Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕМА 7. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX – ХХ ВВ




Вопросы

1. Славянофилы и западники.

2. Русское почвенничество.

3. Русский космизм.

4. Философия всеединства В.С. Соловьева.

Основные понятия: западники и славянофилы, русское почвенничество, русский консерватизм, русский космизм, соборность, философия всеединства.

 

1. Общественную мысль России XIX в. характеризует широкий спектр философских проблем, постановка и решение которых осуществляется не только на умозрительном уровне, но и на жизненно-практическом. Русские философы были тесно связаны с освободительной борьбой народа, пронизанной гражданским пафосом. Ее особенностью является также ярко выраженный религиозный характер. В истории философии и особенно русской общественно-политической мысли яркий контраст представляли собой два взаимно противоположных направления: славянофильское и западническое.

Главная проблема, вокруг которой завязалась дискуссия между западниками и славянофилами, заключалась в следующем: первые считали, что исторический путь России такой же, как путь Западной Европы. Особенность России лишь в ее отсталости; славянофилы же исходили из представлений, что или у России особый путь и ее культура принадлежит к другому типу.

Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала всей русской национальной жизни, делали упор на самобытный характер России, тогда как западники основывались на идеях европейского просвещения с его культом разума и прогресса и полагали неизбежными для России те же исторические пути, которые прошла Западная Европа. При этом необходимо отметить, что славянофильство и западничество не представляли какую-то единую школу или единое направление. Их сторонники придерживались разнообразных философских ориентаций.

Лидеры славянофильства А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин выступили с обоснованием самобытного пути развития России. Изучение истории у славянофилов было направлено на поиск устойчивых факторов, влияющих на исторический процесс. Такими факторами, по мысли славянофилов, не могли быть ни природно-климатические условия, ни сильная личность, а только сам народ, как единственный и постоянный «действователь» в истории.

Славянофилы считали, что экономические, политические и другие факторы общественного развития вторичны и сами определяются более глубоким духовным фактором – верою, обуславливающей историческую деятельность народов. Народ и вера соотносятся так, что не только вера создает народ, но и народ создает веру, причем такую, которая соответствует творческим возможностям его духа.

Развитие духовной жизни и культуры Европы определялось тем, что ее народы были приобщены к христианству насильственным путем, причем в форме насаждения «латинства», т.е. христианства, которое, по мнению А.С. Хомякова, выражало лишь внешнее единство всех христиан. Это внешнее единство утверждалось борьбой католической церкви во главе с Папой за государственную власть над всей Европой. Реакцией на насильственно насаждаемое единство стала Реформация, в результате которой после продолжительной мучительной и кровавой борьбы возник протестантизм.

И католицизм, и протестантизм, по мнению славянофилов, противопоставив единство и свободу, исказили дух первоначального христианского учения, которое представляло идеи единства и свободы неразрывно соединенными в нравственном законе взаимной любви.

Только православие, по мнению славянофилов, восприняло и сохранило вечную истину раннего христианства во всей ее полноте, а именно идею торжества, единства и свободы (свободы в единстве и единства в свободе). Ими было включено в историософию важнейшее понятие, характеризующее русское своеобразие, – соборность, выражающее свободную общность людей. Соборность понималась славянофилами, прежде всего, как церковная соборность – свободное единство верующих в деле совместного понимания правды православия, отыскания правды православия и пути к спасению. Соборное единство православных верующих должно основываться на бескорыстной любви к Христу как носителю совершенной истины и праведности. Единство в свободе на основе любви – вот сущность соборности как явления русского духа. Православие в концепции славянофилов выступало как духовная основа всей русской жизни. В истории России произошло слияние духовных ценностей православия с народной жизнью. В результате этого оформился «дух народа», благодаря которому народ становится подлинным субъектом исторического процесса. Великая заслуга славянофилов заключается в том, что они стали рассматривать нацию как духовное явление. Славянофилы рассматривали общество как естественно сложившуюся общность людей, имеющую собственные принципы организации жизни. Органический взгляд на общество означал, что его развитие представлялось процессом саморазвития по аналогии с явлениями живой природы. И ее нельзя насильственно ломать или начинать строить жизнь по умозрительной схеме.

Структурной единицей организации русской народной жизни славянофилам представлялась община, главной характеристикой которой является самоуправление. Общинное устройство, основанное на началах общей ответственности в соответствии с народными обычаями, было для славянофилов воплощением свободной общности. Общинный дух русского народа славянофилы противопоставляли западноевропейскому индивидуализму.

Философско-историческая концепция славянофилов пронизана верой в особую историческую миссию России, которая призвана соединить противоположные начала жизни, дав миру высокий образец духовности и свободы. В их системе ценностей скорее Европе нужно было догонять Россию.

Противостоящее славянофильству западничество также не было единым и однородным. В нем были мыслители разных направлений: либералы, радикалы, консерваторы. Однако их всех объединяло неприятие крепостного права, отсталости русской жизни, требование демократизации общественной жизни, вера в европейское будущее России путем исторических достижений стран Западной Европы. Многие идеи западников были вынесены ими из общения со славянофилами. М.А. Бакунин прямо признавал, что его анархизм с полным отрицанием государственной власти инициирован К.С. Аксаковым. По свидетельству С.Л. Франка, углубившись в работы А.И. Герцена и В.Г. Белинского, можно сразу заметить, что, с одной стороны, западниками их можно называть лишь условно и от своих противников славянофилов они отличались не столь принципиально, как это кажется им самим, а с другой стороны, за социально-политическими и историко-философскими высказываниями этих атеистов таятся сильные и типично русские религиозные устремления и идеи.

В социально-политическом смысле западничество было представлено либеральным направлением (Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин), революционно-демократическим направлением (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев), анархизмом (М.А. Бакунин).

2. Прямым продолжением славянофильства в 60-80-е гг. XIX в. было почвенничество, представленное трудами А.А. Григорьева, Н.Н. Страхова, Н.Я. Данилевского, Ф.М. Достоевского.

Почвенничество, по определению А.А. Григорьева, характеризовалось «восстановлением» в душе новой или, лучше сказать, обновленной веры в народ. Вера в народ, в развитие на собственной почве сочеталась со взглядом на историю как на спонтанный исторический процесс, принципиально неподдающийся рационализм. Оригинальная концепция исторического процесса, понимаемого таким образом, представлена в трудах Н.Я. Данилевского и Ф.М. Достоевского.

Впервые мысль о принадлежности Западной Европы и России к разным типам культур высказал М.П. Погодин. Европу он рассматривал как наследницу культуры Западной Римской империи – Византии. А.А. Григорьев называл свое мировоззрение органическим, исходя из того, что жизнь мира развертывается в совокупности типических циклов, которые имеют свой лик, свою форму, свой образ. Каждая эпоха есть своего рода «организм», целое во времени, как каждый народ есть целое или организм в пространстве. Эти идеи подробнее были развиты в теории культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. Он разработал систему основных типов культур и объяснил механизм их возникновения, развития и смены в ходе мировой истории. Данилевский считал, что подобно тому, как в природе существуют различные типы организмов животных и растений, так в человеческой истории существуют различные типы культур. Под культурно-историческим типом он понимал самостоятельные и своеобразные планы религиозного, промышленного и художественного развития.

Все содержание всемирной истории Н.Я. Данилевский свел к 10 культурно-историческим типам. Наряду с понятием типа культуры Данилевский употребляет и понятие «цивилизации», отмечая, что каждая цивилизация вырабатывает свой вид духовной деятельности. Он различал четыре основополагающих вида деятельности: 1) религиозную, 2) культурную, 3) политическую и 4) общественно-экономическую.

Исходя из анализа этих видов деятельности, он рассматривал основные типы цивилизаций.

Первые цивилизации - египетская, китайская, индийская, вавилонская - ….он называет подготовительными, так как они не проявили ни одну из сторон общечеловеческой деятельности. В них все было в «смешении»: религия, политика, культура, общественно-экономическая организация.

Последующие цивилизации достигли более высокого уровня во всех сферах деятельности, но особых результатов не добились ни в одной области. Поскольку в этих цивилизациях была преимущественно развита какая-то определенная деятельность, он называет их «одноосновными».

Политическая сторона деятельности была развита в римской цивилизации. Романо-германскую цивилизацию Данилевский определял как двухосновную. Для нее характерен научный и промышленный характер культуры. И только славянская цивилизация, идущая на смену романо-германской, может стать полным четырехосновным культурно-историческим типом.

Цикл культурно-исторического типа может быть представлен следующим образом:

1) бессознательный период – народы находятся на уровне этнографического материала, когда формируется психический облик народа;

2) период государственного становления, в ходе которого народы составляют политически независимые образования;

3) период цивилизации, в котором период становится культурно-историческим типом и проявляет свою деятельность во всех направлениях.

Механизм развития и саморазрушения любого культурно-исторического типа тот же, что и механизм развития и саморазвития любого живого организма, последовательно проходящего через стадии зарождения: младенчество – юность – зрелость – старость – смерть.

Под консерватизмом понимаются философско-социальные концепции, обосновывающие необходимость сохранения и поддержания исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни и ее правовых и семейных основ.

Идеи русского консерватизма публицистически обосновывались М.Н. Катковым, на философском уровне - К.Н. Леонтьевым и К.П. Победоносцевым.

Свои идеи К.Н. Леонтьев не облекал в традиционную философскую форму, а излагал живым, афористическим языком. Связывая воедино природу и человека, К.Н. Леонтьев сформулировал органическую теорию развития, для которой характерны:

- аналогия между любой органической системой и организмом как неразложившейся целостностью;

- представление о закономерных этапах развития системы, составляющих конечный во времени цикл.

Органическое развитие, по Леонтьеву, является сложным процессом, полный цикл которого включает в себя следующие этапы:

- первичной простоты,

- цветущей сложности,

- вторичного смесительного упрощения.

Начальным этапом развития в концепции Леонтьева выступает первичная простота, т.е. такое состояние системы, когда еще не выявились все заложенные в ней возможности.

Переход от первичной простоты к цветущей сложности связан с такими процессами:

- индивидуализация, т.е. отвлечение явления, с одной стороны, от окружающего мира, а с другой – от всех сходных явлений;

- дифференциация и усложнение, т.е. увеличение богатства внутреннего, появление разнообразных неоднородных частей, элементов;

- интеграция, или постепенное укрепление единства, взаимосвязанности и взаимообусловленности составляющих частей.

Переход от первичной простоты к цветущей сложности представляет собой процесс самоорганизации системы. Цветущая сложность – высшая точка развития, которая есть высшая степень сложности, объединенная неким внутренним деспотическим единством. Деспотизм в данном случае означает принудительные начала организации разнообразных элементов в одну систему, обеспечивающие ее существование в качестве целого. Разрывая узы этого естественного деспотизма, явление гибнет.

В каждой органической системе, считал К.Н. Леонтьев, заложен механизм саморазрушения и при достижении высшей точки развития начинается рассогласованность между составляющими ее частями. Усложнение составных частей системы переходит те границы, в рамках которых система сохраняет устойчивость. Начинается переход от цветущей сложности ко вторичному смесительному упрощению, который представляет собой процесс дезорганизации системы и проявляется в

- ослаблении единства между частями;

- разрушении сложной иерархической структуры и уравнивании частей друг с другом;

- нарастании однообразия, унифицированности;

- отделении частей от единого целого.

Результатом является разложение, гибель системы.

На основе этой схемы К.Н. Леонтьев обосновал идею цикличности развития государств, народов, культур, выдвинутую Данилевским. Цикличность в развитии общества подобна фазам в развитии организма, где есть эмбриональный период, рождение, рост, процветание всех возможностей и есть угасание и смерть. Любая органическая целостность имеет свой срок существования. К.Н. Леонтьев видел некий алгоритм в жизни народов, культуры государств, несмотря на кажущуюся уникальность их истории. Из примитивного состояния первоначальной простоты постепенно формируется усложняющаяся общественная система.

На восходящей линии развития общество характеризуется сложной сословной социальной структурой, наличием деспотических организующих начал жизни в форме национальных государств, координацией всех его частей, расцветом науки, искусства, ремесла.

Достигнув расцвета, высшей точки развития, общество постепенно переходит к нисходящей линии развития, где разнообразие сменяется однообразным, в результате чего постепенно угасает способность к культурному творчеству, в конечном итоге общество перестает существовать как субъект исторического процесса.

Теория органического циклического развития К.Н. Леонтьева стала философской основой историософских построений русских консерваторов.

К.Н. Леонтьев пришел к выводу о том, что Россия принадлежит не к европейскому, а к другому – византийскому - типу культуры.

Русские консерваторы отчетливо осознавали, что государственное величие России связано с ее целостностью и неделимостью. Потому необходимость защиты Российской империи проходит через всю консервативную мысль. Наиболее яркое выражение эта идея нашла у М.Н. Каткова, который считал, что сохранение целостности и единства для России – вопрос жизни и вопрос ее бытия в качестве великого государства. Он неоднократно подчеркивал историческую заслугу русского народа в создании великого государства.

М.Н. Катков доказывал, что Российская империя может существовать только как унитарное государство, а любые попытки федерировать Россию приведут к ее развалу. Федеральное устройство России не может обеспечить национальное единство. Федерация неизбежно приведет к сепаратизму, а сепаратизм, по образному выражению Каткова, есть внутренняя язва, разъедающая государственный организм. Поэтому государственная власть в борьбе с сепаратизмом правомочна идти на любые меры, способные допустить целостность государства.

3. Одним из наиболее оригинальных направлений в русской философской мысли XIX в. был русский космизм, или так называемая космическая философия.

Русский космизм есть учение о неразрывном единстве человека и космоса, о космической природе человека и о его безграничных возможностях по освоению космоса.

Среди истоков возникновения русского космизма можно выделить следующие: философским основанием космизма выступает идея развития и всеобщей диалектической взаимосвязи мира, разрабатываемая философией в ходе всего ее исторического развития.

Существенное влияние на формирование идей русского космизма оказали религиозные идеи.

Многие представители космизма были религиозными людьми: Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский и др. Религиозное влияние на русский космизм проявилось в первую очередь через нравственные постулаты религии. Христианская идея о том, что все люди братья, дает изначальную установку о единстве всего сущего – земного и небесного. Этот постулат лежит в основе русского космизма. Кроме того, религиозное влияние на русский космизм просматривается через христианское учение о воскрешении людей. Оно очевидно в концепции «патрофикации (воскрешения) отцов» Н.Ф. Федорова. Попытка ее реализации неизбежно связана с идеей единого земного и небесного миров.

Естественно - научные основания русского космизма заключаются в том, что без опоры на человеческий разум, науку и технику он остался бы в истории человеческой мысли лишь как любопытное утопически-религиозное учение. Бурное развитие науки подтолкнуло русских космистов к гениальным догадкам, носящим научно-практический характер и опирающимся на науку как на средство достижения благородных целей. Прогресс человеческого знания позволил Н.Ф. Федорову выразить надежду на будущее воскрешение умерших не только с помощью божественной благодати, а в первую очередь благодаря научным методам. Быстрое развитие науки и техники позволило К.Э. Циолковскому разрабатывать идеи о способах перемещения человека в космосе.

Исторические корни русского космизма имеют непосредственное отношение к России и национальным особенностям русского народа. Один из основных постулатов русского космизма – идея единства людей, всего человечества.

Огромная территория России укрепляла в сознании людей необходимость духовного и территориального единства. Идея русской соборности, единения, присущая русским, традиционная сельская община есть тот исторический фундамент, на котором возник и развивался русский космизм. Все эти факторы послужили основой русской космической философии.

4. В.С. Соловьев (1853-1900) создал собственную религиозно-идеалистическую систему – философию всеединства. Основные этические проблемы данной концепции он изложил в работах «Оправдание добра», «Смысл любви», «Религиозные основы жизни» и др.

Смысл философии всеединства заключается в том, что все связано со всем. И эта всеобщая связь явлений представляет стержневую основу философии всеединства В.С. Соловьева.

Философская эволюция развития человечества складывается из трех этапов:

1) теософский – рассматривается сущность Бога, конкретные проявления Софии (божественной сущности). Основной предмет философских рассуждений – познание Бога;

2) теократический – рассматриваются формы государственного устройства, которые создают в наибольшей степени благоприятные условия развития христианства;

3) теургический – рассматривается как символ для выражения мистического искусства, с помощью которого определяются новые формы жизни, соответствующие христианскому миропониманию.

Идея Бога в философии В.С. Соловьева является основополагающей. Бог не только творец мира, но и воплощение совершенства. Познание Бога, сближение с ним на основе следования христианским заповедям, по мысли В.С. Соловьева, делает человека богоподобным.

Бог создает потенциальную основу для сближения с ним человека, но это зависит от самого человека, от его воли и разума. Основная идея – идея всеединства, которая отразила особенности психического склада русского народа. Она предполагает единство Бога и человека, единство всех людей на Земле, создание всеобщего единения и братства, основанного на идеях соборности и христианского миропонимания.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных