Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Содержательный модуль 6. Вакцины и сыворотки. Использование антител и микробных антигенов в медицинской практике. Экспресс-методы диагностики




Цели содержательного модуля:

1. Анализировать разновидности препаратов для вакцинопрофилактики и вакцинотерапии инфекционных заболеваний

2. Анализировать разновидности серопрофилактики и серотерапии инфекционных заболеваний

3. Трактовать возможности экспресс-методов диагностики

 

Тема № 13: Иммунопрофилактика и иммунотерапия. Иммунобиотерапия

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

 

Специфическая профилактика инфекционных заболеваний проводится с помощью вакцин, которые используются для создания искусственного активного иммунитета против многих опасных инфекций. Благодаря вакцинопрофилактике в мире ликвидированы случаи заболевания натуральной оспой, снижено количество заболеваний полиомиелитом и столбняком. Вакцинотерапия применяется для лечения вялотекущих хронических заболеваний, таких как хроническая гонококковая инфекция, герпесвирусная инфекция, бруцеллез, стафилококковая инфекция. Но при многих болезнях и патологических состояниях иногда единственным эффективным средством предупреждения и лечения являются иммунные сыворотки и иммуноглобулины.

В научной литературе и документах, имеющих отношение к проблемам микроэкологии, широкую популярность приобрела биотерапия. Это понятие включает в себя термин «пробиотики». Пробиотиками называют живые микроорганизмы (например, штаммы живых бактерий в йогурте), которые должны присутствовать в достаточно большом количестве, оставаться стабильными и жизнеспособными как при хранении, так и после введения в организм; должны адаптироваться в организме хозяина и оказывать благоприятное действие на его здоровье.

Будущий провизор должен знать принципы создания вакцин и иммунных сывороток, средства их использования, условия правильного хранения; уметь устанавливать признаки их непригодности. Кроме того, провизору необходимы знания механизма действия пробиотиков во взаимоотношениях микро- макроорганизма, умение применения пробиотиков с целью нормализации микробного ценоза организма человека и животных, а также понимание принципов конструирования современных и будущих пробиотических препаратов.

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

Общая цель: уметь владеть способами приготовления, использования и хранения вакцин, иммунных сывороток и пробиотиков

Конкретные цели:

1. Классифицировать по происхождению вакцины и по назначению иммунные сыворотки

2. Освоить метод приготовления убитой аутовакцины

3. Определять титр сыворотки по Рамону

4. Оценивать микробные биопрепараты по составу и назначению

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИК ВОПРОСЫ

1. Вакцины, их назначение, виды вакцин

2. Способы получения живых ослабленных вакцин. Преимущества и недостатки живых вакцин

3. Принципы получения химических вакцин и анатоксинов, искусственных вакцин

4. Классификация и получение иммунных сывороток и имуноглобулинов

5. Основные принципы создания микробных биопрепаратов

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Источники информации

Рекомендуемая литература:

1. Микробиология: Учебник для студентов высших учебных заведений / И.Л.Дикий, И.Ю. Холупяк, Н.Е. Шевелева, М.Ю. Стегний; Под ред. И.Л. Дикого. - К.: Професіонал, 2004. -С. 286-304.

2. Микробиология: Руководство к лабораторным заняттям: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Л. Дикий, И.И. Сидорчук, И.Ю. Холупяк и др..- X.: Изд-во НФаУ: Золотые страницы, 2002. -С. 224-263.

Дополнительная литература:

1. Данилейченко В.В., Федечко Й.М., Корнійчук О.П. Мікробіологія з основами імунології.-К.:Медицина, 2009. – С. 122,123.

 

Во время работы с литературой для лучшего усвоения содержания обучения используйте граф логической структуры темы и инструкции.

 


ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕМЫ: «ИММУНОПРОФИЛАКТИКА И ИММУНОТЕРАПИЯ. ИММУНОБИОТЕРАПИЯ».

 

 


 

 

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

Практическое занятие. Преподаватель проводит проверку и коррекцию подготовки студентов к занятию. Студенты выполняют самостоятельную работу по приготовлению убитой стафилококковой вакцины, изучают инструкцию по титрованию иммунной сыворотки по Рамону. Оценивают состав демонстрационных микробиопрепаратов (пробиотиков).В ходе занятия студенты решают ситуационные задачи № 79- 83 из сборника " Задания для самостоятельной работы студентам высших медицинских учебных заведений ". По предложенной схеме студенты заполняют протоколы. В конце занятия качество усвоения материала преподаватель контролирует с помощью тестов и подводит итоги занятия.

 

Тема № 14: Фитопатогенные микроорганизмы. Методы определения микробной контаминации лекарственного сырья и готовых лекарственных средств

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

 

Многие микроорганизмы (бактерии, грибы) и вирусы вызывают болезни растений, в том числе и лекарственных. Заболевания растений снижают урожайность, влияют на полноценность лекарственного сырья, делают его непригодным для изготовления лекарств. На стадии заготовки, сушки, транспортировки и хранения сырье также подвергается действию микробов. Растительное сырье является одним из источников загрязнения лекарств. Не только из сырья микробы могут попадать в лекарства, но и из воздуха помещения, с поверхности рук фармацевта, посуды, пробок, дистиллированной воды. Лекарства, сильно загрязненные микробами, становятся не только не полезными, но и вредными для организма больного, потому что содержат ядовитые продукты жизнедеятельности и распада микроорганизмов.

Провизор обязан знать условия хранения лекарственного сырья, источники микробного загрязнения лекарственных препаратов, а также придерживаться необходимых санитарно-гигиенических условий для того, чтобы обеспечить высокое качество аптечной продукции.

 

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

 

Общая цель: уметь анализировать источники и признаки микробного загрязнения лекарственного сырья и готовых лекарственных средств использовать меры предупреждения загрязнения и микробной порчи лекарственного сырья и лекарственных препаратов, выполнять требования к готовым лекарствам по содержанию в них микроорганизмов.

 

Конкретные цели:

1. Освоить фармакопейные методы определения микробиологической чистоты лекарственного сырья и готовых лекарственных средств

2. Уметь проводить микробиологический контроль готовых лекарств (жидких лекарственных форм)

3. Проводить меры предупреждения микробной порчи лекарственного сырья и готовых лекарственных средств

 

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИК ВОПРОСЫ

 

1. Распространение фитопатогенных микроорганизмов, вирусов в природе и пути проникновения их в растительный организм

2. Признаки заболеваний растений, вызванные фитопатогенными микробами

3. Микрофлора готовых лекарств и источника загрязнения лекарств микроорганизмов.

4. Признаки микробной порчи лекарственного сырья и готовых лекарств

5. Меры борьбы и предупреждения болезней растений и микробного загрязнения лекарств

6. Фармакопейные требования к микробиологической чистоте субстанций, вспомогательных веществ и лекарственных препаратов

 

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

 

Источники информации

Рекомендуемая литература:

1. Микробиология: учебник для студентов высших учебных заведений / И.Л. Дикий, И.Ю. Холупяк, Н.Е. Шевелева, М.Ю. Стегний. Под ред И.Л. Дикого.- К.: Професіонал, 2004.- С.250-260.

2. Микробиология: Руководство к лабораторным занятиям: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / И.Л. Дикий, И.И. Сидорчук, И.Ю. Холупяк и др.- X.: Изд-во НФаУ: Золотые страницы, 2002.-С. 132-148.

 

Дополнительная литература:

1. Данилейченко В.В., Федечко Й.М., Корнійчук О.П. Мікробіологія з основами імунології.-К.: Медицина, 2009.- С. 116,117.

 

Во время работы с литературой для лучшего усвоения содержания обучения используйте граф логической структуры темы и инструкции.

 

 

ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕМЫ: «Фитопатогенные микроорганизмы. Методы определения микробной контаминации лекарственного сырья и готовых лекарственных средств»

 

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

 

Практическое занятие. Преподаватель проводит проверку и коррекцию уровня подготовки студентов к занятию. Студенты выполняют самостоятельную работу по оценке внешнего вида лекарственного средства и его микробной порчи, пользуясь инструкцией, и результаты заносят в протокол. Также студентами выполняется фрагмент работы по определению количества бактерий и грибов в 1 мл физиологического раствора. Преподаватель проводит итоговый тестовый контроль, подписывает протоколы и подводит итоги занятия.

 

 

Тема № 15: Экология микроорганизмов. Основы санитарной микробиологии

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Микроорганизмы повсюду распространены в окружающей среде. Они находятся в почве, воде, воздухе, на растениях, пищевых продуктах, предметах, в организме человека и животных. Сложные взаимосвязи микроорганизмов со средой, которые предопределяют их размножение, развитие и выживание, изучает – экология.

Изучение экологии микроорганизмов служит основой для понимания явлений паразитизма, механизма возникновения зоонозных заболеваний, в особенности тех, которые характеризуются природной очаговостью, а также для разработки практических мероприятий в борьбе с разными инфекционными заболеваниями.

Микрофлора организма человека - результат взаимного приспособления микроорганизмов и макроорганизма в процессе эволюции. Большая часть бактерий постоянной микрофлоры организма человека приспособилась к жизни в определенных его отделах. Кроме того, существуют микроорганизмы, которые составляют непостоянную (случайную) микрофлору. Микрофлора организма человека непостоянна, ее видовой состав варьируется, в зависимости от возраста, питания и состояния макроорганизма. Глубокие изменения испытывает микрофлора организма человека при разных заболеваниях. Нарушение видового состава нормальной микрофлоры под влиянием инфекционных и соматических заболеваний, а также в результате нерационального использования антибиотиков приводит к состоянию дисбиоза, который характеризуется изменением соотношения разных видов микроорганизмов, простейших, вирусов и гельминтов.

Микрофлору окружающей среды изучает санитарная микробиология, в задачи которой входят: разработка методов микробиологических и вирусологических исследований почвы, воды, воздуха, предметов быта, пищевых продуктов; изучение источников загрязнения окружающей среды микрофлорой, которая представляет опасность для человека лекарственного растительного сырья; исследование жизнедеятельности микроорганизмов в окружающей среде; определение нормативов для гигиенической оценки объектов окружающей среды, в том числе пищевых продуктов (по микробиологическим показателям); обоснование мер по оздоровлению объектов окружающей среды и контроль за эффективностью их выполнения.

 

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

Общая цель: уметь оценить уровень бактериального загрязнения объектов окружающей среды патогенными и условно-патогенными микроорганизмами и определить их опасность для человека

Конкретные цели:

1. Выбрать санитарно-показательные микроорганизмы для определения бактериального загрязнения воды, почвы, воздуха, пищевых продуктов

2. Собрать исследуемый материал для проведения санитарно-микробиологических исследований среды пребывания микроорганизмов.

3. Оценить результаты санитарно-бактериологических исследований: воды (микробное число, коли-титр, коли-индекс);

почвы (микробное число, коли-титр, перфрингенс-титр);

воздуха (микробное число, качественный состав его микрофлоры); пищевых продуктов (микробное число, наличие протея, сальмонелл, анаэробов)

4. Оценить меру эпидемической опасности микроорганизмов, выявленных при обследовании объектов окружающей среды, для человека

 

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

1. Распространение микробов в окружающей среде

2. Микрофлора человека и ее значение. Дисбиоз.

3. Определение санитарной микробиологии и ее значение

4. Санитарно-показательные микроорганизмы

5. Санитарно-микробиологическое исследование почвы, воды, воздуха, продуктов питания, растительного лекарственного сырья

6. Вода, почва, воздух как факторы распространения инфекционных заболеваний

 

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных