ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Почувствовав душу Юноши). 1 страница«Привет, мой брат, мой призрак милый, И вся душа твоя полна земного, Познай: в своей премудрости великой В глухую ночь и сны и тени
Душа Юноши «Слава, слава Небу далёкому!
(Где-то в глубине отражения духа Старика-отшельника и духа казнённого Князя; они, как туман, проносятся мимо). Душа Женщины «Мой новый брат, летим, летим Сегодня торжественный день!
(Они испуганно несутся к земле; под ними далеко в тумане чернеет громадное пространство земли. На чёрной земле мерцают ослепительным блеском[144] магические круги; в них горят рубиновые лампады, обливая кровавым светом бледных людей с жезлами в руках, стоящих безмолвно среди кругов). Душа Юноши «Скажи мне, что это, сестра?
Душа Женщины «То наши друзья. Их магический круг
Душа Юноши «Но там, о, гляди! одиноко
Душа Женщины «Он полон вражды к Господину. Он верит в величие счастья Помчимся, скорее разрушим Они налетели со страшных высот, Учитель великий, стоял он в кругу,
ГЛАВА VII (В глуби эфира фосфорический, слабый свет — заря! Во мраке белеют дух Старика-отшельника и дух казнённого Князя; они скользят, держа друг друга за руку). Дух Старика «На волнах первичных эфира Мы не мыслью, не телом узнали Мы знаем, как борются тени Но близится чистый, высокий, Горят уж ярко лампады[145] Но не кончена наша дорога, Раскроем злобе объятья, То Демон, монах низверженный, Нет, он надежд не уступит! И вот налетел он угрюмо, Один только Князь его встретил, Века проснулись смутным роем, «Демон в бездонность низринут!
ВЕДЬМА** ПРЕДИСЛОВИЕ В уютной комнате, у камина, развалясь в мягком кресле, приятно мечтаем подчас мы о том, что мрак, окутывавший человечество, начинает редеть. С лучезарных высей научного знания как будто сползают туманные личины неопределённых страхов и суеверий. Разорванные в клочки, они тают, загораясь романтическим блеском. Вечерний, немеркнущий свет озаряет вокруг все мелочи, и они так отчетливо выделяются в этом свете. Если нам скажут, что и теперь личина не сорвана, что и теперь между нами и Вечностью только игра в прятки, как часто мы не хотим этому верить: золотое зеркало горизонта и улица, залитая золотом, с весёлыми, бегущими людьми — разве есть ещё место ужасам тьмы теперь, когда всё прояснилось? А между тем никогда ещё призрак не вырастал в таком грозном величии, как теперь, в этом золотом свете научных откровений. Прежде в нахмуренном, сыром тумане мелькали ослепительные пролёты лазури, казалось, что туман призрачен, а то, что за ним, — есть лик неизменной Вечности. Но когда разорвался туман и повсюду блеснуло небо с каёмкой зари, стало ясно, что это — только голубая занавеска, окаймлённая золотой тесьмой, — голубая вуаль, накинутая над пропастью. Наука могла разогнать мрак, сгустившийся перед ней, но она не могла разогнать вечной ночи, из глубин которой сама явилась. В этом смысле она — «тёмного хаоса светлая дочь». С личины спала личина. Призрак не мог спасти подобие собственной реальности, когда он предстал пред нами, разоблачённый. Золотое зеркало горизонта, и улица с зажигающимися фонарями, эти бегущие люди — мы уже знаем, что всё это незнакомо нам, хотя бы уж потому, что неизвестно пространство, в котором всё это происходит. И это окно, из которого мы смотрим, есть окно в непостижность, — больше мы ничего не знаем о нём. И четыре стены, и камин, и мягкое кресло, в котором мы только что размышляли о возможности постижения мировой фантасмагории, и эти уютные мелочи не укроют они нас от всюду витающей ночи. Свет разогнал тьму, и тогда оказалось, что сам он пропитан тьмою. Если наука — солнце, то мы знаем, что солнца выброшены из ночной пасти мира. Хаос, прогнанный с авансцены человечества, выглянул из глубины сцены, и мы уж бессильны бороться с ним. И если мы отказываемся мужественно заглянуть в ужас ночи для того, чтоб убедиться, что нет в том никакого ужаса, и что ночь нежна и задумчиво спокойна, если мы отказываемся, сама ночь идёт на нас, и сумеречные тени начинают уродливо плясать на стене, принимая очертания единорогов, горбунов, карлов. Хаос в образе страшного карлы бросает солнца в пустоту, и они взлетают, крутясь, — золотые волчки. Мы уже начинаем понимать, что живём среди неизвестностей и что не укроемся от них ни четырьмя стенами, ни устремлением к матери сырой земле: сама земля только мяч, надутый огнём, только мяч в лазурной сетке, называемой небом, вечно мчащийся шар, никуда не могущий упасть, потому что и падать некуда. Из ночной пустоты выступают туманности, как из чьих-то вещих очей, чтоб изойти слезами, бриллиантовыми звёздами. Мириады звёзд заблистали в пустоте. Ночь выплакала все солнца, все звёзды. Всё, что существует, всё, что является нам, пронизано звёздностью, всё — порождение ночи. День — личина между нами и миром, — личина, и притом неизвестно чья: быть может, она надета на нас, быть может, на мир, — личина между двумя безднами. Две бездны уставились друг на друга из-под призрачной маски. Но призрак рассеется, бездны сольются. Мы станем миром, потому что будем вне мира, как Тот, Кто сказал: «Я уже не в мире, но они в мире, а я к Тебе иду, Отче святой» (Иоанн). Быть может, есть только два призрака: призрачный мир для нас под личиной явлений, и мы, скрытые для мира под маской. Мы должны растопить маску, мы не должны быть призрачны. Горе тому, кто, зная мировой фантом, воспользуется данным ему знанием для утверждения своей обособленности, кто станет миром во имя своё. Он воистину злой маг. Есть среди нас злые маги, одержимые призраком. Нам безразлично, ходят ли они в мантиях среди пещер или среди болотных огней, или мы встречаем их в застегнутых сюртуках на журфиксах, — каждый раз мы безотчетно вздрагиваем, говорим себе: Какая-то мелькнула тень!
(«Ведьма») Творят ли они заклинания над козлиной кровью или говорят об искусстве и литературе, — узнаём их по личине, привязанной к лицу. И если сотворим про себя крестное знамение, неожиданно оборвётся их уклончиво рассудительная речь: из-под личины раздается крик демона, обитающего в них: Хо! Хо! Хо! Хо!
(«Ведьма») «Ведьма» и «Лествица» говорят нам о колдунах, о магах. Вникнем же в эти слова. Ведь мы тут имеем дело не со сказочными героями, а с теми, кто под маской благовидной лжи творит среди нас вечное марево… Помолимся о том, чтоб личина с них спала, предстал нам истинный лик их и рассеялся туман наваждений. Андрей Белый Участники Герман (старый маг) Вальтер (молодой человек, его ученик) Клара (молодая девушка, правнучка умершего разбойника) Два старых инквизитора Молодой инквизитор Писарь инквизиции Шпион инквизиции Дух старого разбойника Голоса духов Голос демона Палачи Палач Ландскнехты 1-й ландскнехт 2-й ландскнехт Проповедник-монах (очень высок, худ, с козлиной, чёрной бородой. Ряска обтрёпана и грязна) Женщина (молодая) Старый нищий (весь в лохмотьях. Очень стар. Длинная редкая седая борода. Он всё больше сидит. Голова его трясётся от старости) Крестьянин (средних лет) Брунгильда (отвратительная, толстая баба средних лет. В движениях груба. Она жена палача) Старик (очень здоровый и крепкий, атлетического телосложения. Небольшая густая седая борода) Судья (сухой, методичный голос) Народ (женщины и мужчины разных цехов) Гульда (старуха-колдунья, невеста Германа. Она очень стара. Её жидкие, белые волосы распущены по плечам. Она сгорблена и опирается на палку. Она в лохмотьях; они светятся ярко-бело. Ноги её босы) Лекарь Женщина (пожилая) Голос из народа ДЕЙСТВИЕ I В глубине сцены дремучий, дубовый лес. Слева непроходимое болото. Справа избушка с крытым крыльцом. Вечереет, а к концу действия ночь. На небе полная луна. Голос Пора ли нам проснуться! Й голос Скоро, скоро час настанет! Й голос Тихо дремлют воды,
Все голоса Шорох, шорох меж кустами! Голоса Все уснули…
Голос демона Хо! Хо! Хо! Хо! Голоса Умирая, мы не знали
Голос демона Хо! хо! хо! хо!
Медленно, тяжёлой поступью, в глубине сцены, идёт дух прадеда Клары, бывшего при жизни разбойником. Голоса Наш милый брат,
Дух разбойника (громко и резко) Пойдите прочь,
Трепет и ужас среди духов. В это время из-за очень толстого ствола дуба высовывается человек — шпион инквизиции. Шпион инквизиции (дрожащим от испуга голосом) О, ужасы какие!
Дух разбойника (громко и резко стуча) Опять начну стучать, стучать!
(тут его крик уже походит на стон)
Шпион инквизиции (выглядывая) О Боже! Мать святая!
Дух разбойника Стучу! Стучу! Стучу! Уходит в глубину сцены. Но стук слышится по временам, до конца действия. Голос демона Хо! Хо! Хо! Хо!
Голоса Великий Учитель,
На крыльцо избушки выходит Клара. Рукой придерживается она за косяк крыльца и напряжённо глядит в дать. Клара Как мне жутко!
Дух разбойника в отчаянии стучит громче. Клара (испуганно) Какая-то мелькнула тень!
Сильные стуки. Пауза. О, страшно! Я боюсь! Уйду! (убегает) Шпион инквизиции (злобно) О, ведьма!! Голоса Горе! Горе! Горе! О, помоги! О, горе! Горе! Вальтер (выходит из леса) О, сколько голосов
Голоса Привет! Привет!
Клара (снова выходит на крыльцо) Здравствуй, Вальтер!
Вальтер Здесь я и ты —
Клара А мне так жутко!
Вальтер Не бойся, милый друг!
Клара Пойдём! С тобой я не боюсь!
Вальтер Пойдём! Пойдём! Они идут тихо к болоту, взяв друг друга, как дети, за руки. Клара Скажи мне, Вальтер,
В лесу плачет сова. Вальтер То перекликаются совы. Клара А не глядит ли кто вот там, из-за куста? Вальтер (оборачиваясь) О, нет! То светляки. Голоса (тихо, как ветер) Горе! Горе! Горе! Клара Что это? голоса?! Вальтер То наши духи.
Клара А там, а там! Ты слышишь стук?! Дух разбойника (печально) Стучу! Стучу! Стучу! Вальтер То дерево скрипит. Клара (вся дрожа) Нет, эти звуки
Вальтер (волнуясь) Не бойся, друг!
Клара Мне страшно. Голоса (тихо, как ветер) Печаль, печаль и горе… Клара (в безумном страхе припадает к его груди) О, спрячемся куда-нибудь!
Вальтер (сильно волнуясь) Не бойся! Образумься! Ведь с нами Бог! Клара (в ужасе) Гляди, там по дорожке,
Вальтер (глядит упорно в темноту; внезапно тоже что-то видит и с мечом в руке кидается на невидимое зрителям видение) Ты верно угадала:
Вальтер, как безумный, рассекает мечом воздух. В это время с противоположной стороны на сцену выбегает стража инквизиции и окружает Клару. Клара (неистово кричит) А-а-а-а!!! Шпион инквизиции Вот эти — ведьма и колдун. Держите их! Вяжите крепче! Клара Вальтер! Вальтер! Помоги! Беда настала! О, помоги! Спаси! Спаси! Вальтер кидается на солдат. Идёт ожесточённый бой. Шпион инквизиции (кричит) Приказом Святейшей Инквизиции берём тебя под стражу. Вальтер Так вот тебе, проклятый! Закалывает его. Отвечу я своим лесным указом. Клара Спаси! Спаси! Спаси! Её утаскивают. Вальтер бьётся из последних сил. Идёт страшное беспокойство среди духов. Звучат голоса! Внезапно между дерущимися появляется дух разбойника. Он грозно простирает руки против инквизиторов. Дух разбойника Стучу! Стучу! Стучу! Громовые стуки. Один стражник поражает Вальтера кинжалом. Вальтер падает. Стражник Им чёрт пришёл на помощь!
Они в ужасе убегают, увлекая Клару. Страшное беспокойство элементов! ДЕЙСТВИЕ II Дремучий еловый бор. Ели стоят часто, как огромные, чёрные колонны. Безлунная ночь. Тихо, как в пустом храме. На авансцене маленькая поляна. Там стоит небольшая землянка. Она к зрителям вся открыта, так как грубый щит вместо двери, сколоченный из еловых стволов, прислонён к одной стороне. Землянка ярко освещена пламенем, которое горит на железном треножнике. Её обстановка: в левом углу обрубок пня, на котором сидит старик маг Герман. Он в сером, грубом балахоне, вроде рясы. Его ноги босы, у него длинные, белые волосы до плеч и длинная, по пояс, седая борода. Он худ и высок. Особенное впечатление производит его огромный, белый лоб. Рядом с ним огромный пень вместо стола. На нём яркий кристалл, несколько толстых пергаментных книг в переплётах из белой кожи и несколько пергаментных свитков. Затем лампа — римский светильник. Справа, в углу, до самого потолка землянки высится крест из вытесанных белых брёвен. Минуты три Герман сидит задумчиво и смотрит в книгу. Внезапно что-то шумит среди еловых ветвей, затем ясно слышится трепетание крыл. Что-то тёмное и живое опускается на землю. Герман медленно встаёт, выходит из своей землянки и подходит к этому существу. Герман Ну, кто ко мне пришёл? А, это ты, Сова! Здравствуй! Здравствуй! А! Ты грустна?! Бедная моя, возьми, возьми! (Он ей что-то бросает). Поешь! Поешь! Ведь у вас, бедных, голод влияет на душу! Ну, ешь! Ну, ешь, старушка! Ты есть не хочешь?! Ты дрожишь?! Ты печальна?! Сова — печальна. Ты трепетно ласкаешься ко мне, трёшь свой жёсткий клюв об руку мою. Ты меня жалеешь? Ты, животное, жалеешь человека! Но нужно ли жалеть людей?! Смешная, милая Сова! А это кто?.. К нему подползает тёмное существо. А, Лиса! Здравствуй! Здравствуй! (Ласкает её). Только вы не ссорьтесь! (Грозит пальцем). А, вы ласкаетесь друг к другу! Вы помирились наконец! Но что-то странно! Я в мир зверей не верю. Ты лижешь руки мне. Ты смотришь на меня, как мать моя когда-то на меня смотрела: так ласково и так печально… Нет, не жалей меня: я жалости не знал. Умел лишь я любить безумно, страстно — не тело, нет, а душу! Уйдите, уйдите от меня! Я жалости боюсь: она к погибели ведёт… В глубине сцены раздаётся сухой кашель и усталые шаги. Входит колдунья Гульда. Она очень стара. Её жидкие, белые волосы распущены по плечам. Она сгорблена и опирается на палку. Она в лохмотьях — они светятся ярко-бело. Ноги её босы. Гульда Здравствуй! Здравствуй! Герман. Герман Привет тебе, сестрица,
Гульда Да, скоро наша свадьба!
Герман Мы долго не видались. Гульда Я благодарить тебя хочу,
Герман Я так любил тебя всегда! Гульда Свою любовь ты доказал!
Герман Прости меня!
Гульда Да, мы достигли…
Она медленно удаляется в темноту. Слышится ещё раз далёкое, едва доносящееся: Прощай! Прощай! Прощай! Герман медленно возвращается в свою землянку, там он сидит некоторое время безмолвно, задумавшись. Герман Она ушла…
Он подходит к треножнику и бросает в огонь какой-то порошок. Огонь вспыхивает ярким голубым светом. Герман произносит торжественно заклинания. Учитель, старший брат.
Несколько минут безмолвие. Затем подымается шёпот, трепетанье чьих-то крыл. Голоса Трепет великий меж нами растёт,
Герман Скажите, что такое
Голоса Так знай, Учитель не придёт.
Герман стоит несколько минут, поражённый известием. Затем начинает говорить, словно про себя. Герман Невероятное свершаться начинает,
Садится и некоторое время пишет. Внезапно в испуге останавливается и глядит на пергамент. Черты пошли по девственной бумаге,
Задыхаясь, читает: Твой Вальтер ранен. Он должен жить.
Он падает ниц перед крестом. Я Твой. — Твоя да будет воля! Входит Вальтер. Он весь в крови и от слабости шатается. Вальтер Помоги, Учитель! Герман кладёт на грудь Вальтера свою руку и говорит торжественно, словно приказывая. Герман Руда, остановись!
Вальтер выпрямляется. Силы возвращаются к нему. Вальтер Мне легче. Я вновь силён!
Герман Да, я спасу её. Она ведь наша!
Вальтер Пойдём! Спаси её!
Герман О чём же ты грустишь?!
Вальтер О Боже! Так пойми ж меня!
Герман Пускай убьют.
Вальтер (на коленях перед Германом) Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|