Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ГРАФИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПИКТОГРАММЫ




 

Расположение рисунка на листе

Пиктограммы на листе могут располагаться как упорядоченным, так и беспорядочным образом. Считается, что существует связь между упорядоченностью расположения рисунков и личностной организованностью, организованностью мышления, преобладанием рационального над эмоциональным. На символическом уровне для испытуемого лист бумаги представляет как бы его жизненное пространство, и очень важно обращать внимание на то, как он им распоряжается. Иногда лист расчеркивается на клетки, в которых йотом выполняются рисунки. Подобные манипулирования дополнительного структурирования пространства позволяют создать более жесткие опоры, снижающие неопределенность.

Аккуратное расположение рисунков в заранее подготовленных ячейках или их цифровое обозначение типично для людей эпилетоидного склада, ориентированных на программирование собственных действий, на организованность, аккуратность, обязательность, педантичность характера.

Выполнение отдельных пиктограмм каждый раз на новом листе характерно для людей самораспространяющихся, склонных к приписыванию себе дополнительной значимость и не умеющих использовать все возможность, которые предоставляет им жизнь.

Расположение рисунков в верхней части листа характерно для людей с большим уровнем психической энергии, стремящихся к самоутверждению, и, напротив, их расположение в нижней части листа отражает низкий уровень психической энергии, неуверенность, ощущение слабости, боязливость.

Иными словами, все закономерности расположения рисунка на листе остаются в силе.

 

Размерность рисунков.

Размер рисунка рассматривается независимо от размера листа, средним считается размер 4-5 см по большей стороне рисунка. Такие рисунки характерны для людей уравновешенных и спокойных.

Большой размер 6-15 см чаще встречается у людей с высокой самооценкой, уверенных в себе, настойчивых и жизнерадостных.

Если рисунок более 15 см,, то он считается очень большим и характеризует его исполнителя как обладателя агрессивного, взрывчатого характера, стремящегося к самораспределению. Такая демонстрация самоуверенности может проявляться как защитный механизм по типу гиперкомплексации.

Рисунок менее 4 см" считается маленьким и встречается у людей со сниженным настроением, переживающих состояние подавленности или имеющих низкую и неустойчивую самооценку.

Микрорисунки (менее 1 см) очень часто являются признаками патологии или встречаются у людей с серьезными психическими заболеваниями.

Иногда испытуемый рисует пиктограммы разного размера. «Равномерность» размера рисунка является показателем уравновешенного состояния, «разноразмерные» рисунки появляются либо по причинам психологической неуравновешенности, либо с тем, что некоторые слова-символы имеют особое личностное значение.

Линии выполнения рисунка, сила нажима на карандаш, стирание, зачеркивание и другие характеристики имеют важное значение для интерпретации. Анализ этих показателей проводится в соответствии с теми закономерностями, которые обсуждались выше.

При анализе пиктограмм особое внимание следует уделить деталям изображения. Все выделенные, выделяющиеся и необычные детали должжны быть рассмотрены в связи с их смыслом, который задает объяснениями сим испытуемый. Очень важно их воспринимать и «прочитывать» как личностные проекции. Выяснение смыслового значения, таких «нежданных», «нетипичных» деталей может дать большой диагностический материал.

Однотипные и повторяющиеся детали рисунков, идентичные или очень схожие по форме, способу изображения, а также по смысловому содержанию чаще всего встречаются у людей ригидных, склонных к резонерству и подчинительству. Повторяемость изображений и графических элементов рисунков также имеет место у людей, легко утомляющихся, ослабленных и склонных к замедленному мышлению.

 

Использование символов.

 

Методика пиктограммы, стимулирующая свободный выбор образа для запоминания, является проективной и позволяет исследовать личностные особенности человека, особенности его психического состояния, характер интересов, замыслов, опасений и проблем.

Особенно информативными являются образы, используемые для запоминания эмоционально насыщенных слов. Они являются «автобиографическими» и проливающими свет на экзистенциальную ситуацию испытуемого.

Нередко, однако, в пиктограмме обнаруживаются и противоположные тенденции, полное отсутствие образов, выбор «литературных» или «холодных» нейтральных образов.

Под «холодными образами» понимаются такие, которые несмотря на адекватность по содержанию, оказываются слишком далекими от личных переживаний человека и никак не раскрывают его собственных помыслов или эмоциональных отношений. Данная тенденция может обнаруживаться у испытуемых несколько отгороженных, замкнутых, не»включенных» в ситуацию тестирования или активно «защищающихся» от экспериментатора.

Образы, используемые в пиктограмма могут быть весьма разнообразными. Проиллюстрируем это на некоторых примерах.

Наиболее часто для запоминания понятия «Болезнь» используется изображение градусника, таблеток, человека, лежащего в кровати, человека с перевязанным горлом, образ постели, пузырек с лекарством. В ряде случаев тяжелая болезнь изображается с помощью абстрактного графика - кривой температуры.

В ряде случаев при интерпретации рисунков по этой проблематике целесообразно использовать «язык» органов, открытый в психологической медицине.

Сомнение изображается наиболее часто посредством абстрактного символа вопроса или рисунка человека, находящегося в позе сомнения.

Типичными рисунками на тему «Разлука» являются уезжающий транспорт, стрелки, дорога, уходящая в даль, прощальный жест рукой, иногда абстрактное изображение распадается на элементы.

Следует обращать внимание на степень детализации или абстрактности изображения, которые указывают либо на внимание к проблеме, либо на работу «сопротивления».

У здоровых испытуемых образы, воплощенные в рисунки адекватны содержанию понятий и в меру обобщены. Они подбираются довольно быстро, а также просто и лаконично объясняются.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных