Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Форма правления. Монархия; Виды монархий, их характеристика.




Литература:

1. Бабаев В.К. Баранов В.М. Толстик В.А. Теория права и государства в схемах и определениях. – М.,2009,

2.Политическая энциклопедия. Ред. Семигина Г.Ю.-М. 1999,

3.Халипов В.Ф. Энциклопедия власти.- М., 2001

4. Хропанюк В.Н. Теория государства и права.-М.2009, с.100-106.

 

 

Монархии (11 видов) – название и характеристика  
  Название   Характеристика, признаки существующего или существовавшего государства пример
1. Неограниченная    
2. Абсолютная абсолютная (неограниченная), в которой вся полнота государственной власти принадлежит по закону одному лицу – монарху Бахрей
3. Ограниченная конституционная (ограниченная), в которой власть монарха ограничивается другими высшими органами власти: – парламентская – власть осуществляется правительством, формируемым парламентом из представителей победившей на выборах партии, а повеления монарха приобретают юридическую силу только с согласия соответствующего министра, являющегося членом правительства (в Англии, Дании, Бельгии, Японии и т. д.); – дуалистическая – вся государственная власть разделена между парламентом и формируемым монархом правительством (в Марокко, Бутане, Иордании и т. д.); 2) республика, в которой народом государственная власть передается выборным органам, выполняющим свои функции совместно с исполнительными и судебными органами власти. Бельгия, Япония
Древневосточная монархия Первая в истории человечества форма государственного правления она имела уникальные только ей присущие черты. Первые государства использовали именно ее для организации управления своим обществом. Появление и развитие рабовладельчества лежало в основе появления первых государств древнего Востока. Поддержка рабовладельцев была главной задачей древневосточной монархии. Осуществление такой поддержки проводилось при помощи деспотии. В своем правлении деспоты опирались на сильную армию и не менее сильный бюрократический аппарат. Отсутствие ответственности за действия правителя позволяло создать достаточно крепкое государство. Но при его расширении централизация власти терялась и на окраинах страны власть деспота не была достаточно сильна, для предотвращения возможных восстаний и бунтов. Это заставляло искать поддержку у влиятельных, в общественном плане, слоев общества. По этой причине древневосточная монархия не была абсолютной. Во многих странах правитель вынужден был делить власть с аристокритией. Такая форма государственного устройства существовала в таких странах Древнего Востока, как Египет, Китай, Вавилон, Индия и т.д.
4. Древневосточная деспотия Такая форма правления, при которой деспот пользуется неограниченной наследственной властью по отношению к своим подданным, опираясь на силу военно-бюррократического аппарата. Настоящая деспотия в истории существовала, но не как стабильный строй, продолжающийся длительное время, а как редкая ситуация, очень краткая во времени Классическая деспотия –ряд стран Др. Востока(Ассирия, Вавилон и др.)
5. Древнеримская монархия Выступала в форме империи. Эпоха Римской империи подразделяется на два периода – период принципата и период доминанта. При принципате формально еще не сохраняются элементы республиканской формы правления и основные учреждения республики. Действуют народные собрания собрания и сенат. Избираются консулы, преторы и народные трибуны, однако существенной роли в решении государственных дел они не играют. Все основные функции сосредоточены в руках императора. В зависимости от конкретных условий он исполняет полномочия любого должностного лица: командует армией, осуществляет суд по гражданским делам, по своему усмотрению комплектует сенат и т.д. Император является основным источником законодательной власти, сенат же играет лишь совещательную роль В 3 веке н.э. в Риме устанавливается неограниченная монархия. В этот период полностью исчезают республиканские учреждения. Управление государством сосредотачивается исключительно в руках императора, который назначает исполнителей – сановников. Император открыто провозглашал свое божественное происхождение. Порядок в Римской империи поддерживался при помощи многочисленного административно-судебного и военного аппарата. Государственные формы, присущие Римской империи, особенно на поздней ее стадии, стали образцом для подражания в средние века В значительной мере получили реальное отражение в государственности Франции, Германии, Испании самой Италии
6. Феодальная(средневековая) монархия Последовательно проходит три периода своего развития: раннефеодальной, сословно-представительной и абсолютной монархии  
7. Раннефеодальная Власть монарха ограничена гвардией(Рим), дружиной и городскими собраниями(Киевкая Русь). Характеризуется раздробленность территории и слабой центральной властью. Носила децентрализованный характер. Своим хозяйством феодал управлял и как землевладелец, и как носитель верховной власти на своей территории. Данная монархия непрочное государственное образование.   Франкское, Германское государства, Киевская Русь
8. Сословно-предста- вительная Эта такая централизованная форма государственного правления, при которой власть монарха ограничена сословно-представительным органом (собранием). Такие сословно-представительные собрания возникают вследствие преодоления феодальной раздробленности в результате развития товарно-денежных отношений и создания централизованной монархии. Во Франции это Генеральные штаты, в Англии - парламент, в Испании – кортесы, в России - Земский собор. Во Франции, Англии, Испании
9. Дуалистическая монархия вся государственная власть разделена между парламентом и формируемым монархом правительством (в Марокко, Бутане, Иордании и т. д.); Иордания
10. Конституционная монархия Форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх не вправе изменить Конституцию. Возникает в тех странах, где буржуазия в силу различных конкретно-исторических причин не сразу приобретает экономическое и социально-политическое господство, идет на компромисс с дворянством, делит с ним государственную власть. Конституционная монархия является результатом эволюции абсолютного института к изменившимся условиям, к интересам нового господствующего класса - буржуазии Англия, Испания, Дания
11. Парламентарная монархия власть осуществляется правительством, формируемым парламентом из представителей победившей на выборах партии, а повеления монарха приобретают юридическую силу только с согласия соответствующего министра, являющегося членом правительства Англия, Дания

Таблица 18. Республика. Виды. Характеристика.

Литература:

1.Хропанюк В.Н. Теория государства и права. -М. 2010,

2. Политическая энциклопедия. Ред. Семигина Г.Ю.-М. 1999,

3. Халипов В.Ф. Энциклопедия власти.-М., 2001)

 

 

  Название   Характеристика     Признаки существующего или существовавшего государства. Пример государства- название.
Афинская республика   рабовладельчес-кая демократическая республика   Необходимо ответь на вопрос: почему республика? почему рабовладеьческая? почему демократиическая?   Афины
Афинская республика   Спарта в отличие от Афин, возглавлявших демократическую часть населения полисов, объединяла вокруг себя в основном их аристократическую часть. Государственный строй рабовладельческой Спарты сформировался в результате преобразования военной демократии в государственную организацию, сохранившую некоторые черты родоплеменной организации власти и включавшую в себя следующие основные органы: монархи, народное собрание, совет старейшин. Во сглавн государства стояли два царя, обладавшие ограниченной и непрочной, хотя и считавшейся пожизненной властью: являлись военачальниками, осуществляли суд по некоторым делам, имевшим значение для всей общины, ведали делами культа. Народное собрание в силу существовавшей в нем процедуры играло меньшую, чем в Афинах, роль, но все же преуменьшать ее не следует. Оно занималось: принятием законов; избранием должностных лиц; решением вопросов войны и мира, союза с другим государством; определением порядка наследования должности царя. Совет старейшин обладал следующими полномочиями: рассмотрение вопросов, выносившихся на обсуждение народного собрания, мог воспрепятствовать решению народного собрания, покинув его, участие в переговорам с другими государствами, рассмотрение уголовных дел и государственных преступлений  
Спарта- Спартанскаяреспублика Рабовладельческая Аристократическая   Спарта в отличие от Афин, возглавлявших демократическую часть населения полисов, объединяла вокруг себя в основном их аристократическую часть. Государственный строй рабовладельческой Спарты сформировался в результате преобразования военной демократии в государственную организацию, сохранившую некоторые черты родоплеменной организации власти и включавшую в себя следующие основные органы: монархи, народное собрание, совет старейшин. Во сглавн государства стояли два царя, обладавшие ограниченной и непрочной, хотя и считавшейся пожизненной властью: являлись военачальниками, осуществляли суд по некоторым делам, имевшим значение для всей общины, ведали делами культа. Народное собрание в силу существовавшей в нем процедуры играло меньшую, чем в Афинах, роль, но все же преуменьшать ее не следует. Оно занималось: принятием законов; избранием должностных лиц; решением вопросов войны и мира, союза с другим государством; определением порядка наследования должности царя. Совет старейшин обладал следующими полномочиями: рассмотрение вопросов, выносившихся на обсуждение народного собрания, мог воспрепятствовать решению народного собрания, покинув его, участие в переговорам с другими государствами, рассмотрение уголовных дел и государственных преступлений   Спарта
Римская республ ика Рабовладельческая Аристократическая республика Важнейшими государственными органами Римской республики являлись: народные собрания; сенат; магистратура. В компетенцию народных собраний в основном входило: принятие законов; избрание должностных лиц; объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни. Избираемые народными собраниями цензоры составляли списки членов сената, который обладал, не смотря на свой формально совещательный характер, обширными полномочиями: контроль законодательной деятельности народных собраний, выражавшийся сначала в утверждении их решений, а в последствии в предварительном рассмотрении законопроектов; контроль избрания народными собраниями должностных лиц; право распоряжаться казной, устанавливать налоги и необходимые финансовые расходы; утверждение договоров в мире и союзе; назначение командующих войсками; принятие решения об установлении диктатуры. Магистратурами в Риме именовались государственные должности, в компетенцию которых входило: высшая военная власть и право заключать перемирие; право созывать сенат и народные собрания и председательствовать в них; право издавать приказы и принуждать к их исполнению; право суда и назначения наказания. Обвинять Римскую республику в ее чрезвычайном «аристократизме» было бы, видимо, не справедливо, поскольку в своем арсенале она имела многие реальные демократические институты народовластия, а ее государственная жизнь в основном обеспечивала: выборность и срочность полномочий должностных лиц; их подотчетность народным собраниям; коллегиальное устройство государственных учреждений.
Городская республика   Рабовладельческая (город – республика) Феодальная (город – республика)     Выбирало все населения, избирали только из аристократической верхушки. Они создавались по мере роста могущества и независимости некоторых крупных городов, устанавливающих господство не только над прилегающей сельской территории, но и над некоторыми мелкими городами, и колониями.
Феодальная республика Городская Князья играли незначительную роль. Существовало народное собрание, которое играло значительную роль, а так же существовал слой городской знати, который влиял на решение народного собрания.
Рабовладельческая республика Республика, в которой имеет место угнетения человека человеком. В развитом рабовладельческом обществе среди высших слоев физический труд считался несовместимым с исполнением гражданских обязанностей, то есть рабы не имели права как избираться, так и избирать.
Буржуазная республика Современная форма правления, которая разделяется на два вида: президентскую и парламентскую, подразумевает разделение на три ветви власти. Развитие буржуазной государственности шло на основе провозглашения демократических свобод и прав, разделения властей, при котором законодательная власть осуществлялась органом народного представительства при опоре на широкое самоуправление. - конституция
Монархичес Кая республика Такая форма правления, в которой монарх переизбирается через определенный срок Отражение национальных традиций государственного строительства. Монарх избирается пожизненно.
Народная республика Республика, правительство которой правит в интересах подавляющего большинства населения Многие страны с этой формой правления называются социалистическими странами в их конституциях. Действует диктатура одной единственной партии.
Народно-демократи-ческая Республика, правительство которой правит в интересах подавляющего большинства населения, имеет демократический строй. Глава государства – президент, который может избираться на неограниченный срок. Существует парламент, который избирается всенародным голосованием. Не смотря на формальное признание политического плюрализма, устанавливается монопольное правление одной главенствующий партии.
Социалисти-ческая Республика как государственная форма народовластия К управлению обществом государством допущены широкие слои населения, но тоталитарный режим не допускает икономыслия, использует жестокие методы управления обществом. Фактически не существует политического плюрализма и демократических выборов. Хотя все это может быть прописано в конституции. Имеются две ветви власти: исполнительная и законодательная соеденины.
Президентс-кая республика власть распределена между президентом и парламентом Черты: Внепарламентский метод избрания президента и формирование правительства и формирование правительства. Ответственность правительства перед президентом, а не парламентом. Более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства. Президент формирует правительство, он избирается всенародным голосованием, он может входить в правительство, а оно в это же время отчитывается перед ним, так же президент может отправлять в отставку все правительство, либо любого его члена, он является верховным главнокомандующим, может наложить вето на любое постановление парламента
Парламентс-кая республика всей властью обладает парламент Президент избирается народом или парламентом, парламент – только глава государства, а парламент не несет ответственности перед президентом. Правительство формируется парламентарным путем, т. Е. путем выбора из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом за свою деятельность и остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства.
Смешанная республика Форма правления, которую нельзя считать разновидностью ни президентской, ни парламентской республики Президент избирается народом или парламентом, парламент формирует правительство, президент – только глава государства, а парламент не несет ответственности перед президентом.

Таблица 19. РЕСПУБЛИКИ.

Литература:

1. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. –М.2007.,

2. Бабаев В.К. Баранов В.М. Толстик В.А. Теория права и государства в схемах и определениях. – М.,2007,

3. Политическая энциклопедия. Ред. Семигина Г.Ю.-М. 1999,

4. Халипов В.Ф. Энциклопедия власти.-М., 2001.

 

Ответы должны быть краткими, лаконочными и четкими.

 

 

  1.Рабовладельческая республика  
  Понятие (это такая республика, где….)   Признаки и характерные черты Пример
Образец ответа: Рабовладель- ческая   Почему так называется? Республика формируется на базе рабовладельческой формации,     Основными классами являются рабы и рабовладельцы; существуют другие социальные группы (страты): купцы, жрецы, ремесленники, торговцы, женщины.   РИМ Афины
Рабовладель- ческая демокра- тическая     Почему так называется   Существует некоторые демократические свободы и права, в том числе право избирать и быть избранным     Органы государственной власти выборные, избираются свободными гражданами, населением мужского пола, существует имущественный ценс     Афинская республика(5-4 века до н.э.)
Рабовладель- ческая городская     Почему так называется   Города развиваются как самостоятельные государства пример: греческие полисы. И наибольшие права у городской верхушки         - часто особые привилегии и право на избрание на высокие должности только у городской верхушки - противостояние между городской верхушкой и городской беднотой     Греция (4-3 века до н.э.)
Рабовладель- ческая аристокра- тическая Почему так называется   Наибольшие привилегии и права государственного управления у аристократии   - весь свободный народ участвует в выборах - разделение на аристократию (патриции) и обычных граждан (плебеи) - право избирать и быть избранным только у аристократической верхушки, а избирать могли и плебеи   Рим (республиканский период)
 
  2. Феодальная республика  
  Понятие Признаки и характерные черты Пример
Феодальная   Почему так называется?   Такая республика, в которой действует принцип разделения на землевладельцев и экономически зависимое от них крестьянство     - существовал класс землевладельцев, которые участвовали в управлении государством, а также податное население, которое не могло напрямую участвовать в управлении государством.   Венеция, Союз Гензейских городов
  Феодальная городская     Почему так называется?   Такая республика, где главенствовавшее положение занимала городская верхушка   - действовали народные собрания (вече), не которых и избирались должностные лица; - формально народное собрание было высшим органом власти решавшее важнейшие вопросы из экономической, политической, военной, судебной, административной сфер   Псковская республика
  Феодальная демократическая   Почему так называется?     Такая республика, где существуют демократические права и свободы, в том числе право избирать и быть избранным     - Вечевой строй Новгорода был формой «демократии», где демократические принципы народного представительства, гласности и выборности должностных лиц, создавали иллюзию народовластия   - Фактически власть в республике находилась в руках боярства и верхушки купечества.   Новгородская республика
Феодальная аристократическая     Почему так называется?     Такая республика, где управлением государства занималась аристократия, высшее сословие.     в выборах участвовало все население, избирали из аристократии (главы цехов, торговых гильдий) Новгородская республика
 
  2. Капиталистическая республика  
  Понятие Признаки и характерные черты Пример
Капиталистическая     Почему так называется?   Такая республика, где существуют сословные привилегии; ограничения на владение имуществом, что приводит к расслоение общества       - существование неравенства населения, за счет разного доступа к экономическим благам.   - общество обладает демократическими правами и свободами, в том числе все население может избирать и быть избранным   США
Капиталистическая парламентарная     Почему так называется?   Такая республика, в которой парламент обладает наибольшими правами, чем президент, который является лишь главой государства - парламент формирует правительство; Глава государства президент всенародно избирается или назначается парламентом   - действуют демократические выборы Италия
Капиталистическая президентская     Почему так называется?     Такая республик, в которой президент формирует правительство     - президент может входить в парламент - он может отправлять в отставку парламент или любого его члена - президент выбирается всенародно - может наложить вето на любое постановление парламента Аргентина
Капиталистическая смешанная (президентская и парламентская)   Почему так называется?   Такая республика, где присутствуют элементы парламентской и президентской республик - парламент имеет право вынести вотум доверия правительству, сформированному президентом - президент может один раз распустить парламент - президент избирается всенародно Казахстан
               

 

5. Социалистическая республика.
  Понятие Признаки, характерные черты  
Парижская коммуна (72 дня)     Почему так называется Муниципальное правление города Парижа действовала в интересах рабочего класса   - первое в истории правительство рабочего класса, просуществовала в Париже 72 дня - всякому округу и всякой более-менее значительной городской общине предлагалось по собственному усмотрению устанавливать свой политический и социальный строй - происходили выборы в общинный совет Франция (Париж 1871)
  Советская   Почему так называется   Особая разновидность республиканской формы правления, основу которой составляют особые представительные органы – Советы народных депутатов.     - существование избирательной системы, прав и свобод - вся полнота власти принадлежала Советам, единственные системы органов государственной власти - все иные органы были подотчетны и подконтрольны Советам - принцип разделения властей не признавался - функции института парламентаризма выполняли палаты Советов - депутаты были подотчетны населению и могли быть им отозваны в случае не оправдания доверия - не было различий между государственными органами местного самоуправления СССР
Народно- демократическая   Почему так называется   РЕСПУБЛИКА, правительство которой правит в интересах подавляющего большинства населения       - объявляется политический плюрализм - существует парламент, который избирается всенародным голосованием - действует антидемократический режим (устанавливается диктатура)   КНДР

Таблица 20. нетепичные формы правления

Литература:

1. Бабаев В.К. Баранов В,М. Толстик В.А. Теория права и государства в схемах и определениях. М.,2009

2.. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. –М.,2010;

3. Понеделков А.В.Самыгин С.И. Старостин А.М. Верещагина А.В. Основыполитологии.- М. 2007, 2009, с.160-168.

4. Мельник В.А. Современный словарь по политологии.-М.,2003,2009.

№\№ Название нетипичной формы Понятие, признаки нетипичной формы (краткая характеристика) Пример государства и где оно находится
  Полупрезидентская Республика   В данной форме правления характерно, что элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентской республики. Президент является главой государства и избирается, как правило, на всеобщих выборах и наделен юридически и реально большими полномочиями. Однако правительство формируется парламентским путем и ответственно политически не только перед президентом, но и перед парламентом. Президент осуществляет общее руководство правительством, которое возглавляет премьер – министр. Президент имеет право роспуска парламента при наступлении определенных обстоятельств. Для республик смешанного типа характерен дуализм исполнительной власти. Сложный порядок объявления вотума недоверия правительству. Франция по Конституции 1958 года. Также к этому типу относятся Португалия, Ирландия, Финляндия
  Полупарламентская республика   Отличается от парламентской более сложным порядком отправления правительства в отставку, что снижает вероятность правительственных кризисов Правительство формируется независимо от парламента, но нуждается в его доверии. Вотум парламента о недоверии правительства, как правило, влечет не только досрочные выборы главы правительства, но и досрочные парламентские выборы. Объявление вотума недоверия президенту, усложненный порядок недоверия правительству Германия, Израиль
  Монархическая республика   Монарх избирается на определенный срок. Саудовская Аравия,оаэ,Польша(в 15-18 века)
  Суперпрезидентская республика   Чрезвычайное расширение власти президента. Соединяя в своих реках функции главы государства и главы правительства, свободного от парламентской ответственности, президент, как правило, являлся также главнокомандующим вооруженными силами республики. Президентское законодательство является по существу основным, а подчас и единственным законодательством в стране. Республики на территории Латинской Америки
  Президентско- монократическая республика Республика, в которых в условиях однопартийного политического режима лидер партии провозглашается пожизненным президентом, хотя парламент реальных полномочий не имеет Страны Африки, Восточная Азия
  Общий вывод:   Плюсы: Несомненно, создание нетипичных форм правления на опыте многих стран показало свои плюсы. Сюда входит стабильность управления государством, укрепление роли государственной власти на местах, не мешая местному самоуправлению, невозможность своевольного увольнения парламентом «неугодного правительства» и т.д. Минусы: Нарушается прежняя системность, структура, слаженная работа органов. На перестройку к новым условиям смешанной формы правления также уйдет время. Не стоит переоценивать влияние и роль парламента в парламентарной форме республики. «Обездвижив» парламентскую оппозицию, правительство имманентно будет стремиться к авторитаризму. Своеволие главы государства в президентской республике может чревато плачевными последствиями: превращением в монархическую, монократическую или суперпрезидентскую республику.  

Таблица 21. При подготовке к Теме необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Каковы недостатки чистых форм. Реально в чистом твиде несуществуют,Неимеют практического смысла, неотвечают современным реалиям.
2. Возможно ли существование чистой формы. Нет,невозможна так или иначе любая фг включает в себя элементы других фг.
3. Зачем абстрагироваться и выделять признаки чистых форм. Чтобы показать всю проблематику изучения видов политических режимов
4. Какие нетипичные формы государства существуют на данном историческом этапе развития человечества (ХХI век).   Монархическая республик(Саудовская Аравия,ОАЭ,)монократическая республика(ряд стран Африки и Азии)

 

ТАБЛИЦА 22. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА.

Формы государственного устройства (что из себя представляют?)
Простые Сложные:
Унитарные государства имеющие единый центр и аппарат управления. Государства имеющие сложную структуру административно – территориального деления и взаимоотношений центра и субъектов.

ТАБЛИЦА 23. Виды сложных государств.

Литература:

1. С.М.Баранов В.М. Толстик В.А. Теория права государства в схемах и определениях. – М.,2007,

2.Политическая энциклопедия. Ред. Семигина Г.Ю.-М. 1999,

3. Халипов В.Ф. Энциклопедия власти.-М., 2001

название вида понятие признаки пример
Империя это –насильственно созданное,сложное монархическое государство.     -монарх -сильный аппарат подавления -сложное административно-территориальное устройство -нередко сложный этнический состав Российская империя ,Британская империя, Римская империя,Византия,Ассирия.
Федерация   это-сложное(союзное) государство состоящая из государственных о образований закрепленное юридическим договором.     -центральная власть И субъектная. -полномочия между центром и регионом строго регламентированы. -члены федерации имеют свои контитуции и другие юридические акты Россия,США,Индия,
Конфедерация     Это временный юридический союз суверенных государств созданных для обеспечения общих интересов(экономических,военных и т.д) не создают единых органов власти не имеют единой денежной системы.,ни единого бюджета,граждане сохраняют свое гражданство.   Отсутствие центральной власти Единого гражданства -временный характер гос. образования Швейцария (юридически),конфедерация южноамериканских штатов (19 век),ОАЭ.
Союз это –Сложное государство которое образуется на основе договора   Нецентрализированное гос образование,добровольный характер членства. СССР(юридически),оаэ
Общие признаки сложных государств:       Власть нецентрализованна,местное самоуправление избирается или назначается,сложное административно-территориальное устройство.  

Таблица 24. ВИДЫ ФЕДЕРАЦИЙ

Название вида Виды. Характерные черты, признаки Примеры    
  По способу образования   Договорная   1.Это такая федерация, где права и…обязанности регионов и центра закреплены в союзном договоре……………………….     2.Возможен ли односторонний выход и положение в международном праве. Чаще всего да(пример СССР) или нет РФ    
  Конституционная   1.Это такая федерация, где обязонасти и права центра и субъектов закреплены в общей, единой конституции…………………………     2.Возможен ли односторонний выход и положение в международном праве: нет      
    По принципу образования   Националь- ная    
  1. Это такая федерация, где…ОСНОВОЙ ОБРАЗОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ ЯВЛЯЕТСЯ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП. Т.Е ПО НАЦИОНАЛЬНОСТИ ЖИТЕЛЕЙ СУБЪЕКТОВ(СССР,КАНАДА)……………
    2.Возможен ли односторонний выход и положение в международном праве:    
   
  Территори- альная   1.Это такая федерация, где…………………………...     2.Возможен ли односторонний выход и положение в международном праве        
  Национально-территори- альная   1.Это такая федерация, где…………………………..   2.Возможен ли односторонний выход и положение в международном праве          
  По правам органов государственной власти федерации и субъекта федера- ции   Централизо ванная   1.Это такая федерация, где………………………….     2.Возможен ли односторонний выход и положение в международном праве        
  Децентрали зованная 1.Это такая федерация, где………………………….   2.Возможен ли односторонний выход и положение в международном праве        
  По статусу субъектов     Симметрич ная   1.Это такая федерация, где…………………………...   2.Возможен ли односторонний выход и положение в международном праве        
  Асимметрич-ная 1.Это такая федерация, где………………………….   2.Возможен ли односторонний выход и положение в международном праве        

Обязательно указать, возможен ли односторонний выход и положение в международном праве

 

ТАБЛИЦА 25. Виды унитарных государств (разновидность формы государственного устройства)

Виды унитарных государств Понятие Основные признаки и особенности Пример
  Унитарное государство        
  Унитарное централизованное государство        
  Унитарное децентрализованное государство        
  Общий вывод.          

Таблица 26. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА.

№\№ Элементы Унитарное Федерация Конфедерация
  Конституция Единая Как единая так и конституции субъектов У каждого субъекта своя конституция
  Высшие органы власти      
  Гражданство      
  Система права      
  Судебная система      
  Территория      
  Валюта      
  Взаимоотношение с регионами      
  Возможность выхода из состава государства      
  Взаимоотношения с другими госу- дарствами      

Таблица 27. Автономия.

Литература:

1. С.М.Баранов В.М. Толстик В.А. Теори права государства в схемах и определениях. – М.,2007,

2. Политическая энциклопедия. Ред. Семигина Г.Ю.-М. 1999,

3. Халипов В.Ф. Энциклопедия власти.-М., 2001

 

 

Автономия
Понятие Автономия _-это    
Признаки  
Примеры  

Таблица 28. Создание автономий (основание для создания автономии) -краткая характеристика.

 

  Автономия создана Сверху - понятие     Краткая характеристика       пример
  Автономия создана СНИЗУ -понятие     Краткая характеристика     пример
Автономия создана в результате решения соответствующего закона.   Краткая характеристика     пример
Автономия создана по итогам предварительного консультативного референдума. Краткая характеристика     пример

Таблица 29. ВИДЫ Автономий.(см.интернет-ресурсы)

Критерий - По политическому принципу.  
Название, признаки, пример  
  1.Персональная. (признаки и пример)      
 
  2.Корпоротивная. (признаки и пример)            
 
 
3.Территориальная (признаки и пример)        
 
Критерий - По смешанному принципу  
Название, признаки пример  
1.Политическая автономия - это Понятие      
2.Административная автономия понятие      
 
3.Культурная автономия Понятие        
4.Национальная автономия Понятие      
 
5.Религиозная автономия Понятие      

Таблица 30. Взаимотоношения форм государства.

Дайте обоснованный ответ на вопрос: «Каково взаимоотношение формы политического режима, формы административно - территориально деления и формы правления?

Какому административно-территориальному, национальному, государственному устройству соответствует, какая форма правления и почему.

Литература:

1.. Малько А.В. Вопросы и ответы по ТГП. Для подготовки к экзаменам.-М.2006, 2010.

  Название     Форма политического режима   Форма правления
Форма административно-тер риториального, националь- ного, госуарственногго деле ния – государственного устройства.      
  Унитарное государство          
Федеративное государство      
Конфедерация        
Союз      

ТАБЛИЦА 34. Виды политических режимов.

Литература:

1. С.М.Баранов В.М. Толстик В.А. Теори права государства в схемах и определениях. – М.,2007,

2. Политическая энциклопедия. Ред. Семигина Г.Ю.-М. 1999,

3. Халипов В.Ф. Энциклопедия власти.-М., 2001

4. Понеделков А.В. Самыгин С.И.,Старостин А.М. Основы политологии.- М.2007/ 2010,, с.199-218.

5.Исаева Б.А. Теория политики.-М., 2008, с.144-163.

вИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ АНТИДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ
понятие Демократия — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии   понятие  
пРИЗНАКИ   пРИЗНАКИ.    

ТАБЛИЦА 35. Виды антидемократических политических режимов

Литература:

1. В.К. Бабаев.Баранов В.М. Толстик В.А. Теори права государства в схемах и определениях. – М.,2007,

2. Политическая энциклопедия. Ред. Семигина Г.Ю.-М. 1999,

3. Халипов В.Ф. Энциклопедия власти.-М., 2001

4. Исаева Б.А. Теория политики.-М., 2008, с.144-186.

5. Гаджиев К.С. Политология. Конспект лекций.-М.,2007, с.149-159.

Виды антидемократических политических режимов.
Виды Понятие, характеристика, признаки Пример
авторитарный   Политический режим, при котором носитель власти (диктатор, группа людей) провозглашает сам себя имеющим право на власть. Обоснованием для существования такой власти является исключительно мнение на этот счёт носителя данной власти.Признаки: - небольшое число носителей власти; - сужены или сведены на нет действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчётность их населению; - игнорируется принцип разделения властей, глава государства, исполнительная власть доминируют, роль представительных органов ограничена; - монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции; - в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные; - права и свободы личности главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются; - личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью. страны Латинской Америки
тоталитарный   Режим, который стремится к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества. Признаки: - Наличие одной всеобъемлющей идеологии; - Наличие единственной партии; - Отсутствие плюрализма в СМИ; - Массовые репрессии и террор со стороны силовых структур; - Уничтожение индивидуальных гражданских прав и свобод; - Централизованное планирование экономики; - Стремление стереть все границы между государством, гражданским обществом и личностью. Союз Советских Социалистических Республик, КНР, Японская Империя(период Второй Мировой) Северная Корея
фашистский   - господство правой идеологии, - традиционализм, - радикальный национализм, - антикоммунизм, - этатизм, - корпоративизм, - элементы популизма, - милитаризм, - часто — вождизм, Италия в 1920-е — начале 1940-х под руководством Б. Муссолини

Дайте объяснение понятию - «Демократический авторитаризм»…………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………..






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных