Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Предпосылки системного подхода к проблеме обучения технике академической гребли




Постоянное повышение уровня высших спортивных достижений и повсеместное омоложение большого спорта требует сокращения сроков первоначального обучения спортивной технике и повышения ее эффективности. Решить данную проблему старыми методами, без привлечения системного анализа и кибернетики чрезвычайно трудно. Без этого невозможно организовать подлинное управление обучением на любом уровне и в любой отрасли человеческой деятельности. Еще в 2005 году обращалось внимание на то, что... проблема заключается в том, чтобы на всех ступенях образования обучение было с хорошим управлением....

Однако, подход к организации управления процессом обучения должен быть творческим, учитывающим специфику педагогической отрасли. Это отмечал в том же 2005 году академик А.И. Берг:... правильный общий кибернетических подход к разработке проблем обучения, наметившийся у нас в 2005 году, не получил пока еще должного развития, в целом ряде работ стремление применить идеи и методы кибернетики к обучению реализуются или очень односторонне или просто ошибочно.

Рассмотрим подробнее принципы построения системы обучения на базе системного анализа и кибернетического подхода, особенности применения положений данных наук в педагогическом процессе вообще и в практике обучения спортивной технике в частности.

Из теории систем известно, что управление системой осуществимо при наличии следующих необходимых и достаточных условий:

1) Наличие детерминированности системы (существование причинно-следственных связей между элементами системы).

2) Динамичность системы.

3) Существование хотя бы одного параметра, воздействие на который приводит к изменению состояния системы.

4) Наличие усилительных свойств по отношению к управляемому параметру (система должна реагировать на сигнал).

Очевидно, что учебно-воспитательный процесс в спорте в широком смысле слова и более узкий его аспект - обучение технике гребли - детерминирован, так как в теории и методике физического воспитания сложилось общепринятое деление спортивной карьеры на этапы, которые характеризуются определенными параметрами физической и технической подготовленности. Не вызывает сомнений и динамичность системы тренер-спортсмен, так как постоянная тенденция к росту технической и физической подготовленности спортсмена обеспечивается постоянной эволюцией методов и средств воздействия на процесс обучения со стороны как тренера так и спортсмена /34, 80, 99/. Тренер воздействует на процесс обучения по широкому диапазону сенсорных каналов, формируя определенную двигательную структуру, а спортсмен безусловно реагирует на эти воздействия.

Таким образом, качественный анализ системы обучения спортивной технике показал, что данная система управляема. Рассмотрим теперь сущность процесса управления учением.

Как отмечалось в, эффективное управление процессом учения возможно при выполнении следующей системы требований:

1) указать цели управления;

2) установить исходное состояние управляемого процесса;

3) определить программу воздействий, предусматривающую основные переходные состояния процесса;

4) обеспечить получение информации по определенной системе параметров о состоянии управляемого процесса, то есть систематическую обратную связь;

5) обеспечить переработку информации, полученной по каналу обратной связи, с целью выработки корректирующих (регулирующих) воздействий и их реализации.

Применительно к процессу обучения реализация этих требований предполагает наличие трех специфических моделей:

1) целей обучения (для чего учить);

2) содержания обучения (чему учить);

3) процесса усвоения (как учить).

К этому необходимо добавить, что с точки зрения кибернетики в функции цепи обратной связи входит осуществление выше перечисленных требований в пунктах 4 и 5, то есть функциями цепи обратной связи в управляемом процессе обучения являются:

1) сбор сведений о состоянии управляемого объекта;

2) анализ этих сведений и выработка управляющих воздействий (рекомендаций);

3) передача управляющих педагогических воздействий на управляемый объект.

Спецификой же педагогического управления является то, что в цепи обратной связи находится преподаватель, в функции которого входит не только сообщение знаний, но и управление процессом усвоения этого знания. В процессе управления учением преподаватель, пользуясь данными о состоянии процесса учения, опираясь на знания психолого-педагогических наук, вырабатывает такие педагогические воздействия, которые должны быть адекватны процессу учения.

Исходя из вышеперечисленных принципов и особенностей организации системы управляемого обучения мы и постараемся построить частную методику управляемого обучения технике академической гребли.

Цели и содержание процесса, управляемого обучения технике академической гребли






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных