Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Алгоритмы решения поисковых задач




 

Самостоятельный информационный поиск, ориентированный на решение профессиональных задач, анализ проблемы, научные исследования и творчество, должен обеспечивать решение следующих основных задач:

Ø поиск релевантной информации (точно соответствующей информационной потребности);

Ø поиск аналоговой информации в смежных областях (расширение исходной информации);

Ø обобщение и уточнение полученной информации;

Ø анализ и оценку информации, исходя из собственных задач.

Сложность самостоятельного информационного поиска – самоинформирования специалиста – основана на объективном характере закона рассеяния информации по ансамблю источников, на сложности инфраструктуры ГСНТИ, на невозможности в одном месте собрать все источники документальной информации, необходимые специалисту, и других особенностях информационного потока современности. В какой-то степени эти проблемы решаются использованием современных информационно-коммуникационных технологий, информационных ресурсов Интернет. Однако полностью решить проблему информационного дефицита Интернет не может (кажущаяся полнота найденной информации в Интернет обманчива, к тому же встает вопрос о достоверности и аутентичности найденного). В самом общем виде процесс информационного поиска можно разделить на следующие этапы:

– формулирование задачи поиска;

– разработка рабочей программы поиска;

– реализация поиска;

– оформление результатов поиска.

Для успешного поиска необходимо смоделировать образ запрашиваемой (искомой) информации, т.е. создать поисковый образ запроса (ПОЗ). Чем точнее пользователь создаст образ запроса, тем точнее будет поиск. Очень важно овладеть техникой формулировки поискового образа запроса.

ПОЗ - поисковый образ, выражающий основное смысловое содержание информационного запроса.

В результате аналитико-синтетической переработки документу присваивается поисковый образ документа (ПОД).

ПОД – поисковый образ, выражающий основное смысловое содержание документа.

Назначение ПОЗ и ПОД в следующем: в справочно-библиографическом аппарате библиотеки, автоматизированных поисковых системах с целью определения (выявления) релевантных (соответствующий) запросу документов обычно сравниваются, сопоставляются не сами документы с запросами, а их поисковые образы.

Релевантность – формальное соответствие ПОД и ПОЗ.

Чем более профессионально и детально составлены ПОД или ПОЗ, тем более вероятность подобрать источники информации пертинентные информационной потребности.

Пертинентность – смысловое отношение между содержанием документа и информационной потребностью.

Определяют четыре основных типа информационно-поисковых задач (выраженных посредством запроса): адресный, фактографический, тематический информационный поиск и поиск информации по аналитическим запросам [5].

Адресный запросспособ выражения информационной потребности в определенном (конкретном) документе. Объектом адресного поиска являются основные элементы в структуре библиографического описания: фамилия автора, составителя, редактора, коллективный автор, заглавие документа. Средством для адресного поиска выступает алфавитный каталог. Авторские указатели в информационных изданиях тоже как средство адресного поиска. Технология получения адресной информации выстраивается следующим алгоритмом:

 
 
Алгоритм получения адресной информации запрос (документ) – поисковые элементы библиографического описания – алфавитный каталог, картотеки – сводные каталоги, летописи, ежегодники (при отсутствии документа в данном фонде) – отбор – оценка – аналитико-синтетическая переработка информации.


Фактографический запросспособ выражения информационной потребности в определенном (конкретном) факте. Вопросительные слова «кто?», «что?», «где?», «когда?», «сколько?», «как?», «откуда?», «почему?» и т. п. – формальные атрибуты фактографических запросов. Объектами фактографического поиска определяются: личность, страна, событие, животное, растение и др. При поиске фактографической информации необходимо обращаться в первую очередь к справочным изданиям, а так же к другим первичным документам. Технология получения фактографической информации определяется следующим алгоритмом:

 
 
Алгоритм получения фактографической информации запрос (факт) – справочные издания, другие первичные документы (традиционные и электронные) – отбор – оценка – аналитико-синтетическая переработка информации.  


Тематический запрос – способ выражения информационной потребности в литературе по конкретной теме, предмету, вопросу, отрасли знания. Ключевые слова выступают как средство выражения тематических запросов. Справочные издания используются для выявления синонимии и родовидовых связей слов как важное условие точной формулировки тематического запроса. Источниками, обеспечивающими выполнение тематического информационного поиска, являются: систематический каталог, картотеки, вторичные документы, прикнижные и пристатейные списки литературы. Технология получения тематической информации определяется следующим алгоритмом:

 
 
Алгоритм получения тематической информации запрос (тема) – подбор ключевых слов – определение классификационного индекса – систематический каталог, картотеки, вторичные документы, прикнижные и пристатейные списки литературы – отбор – оценка – аналитико-синтетическая переработка информации. .  


Аналитический запрос – один из самых трудных видов поиска. Возникает в процессе научной, инновационной и творческой деятельности, особенно в начальной стадии. Основой аналитических запросов является потребность в концептографической информации, что предполагает поиск источников, дающих ответ в виде готовой концепции (системы взглядов, основной мысли).

Примеры вопросов по аналитическим запросам:

Каковы причины такого-то исторического события?

– Какова тенденция экономического развития страны?

Особенностью аналитических запросов является то, что для их удовлетворения необходимо провести комплексный (комбинированный) поиск. На начальном этапе – фактографический поиск (уточнение смыслового содержания темы, её компонентов), затем тематический, а завершается поиск, как правило, обращением к конкретным документам для более глубокого знакомства с проблемой. В таком случае становится необходимым и адресный поиск. Итогом аналитического запроса часто является подготовленный реферат, обзор, доклад (то есть вторичный документ, сопровождаемый ссылками на конкретные первичные документы).

Технология получения аналитической информации определяется следующим алгоритмом:

Алгоритм получения аналитической информации Комплексный поиск (фактографический, тематический, адресный) – ОТБОР – оценка – аналитико-синтетическая переработка информации.  


Для поиска аналитической информации рекомендуется следующая логическая последовательность использования документов:

1. справочные издания (при необходимости);

2. библиографические (обзорные, реферативные) издания;

3. аналитические обзоры;

4. аналитические статьи из отечественных и зарубежных журналов;

5. монографии;

6. материалы отечественных и зарубежных научных конференций;

7. отечественные и зарубежные научные отчеты;

8. депонированные научные рукописи;

9. авторефераты диссертаций;

10. диссертации.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных