). Качественное изменение предмета, вызванное нарушением его меры, называется скачком. Смена агрегатных состояний вещества – типичный пример скачков в природе. В зависимости от характера явлений и внешних условий скачки могут быть резкими, с чётко выраженными переходами или плавными, постепенными. Второй вид скачков более присущ живой природе, что нашло отражение в суждении о том, что природа не делает скачков. Эволюционная теория Дарвина исходила именно из такого представления об изменчивости видов. Однако генетика с её мутациями, вызываемыми хромосомными перестройками, изменила взгляд на природу эволюции. Скачки можно различать также по длительности, что обычно зависит от условий протекания процесса (испарение воды при кипении и высыхании).

Итак, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений есть закон, согласно которому количественные изменения, накапливаясь, нарушают меру предмета и переводят его в другое качественное состояние. Новое качественное состояние характеризуется новой количественной определенностью, в частности, новой мерой.

Этот закон имеет универсальный характер и проявляется как в объективном мире, так и в сознании и познании. Следует, правда, заметить, что иногда количественные изменения неуловимы для наблюдения и в силу этого качественные изменения кажутся спонтанными (например, расщепление ядер атомов при естественной радиоактивности).

Метафизика в вопросе о соотношении количества и качества сводится либо к отрицанию качественных изменений в природе и сведению развития к количественным изменениям (например, гипотеза Праута в химии, согласно которой все химические элементы есть усложненный атом водорода), либо к идее спонтанных скачков, не предваряемых стадией количественных изменений (теория эмерджентной эволюции в биологии).

2) Закон единства и борьбы противоположностей

Основные категории закона: тождество, различие, противоположность, противоречие.

Что является источником, движущей силой развития – вот вопрос, на который дает ответ этот закон диалектики.

Механистический метод мышления, преобладавший в науке XVII – XVIII вв., причину изменений в природе видел во внешних импульсах. Однако такое объяснение стало непригодным уже в химии, а тем более было неэффективно в биологии и социологии. Ответ дает Гегель: источником самодвижения является внутреннее противоречие предмета.

Приведем примеры. Чем обусловлена стабильность Солнечной системы, в которой более четырех миллиардов лет по определенным орбитам движутся планеты? В каждой точке орбиты планета находится под действием гравитационной силы и центробежной силы инерции, причина которой до сих пор однозначно не установлена. Под действием одной силы планета падает на Солнце, под действием другой - устремляется в противоположном направлении, результирующая сила переводит планету в соседнюю точку орбиты. В каждой точке планетной орбиты возникает и разрешается противоречие двух разнонаправленных сил, следствием чего является эллиптическая орбита. Или пример из биологии. Любой организм – это устойчивая система, в норме поддерживающая постоянство внутренней среды благодаря обмену веществ с окружающей средой. Чем достигается это равновесие? Сбалансированностью противоположно направленных процессов ассимиляции и диссимиляции. Аналогично, существование общества как системы обусловлено определенной согласованностью процессов производства средств жизни и потребления.

В рассмотренных примерах обнаруживается общий признак: любое явление выступает как единство противоположностей, в котором противоположности находятся в двоякой связи, порождая друг друга (без производства не было бы потребления и, напротив, без потребления продуктов производства оно бы остановилось) и в то же время друг друга уничтожая. Такое отношение между стронами, частями, тенденциями целого, при котором они взаимно обусловливают и в то же время взаимно отрицают друг друга, называется противоречием. Стороны противоречия называются противоположностями.

У каждого конкретного противоречия можно выделить стадии его существования: зарождение, динамическое равновесие, нарушение равновесия, разрешение противоречия. Рассмотрим это на примере возникновения социальной структуры общества. Родоплеменная общность людей характеризовалась социальным равенством, отсутствием привилегий отдельных групп, что не исключало индивидуальных различий между членами общины. Это состояние можно охарактеризовать как тождество вещи самой себе. В отличие от абстрактного тождества (например, в математике: 5=5) конкретное тождество всегда содержит несущественное различие. С появлением разделения труда различия между членами общины становятся существенными, появляются группы ремесленников, каста жрецов, племенная знать и т.д. Различие перерастает в противоречие с появлением господства и подчинения (свободные и рабы, патриции и плебеи, власть имущие и подданные). Возникнув, противоречие начинает само себя воспроизводить, усиливая поляризацию общества, что рано или поздно приводит к конфликтам (восстания рабов, гражданские войны, государственные перевороты). Дело кончается тем, что противоречие охватывает все стороны жизни рабовладельческого общества и приводит его к гибели и возникновению нового общества. Таким образом, развертывание противоречия ведет к качественному изменению предмета и выступает движущей силой его развития.

Формы противоречий зависят от характера систем: в природе, истории общества, в духовной культуре они проявляются существенно по-разному. Противоречия, далее, можно разделить на внутренние и внешние, главные и второстепенные, конструктивные и деструктивные и др.

3) Закон отрицания отрицания

Следующей проблемой теории развития является проблема его направленности. Она выражается категориями отрицания, старого и нового.

Развитие как необратимое изменение предмета предполагает его переход от одного состояния к другому, что означает уничтожение одних свойств, сторон, элементов и возникновение других. Такой переход называется отрицанием. Как происходит отрицание в действительном мире? С одной стороны, в процессе отрицания предмет никогда не уничтожается полностью, а исчезают те его элементы, которые изжили себя, утратили способность к росту, развитию. Эти элементы выражаются категорией старого. С другой стороны, на месте старого формируется нечто новое, которое возникает не на пустом месте, а на материале, оставшемся от предыдущего состояния. Таким образом, отрицание выступает как противоречивый процесс уничтожения и сохранения, как единство прерывности и непрерывности развития. Гегель назвал это снятием. Можно указать множество примеров такого отрицания в самых разных областях природы и истории человечества. Биологическая эволюция производит селекцию наиболее приспособленных форм жизни и элиминацию неприспособленных. Социальные революции, устраняя отжившие политические и экономические формы старого общества, сохраняют те культурные достижения (производительные силы, достижения науки и искусства и т.д.), на которых строится новое общество.

В отличие от диалектического понимания отрицания метафизика рассматривает его как полное уничтожение предшествующего явления. В истории культуры такое «голое, зряшное» отрицание бывало нередко (движение «пролеткульта» в 20-е гг. прошлого века в России, фашистский погром в культуре в Германии в 30-е гг., «культурная революция» в Китае в 60-е годы).

Однако развитие не ограничивается одним актом отрицания, напротив, они сменяют друг друга, образуя последовательную цепь отрицаний. Какая картина развития складывается из этой последовательности? С формально-логической точки зрения отрицание отрицания возвращает в начальное состояние. Например, воду превращаем в пар, а затем его конденсируем, получая опять воду. Возникает как бы движение по кругу. С другой стороны, в действительности полного возврата в исходное состояние никогда не происходит, так как в процессе отрицаний изменяется содержание предмета, что-то исчезает, а что-то возникает. В этом и состоит развитие: старое отмирает, новое нарождается, совершается поступательное движение, траекторию которого можно мысленно представить как отрезок прямой линии. Если объединить оба представления: движение по кругу и поступательное движение, то напрашивается образ спирали. Это значит, что в процессе последовательно сменяющихся отрицаний предмет как бы повторяет некоторые свои черты, свойства, т.е. возвращается к ним, но на более высокой основе, с новым, более богатым содержанием. Например, эмбриология установила, что зародыш высшего животного в начальный период развития повторяет в сокращенном виде основные ступени становления данного вида. Общинная собственность была вытеснена индивидуальной частной собственностью, а последняя – снова общественной (в форме акционерного капитала, кооперативной собственности и др.).

Итак, закон отрицания отрицания есть закон поступательного циклического развития, при котором на высших стадиях происходит повторение некоторых свойств низших стадий. Гегель, впервые сформулировавший этот закон как закон развития мышления, выразил его в следующей форме: тезис, антитезис, синтез. В истории науки смена гипотез часто происходит по этой схеме. Например, в оптике корпускулярная гипотеза света была вытеснена волновой, а в начале ХХ в. возник квантово-волновой дуализм (синтез противоположных концепций).

Рассмотренная в данном разделе система категорий и законов диалектики выполняет в человеческом сознании ряд важных функций: логическую, гносеологическую, методологическую. Другими словами, эти категории и законы наряду с другими понятиями являются частью логического аппарата человека, как бы «подсказывают», какие вопросы задавать природе, в каком направлении вести исследование.

 

ТЕМА 12. СОЗНАНИЕ И МАТЕРИЯ

Вопросы

1. Проблема сознания и история философии

2. Отражение как всеобщее свойство материи

Основные понятия: идеальное, материальное, образ, отражение.

 

1. Сознание есть сложная совокупность относительно устойчивых, упорядоченных чувственных и логических отражений действительности в головах людей, целенаправленно регулирующая их отношение к внешнему миру, характеризующаяся противопоставлением субъекта объекту и оценкой соответствия отражений объекту.

Сознание характеризуется способностью к фантазированию, к созданию таких мысленных образов, которых нет в действительности, т.е. оно способно выходить за пределы материальной действительности. Эта способность является духовной основой творчества, создания нового.

Животные, даже высшие, например приматы, такой способностью не обладают, их мышление конкретно, они способны воспроизводить образы только тех предметов и их свойств, которые реально существуют и которые имеют для них жизненно важное значение.

Ученых, философов, давно интересовал вопрос о том, что такое сознание, как оно появилось у человека? Трудность изучения сознания в том, что оно не дано человеку в чувственном восприятии, не наблюдаемо, и потому вплоть до началаXX в. господствовало мнение, сохранившиеся и до наших дней, что сознание есть свойство души, данной человеку богом. Появилось и такое мнение, что сознание вечно, так же, как и природа (гилозоизм). Вульгарные материалисты полагали, что сознание — это поток материальных частиц, которые выделяются мозгом, как, например, желчь выделяется печенью.

Нерешенность вопроса о происхождении сознания порождала и другие вопросы. Мыслит ли человек с помощью мозга? Почему мыслит только человек, а животные не мыслят? Как возникло мышление? Какие предпосылки мышления были у непосредственных и далеких предков человека? Наконец, какие основания для возникновения сознания имеются в неживой материи? И имеются ли они?

Отсутствие ответов на эти вопросы давало возможность идеалистам поставить перед материалистами, утверждающими, что человек мыслит с помощью мозга, такую дилемму: если вы утверждаете, что мыслит только человек, то объясните, почему только человек, который, как и его мозг, представляет собой материальное тело, а другие материальные тела не мыслят? Если же вы не можете это объяснить, то признайте, что вся материя мыслит.

Наука началаXX в. ответа на этот вопрос еще не имела. Основание для его решения предложил В.И. Ленин. В книге «Материализм и эмпириокритицизм», вышедшей в свет в 1908 г. он пишет: «...логично предположить, что вся материя обладает свойством по существу родственным с ощущением, свойством отражения» (Ленин В.И. Полн. собр. соч.).

2. Что такое отражение как свойство всей материи, любого материального объекта, В.И. Ленин в книге не поясняет. Исчерпывающий ответ на этот вопрос дает современная наука: отражение есть свойство всех материальных тел отвечать общими и специфическими адекватными изменениями на внешние материальные воздействия в соответствии с их качеством и интенсивностью.

В неорганической природе формы отражения в общем соответствуют формам движения материи - механической, физической, химической и вечны, как вечна материя. Трудность состоит в понимании процесса перехода неорганических форм отражения в органические, в формы отражения в живой природе: никто не наблюдал этот процесс в действительности, не владеет наука и подобными экспериментами. Восстановить этот процесс можно только мысленно в форме гипотезы на основе диалектического подхода, пользуясь методами сравнения и аналогии. Для начала сравним свойства живого, в его известных науке доклеточной и одноклеточной формах существования, и неживого вещества. Живое вещество обладает следующими свойствами: 1) обменом веществ с природой; 2) подвижностью; 3) раздражимостью, как формой отражения; 4) увеличением в объеме (рост); 5) самовоспроизводством с передачей наследственных признаков; 6) приспособляемостью к условиям существования; 7) единством дискретности и целостности.

1-й, 2-й и 4-й признаки имеют место и у неживого вещества; 5-й, 6-й, 7-й появляются только у живого вещества, но выяснять, как они появляются, в данном случае в нашу задачу не входит. Наша задача в том, чтобы представить, как, каким образом формы отражения в неживой природе превратились в его новое качество - раздражимость. Представить это можно, только допустив, что при возникновении живого из неживого комплексно, одновременно изменяется ряд свойств вещества путем скачка, путем перехода в новое качество. Так, обмен веществ меняет направленность: из процесса превращения сложного вещества в более простые и устойчивые он становится важнейшим свойством живого, обеспечивающим его существование и развитие. В свою очередь химическая форма отражения, по-видимому, превращается в раздражимость и становится непременным условием, обеспечивающим организму полезный обмен веществ с природной средой.

Раздражимость - способность организма на основе своего телесного строения, потребности и видового опыта приходить в состояние деятельности.

Субстратом-носителем этого свойства являются живые организмы доклеточной и одноклеточной организации.

Следующая ступень эволюции организмов - появление многоклеточных. На этом уровне реализуется возможность специализации определенных групп (системы) клеток на осуществлении различных жизненных функций. Одна из групп специализируется на взаимодействии организма со средой обитания в виде новой формы отражения - чувствительности.

Чувствительность - способность организма воспроизводить раздражения, отвечая на них каким-либо образом. Способность органов чувств - анализаторов реагировать на появление раздражения и на его изменения.

Дальнейшая эволюция организмов приводит к появлению позвоночных, возникают спинной и головной мозг - субстрат нового вида отражения психики.

Психика - деятельность животных, основывающаяся на их биологических потребностях, видовом и прижизненном опыте поведения, сущность которой заключается, во-первых, в чувственно-образном отражении необходимых для них явлений среды; во-вторых, в преобразовании и использовании этого отражения (образов) для выработки приспособительных действий.

Отражением является и весь представленный здесь развертывающийся во времени процесс эволюции организмов, в ходе которого организмы адекватно приспосабливаются к изменяющимся условиям внешней среды. Чем выше форма отражения у организма, тем совершеннее его возможности индивидуального приспособления к среде обитания и к возможным ее изменениям.

Становление у человека способности к абстрактному мышлению, отличающей его от конкретного мышления высших животных, явилось высшей формой отражения как свойства всей материи. Данное качественное изменение отражения было необходимым следствием включения человека в деятельность по преобразованию естественных предметов природы с целью придания им таких свойств, которые полнее удовлетворяли бы его потребности. Это было началом трудовой целенаправленной деятельности, коллективной и кооперативной по своей сущности.

Кооперативная деятельность людей не могла осуществляться без тесного общения и обмена информацией. Так возникла потребность в речи, которая стала материальной оболочкой мысли, второй сигнальной системой. Речь, как материальная оболочка мысли, необходима для ее передачи от человека к человеку. Вне материальной оболочки мысль не передается и существовать не может, мысль и речь неразрывны, язык - материальное бытие мысли.

 

 

ТЕМА 13. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

Вопросы

1. Познание как философская проблема. Материализм, идеализм и агностицизм о сущности познания.

2. Единство чувственной и рациональной ступеней познания. Сенсуализм, рационализм, иррационализм.

3. Учение об истине. Объективность истины. Соотношение относительной и абсолютной истины. Истина как процесс. Догматизм и релятивизм.

 

Основные понятия: объект и субъект познания, познавательный образ, форма познания, истина, практика.

1. Теория познания, иначе называемая гносеологией или эпистемологией, дает развернутое теоретическое обоснование второй стороны основного вопроса философии об отношении мышления к бытию: познаваем ли мир? Как известно из предыдущего изложения, большинство философов, как материалистов, так и идеалистов (а также пантеистов, деистов и дуалистов), утвердительно решают этот вопрос: мир доступен человеческому познанию. Философы, оспаривающие этот вывод, стали называться агностиками. Отсюда следуют два вопроса: во-первых, как объяснить, что материалисты и идеалисты, два мировоззренческих антипода, занимающих противоположные позиции по любому сколько-нибудь существенному поводу, оказались солидарны при решении столь важной проблемы, и, во-вторых, к какому мировоззренческому направлению относятся агностики?

Что значит познавать мир? Какой смысл философы вкладывают в термин «познание»? Для материалиста познание означает отражение внешнего мира в человеческой голове, как бы его «пересаживание» в человеческую голову, образование копии, слепка. Для идеалиста проблема познания выглядит совсем иначе. Например, Платон под миром, который предстоит познать, понимает не мир чувственных вещей, а мир вечных и совершенных идей, так как только они образуют подлинное бытие. Поэтому познание, по Платону, сводится к воспоминаниям души о тех образах, которые она получила, находясь в мире идей до вселения в тело – «темницу души». Эти воспоминания инициируются впечатлениями, вызываемыми действием вещей на чувства человека, однако чувственные впечатления не дают знаний об идеях. Соответственно для субъективного идеалиста, считающего вещи устойчивыми коллекциями идей (комплексами ощущений), вывод о познаваемости мира содержится в исходной посылке: сознание может осознать то содержание, которое уже находится в нем. Обобщая, можно сказать, что для материалиста объект познания находится вне сознания субъекта, а для идеалиста – в его сознании. Итак, из сказанного следует, что совпадение позиций материализма и идеализма в теории познания – кажущееся, здесь между ними существует такая же противоположность, как и при решении других вопросов.

Рассмотрим позицию агностиков. Кант утверждает существование вещей независимо от нашего сознания («вещей самих по себе») и в этом проявляет себя как материалист (строго говоря, деист). Именно такова его мировоззренческая позиция в работах первого, докритического, периода творчества, где Кант предстает перед нами как натурфилософ типа Бруно, Декарта или Ньютона. Когда же он отрицает познаваемость мира для человека, объясняя это недостоверностью чувственных впечатлений (например, крепостная башня по-разному видится с различных расстояний), и говорит, что разум предписывает законы природе, а сама природа понимается как совокупность явлений (ощущений), упорядоченных априорными (доопытными) формами чувственности и рассудка, то здесь он выступает как субъективный идеалист. Близкой Канту, но еще более субъективистской является позиция Юма, который, ссылаясь на недостоверный характер ощущений, вообще снимает вопрос об их источнике. Его позиция такова: мы знаем только наши ощущения, которые составляют опыт индивида, и выходить за его пределы нет никакой возможности. Вопрос о том, что породило в нас ощущения (Бог, природа или ещё какая-нибудь третья сила), навсегда закрыт для нас, и наука не должна его даже ставить.

Итак, отвечая на второй вопрос, можно сказать, что агностики занимают в теории познания промежуточную позицию между материализмом и идеализмом, склоняясь то к материализму (Кант), то к идеализму (Юм).

Рассмотрим далее материалистическую линию в теории познания. Исходным понятием в ней является отражение, идею которого высказал ещё Аристотель: чувственные впечатления образуются в душе подобно оттиску печати на воске. Внешний мир, воздействуя на органы чувств, запечатлевается в сознании в виде образов, копий, изображений. Такое понимание познания характерно для метафизического материализма Нового времени (например, Дидро, Гольбаха и др.). Оно ведет к созерцательной точке зрения, согласно которой, во-первых, активным началом в познании оказывается не человек как субъект познания, а внешний мир; во-вторых, образ представляет собой механическую, зеркальную копию, слепок предмета. Из этого следует, что все люди должны были бы воспринимать мир в принципе одинаково, различия обусловливались бы только особенностями их чувствительного аппарата (зрение, слух и т.д.). В жизни, однако, мы наблюдаем иное: с одной стороны, одно и то же явление по-разному видится различными людьми; а с другой, от выбора человека зависит, какой фрагмент бытия становится объектом познания. Значит, познание – это процесс, в котором решающая роль принадлежит человеку. Познание, таким образом, является видом его творческой деятельности.

Творчество – это родовая, сущностная характеристика человека, благодаря которой он, собственно, и стал человеком. Изменяя первоначально природные, а затем и общественные условия своего существования, он творил и себя, и свой мир. В отличие от животных, способом существования которых является приспособление к среде обитания, законом жизни человека стало приспособление среды к его потребностям. Материальное и духовное творчество – две сущностные силы человека, однако в истории философии обычно акцентировалось духовное творчество как движущая сила истории. Познание рассматривалось только как вид духовного творчества. Роль материальной, предметной деятельности человека, то есть практики, в познании была исследована К.Марксом. Общественно–историческая практика – это совокупная материальная деятельность людей, направленная на овладение природными и социальными силами. Она делится на три основных вида: производство средств жизни (материальный труд), деятельность, направленная на регулирование общественных отношений (политика), научно-экспериментальная деятельность.

Познание выступает как момент, сторона практического взаимодействия субъекта и объекта. Лишь с отделением духовной деятельности от практической (философия, искусство, наука и др.), что произошло в классовых обществах, познание становится относительно самостоятельным видом деятельности, однако его связь с практикой не прерывается никогда.

Всеобщим субъектом познания является человеческое общество в целом, так как оно формулирует познавательные потребности и создает условия их реализации, оно хранит знания. Применительно к конкретным познавательным задачам субьектами познания могут выступать отдельный человек, группа людей (научный коллектив), социальная общность. Всеобщим объектом познания является внешний мир (природа и общество). Практика человека формирует потребность в познании какой – либо его части, что ведет к созданию наук с присущим им объектом познания (механика, физика, астрономия и пр.). Поэтому с позиций гносеологии можно сказать, что без субъекта познания нет и объекта познания, поскольку именно он выбирает некоторый фрагмент действительного мира в качестве объекта познания.

Роль практики в познании можно выразить следующими положениями.

Практика – это основа познания, так как именно общественные потребности в конечном счете определяют, что именно необходимо познавать в данный момент. История зарождения наук дает множество примеров этому (математика и астрономия в земледельческих цивилизациях античности, механика и физика в эпоху мануфактурного производства и т.д.).

Практика – цель познания, что особенно отчетливо видно в настоящее время: инвестирование капиталов в науку определяется почти всецело экономическими или военными соображениями.

Практика – движущая сила познания. Практические интересы отдельных общественных групп могут стимулировать или, наоборот, тормозить развитие познания. Пример первого рода: неограниченное государственное финансирование атомных и космических проектов в СССР и США в 40 - 80-е г.г. История богата примерами и противоположного рода (запреты по политическим или идеологическим соображениям на преподавание отдельных научных теорий в разных странах: дарвинизма в некоторых штатах США в начале прошлого века, теории относительности в фашистской Германии, генетики в СССР в 30 – 50-е г.г. и др.).

Практика – критерий (средство проверки) истинности знания. Как бы ни была логически обоснована или очевидна теория (или отдельная идея), её окончательное признание в качестве истины или заблуждения зависит от практической проверки. В естествознании, например, с этой целью сначала проводится подтверждающий эксперимент, а затем создается экономически эффективная промышленная установка или производственная технология.

Итак, познание, являясь стороной практического взаимодействия человека с миром, представляет собой активное, целенаправленное и целесообразное отражение мира.

2. Как совершается познание, какова его процессуальная сторона? Этот вопрос – один из основных в гносеологии, и ему уделяли внимание все представители классической философии, от Сократа и Демокрита до Гегеля и Маркса. Прежде всего, были выделены две основные ступени познания: чувственность и рассудок (абстрактное мышление, рациональная ступень).

Чувственная ступень познания основана на непосредственном взаимодействии человека с объектом, в результате чего формируется познавательный образ, основанный на таких элементарных психических явлениях, как ощущение, восприятие и представление.

Ощущение, с психологической точки зрения, – это канал связи сознания с внешним миром, это превращение энергии раздражения рецептора внешними предметами в факт психики. С гносеологической стороны, ощущение – это субъективный образ объективного свойства внешнего предмета (пространственной формы, веса, упругости и т.д.). Таким образом, ощущение двойственно: оно обусловлено как свойствами объекта, так и особенностями строения органов чувств. Один и тот же объект по-разному воспринимается различными анализаторами и вызывает неодинаковые ощущения (например, механическое воздействие (слабый удар) воспринимается как световое (глаз), тепловое (кожа) или звуковое (ухо) ощущение). Этот факт привел некоторых философов и ученых к выводу о том, что ощущение не дает достоверного знания о мире, что оно только субъективно, что ощущения – это знаки вещей, а не их образы (немецкие физиологи XIX в. Г. Гельмгольц, И. Мюллер). Вместе с тем и животные, и люди правильно ориентируются в окружающей среде, руководствуясь показаниями органов чувств, что бесспорно говорит о их объективном характере и опровергает взгляды агностиков. Но не верно и противоположное мнение о том, что ощущение – точная копия вещи, что оно только объективно. Его разделяли эпикурейцы и некоторые метафизические материалисты. В этом и состоит суть созерцательного подхода в гносеологии. По Эпикуру, Солнце на самом деле таково, каким кажется. Наивность этого мнения очевидна. Поэтому только деятельность человека, его жизненный опыт позволяют ему отделять объективное содержание ощущения от субъективного и целесообразно поступать, руководствуясь показаниями органов чувств.

Восприятие – это целостный образ, возникающий при взаимодействии человека с предметом. Это – не просто сумма ощущений, это нечто большее. Оно обладает некоторыми свойствами, независимыми от составляющих его ощущений, например, константностью. Мы узнаём предмет при разных условиях наблюдения (удалённость, освещённость, проекция и пр.), хотя получаемые от него ощущения могут существенно различаться. Здесь как раз проявляется эффект целостности, когда целое (восприятие) оказывается больше суммы частей (ощущений).

Представление как форма чувственности – это целостный образ предмета, формирующийся вне непосредственного взаимодействия субъекта и объекта на основе воображения и памяти. В представлении имеет место элемент обобщения, когда признаки единичного объекта утрачивают чувственную конкретность и приобретают характер общих (например, представление о дереве, доме, человеке и т.д.). В нашем сознании находится огромное количество таких представлений, существующих благодаря их закреплению в слове. Абстрактное представление, выраженное в слове, - это переходная ступень к абстрактному мышлению.

Абстрактное мышление - это особая ступень познавательной деятельности, дающая обобщенное, опосредованное отражение действительности. Его элементарной формой является понятие.

Понятие – форма мышления, отражающая множество однородных предметов в их общих, существенных признаках. Как форма мысли понятие существует только посредством материального выражения в знаке (слове, символе, букве и т.д.). Мы можем наглядно представить расстояние в один километр, но не можем представить расстояние в миллион световых лет, хотя мы его мыслим – 1000000 св. лет. Мы имеем наглядное представление о человеке (Платон: двуногое бесперое существо с широкими ногтями), но понятие человека как субъекта труда, общения и исторического действия мы представить не можем, его мы можем только мыслить. Таким образом, понятие уступает формам чувственного познания в наглядности, чувственной конкретности, как бы обедняет образ объекта, но именно благодаря этому позволяет познавать мир глубже, полнее, познавать не на уровне явления, а на уровне сущности и необходимости.

Следующая форма мышления – суждение. В нем нечто утверждается или нечто отрицается, касающееся существования предметов, их свойств или отношений. В логике выделяют суждения существования (на Луне нет атмосферы), суждения свойства (Земля – обитаемая планета) и суждения с отношениями (орбита Земли находится между орбитами Венеры и Марса). Их можно разделить на суждения возможности, действительности и необходимости, а также дать другие классификации. Гносеологическая роль суждений состоит в том, что они являются логическим средством выражения объективных связей, в том числе законов науки.

Третья основная форма мышления – умозаключение. Посредством него из имеющихся суждений по определённым правилам образуется новое суждение, содержащее новое знание. Умозаключения делятся на индуктивные (движение мысли от частных суждений к общему выводу), дедуктивные (от общих суждений к менее общим или частным) и по аналогии (перенос признака с одного объекта на другой на основании сходства объектов по ряду существенных признаков).

Если формы чувственности существуют благодаря нейрофизиологическим процессам, сформировавшимся в ходе развития жизни и в принципе одинаковым у животных и человека, то формы абстрактного мышления существуют на основе языка и речи, т.е. таких явлений, которые возникли и усовершенствовались в человеческой истории. Язык – это система словесных знаков, которыми человек обозначал предметы, их свойства или отношения, свои действия с ними, свои отношения, чувства и т.д. Другими словами, язык – материальная оболочка мысли, это способ ее существования.

Язык выполняет две основные функции: общения и мышления. Возникнув из потребности общения (коммуникации) людей, он впоследствии стал средством мышления, средством идеального представления реальных процессов. Благодаря этому человек смог прогнозировать ход событий, т.е. приобрел способность опережающего отражения действительности, способность предвидения. В этом-то и проявляется творческий характер мышления, благодаря которому человек не просто познает мир, а творит его сначала в представлении, а затем и в действительности.

Различают языки естественные (исторически сложившиеся языки этносов) и искусственные (специально созданные для определённых целей: эсперанто, математический и логический, программирования и т.д.).

Чувственное и рациональное познание ­– это не два различных способа отражения мира, это две ступени единого процесса познания. В истории философии были такие гносеологические учения, которые разделяли их и противопоставляли друг другу. В XVII в. возникли сенсуализм и рационализм, и их противостояние не прекратилось до нашего времени.

Сенсуалисты считали, что в разуме нет ничего, чего бы не было прежде в чувствах, и что душа человека от рождения – «чистая доска», на которой жизнь оставляет свои письмена (Дж. Локк). Чувственность – вот источник знания. Роль мышления они сводили к комбинированию данных чувственного опыта. На основе идей сенсуализма была создана педагогическая теория, которая считала, что воспитание и обучение должны опираться исключительно на личный опыт воспитанника. Если бы люди следовали этому правилу, они вряд ли покончили бы с пещерным образом жизни.

Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц), напротив, только разум считали достоверным источником знания. Они были сторонниками теории врожденных идей, с которыми человек появляется на свет, и считали, что связь вещей такова же, что и связь идей. Поэтому главная роль в познании принадлежит дедукции, то есть выведению частных следствий из врожденных идей (аксиом математики, законов логики).

Противоположность сенсуализма и рационализма впервые преодолевает Кант, который утверждает, что чувственность и рассудок могут определять предметы только в связи с друг другом. Признание неразрывной связи, взаимной обусловленности чувственной и логической ступеней познания – это проявление диалектического метода в гносеологии, всякие попытки подорвать эту связь – проявление метафизики.

Одной из проблем теории познания является определение соотношения

рационального и иррационального элементов сознания. Один из аспектов проблемы – соотношение знания и веры.

Можно выделить несколько подходов к пониманию веры. Во-первых, вера как религиозные верования, мистические откровения и разнообразные суеверия, то есть содержание общественного сознания, некритически усваиваемое новыми поколениями и существующее в головах людей наряду с обыденным и научным знанием. В христианской религиозной философии вера почитается выше знания и стремится подчинить его себе (например, неотомизм, русская философия, в частности, Н.А.Бердяев). В материалистической философии ценность подобных верований в качестве достоверных истин отвергается в силу их бездоказательности.

Во-вторых, веру можно понимать как способ приобретения нового содержания сознания, как религиозного, так и светского (в том числе научного знания). Этим путём идёт накопление знаний ребёнка - через усвоение опыта старших (родителей, учителей, наставников всякого рода), информации, распространяемой средствами массовой информации и т.д. Можно предположить, что подавляющая часть представлений человека получена из этого источника. Даже математические знания ученики иногда принимают в качестве истинных не столько в результате доказательства, сколько благодаря авторитету учителя, то есть на веру.

В-третьих, в сознании человека есть ещё один вид веры – убеждения. Например, Кант, по его словам, ограничил знание, чтобы оставить место для веры. Он вынужден был это сделать при решении таких фундаментальных проблем, как проблема Бога, мира и души, так как разум при их рассмотрении впадал в противоречия (антиномии). С помощью разума нельзя ни доказать, ни опровергнуть существование Бога, бесконечности или конечности мира в пространстве и времени и т.д. Поэтому такие вопросы навсегда останутся предметом убеждения (веры), а не знания (доказательства). И хотя наука дает все больше фактов для обоснования материалистического мировоззрения, даже и оно никогда не получит статуса науки вроде классической или квантовой механики.

Другой аспект иррационального – интуитивное знание. Под интуицией понимается способность непосредственного усмотрения истины, не опирающегося на какие-либо мыслительные процедуры (анализа и синтеза, индукции и дедукции и т.д.). В истории философии выделялись чувственная и интеллектуальная интуиция, посредством которых разум может проникать в сущность вещей. В XIX в. интуицию стали трактовать как сверхразумную, мистическую способность отдельных людей (А.Бергсон). К мистике особо склонны религиозные учения (рассказы об откровениях, видениях, «голосах с небес»). С психологической точки зрения, интуиция – это невербализованный (словесно не выраженный), свёрнутый, неосознаваемый в деталях процесс спонтанного проникновения в сущность предмета. Интуиция выступает как разгадка долго мучившей проблемы, иногда приходящая в состоянии полусна-полубодрствования («сны» Декарта, «сон» Д.И.Менделеева). Таким образом, интуиция является необходимой, существенной формой познания, которая не противостоит другим формам, а, напротив, вместе с ними используется в познавательной деятельности человека.

Непосредственной целью познания является достижение знания, постижение истины. Что есть истина? – вот один из «вечных» вопросов философии.

3. Термин «истина» имеет много значений. Например, в этике истина – некий принцип, норма поведения, в религии – догмат веры. Говорят об истинных мотивах поступка, то есть действительных, а не воображаемых. Истинная добродетель – совершенная в своем роде, идеальная, соответствующая принятому идеалу.

В материалистической теории познания истина – это соответствие знания объекту, образа – отображаемому. Истине противостоит заблуждение как неадекватное, ошибочное, недостоверное знание. Реальное знание всегда выступает как единство истины и заблуждения, о чем свидетельствует история науки. Представления, казавшиеся истинными в естествознании предшествующих веков, впоследствии существенно исправляются или просто отбрасываются как ложные (идеи флогистона, теплорода, эфира, химического сродства и пр.).

Рассмотрение проблемы истинности знания опирается на ряд категорий: объективная истина, относительная и абсолютная истина, конкретность истины.

Существует ли объективная истина, т.е. имеется ли в человеческих представлениях о мире содержание, не зависящее от субъекта и определяемое объектом познания? Если нет, значит, мир непознаваем, недоступен человеку, потусторонен, трансцендентен – это постулат агностицизма. Но отсюда следует невозможность целесообразной человеческой деятельности: как бы человек мог изменять формы природных явлений, если бы не получал достоверных знаний о них (например, строил машины, которые функционируют в соответствии с проектом, основанным на использовании законов науки), как бы осуществлял прогнозирование астрономических, метеорологических и др. явлений? Практика человечества убедительно свидетельствует об обратном, значит, мир познаваем, и объективная истина в человеческих знаниях существует.

Следующий вопрос теории познания: можно ли получить объективно истинное по своему источнику и характеру знание об объекте сразу в полном объёме, исчерпывающе или же только частично, приближённо? Это вопрос о соотношении абсолютной и относительной истины. Практика познания, как индивидуального, так и общественного, свидетельствует о том, что всякое отдельно взятое знание всегда относительно, т.е. неполно, неточно, отягощено погрешностями, заблуждениями, хотя в то же время содержит нечто объективное. Но если взять процесс познания, состоящий из многих последовательных звеньев, этапов, то знание постепенно очищается от этих погрешностей, становится всё более достоверным, то есть абсолютным. Таким образом, если предположить неограниченную продолжительность человеческого познания, можно констатировать принципиальную достижимость для человека любого сколь угодно полного знания. Иначе говоря, в мире не существует принципиальных границ познания, за которые не мог бы выйти человек. Все границы, возникавшие в прошлом, оказывались историческими, обусловленными уровнем развития познавательных способностей, методов и средств познания, и со временем преодолевались (физика микромира и астрофизика, генетика и синергетика и т.д.). Выражаясь математически, можно сказать, что абсолютная истина выступает как предел последовательности относительных истин.

Но в связи с этим возникает вопрос: если в человеческих представлениях о мире существует абсолютная истина, то, следовательно, имеются вечные истины, справедливые на все времена и для всех народов? На первый взгляд, утвердительный ответ на второй вопрос необходимо следует из ответа на первый. Действительно, есть истины арифметики вроде 1+1=2. Но даже эта тривиальная истина не является вечной, всеобщей. Например, масса ядра атома гелия, состоящего из двух протонов, меньше суммы масс двух протонов, находящихся в свободном состоянии. Значит, вечных истин нет, истина всегда конкретна. Всякое высказывание, истинное в одних условиях, может оказаться ложным в других. Поэтому использование всякой теории, закона, принципа в конкретной ситуации требует исследования вопроса его правомерности. Например, законы земного естествознания нуждаются в корректировке в условиях невесомости (космическая медицина, космическая биология и т.д.).

Суммируя сказанное об истине, можно утверждать, что истина – это процесс человеческого познания, направленный на все более глубокое и всестороннее отражение действительности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных