Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Отличия схем от рисунков




Представлены два изображения (Рис. 25, 26), на которых отражена одна и та же ситуация – труд в парах.

 

Рис. 25. Схематичный рисунок работы в паре

Рис. 26. Схема работы в паре

 

Изображение на рисунке 25 определяется как рисунок. Основанием для этого является то, что два человека (мальчик и девочка), изображены в некоторой степени художественно – прорисованы прически, одежда, передано настроение ребят и др.

Изображение на рисунке 26 – это схема, в которой отражён способ взаимодействия двух субъектов. Прямоугольники обозначают то, что у субъектов происходит мыслительный труд. Часто такие прямоугольники называют «табло сознания». Взаимообратной стрелкой показано взаимоотношение между субъектами деятельности – взаимодействие.

 

Этапы построения схемы. Варианты схематизации.

Рис. 27. Схема схематизации (представлена в сокращении)

 

Схематизация в данном варианте происходит при выполнении шести процедур. Действия, входящие в данные процедуры, на схеме обозначены цифрами.

1. Сбор материала для будущей схемы.

2. Выявление значимых частей. Осуществляется разъедине­ние частей, которые обладают некоторой целостностью.

3. Реальное разъединение значимых частей.

4. Выделение значимых частей. Выделяются некоторые критерии значимости, по которым одни части рассматриваются как значимые, а другие — как незначимые.

5. Если схематизатора устраивают выделенные им значимые части, то происходит синтезирование этих частей.

6. Появление конструкции схемы.

Строить схемы также возможно с использованием приёмов исключения и обобщения. В этом случае нужно «сжать» текст, иначе говоря, не сокращая мысли, сократить её запись. Смысл приёма исключения состоит в том, что при анализе текста ис­ключаются подробности, несущественные детали, авторские по­яснения. Материал делится на основной, который должен прочно зафиксироваться в долговременной памяти, и второстепенный, без которого можно обойтись.

Приём обобщения заключается в обобщении нескольких од­нородных фактов. Для этого сначала нужно их обнаружить, затем вычленить в них нечто общее, а после этого переформулировать мысль своими словами и для построения схемы обозначить условными знаками.

Когда схема оформляется, нужно сделать акцент на основ­ных смысловых элементах, не упустить нужные, раскрывающие главную мысль детали, а также показать действия и переходы, свя­зи и взаимосвязи между элементами.

Остановимся теперь на конструкции схемы: из каких эле­ментов она может и должна состоять.

Элементы схем

· Для обозначения предметов и позиций используются раз­личные геометрические фигуры.

· Присутствуют знаки, которые показывают действия, пере­ходы, процессы (например, стрелки), а также рамки, которые задают количественную и порядковую определённость и обозначают места.

· Могут использоваться линии связи, которые объединяют графические элементы и отражают взаимосвязи между предметами и позициями.

· Допустимы цифровые, буквенные и словесные обозначения.

Принципы представления текстовой информации

· принцип лаконичности — графические средства должны содержать лишь те элементы, которые необходимы для сообщения существенной информации;

· принцип акцента на основных смысловых элементах — вы­деление цветом, размером и др.;

· принцип автономности — чёткое ограничение каждой части информации;

· принцип структурности — центральные части должны занимать узловое положение;

· принцип стадийности (этапности) — последовательное изображение информации.

Данные принципы легли в основу правил конструирования схем.

Правила конструирования схем

· Схема должна состоять из тех элементов, которые отража­ют важную, существенную информацию об объекте.

· Каждая часть информации должна иметь чёткое ограниче­ние, то есть для логически законченных содержательных частей текста должна быть построена отдельная схема.

· Схема должна быть динамична, то есть показывать процесс перехода из одного состояния в другое. При таком переходе объекты изображают рядом друг с другом — параллельно.

· Одинаковые по содержанию, но имеющие разные качества предметы и объекты изображают разными условными обозначениями.

Схемы могут выполняться без учёта масштаба и действи­тельного пространственного расположения составных частей объекта.

Усвоив данные правила, можно начинать строить схемы и применять их на разных этапах обучения.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных