Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Технологический университет», 2013




ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА

Курс лекций

 

Красноярск 2013

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»

 

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА

Курс лекций

для студентов по направлению подготовки

034700.62 «Документоведение и архивоведение»

Профиль

«Документоведение и документационное обеспечение управления»

квалификация «бакалавр»

очной и заочной форм обучения

 

Красноярск 2013

Орлова С.Н., Портнягина А.М. Психология труда: Курс лекций для студентов по направлению подготовки 034700 «Документоведение и архивоведение» квалификация «бакалавр» (очной и заочной форм обучения) / сост. С.Н. Орлова, А.М.Портнягина. – Красноярск: СибГТУ, 2013 г. – 63 с.

 

Рецензент к. философ. н., доцент Е.С. Медведева (методический совет СибГТУ)

 

С.Н. Орлова, А.М. Портнягина

ФГБОУ ВПО «Сибирский

Государственный

технологический университет», 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………….…………………...5

Лекция 1. Психология труда как наука…………………………………...6

Лекция 2. Человек и труд…………………………………………………12

Лекция 3.Субъект труда………………………………………………….16

Лекция 4.Актуальные проблемы психологии труда …………………..23

Лекция 5. Индивидуальность и труд…………………………………….29

Лекция 6. Психологические аспекты адаптации, реабилитации и стабилизации рабочих кадров ……………………………………….................34

Лекция 7. Психологическая аттестация и психологические аспекты повышения работоспособности и оптимизации функциональных

состояний…………………………………………………………………………38

Лекция 8.Профессиональные конфликты и стрессы ………………….44

Лекция 9. Психология безопасности в труде …………………………..49

Заключение………………………………………………………………..56

Библиографический список………………………………………………57

Перечень вопросов к зачёту……………………………………………...60

Приложение А (справочное) Перечень ключевых слов ……………….62

 

Введение

 

Дисциплина «Психология труда» является одной из важнейших дисциплин, изучаемых студентами. Целью данного курса является формирование у студентов представления о предмете психологии труда, развитие умений профессионального мышления.

Основные задачи психологии труда: сформировать у студента систему научных понятий и научно упорядоченных базовых представлений о труде; сформировать у студента умения и навыки выявления и обоснования психологических условий повышения эффективности трудовой деятельности; исследовать психологические проблемы выбора профессии, определения возможностей установления взаимосоответствия личностных характеристик и объективных условий труда; изучить оптимальные пути трудовой адаптации к выбранной профессии; содействовать формированию готовности к практическому применению знаний, умений и навыков, постановке и решению профессиональных задач.

Курс «Психология труда» входит в вариативную часть гуманитарного, социального и экономического цикла. Предполагается изучение данной дисциплины параллельно с такими дисциплинами, как «Социология организации» и «Информационное право» на втором курсе - четвёртый семестр для очной формы обучения, третий и четвертый семестры для заочной сокращенной формы обучения.

За этот период студенты осваивают вопросы: характеристики труда в психологическом и воспитательном значении; место психологии труда в системе психологических и других наук о труде; психологические признаки труда; человек, как субъекта труда; психологическая и физиологическая сущность труда; трудности объективного и субъективного содержаний в изучении психологических проблем труда; праксические состояния человека и факторы, их определяющие; особенности применения знаний психологии труда в условиях рыночной экономики.

В данном курсе лекций рассматриваются актуальные материалы по психологии труда. Каждая лекция оснащена планом и контрольными вопросами по теме. Материалы могут быть использованы студентами при подготовке к лабораторным и практическим занятиям, зачёту, а также для написания контрольных работ.

На зачёте студент должен не только высказываться по тем или иным вопросам, но и решать определенные учебные задачи (подвести частный случай под понятие, провести анализ протокола наблюдений за трудовой деятельностью человека, наметить план дальнейшей работы профконсультанта в связи с конкретной ситуацией, в том числе аварийной, дать оценку рациональности организации рабочего места и т.д.).

Лекция 1. Психология труда как наука (2 часа)

План

1. Объект, предмет изучения и задачи психологии труда.

2. Основные направления изучения человека в трудовой деятельности.

3. Из истории развития психологии труда.

 

Вопрос 1. Объект, предмет изучения и задачи психологии труда

В определении объекта и предмета научной дисциплины затруднения испытывают многие науки. В психологии труда эта проблема обусловлена молодостью психологии как науки (В.А. Толочек).

Под объектом науки чаще понимается область реальности, на изучение которой направлена данная наука. Предметом называют те стороны реальности, которыми представлен в данной науке ее объект, являющиеся областью пристального интереса ученых в данный исторический период.

Изучение психологии труда, по мнению Н.С. Пряжникова и Е.Ю.Пряжниковой, дает понимание:

а) смысла труда – для реализации возможностей своего личностного развития в профессиональной деятельности (это жизненная и личностная рефлексия);

б) психологических особенностей своего труда – для его лучшей организации (это профессиональная рефлексия);

в) психологических проблем в деятельности других специалистов – для оказания им эффективной помощи, как со стороны психологов, так и со стороны их коллег и руководителей (это помощь другим людям в рефлексии своего профессионального, жизненного и личностного развития).

В настоящее время очерчена только часть этой очень обширной области – психологии труда, так как существует много видов труда, условий работы (военное время, экономическая депрессия и т.д.), а также стадий профессионального развития человека.

Психология труда – это научная дисциплина, которая изучает поведение работающих людей (Питер Дж. Дрент и другие); это наука, изучающая психологические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду (Психологический словарь).

Психология труда в узком значении этого слова прежде всего изучает закономерности деятельности человека как субъекта, индивида; закономерности развития и формирования человека как субъекта труда. Психология труда в широком смысле – это комплекс научных дисциплин о труде как культурной и социальной активности человека, выступающего в качестве его субъекта, его ключевого компонента, ее системообразующего фактора. (В.А. Толочек)

Предмет психологии труда – это субъект труда, работник, способный к спонтанности и рефлексии своей спонтанности в условиях производственной деятельности (Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова); это психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта и реализуют ее в исполнительских действиях, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется (авторы учебника «Психология труда» под редакцией проф. А.В. Карпова).

Таким образом, объектом психологии труда будем считать труд как социальную активность человека в качестве субъекта трудовой деятельности. Предмет психологии труда – это процессы, психологические факты и закономерности, порождаемые трудовой деятельностью человека, его развитием и функционированием в качестве индивида, субъекта, личности и индивидуальности (В.А. Толочек).

Основные задачи психологии труда:

1) повышение производительности, эффективности трудовой деятельности;

2) гуманизация трудовой деятельности и содействие развитию личности в ней.

Общим методом психологии труда является исследование и развитие субъекта труда. При этом важно чтобы субъект труда не превращался в объект для манипуляций со стороны психолога, руководства или коллег.

Области применения психологии труда. Психологи труда проводят отбор кандидатов на вакантные места, составляют программы профессионального обучения и переподготовки, изучают причины текучести кадров, дают рекомендации по профильным вопросам, планируют организационные изменения и т.д.

Для организации работы психолога труда важно выделить главный принцип его деятельности, который отражен в «золотом правиле психологии труда». Это правило организации взаимосоответствия элементов системы «человек – предмет труда – средства труда – среда». Например, если вводятся новые требования к работнику, то это обязательно надо компенсировать в других элементах эргатической системы.

Эргатическая система (с древнегреч. «эрг» – дело, работа) – это система «субъект труда – люди – предмет труда – средство труда – производственная среда». Например, система «Человек – техника - среда».

Эргатическая функция – трудовая функция, переданная от человека техническому устройству. Например, раньше землю копал человек, а теперь – экскаватор.

 

Вопрос 2. Основные направления изучения человека в трудовой деятельности

Условно можно выделить следующие основные направления изучения человека в трудовой деятельности.

1) Психология труда в традиционном варианте, изучающая психофизиологические основания труда, историю развития знаний о труде, теоретико-методологические основы психологии труда, психологические характеристики трудовой и конкретной профессиональной деятельности, выделение профессионально важных качеств, развитие человека в труде, профессиональные кризисы и деструкции личности в труде и т.п.

2) Инженерная психология, изучающая взаимодействие человека (субъекта труда) с техникой, а также характеристики и функциональные состояния человека – оператора.

3) Психология управления и 4) организационная психология, которые изучают иерархические взаимоотношения работников в условиях организации, условия оптимизации этих взаимоотношений в целях повышения производительности труда, личностного развития работников и трудовых коллективов.

5) Профориентация, которая предполагает направления: профинформация, профреклама, профпросвещение, профдиагностика, профотбор, профподбор, помощь в окончательном выборе профессии, морально-эмоциональную поддержку клиента и т.п. Здесь важной частью является профессиональное самоопределение, предполагающее формирование субъекта самоопределения и психологию карьеры.

6) Профессиональное образование: профобучение, больше ориентированное на целенаправленное формирование личности профессионала и профессиональное саморазвитие субъекта труда, предполагающее психолого-педагогическую поддержку (или сопровождение) самоопределяющейся в труде личности.

Можно выделить и другие разделы: психофизиологию труда, психогигиена труда, профориентация инвалидов, психология менеджмента, маркетинга, юридической деятельности, космическая и т.д. Соответственно в каждой отрасли конкретизируется и ее предмет.

Сейчас для обозначения общего направления, посвященного изучению трудовой деятельности, используется термин «эргономика» как комплексное изучение человека в труде на стыке разных наук. Это изучение системы «человек – коллектив – машина – среда – социум – культура – природа», которую часто обозначают как «эргономическую систему». Здесь инженерная психология рассматривает систему «человек – машина», организационная психология – «человек – организация (коллектив) или же систему «руководитель - подчиненный» и т.п.

 

Вопрос 3. Из истории развития психологии труда

Психология труда – это относительно молодая отрасль, развивается с начала 20 века. Необходимо отметить следующие вехи в ее становлении.

1) И.М. Сеченов «Физиологические критерии для установки длины рабочего дня» (1897) и «Очерк рабочих движений человека» (1901).

2) Г. Мюнстерберг «Психология и эффективность производства» (1913) и «Основы психотехники» (1914).

3) США. Развернутая программа по профотбору во время Первой Мировой войны «Армейские альфа и бета тесты».

4) 1927 год. Хоторнский эксперимент «Управление и рабочий».

5) 1947 год. «Психологическая программа по военной авиации» для профотбора пилотов, разработанная Дж. Гилфордом, Э. Торндайком и другими.

Таким образом, следует отметить безусловное лидерство американских исследователей в 30 – 40-х годах и их влияние на развитие психологии труда и организационной психологии.

В России в 1921 году в Москве был создан Центральный институт труда, в нем проводились исследования по проблемам организации трудовых движений, разработке методов профессионального обучения.

В процессе становления психологии труда основополагающими стали следующие научные труды: Е.А. Климов «Введение в психологию труда» и другие работы; Г.С. Никифоров «Надежность профессиональной деятельности»; Н.Д. Левитов «Психология труда»; другие.

В 1970-е годы в СССР сформировались четыре направления исследований трудовой деятельности:

1) психофизиологическое направление изучало функциональные состояния в труде (работоспособность, стресс, утомление, монотонность);

2) инженерно-психологическое направление разрабатывало принципы проектирования деятельности оператора с учетом психологического обеспечения надежности человека;

3) эксплуатационное направление исследовало надежность систем управления (оптимальные режимы труда, нормирование рабочей нагрузки, организация контроля и т.д.);

4) педагогическое направление вело работы по профобучению, профотбору и системе аттестации.

В целом в настоящее время в психологии труда решается вопрос, как лучше всего использовать накопленные опыт и знания в практической деятельности. Также разрабатывается комплексный эргономический подход.

Термин «эргономика» впервые предложен в 1921 году В.Н. Мясищевым и В.М. Бехтеревым, но тогда он не получил широкого распространения. В 1949 году группа английских ученых во главе с К. Мареллом организовала Эргономическое общество, после этого данный термин стал быстро распространяться в мире. Это свидетельствовало о назревшей необходимости в появлении комплексного подхода к изучению трудовой деятельности. Но пока в полной мере интеграция усилий разных специалистов в этой области не закончена.

Контрольные вопросы

1. Сформулируйте объект и предмет психологии труда.

2. Назовите задачи психологии труда.

3. Каковы области применения психологии труда?

4. Назовите основные разделы психологии труда.

5. Дайте определение понятий «психология труда», «эргономика».

6. Каковы тенденции развития психологии труда как научной дисциплины?

 

Лекция 2. Человек и труд (2 часа)

План

1. Основные понятия темы.

2. Психологические признаки труда.

3. Отличия труда от других видов деятельности.

4. Структура трудового процесса.

5. Виды трудовой деятельности.

 

Вопрос 1. Основные понятия темы

Труд в самом широком смысле понимается как производство материальных предметов или информации, как система полезных действий по обслуживанию людей, по управлению социальными процессами.

Трудовой пост – область приложения сил человека для создания чего-либо ценного для общества: материальных вещей, информации, общественного настроения. Это одна из форм существования профессии. В свою очередь трудовой пост выступает как метасистема по отношению к своей подсистеме – рабочему месту.

Составляющие трудового поста: цели труда, предмет, система средств труда, система профессиональных служебных обязанностей, система прав, производственная среда, предметные и социальные условия труда.

При психологическом рассмотрении труда важно определить сущность понятий «профессия», «специальность», «квалификация», «должность».

Профессия (с лат. – говорить публично, объявлять, заявлять) – это социально фиксированная область возможного осуществления определенных трудовых функций; существует в форме множества трудовых постов.

Профессия – это группа родственных специальностей, например, профессия – врач, специальность – врач-терапевт; профессия – учитель, специальность – учитель физкультуры.

Квалификация – это уровень профессионального мастерства. Выделяют формальную квалификацию, выраженную в официально фиксированных разрядах, классах, званиях, категориях и т.п., а также реальную квалификацию – тот уровень мастерства, который данный человек может действительно проявить.

Должность – более сложное и запутанное понятие. Под ней иногда понимают разновидность руководящей работы (фраза «меня на должность поставили» означает «я теперь начальник»), иногда она совпадает с пониманием квалификации (старший научный сотрудник). Более распространенное понимание должности – это любая фиксированная работа и профессия.

Вопрос 2. Психологические признаки труда

Психологические признаки труда выделяет Е.А. Климов:

1. Сознательное предвосхищение социально ценного результата. Признак предвосхищения результата есть и в игре дошкольника, и в спорте, и в активном отдыхе, и в преступном деянии. Важна социальная ценность результата труда, это важный регулятор активности человека.

2. Сознание обязательности достижения социально фиксированной цели. Идея обязательности может быть и в игре дошкольника (выполнение правил). Должны быть еще формы социальной фиксации целей деятельности субъекта и формы социального одобрения этих целей. Например, производственные планы, программы.

3. Сознательный выбор, применение, создание или совершенствование орудий, средств деятельности. Только их применение есть и у обезьян.

4. Осознание межлюдских (термин Е.А. Климова) производственных зависимостей, отношений. Например, в заготовку, с которой работает токарь, вложен труд многих людей.

Таким образом, труд – это функциональная психическая система, характеризующаяся рядом признаков.

 

Вопрос 3. Отличия труда от других видов деятельности

Вопрос для обсуждения: опираясь на определения понятия «труд», практический, жизненный опыт, надо самостоятельно провести сравнительный анализ видов деятельности, обнаружить отличия труда от других видов деятельности (игры, учения, общения).

Организуется деловая игра: три команды проводят сравнительный анализ труда и 1) общения; 2) игры; 3) учения. Затем проводится обсуждение.

 

Вопрос 4. Структура трудового процесса

Под объектом труда понимается конкретный трудовой процесс, нормативно заданный, включающий предмет, средства (орудия), цели и задачи труда, а также правила исполнения работы (технология трудового процесса) и условия ее организации (социально-психологические, микроклиматические, управление: нормирование, планирование и контроль). Его разновидности: природные системы, технические, социальные, знаковые, формы художественного отображения действительности.

Предмет труда – социально фиксированная система признаков объекта труда и система свойств и взаимоотношений объектов, явлений, процессов, которыми человек оперирует в ходе профессиональной деятельности. Это совокупность вещей, процессов, явлений, с которыми субъект в ходе деятельности практически или мысленно взаимодействует.

Цели труда могут быть объективно заданные (социальный заказ) и субъективно принятые. Цели труда как субъективные образы желаемого будущего.

Средства труда – совокупность орудий труда, способных усилить возможности человека распознавать особенности предмета труда и воздействовать на него. Разновидности средств труда: вещественные (ручные, механизированные, автоматизированные); внешние функциональные средства труда (выразительные средства доведения, речи, мимики, жестов человека как субъекта труда).

Условия труда – система социальных, психологических, санитарно-гигиенических и физических характеристик деятельности. Условия профессиональной среды: витальные (жизненные); санитарно-гигиенические; социальные (микроклимат); организационные.

Вопрос 5. Виды трудовой деятельности

В.Д. Шадриков выделяет три взаимосвязанных аспекта трудовой деятельности:

– предметно-действенный (как процесс, в котором человек при помощи средств труда вызывает заранее намеченное изменение предмета труда);

– физиологический (как функции человеческого организма);

– психологический (как осуществление сознательной цели, проявление воли, внимания, интеллектуальных свойств работника и т.д.).

Виды трудовой деятельности:

1) формы труда, требующие значительной мышечной активности, например, грузчик, кузнец, каменщик;

2) формы механизированного труда – это деятельность с помощью механизмов;

3) формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством; в первом случае задача человека – подать в станок материал для обработки и вынуть готовое изделие, во втором случае автоматика выполняет и основные, и вспомогательные функции, работник управляет механизмами;

4) формы группового труда, например, конвейер;

5) формы труда, связанные с дистанционным управлением производством на базе механизации и автоматизации;

6) формы интеллектуального труда, их две:

а) профессии, занятые в сфере материального производства, но не связанные непосредственно с предметами труда (инженер, конструктор);

б) профессии, связанные с научной работой, профессии прикладных знаний (учитель, врач), профессии в области литературы, искусства (артист, писатель, художник).

Контрольные вопросы

1. Дайте характеристику основных понятий темы.

2. Каковы психологические признаки труда?

3. Назовите отличия труда от других видов деятельности.

4. Раскройте структуру трудового процесса.

5. Охарактеризуйте виды трудовой деятельности.

Лекция 3. Субъект труда (2 часа)

План

1. Человек как субъект труда.

2. Структура субъекта труда.

3. Развитие человека как субъекта труда.

4. Проблема профессиональной пригодности.

5. Психология профессиональной работоспособности.

 

Вопрос 1. Человек как субъект труда

Субъект труда – это главный компонент эргатической системы. Он обычно рассматривается как носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.

Употребляя термин «субъект», мы подчеркиваем роль человека как инициатора активности, зачинателя, творца в его отношениях к объектам материального мира. Человек не просто следует за складывающимся стечением внешних обстоятельств, а он преобразует эти обстоятельства, самого себя, свои взаимоотношения с людьми, уклад общественной жизни.

Отношение к человеку как субъекту труда предполагает уважительное отношение к его индивидуальным особенностям. Есть люди медлительные, быстрые, торопливые; устойчивые к внешним воздействиям и легко теряющиеся в сложных ситуациях и т.д.

Важнейшим условием эффективного воздействия субъекта труда на объект труда является ориентировка первого во втором. А для этого необходимо приобретение человеком точной и широкой познавательной ориентированности в окружающей среде (природной, технической, социальной, информационной).

 

Вопрос 2. Структура субъекта труда

Структура субъекта труда складывается из следующих результативных показателей его профессиональной деятельности:

а) мотивационные показатели;

б) эмоционально-волевые;

в) когнитивные;

г) операторные.

Субъект труда может быть представлен как разноуровневая система.

Внешняя структура. В ней выделяются уровни:

а) деяния, т.е. отдельная деятельность, как этап трудовой деятельности;

б) психологические действия и операции;

в) психические функции и процессы.

Внутренняя структура. Внутренние условия и средства деятельности субъекта труда:

а) психические регуляторы трудовой деятельности: знания, умения, профессиональный опыт, интересы, цели, мотивы, др.;

б) функциональные состояния профессионала в труде: трудоспособность, профессиональная работоспособность, особые психические состояния в труде;

в) свойства индивидуальности субъекта труда: способности, темперамент, характер, возраст, др.

В целом, как полагают Н.С. Пряжников и Е.Ю. Пряжникова, субъект труда предполагает выделение и описание следующих характеристик:

1) объективные характеристики субъекта труда (здоровье, стаж, образование, успешность работы);

2) социальная когнитивно-мотивационная структура (информированность о социальной значимости профессии, о своей роли в обществе, осознание себя членом профессиональной среды, отношение к своей профессиональной деятельности);

3) профессиональная когнитивно-мотивационная структура (знание о трудовом процессе в целом, знание предмета, целей, условий и задач трудового процесса, личностное отношение к труду как к процессу и результату);

4) операторная психологическая структура отдельной деятельности (выделение цели, способность выполнять действия и операции);

5) эмоционально-волевая структура субъекта труда (индивидуальный стиль деятельности, функциональное состояние субъекта труда).

Вопрос 3. Развитие человека как субъекта труда

Развитие человека как субъекта труда есть многолетний, многоэтапный, сложный процесс телесного и духовного развития.

Направления этого развития:

1. Приобретение человеком все более точной и широкой познавательной ориентированности в окружающей среде (природной, технической, социальной, информационной). В том числе и в мире профессий.

2. Формирование направленности (трудовой, профессиональной), это способствует созданию внутренних условий для усвоения знаний, умений и навыков.

3. Усвоение (и совершенствование) выработанных обществом способов действия и использования орудий, средств деятельности.

4. Формирование системы устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения деятельности (способности, функциональные возможности в области активности и саморегуляции).

5. Формирование индивидуального стиля трудовой деятельности (через развитие знаний о себе, а также выработку индивидуальных способов решения жизненных задач).

Этапы развития человека как субъекта труда:

1. Стадия предыгры (до 3-х лет): овладение движениями, речью, усвоение ряда орудийных действий, некоторых правил поведения и т.д.

2. Стадия игры (от 3-х до 7-и лет): овладение основными смыслами деятельности, социальными отношениями, действиями (лепка, рисование, игра).

3. Стадия овладения учебной деятельностью (от 7-и до 11-12 лет): освоение новых социальных требований, отношений, развитие навыков самоконтроля, самооценки, самоанализа, регуляции деятельности, усвоение правил и норм поведения.

4. Стадия оптации (от 11-12 до 14-18 лет): в переводе с лат. – избрание, желание; подготовка к труду, выбор профессии, формирование профессиональных планов, принятие решений.

5. Стадия профессиональной подготовки (от 15-18 до 16-23 лет): овладение знаниями, умениями и навыками профессиональной деятельности, развитие профессиональных важных качеств.

6. Стадия развития профессионала (от 16-23 лет до выхода на пенсию).

А.К. Маркова в качестве высшего уровня выделяет уровень суперпрофессионализма, где главным этапом является этап творческого самопроектирования себя как личности профессионала. Именно здесь человек достигает своего «акме», т.е. вершины профессионального развития.

 

Вопрос 4. Проблема профессиональной пригодности

Климов Е.А. и другие ставят проблему профессиональной пригодности. «Золотое правило» психологии труда: установление наилучшего взаимного соответствия между человеком (субъектом труда) и объективными требованиями данного трудового поста.

Основные компоненты пригодности человека к работе:

а) гражданские качества (очень важны для учителя, врача и т.д.);

б) отношение к труду, профессии;

в) дееспособность (физическое и психическое здоровье, общие способности);

г) частные, специальные способности (слух для настройщика пианино, вкусовые качества кулинара, устойчивость к действию монотонных раздражителей для работника конвейера);

д) навыки, выучка, знания, опыт.

Наиболее общий признак соответствия человека работе – ее успешность, результат и удовлетворенность человека избранным трудовым путем, а также преобладание благоприятных функциональных состояний человека.

 

 

Вопрос 5. Психология профессиональной работоспособности

Работоспособность человека рассматривается в основном в связи с условиями его профессиональной деятельности, поэтому ее можно определить как способность работать.

Уровни работоспособности: резервный уровень – это способность работать в условиях, требующих предельной мобилизации всех физических и духовных сил; актуализированный уровень касается повседневной трудовой жизни человека.

Факторы работоспособности: внешние, включающие требования специфики выполняемой деятельности (интенсивность, длительность и сложность работы) и внутренние (уровень квалификации, индивидуально-психологические особенности и психофизиологическое состояние работника).

Работоспособность определяется косвенно по двум группам показателей: она внешне проявляется в характеристиках производительности труда и показателях психофизиологического состояния различных систем организма и психики человека.

Фазы динамики работоспособности:

– фаза мобилизации возникает до начала работы, повышается активность органов и систем, усиливается эмоциональное и волевое возбуждение. Предрабочее состояние может быть адекватным и неадекватным (предстартовая апатия и предстартовая лихорадка). Степень адекватности зависит от квалифицированности работника и его психофизиологического состояния;

– фаза первичной реакции возникает в начале деятельности и характеризуется кратковременным снижением почти всех показателей психофизиологического состояния. При адекватном предрабочем состоянии ее может не быть;

– фаза гиперкомпенсации возникает в начальном периоде работы, характеризуется поиском энергетически оптимального режима деятельности. У высококвалифицированных специалистов очень короткая;

– фаза компенсации (фаза оптимальной работоспособности) – все показатели деятельности стабилизируются, эффективность труда наибольшая, чем выше квалификация работника, тем дольше длится эта фаза;

– фаза субкомпенсации возникает при снижении интенсивности и сложности деятельности или при их повышении. Начинает задействоваться уровень резервной работоспособности;

– фаза конечного порыва характеризуется срочной мобилизацией сил через мотивацию, эмоциональным подъемом, притуплением чувства усталости. При продолжении работы происходит истощение резервов организма;

– фаза декомпенсации – снижаются показатели деятельности, возникает эмоциональное напряжение, появляется мотив прекращения работы;

– фаза срыва наступает при продолжении деятельности, характеризуется расстройством регулирующих механизмов работоспособности.

– длительная фаза восстановления.

 

Контрольные вопросы

1. Кто является субъектом труда?

2. Какова структура субъекта труда?

3. Дайте характеристику этапов развития человека как субъекта труда.

4. Назовите направления развития человека как субъекта труда.

5. Раскройте фазы динамики работоспособности.

6. В чем состоит проблема профессиональной пригодности?

7. Каковы уровни и факторы работоспособности?

Лекция 4. Актуальные проблемы психологии труда (2 часа)

План

1. Характеристика понятия «профессия».

2. Классификация профессий.

3. Психология профессионального самоопределения.

4. Психологические основы профотбора.

 

Вопрос 1. Характеристика понятия «профессия»

Профессия (professio – официально указанное занятие, специальность) – род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта и стажа работы.

Е.А. Климов выделяет различные аспекты понятия «профессия»: профессия как общность людей; профессия как область приложения сил; профессия как деятельность и область проявления личности, реализации ее творческого потенциала; профессия как исторически развивающаяся система, сама профессия меняется в зависимости от культурно-исторических условий; профессия как реальность, творчески формируемая самим психологом.

Таким образом, понятие «профессия» включает следующие характеристики: это вид труда; это труд, требующий специальной подготовки и постоянной переподготовки; это труд, выполняемый за вознаграждение; это общественно полезный труд; это труд, дающий человеку определенный статус в обществе.

 

Вопрос 2. Классификация профессий

Психолог труда должен ориентироваться в мире профессий. Существует несколько классификаций профессий.

Например, Е.А. Климов предлагает обзорную группировку профессий (см. Таблицу 1).

 

Таблица 1. Обзорная группировка профессий

Разновидности необходимого профессионального образования Типы профессий по признаку главного предмета труда
Природа Техника Человек Знак Художественный образ
Обучение на производстве или в ПТУ Ветсанитар Наладчик станков Проводник в поезде Корректор Маляр
Обучение в среднем специальном учебном заведении Зоотехник Мастер Бригадир Полиграфист Художник – оформитель
Обучение в высшем специальном учебном заведении Ветеренар- врач Инженер Руководитель на ж/д Руководитель Дизайнер помещений

 

Сайко Эди Викторовна проводит аналогию между профессиональной направленностью и системой внешних миров (см. Таблицу 2).

Таблица 2. Аналогия между профессиональной направленностью и системой внешних миров, в которых действует личность

Профессиональная направленность (по Е.А. Климову) Доминирующий «мир»
Человек – природа Экосфера (мир природы)
Человек – техника Техносфера (мир вещей)
Человек – человек Социум (мир людей)
Человек – знаковая система Человек – художественный образ Инфосфера (мир информации)

Характеристика профессиональных сфер

1) Профессии типа «человек – природа» – это профессии, труд в которых направлен на растительные, животные организмы, микроорганизмы. Здесь нужны интуиция, способность к вероятностному мышлению, умение строить прогнозы относительно роста организмов, инициатива и самостоятельность, заботливость и высокая работоспособность.

2) Профессии типа «человек – техника»: к ним относятся профессии, связанные с транспортом, добычей, обработкой грунтов и горных пород, обработкой металла, сборкой и монтажом машин, их ремонтом и обслуживанием, сооружением зданий. Здесь нужны интерес и любовь к технике, стремление к ручному труду, точность.

3) Профессии типа «человек – человек» связаны с обучением, развитием, воспитанием, обслуживанием, руководством и контролем за деятельностью людей. Здесь важно уметь активно взаимодействовать с людьми, общаться и иметь хорошую подготовку в избранной области.

4) Профессии типа «человек – знак» связаны с созданием и оформлением документов (секретарь), с оперированием числами (экономист, кассир, компьютерщик, чертежник). Надо любить знаки и знаковые системы, символы, модели, таблицы и т.д.

5) Профессии типа «человек – художественный образ» связаны с изобразительной деятельностью, музыкой, литературно-художественной и актерско-сценической деятельностью. Необходима природная одаренность.

Современные профессии не всегда можно отнести к определенной группе профессий, возможны варианты на стыке смежных профессиональных областей. Примеры смежных профессий: управленческие (менеджмент), связанные с продажами, профессии дизайнерской направленности.

Профессиограмма – это описание профессий, обобщенные знания о них и требования, предъявляемые к человеку; это описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.

Профессиография – описание профессий, знания о них, требования к ним – это средство организации психологического изучения профессиональной деятельности и внутреннего мира профессионала. Способы фиксации профессиографического материала: табличные, описательные, графические, алгоритмические.

Психограмма личности профессионала: характеристика требований, предъявляемых профессией к психике человека, т.е. это психологическая характеристика профессии; это выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности. Эти качества называют профессионально важными качествами (ПВК).

В разных профессиях могут быть важны особенности перцептивных действий, внимания, воображения, эмоционально-волевой сферы, психомоторика, мнемические свойства, навыки профессионального общения, виды профессионального мышления, творчество в труде и т.д. Есть Международный стандарт классификации профессий.

 

Вопрос 3. Психология профессионального самоопределения

Изучение проблемы профессионального самоопределения началось в конце 19 – начале 20 века в связи с развитием психотехнического движения. Главный тезис – на каждом месте должен стоять человек, наиболее для этого пригодный. Для этого и нужна диагностика его подлинных способностей (Клапаред, 1925). В Германии и Англии начала создаваться система профессиональной ориентации. В 1902 году в Германии было создано первое справочное бюро по устройству на работу, в 1907 году в США – первое профконсультационное бюро для учащихся городских школ.

В России первое бюро профконсультации было основано в 1927 году В.М. Бехтеревым при Народном Комиссариате труда. В 1917 году вышел сборник «На распутье» – статьи о выборе профессии.

На процесс профессионального самоопределения влияют несколько факторов:

1) интересы, способности, прошлый опыт, представления о будущей профессии;

2) индивидуальные особенности (характер, темперамент, другие);

3) уровень подготовки (культурный кругозор, мировоззрение, школьная успеваемость);

4) состояние здоровья;

5) социальные факторы (место жительства, профессия родителей, их советы, СМИ, др.).

Стадии процесса профессионального самоопределения:

1) возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в сферах труда;

2) профобучение как освоение выбранной профессии;

3) профориентация – включение в систему производственных и социальных отношений;

4) самореализация в труде (частичная или полная) – выполнение или невыполнение тех ожиданий, которые связаны с профессиональным трудом.

Основные пути выбора профессии:

– профпропаганда, ее цель – привлечь внимание к профессии, нужной обществу; например, есть социальный заказ – появляется лозунг «Все на трактор!»;

– профориентация – комплекс мероприятий по знакомству с миром профессий;

– профконсультация, ее задачи: информационные, диагностические, коррекционные; следует исходить из свойств и склонностей конкретного человека;

– может быть профессиональное самоопределение как естественный процесс, возникающий на определенном этапе онтогенеза и существующий как личностное новообразование старшего школьного возраста.

Вопрос 4. Психологические основы профотбора

Профессиональный отбор исходит из потребностей отдельной профессии и помогает осуществить выбор наиболее пригодных для нее работников.

Впервые был осуществлен в Германии и США при отборе военных летчиков. Велики заслуги немецкого психолога Г. Мюнстерберга, который сформулировал основные задачи при определении профпригодности: 1) психологический анализ профессии и выявление профессионально важных качеств; 2) психодиагностика этих качеств у претендента.

В России в 1927 году на Черноморском и Балтийском флотах были созданы лаборатории для профотбора в морской флот. В середине 20 века потребности в профотборе возросли в связи с наступлением эры автоматизации.

К.М. Гуревич (1970) говорит о двух типах профессий: 1) с абсолютной профпригодностью (пилот, моряк, авиадиспетчер); 2) с относительной профпригодностью (это профессии, с которыми может справиться любой человек).

Таким образом, профотбор – это научно обоснованный допуск людей к определенному виду профобучения и затем работе.

Под профессиональным отбором понимают процесс практического выделения из имеющихся кандидатов на рабочее место тех, которые способны в данных условиях обеспечивать наиболее эффективное выполнение возложенных на них задач. Близким является понятие подбора кадров – это процессы и действия по созданию резерва кадров (или кандидатов) в организации, а также по созданию базы данных о работниках необходимой квалификации для решения задач организации.

Рассмотрим виды отбора:

медицинский – по состоянию здоровья;

социальный – морально-нравственные качества личности, мотивы выбора профессии, интересы, потребности, др.;

образовательный – необходимый уровень знаний, умений, навыков;

психологический – психические качества и способности, необходимые данной профессии.

Практическое задание: охарактеризуйте виды отбора для следующих профессий: космонавт, продавец, учитель, полярник, шахтер, цветовод, др.

 

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте аспекты понятия «профессия».

2. Дайте характеристику профессиональных сфер человека.

3. Что такое профессиограмма и психограмма?

4. Назовите факторы, влияющие на процесс профессионального самоопределения личности.

5. Раскройте виды профессионального отбора.

Лекция 5. Индивидуальность и труд

План

1. Проблема индивидуальных различий в психологии труда.

2. Индивидуальный стиль трудовой деятельности.

3. Психологические факторы профессиональной адаптации.

4. Понятие профессионально важных качеств деятельности.

5. Выбор карьеры.

 

Вопрос 1. Проблема индивидуальных различий в психологии труда

В настоящее время акцент переносится на личностную сферу, т.е. на изучение индивидуальных различий. В. Анри (1895) и А. Бине (1903) утверждали, что индивидуальных различий тем больше, чем сложнее психический процесс, т.е. они менее выражены в ощущениях, а более – в памяти, мышлении и т.д.

Н.Г. Никифоров отмечал важность самоконтроля. Также следует отметить значимость типа нервной системы, наличия экстраверсии или интроверсии, направленности личности, уровня тревожности, ответственности, дисциплинированности, самооценки, уверенности в себе и т.д.

Как показали исследования, чтобы работать хорошо, люди должны работать по-разному, даже в одной и той же внешней обстановке, так как внутренние условия деятельности не могут быть одинаковыми у разных людей. Бывают профессионально негативные качества. Например, самоуверенность может привести к снижению безопасности и надежности деятельности, а неуверенность – другая крайность – является противопоказанием к ряду профессий.

Практическое задание: привести примеры профессий, доказать важность тех или иных индивидуальных различий для ряда профессий.

 

Вопрос 2. Индивидуальный стиль трудовой деятельности

Индивидуальный стиль трудовой деятельности – это совокупность приемов и способов деятельности, обусловленная определенными свойствами личности и приспособленная к объективным требованиям работы. Складывается в результате усилий человека по наилучшему достижению целей в данных внешних и внутренних условиях. Начинает складываться в интервале от3-х до 7-и лет, на стадии игры.

Основные фазы развития профессионала и выработки индивидуального стиля трудовой деятельности:

– оптант – человек озабочен вопросами выбора или перемены профессии, им может быть любой человек трудоспособного возраста;

– адепт – человек, уже ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий ее (студенты, учащиеся ПТУ, курсанты);

– адаптант – фаза адаптации молодого специалиста к работе, вхождение в тонкости работы;

– интернал – опытный в своем деле работник;

– мастер – решает самые трудные профессиональные задачи, выделяется специальными качествами, умениями, универсализмом. Обрел свой определенный, неповторимый стиль деятельности;

– авторитет – мастер своего дела, хорошо известный в профессиональном кругу или даже за его пределами; имеет знаки отличия, награждения;

– наставник – авторитетный мастер, передающий опыт, имеющий учеников.

 

Вопрос 3. Психологические факторы профессиональной адаптации

Адаптация – процесс приспособления качеств человека к изменившимся условиям существования (Сиомичев, 1985). Профессиональная адаптация – процесс становления и восстановления динамического равновесия в системе «субъект труда – профессиональная среда».

Аспекты профессиональной адаптации:

– психофизиологический: адаптация к физическим условиям профессиональной среды (к термическим воздействиям, гиподинамии, физическим нагрузкам, шуму, вибрациям). Критерии: состояние здоровья, настроение, уровень тревожности, активности, утомляемости;

– собственно профессиональный аспект. Здесь выделяют следующие этапы: первичная адаптация; период стабилизации; возможная дезадаптация, причинами которой могут стать изменения в человеке, повышение требований к нему, ситуация; вторичная адаптация; возрастное снижение адаптационных возможностей.

Ф.Б. Березин (1988) предлагает критерии оценки психической адаптации:

а) успешность деятельности (рост квалификации, взаимодействие с другими людьми в работе, др.);

б) способность избегать ситуаций, создающих угрозу для трудового процесса (травм, ЧП, др.);

в) профессиональная деятельность без значимых нарушений физического здоровья;

г) социально-психологический аспект: охотное участие в общественной жизни, статус, удовлетворенность отношениями.

Дезадаптация проявляется в снижении качества и производительности труда, в нарушениях трудовой дисциплины, в повышении аварийности, в наличии стрессового состояния.

Стойкая дезадаптация: отказ от деятельности, бездействие в аварийной ситуации, увольнение, социальный протест и другое.

 

Вопрос 4. Понятие профессионально важных качеств деятельности

Профессионально важные качества (далее ПВК) – это индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для ее реализации на нормативно заданном уровне и которые значимо и положительно коррелируют с одним или несколькими ее основными результативными параметрами – качеством, производительностью, надежностью.

В качестве ПВК могут выступать собственно психические свойства субъекта и внепсихические – соматические, биологические, конституциональные, нейродинамические и другие.

Различают четыре основные группы индивидуальных качеств, образующих в своей совокупности структуру профессиональной пригодности:

1) абсолютные ПВК – свойства, необходимые для выполнения деятельности как таковой на минимально допустимом или нормативно заданном – среднем уровне;

2) относительные ПВК, определяющие собой возможность достижения субъектом высоких («наднормативных») количественных и качественных показателей деятельности (ПВК мастерства);

3) мотивационная готовность к реализации деятельности; доказано, что высокая мотивация может существенно компенсировать недостаточный уровень развития многих иных ПВК;

4) анти-ПВК: предполагается минимальный уровень их развития или даже отсутствие, это свойства, которые выступают профессиональными противопоказаниями к той или иной деятельности.

Таким образом, каждая деятельность требует определенной совокупности ПВК – закономерно организованной системы. Она не задана в готовом виде, а формируется у субъекта в ходе освоения им деятельности.

 

Вопрос 5. Выбор карьеры

Карьера – успешное продвижение в деятельности; достижение известности и славы; деятельность, с помощью которой человек продает свои способности; последовательность действий по осознанию, видению желаемого будущего, а также планированию возможных путей его достижения.

Этапы карьеры: планирование, постановка целей, стадии реализации. Успешность зависит от квалификации, личностных качеств, умения контактировать с людьми, представить себя окружающим.

Выбор карьеры – одна из труднейших проблем жизни. Его определяют: уровень жизни, финансовое благополучие, статус в обществе, круг друзей и знакомых, «Я - концепция», самооценка, место проживания человека. Данный выбор возможен в разные периоды жизни при смене специальности, работы. Его нельзя делать впопыхах или под давлением окружающих. Карьера будет успешной, если она соответствует способностям и интересам человека. Необходим анализ своих возможностей и видов деятельности.

Первая стадия – анализ ситуации: а) финансовые возможности определяют выбор вуза; б) оценка способностей, в т.ч. с помощью тестов; в) определение ценностей и интересов; г) оценка половых факторов – в целом женщины медленнее продвигаются по службе; д) анализ рынка труда – кто будет востребован через 5-10 лет.

Вторая стадия – устройство на работу: резюме, собеседование, испытательный срок. Третья стадия – продвижение по службе, этапы карьеры.

Если человек осознает бесперспективность своей карьеры и хочет поменять работу, надо оценить: что он приобретет и потеряет; что приобретут и потеряют его близкие; станет ли он больше уважать себя; одобрят ли его решение окружающие. И лишь потом сделать выбор.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое индивидуальный стиль трудовой деятельности?

2. Каковы основные фазы выработки индивидуального стиля трудовой деятельности?

3. Назовите аспекты профессиональной адаптации.

4. Дайте характеристику профессионально важных качеств деятельности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных