Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Критерии и параметры оценки эффективности техники гребли




Рассмотрим более подробно вопрос об оптимальном динамическом стереотипе гребли, а именно, вопрос о выборе параметра, наиболее полно характеризующего динамический стереотип движений, и критериев оценки его оптимальности. В работах, посвященных оценке эффективности техники гребли, нет единого подхода к выявлению параметров, характеризующих ее эффективность. Это продиктовано, главным образом, чрезвычайно большим разнообразием инструментальных методик изучения биомеханики гребли, а также разным составом изучаемых факторов, оказывающих влияние на двигательную структуру гребца.

Действительно, на структуру движений гребца оказывают воздействие как внешние факторы (погода, инвентарь), так и внутренние (антропометрические и морфологические данные спортсмена), уровень индивидуальной технической подготовленности спортсмена и гармоничность командной гребли, уровень физической подготовленности. Бесспорно, что рассматривать эффективность техники гребли без учета взаимосвязи вышеперечисленных факторов нельзя, но это затрудняет, в свою очередь, оценку собственно индивидуального технического мастерства.

Наиболее часто в теории и методике академической гребли эффективность техники спортсмена оценивается величиной коэффициента полезного действия (КПД), которая представляет собой отношение полезной работы ко всей затраченной работе. Однако, ввиду иного состава измеряемых параметров двигательной структуры значения величины КПД вычисляются на основе данных о скоростях лодки и весел. Отношением средней скорости лодки на отрезке дистанции к работе на весле, произведенной на этом отрезке, определяется эффективность техники.

В то же время, изучая различные факторы, влияющие на эффективность техники гребли, исследователи уделяли недостаточное внимание вопросу о взаимосвязи и соотношении потерь в работе гребца в лодке по различным каналам. В результате этого могло сложиться ложное мнение о противоречивости в методах оценки оптимальности двигательной структуры гребца, о несопоставимости величины общей механической работы, производимой гребцом на весле и работы, требующейся для преодоления сопротивления воды. Так Р.Гердес пишет: Если все же, при самом приблизительном расчете, принять во внимание, что, например, в восьмерке при отдаче лопастей, равной 8 х 30 = 240 кГ, лишь 40 кГс приходится на сопротивление воды, то остается только удивляться, что до сих пор никто не попытался выяснить, откуда берутся остальные 200 кГ, и что с ними происходит. Итак, куда же исчезают остальные 200 кГс? Сразу оговоримся, что Р.Гердес говорит об импульсе силы на весле, но, при определенных допущениях, можно считать потери в работе на весле пропорциональными потерям импульса силы.

Обратимся к рисунку 1.1, где схематично изображены каналы потерь в работе, соверпаемой гребцом в лодке. Состав весельного движителя академической лодки - гребец-весельный привод - определяет двоякий характер потерь: физиологический и механический. Вся полезная работа затрачивается на преодоление сопротивления воды и воздуха (последним, в большинстве случаев, можно пренебречь).

Рис. 1.1 Энергетическая структура движений при гребле

 

1 - физиологические затраты гребца;

2 - потери,обусловленные антропометрическими данными гребца;

3 - потери,обусловленные геометрией весельной передачи;

4 - потери,обусловленные видш пространственного динамического

стереотипа гребца (фордой кривой работы);

5 - гидродинамические потери на лопасти весла;

6 - потери,обусловленные неравномерностью хода лодки в цикле

гребка.

1 канал - потери, обусловленные эффективностью физиологических процессов в организме спортсмена, то есть, в конечном счете, его наследственностью и уровнем физической подготовленности.

2 канал - потери от разложения усилия, прикладываемого гребцом к рукоятке весла, обусловленные антропометрическими

данными спортсмена и геометрией весельной передачи, то есть конструкцией лодки и ее настройкой.

3 канал - потери от разложения нормальной составляющей усилия, прикладываемого гребцом к рукоятке весла на перпендикулярную курсу лодки (бесполезную) и параллельную курсу лодки (движущую) составляющие. Они (потери) обусловлены геометрией весельной передачи.

4 канал - потери, обусловленные эффективностью индивидуальной формы кривой работы гребца, то есть ЦЦС движений, сформированным в процессе технического обучения. Устранить этот вид потерь совершенно нельзя, но можно его уменьшить, оптимизировав ДЦС

5 канал - гидродинамические потери на лопасти весла, обусловленные процессами вихре, брызго-, волнообразования в воде, сообщением массам воды продольных вызванных скоростей. Данные потери в наибольшей степени определяются конструктивными параметрами лопасти весла и техникой выполнения захвата.

6 канал - потери из-за неравномерности хода лодки в цикле гребка, происходящей из-за перемещения гребца в лодке. Их можно несколько уменьшить в процессе технического обучения (в основном, оптимизировав ритм гребли), но совершенно избежать нельзя.

Все исследования, посвященные оценке эффективности техники гребли рассматривают один или несколько видов потерь, указанных выше. Таквеличина общей механической эффективности, Е, используемая для комплексной оценки оптимальности распределения работы по каналам 1-6, определяется как отношение механической работы, затраченной на весле, к общим затратам энергии спортсмена, определяемым методом непрямой калориметрии. Согласно приведенным данным, Е = 0,18 - 0,24 при темпе гребли 20-36 гребков в минуту, определяется эффективность распределения работы по второму каналу. Численные значения КПД не приводятся, однако, на основе приведенных автором данных, можно считать его ориентировочно равным 0,7. Оценивается эффективность весельной передачи (третий канал потерь). Однако, значение величины КПД вычислено ориентировочно, и, как справедливо указано, в данной работе ошибочно принималось в расчет перемещение весла относительно берега, а не лодки; в результате этого значение величины КПД получилось существенно заниженным - 0,25 (вместо ожидаемого, примерно, 0,5).

Таким образом, из приведенных выше данных можно судить о том, что эффективность динамического пространственного стереотипа, являющегося ориентировочной основой действия в системе обучения технике гребли, оценивается в комплексе с прочими компонентами технического мастерства спортсменов. Возможность оценки эффективности пространственного динамического стереотипа движений в отдельности представляет формула для расчета эффективности весельного движителя, при условии введения в нее дополнительных поправок, учитывающих форму зависимости усилия на весле от угла поворота весла.

Относительно значения величины обобщенного механического КПД, исходя из приведенных данных, можно заключить, что оно будет колебаться около 0,5. Значит уже не 240 кГс, а 120 кГс расходуется собственно на продвижение лодки. Но и это еще не все: надо учесть, что значения буксировочного сопротивления, приведенные в /28/ - 40 кГс - надо увеличить (так как они получены без учета перемещения гребца в лодке, неизбежно приводящих к возникновению ускорений лодки, особенно при смене фаз гребного цикла). Дело в том, что гребец должен затормозить свою массу в конце фазы проводки за довольно короткий промежуток времени (несколько десятых долей секунды), минимально осаживая при этом лодку. Силы инерции, по мнению профессора А.М.Шведова, возникающие при переходе от фазы подъезда к фазе проводки, при определенной скорости гребца могут быть больше величины сил, требующихся для работы веслом в воде /148/. Последний вопрос пока еще недостаточно изучен, однако, ряд авторов высказывает мнение, что оптимизировав динамический стереотип гребли, можно оптимизировать и темпо-ритмовую структуру движений, а значит и повысить эффективность использования инерционных сил.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных