Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Формирование навыка схематизации




Для того чтобы схематизация превратилась в навык, надо при изучении каждого предмета на всех этапах обучения планировать труд со схемами.

Формирование и развитие способности к самообразованию у участников происходит четырьмя этапами.

Первый этап — это схема ориентировочной основы дейст­вий. Участники наблюдают и получают внешние ориентиры выпол­няемых действий, происходит понимание логики выполнения и возможности осуществления этих действий.

Второй этап — это формирование действий в материальном (или материализованном) виде. Участники воспроизводят образец, показанный ведущим, с опорой на внешние ориентиры, проговаривая всё, что делают.

Третий этап — это этап внешнеречевых действий (проговаривание). Все элементы действий представлены в форме внешней речи, действия проходят дальнейшее обобщение, но остаются ещё неавтоматизированными и несокращенными.

Четвертый этап — это формирование действий во внешней речи. «Происходит дальнейшее преобразование действий — постепенное сокращение внешней, звуковой стороны речи, основное же содержание речи переносится во внутренний план». Действия выполняются беззвучно и без прописывания (проговаривание «про себя»).

Пятый этап — это формирование действий во внутренней речи. На этом этапе действие совершается в скрытой речи.

Соотнесём вышеперечисленные этапы формирования умственных действий с формированием действий схематизации в условиях самообразования.

В этом случае на первое место выходит этап формирования мотивов. Участнику необходимо произвести целеполагание. Именно постановка цели позволяет участнику намечать пути её решения, выстраивая последовательность действий.

Затем ведущий демонстрирует образец схематизации на определённом предметном материале, при этом объясняет после­довательность совершаемых действий. Участник воспринимает образец построения схемы. На этом этапе происходит предвари­тельное ознакомление с формируемой деятельностью и входящи­ми в неё знаниями.

Далее следует этап выполнения практического способа дей­ствия. Участник воспроизводит действия по образцу, то есть пере­рисовывает схему и фиксирует в речи выполняемые процедуры.

На следующем этапе участник анализирует образец и выде­ляет систему действий не только со слов ведущего, но и на основе собственных мыслительных и практических операций.

Затем участник строит схему к другому предметному материа­лу и опять анализирует совершенные действия, то есть фиксиру­ет способ деятельности.

Упражнение в самостоятельном конструировании схем очень значимо. Если участник самостоятельно не воспроизвел практи­ческий способ действия по образцу, сначала в сходной ситуа­ции, а затем в новых условиях, то он не усвоил его.

Формирование способностей к схематизации должно обес­печиваться за счёт анализа способа деятельности, приведшей к пониманию и фиксации результата в виде некоторой необходи­мой последовательности действий. Схематизация, как прак­тика, требует анализа действий, способа использования схемы в ситуации жизни.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных