Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Причинно-следственные связи




Понимание последовательности событий и явлений осуществляется через понимание самих событий и явлений, усмотрение в них закономерностей, раскрытие причинно-следственных связей. Если суть самих событий и явлений бывает понятна, то в установлении причинно-следственных связей могут испытываться трудности.

Чаще легче установить связь от причины к следствию, чем от следствия к причине. Это объясняется тем, что при умозаключении от причины к следствию устанавливается прямая связь, а при умозаключении от случившегося следствия к вызвавшей причине, такая связь дана опосредованно, так как слу­чившийся факт может быть следствием различных причин, которые необходимо анализировать, чтобы определить верную.

Рис. 10 Рис. 11 Рис. 12 Рис. 13

 

На первом этапе для понимания причинно-следственных связей необходимо осознавать их внутреннюю связь. Необходимо осознавать обязательность причинно-следственной связи, что в основании любого следствия лежит причина. При объяснении можно использовать схему «дерево» (рис. 10), а затем она может быть трансформирована в схему причинно-следственной связи (рис. 11).

На втором этапе необходимо донести участникам, что у каждого свершившегося факта своя исключительная причина. Пример: «Что вырастет осенью, если весной посадить в землю ядрышко гороха? (рис. 12). Так и в причинно-следственной связи: необходима конкретная причина для того, чтобы случился какой-то конкретный факт (Рис. 13).

На третьем этапе труд, направленный на формирование у участников умения понимать причинно-следственные связи, заключается в формировании представления о том, что причины случившегося факта могут носить скрытый характер. Необходимость этого этапа труда объясняется тем, что встречаются случаи, когда для участника действительные причины события оказываются скрытыми, то есть «заслонёнными» другими, более яркими и в связи с этим выступающими в представлениях участника, как основные причины события. Во многих случаях это приводит к тому, что участники вместо главных, существенных причин явлений называют второстепенные, случайные факторы. Схема позволяет участникам понять, что случившийся факт может быть обусловлен «совокупностью причин», но основная причина всегда одна.

Рис. 14

 

Логика рассуждений

Любая учебная дисциплина требует понимания логики рассуждения. Что такое рассуждение? Представим вначале его структурную единицу, которая состоит из предпосылки (А), логического перехода, заключения (В). (Рис. 15)

Рис. 15. Схема структурной единицы понятия «рассуждение»

 

Предпосылка, несколько логических переходов, заключение. После последнего перехода составляют структуру размышления. (Рис. 16). Эта целостность и является предметом понимания при размышлении.

Рис. 16. Развёрнутая схема понятия «рассуждения».

 

Понимать размышление — это значит понимать предпосылку, заключение и путь перехода от одного к другому.

Если человек понимает предпосылку, вывод и механизм осуществления перехода от предпосылки к заключению (выводу), то он понимает всю целостность размышления.

Таким образом, понимать размышление — значит понимать логические переходы от предпосылки к заключению. Именно затруднения участников в осуществлении логических переходов и являются главной заботой ведущего. Как понять, что конкретно в рассуждении не понимает участник?

Представляем логику размышления в виде схемы на примере задачи по физике. (Рис. 17)

Рис. 17. Схема логики рассуждения при решении задачи

Задача. Имея график, показывающий зависимость между v и t, построй график зависимости между а и t.

При выполнении данного задания участник должен размышлять следующим образом:

— график движения не параллелен оси времени, значит, скорость изменяется;

— скорость изменяется, значит, движение ускоренное и имеет ещё одну характеристику — ускорение, и т. д.

Для того, чтобы выявить, где у участника возникает затруднение, ему предлагается схема, на которой уже обозначены определённые логические переходы. Участник должен «пройти» по схеме и сформулировать вопросы, отвечая на которые, можно обосновать каждый логический переход. В результате получится примерно следующий набор вопросов:

1. Почему график движения не параллелен оси времени?

2. Каков характер движения при изменении скорости?

3. Какую ещё характеристику данного движения можно выделить?

4. Как определяется ускорение?

5. Чему равно ускорение в точках А и В (две любые точки на графике)?

6. Какова зависимость между t и а?

7. Как будет выглядеть график зависимости между t и а?

С одной стороны, формулируя именно вопросы, а не ответы, участнику действительно удаётся понять логику размышления при выполнении данного задания. С другой стороны, если в каком-то месте выявляется затруднение, это сразу указывает на разрыв в логике размышлений.

В организации труда с данной схемой возможны варианты. Продуктивный вариант требует определённого уровня навыков самообразования, в частности, навыка задавать вопросы. Наиболее простым является, например, вариант, когда участники в группе просто восстанавливают логику размышления, то есть на первом переходе участник фиксирует то, что изображено в конце перехода, и, добавляя «потому что», продолжает предложение:

— Скорость изменяется, потому что…

— Движение является ускоренным, потому что… и т. д.

Там, где участник не может закончить предложение, логика прерывается, следовательно, надо искать причину непонимания (или пробела в знаниях). Объяснить непонятное может напарник или участники могут обратиться с вопросом к ведущему.

Непонятные слова

Непонятное слово останется непонятым пока не "прояснишь" его значения. Как только вы его поняли до конца, оно, как говорится, "прояснено". Процедура нахождения и "прояснения" слов, которые учащийся не понял во время занятий, называется прояснением слов. Есть несколько различных методов прояснения слов. Первое, что нужно усвоить, это - точную процедуру прояснения значения любого непонятого слова или символа, которые встречаются вам при чтении или во время занятий.

Как прояснить слово

1. При чтении держите под рукой словарь, чтобы можно было проверить по нему любое непонятое слово или символ, которые вам встретились. Можно найти простой, но хороший словарь, в дефинициях[11] которого нет других трудных слов, значение которых тоже пришлось бы выяснять.

2. Когда встречаете слово или символ, которые вы не понимаете, первое, что надо сделать, это - взять словарь и быстро просмотреть дефиниции, чтобы выбрать именно ту, которая подходит к контексту[12], где употреблено это слово. Прочтите эту дефиницию и составляйте предложения с этим словом, пока у вас не сложится чёткое представление о его значении. Может потребоваться десять или более предложений.

3. Затем выясните все остальные значения этого слова и с каждым из них составляйте предложения, пока не уясните себе всех его значений.

Когда слово имеет несколько разных значений, нельзя ограничивать своего понимания этого слова лишь одной дефиницией и считать, что вы его "поняли". Вы должны суметь понять это слово, если позже вы встретите его в другом значении.

Однако не выясняйте его технических или специальных (математических, биологических и т.д.) или устаревших значений (широко не употребляемых сейчас), если только это непонятое слово не встретилось вам именно в одном из этих специальных контекстов.

4. Затем следует выяснить этимологию слова, то есть объяснение, откуда оно первоначально пришло. Это поможет вам понять суть этого слова. Происхождение слова может быть очень важным для нашего полного понимания его значения. Слова меняются на протяжении веков. Узнав происхождение слова можно выяснить его первоначальное значение. Происхождение слов обычно проясняются по этимологическому словарю. Происхождение некоторых слов также даётся в других словарях, например в Большом энциклопедическом словаре.

5. Большинство словарей даёт идиомы слов. Идиома – это фраза или выражение, смысл которого нельзя понять, исходя из обычного значения составляющих его слов. Например, "вилами на воде писано" - это русская идиома, обозначающая неопределенность (в предложении её можно употребить так: "Поедем ли мы завтра на дачу - это вилами по воде писано"). Многие слова употребляются в идиоматическом значении, которое обычно объясняется в словаре сразу после дефиниции самого слова. Если на слово, которое вы выясняете, в словаре приводятся идиомы, их тоже надо выяснить.

6. Выясните любую другую информацию об этом слове, такую как его употребление, синонимы и т.д., чтобы до конца понять это слово.

7. Если вам встречается непонятое слово или символ в дефиниции выясняемого слова, вы должны сразу же выяснить и его, пользуясь этим же методом, а затем вернуться к дефиниции, которую вы выясняете. (Символы и аббревиатуры, употребляемые в словаре, обычно даются в начале словаря).

Однако, если вы увидите, что слишком много времени тратите на выяснение значений слов в самих дефинициях, вам следует взять более простой словарь. Хороший словарь поможет вам выяснить значение слова и без того, чтобы вы должны были смотреть ещё множество других слов в словаре в процессе прояснения нужного вам слова.

8. «Краткие словари» это словари карманного размера.

В изучении значения слов краткие словари часто приносят больше вреда, чем пользы. Они дают круговые дефиниции, типа: «Кошка – животное», «животное – кошка». Они не дают достаточно информации и не выпускают человека из замкнутого круга.

Значения слов, которые приводятся в таких словарях, часто не полностью отражают концепцию слова. В кратких словарях не хватает слов, даже общеупотребительные слова часто бывают пропущены.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных