Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Способности и задатки. Развитие способностей




 

Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам. Они проявляются в скорости и прочности овладения способами определенной деятельности, выступают как регуляционные особенности психической деятельности индивида.

Возникнув в середине XVIII в. в качестве глобальной психологической проблемы (X. Вольф), способности длительное время трактовались как всеобъемлющие свойства души, изначально присущие индивиду, как его наследственная предопределенность. Французские материалисты XVIII в. выдвинули противоположный тезис о полной зависимости способностей от условий жизни индивида. Между тем проблема способностей – проблема диалектической взаимосвязи внутреннего и внешнего.

Проблема способностей стала предметом научного изучения в XIX в. в связи с исследованиями Ф. Гальтона, применившего экспериментальный и статистический подход к этой проблеме и ставшего основоположником дифференциальной психологии. Применив "метод близнецов", Гальтон открыл возможность изучения соотношения между наследственностью и внешними влияниями. Гальтону принадлежит и идея использования тестов (проб) для определения индивидуальных различий ("Исследование человеческих способностей и их развитие", 1883).

 

Рис. 92. Система способностей.

Развитие способностей не следует понимать как количественный прирост природных задатков, созревание того, что человеку дано от природы. Развитие способностей определяется требованиями, выдвигаемыми перед человеком в процессе его деятельности, разнообразием и содержательностью этой деятельности. Каждый человек имеет только ему присущие способности как в отдельных видах деятельности, так и в широких сферах жизнедеятельности.

Способность к той или иной деятельности может определить устремленность личности к тем или иным видам деятельности, проявляться в виде склонностей. Наряду с этим у каждого человека имеются особенности, неблагоприятные для отдельных видов деятельности, неспособность к определенным видам деятельности. Не существует хороших или плохих способностей, существует способность или неспособность индивида к той или иной деятельности.

От рождения человек не имеет способностей. Но у него имеются определенные природные предпосылки – задатки для последующего их развития в определенных условиях. (Так, соответствующие свойства зрительного анализатора и художественный тип высшей нервной деятельности являются врожденной предпосылкой формирования художественных способностей.)

Задатками способностей являются особенности нервной системы, обусловливающие работу различных анализаторов, отдельных корковых зон и полушарий мозга. Врожденные задатки определяют скорость образования временных нервных связей, их устойчивость, соотношение первой и второй сигнальных систем.

Природные предпосылки способностей многозначны – на их основе могут быть сформированы различные способности. Способности поддаются перестройке (рекомбинации). Это обеспечивает компенсаторные возможности психической регуляции: слабость одних нейрофизиологических компонентов восполняется силой других.

Психофизические возможности человека, его способности неисчерпаемы. Однако не каждый человек знает о своих возможностях и использует их в должной мере. Между тем наивысшая самореализация личности – основной смысл человеческого бытия.

 

Глава 5. Характер

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных